Испытательный срок на государственной гражданской службе и в муниципальных органах

Важный материал в статье на тему: "Испытательный срок на государственной гражданской службе и в муниципальных органах". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

  • Для гражданина, впервые поступающего на гражданскую службу, в обязательном порядке устанавливается испытательный срок

    Установлено, что условие об испытании при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, предусматривается в контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы продолжительностью от 1 месяца до 1 года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

    Определены случаи, при которых испытание может устанавливаться на определенный срок. В частности, при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу РФ, — на срок от 1 до 6 месяцев.

    Уточнены случаи, при которых испытание не устанавливается. Предусмотрено, что испытание не устанавливается, в том числе для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу.

    При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за 3 дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

    Ранее предусматривалось, что испытание гражданского служащего может быть установлено на срок от 3 месяцев до 1 года. При этом отсутствие условия об испытании в акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте означало, что гражданский служащий принят без него.

    Испытательный срок на государственной гражданской службе и в муниципальных органах

    Российские работодатели имеют право устанавливать соискателям при приеме на работу испытательный срок, однако его правовое регулирование при поступлении на государственную гражданскую службу может отличаться от общих нормативов, предусмотренных трудовым законодательством. Поэтому каждому соискателю, сотруднику кадрового отдела госслужбы и руководителю следует ознакомиться с тем, как устанавливается испытательный срок государственного гражданского служащего. Также, особые нормативы могут предполагаться и в отношении испытательного срока на муниципальной службе.

    Испытательный срок для госслужащих

    В Российской Федерации регулирование сферы трудовых взаимоотношений обеспечивается государством в большинстве аспектов трудовой деятельности. В том числе нормативы трудового законодательства рассматривают и такое понятие, как испытательный срок. Однако Трудовой кодекс устанавливает лишь общие нормативы, параллельно действуют и другие нормативно-правовые акты. В частности, испытательный срок для госслужащих имеет отличные механизмы правового регулирования по сравнению с лицами, работающими вне государственной сферы. Данный вопрос регламентирует:

    • Ст.57 ТК РФ требует в обязательном порядке фиксировать сведения о наличии испытательного срока государственного гражданского служащего, а также время его продолжительности.
    • Ст.70 ТК РФ устанавливает основные принципы правового регулирования испытательного срока в общих случаях, а также ограничения по возможности его применения к некоторым категориям трудящихся.
    • Ст.71 ТК РФ регламентирует порядок определения прохождения соискателем испытания и иные аспекты, связанные с возможным увольнением сотрудника во время этого периода.
    • ФЗ №79 от 27.07.2004 обеспечивает правовое регулирование непосредственно государственной службы и особенности работы на ней в различных аспектах, в том числе и касательно установления испытательного срока.

    Непосредственно нормативы иных Федеральных законов могут влиять на трудовые взаимоотношения только в тех случаях, когда это прямо допускается текстом Трудового кодекса. В случае с продолжительностью испытательного срока — такое указание в тексте ст.70 ТК РФ присутствует.

    Как устанавливается испытательный срок на государственной гражданской службе

    Несмотря на то, что большинство аспектов трудового права в полной мере распространяется на государственных служащих, есть несколько существенных аспектов, которые необходимо учитывать именно при поступлении на работу в государственные организации. К таковым нюансам следует относить:

    • Продолжительность испытательного срока. Когда в обычных трудовых взаимоотношениях длительность испытания при приеме на работу составляет не более 3 месяцев, в отношении госслужащих испытательный срок может продолжаться строго от одного месяца до года в общих случаях, и до шести месяцев — при условии работы на государственной службе ранее или при переводе из иных государственных органов.
    • Порядок вступления в чин. На время исполнения обязанностей во время испытательного срока, государственный гражданский служащий не считается вступившим в соответствующий классный чин — он присваивается ему лишь по окончании испытательного срока.
    • Испытание оценивается более строго. Закон о государственной службе регламентирует полноценное вступление в должность и устанавливает определенные требования к аттестационной комиссии, которая принимает решение о прохождении испытания.
    • К государственным служащим предусматриваются более строгие требования. В частности, поступки, за которых госслужащий может быть уволен или признан не прошедшим испытательный срок, включает в себя более широкий перечень действий, чем при обычном трудоустройстве.

    В остальных аспектах, испытательный срок при приеме на государственную службу регламентируется так же, как и при трудоустройстве в негосударственной сфере деятельности, предполагая следующие основные принципы правового регулирования:

    По истечении испытательного срока служащий считается прошедшим его успешно.

    Испытательный срок на госслужбе не включает в себя периодов временной нетрудоспособности и иные временные промежутки, когда работник не исполнял свои должностные обязанности.

    Если в контракте нет упоминания о наличии испытательного срока, то вне зависимости от обстоятельств, считается что этот срок отсутствует — и он не может быть назначен впоследствии после подписания документов.

    Испытательный срок на муниципальной службе не имеет каких-либо особенностей, отраженных в отдельном законе о ней. Однако на муниципальных служащих в полной мере распространяются кадровые нормативы законодательства о государственной службе, в том числе и в вопросах применения испытательного срока.

    Ограничения по применению испытательного срока на госслужбе

    Законодательство в Трудовом кодексе строго регламентирует перечень особых категорий трудящихся, в отношении которых установление испытательного срока запрещено. Данные ограничения в полной мере относятся и к государственной службе. Так, запрещено устанавливать испытательный срок для государственного гражданского служащего, если он относится к одной из следующих категорий:

    Читайте так же:  Наказание за оскорбление личности по статье

    • Молодой специалист. Для лиц, окончивших профессиональное техническое или высшее учебное заведение в течение года перед поступлением на службу испытательный срок не назначается.
    • Учащийся образовательных заведений по договору о целевом обучении. Если соискатель получал образование за счет государства с обязательным прохождением гражданской службы, он не может быть направлен на испытание.
    • Беременная женщина или имеющая детей возрастом до 1,5 лет. Эта категорий работников не может быть направлена на испытание в принципе.
    • Выборная должность. Если служащий был избран на конкретную должность, он вступает в неё без испытательного срока.

    Все вышеозначенные категории работников имеют полное право не проходить испытательный срок, вне зависимости от каких-либо иных обстоятельств и требований фактического работодателя.

    Правкомиссия одобрила законопроект о порядке установления испытательного срока при поступлении на госслужбу

    Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 24, 27 и 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», направленные на расширение практики использования испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы.

    Законопроектом предлагается установить, что при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на госслужбу, предусматривается условие об испытании государственного гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности продолжительностью от одного месяца до одного года.

    Также проектом федерального закона уточняются случаи, при которых испытание при назначении на должность может устанавливаться по усмотрению представителя нанимателя. В частности, указанная норма распространяется на должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется президентом или Правительством РФ.

    [2]

    Кроме этого, законопроектом определены случаи, при которых испытание не устанавливается. Так, испытание не устанавливается в отношении граждан, получивших среднее профобразование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу, для государственных гражданских служащих, назначенных на должности в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа. Испытание также не устанавливается для граждан и государственных гражданских служащих, для которых в соответствии с законодательством РФ предусмотрены гарантии по сохранению места работы, сообщает правительственная пресс-служба.

    Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства.

    Министр Максим Топилин: Испытательный срок станет обязательным условием для впервые поступающих на госслужбу граждан

    Об этом глава Министерства труда и социальной защиты РФ заявил по итогам заседания Правительства РФ, на котором был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подготовленный Минтрудом России.

    По словам Максима Топилина, законопроект направлен на расширение практики использования испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы.

    «В документе устанавливается положение об обязательном назначении испытания при заключении служебного контракта с гражданами Российской Федерации, впервые поступающими на гражданскую службу», — рассказал Министр.

    Также в законопроекте уточняется исчерпывающий перечень случаев, при которых гражданам, впервые назначаемым на должность гражданской службы, и государственным гражданским служащим испытание не устанавливается. К таким лицам относятся:

    • граждане, заключившие договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы;
    • служащие, назначенные на новую должность в связи с сокращением должностей или упразднением государственного органа;
    • беременные женщины или женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет.

    «В сочетании с другими кадровыми технологиями законопроект позволит более эффективно проводить на практике оценку квалификации впервые принятых сотрудников, а также будет способствовать обеспечению их адаптации к условиям гражданской службы», — отметил Максим Топилин.

    Этапы прохождения службы: испытательный срок, аттестация, перемещение по должности, присвоение квалификационных разрядов, основания прекращения муниципальной службы

    (1)Основания и порядок поступления намуниципальную службу определяются_______________

    Условия поступления на муниципальную службу:

    1) гражданство; граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, не допускается установление при поступлении на службу ограничений, связанных с полом, расой, национальностью, вероисповеданием.

    2) владение государственным языком.

    3) достижение 18-летнего возраста.

    4) соответствие квалификационным требованиям, предъявленных к замещению должности.

    5) стаж работы не менее 5 лет.

    6) наличие высшего или среднего специального образования.

    1) лишение права занимать муниципальную должность на определенный срок по решению суда.

    2) наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий.

    3) отказ от оформления допуска к сведениям, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

    4) наличие близкого родства или свойства с муниципальными служащими, если они находятся в подчинении.

    5) признание судом недееспособным.

    При поступлении на муниципальную службу гражданин должен предоставить следующие документы: личное заявление; документы, удостоверяющие личность; трудовая книжка; документ, подтверждающий профессиональное образование, справка об имущественном положении; справка о здоровье.

    В настоящее время в законодательстве закрепляются следующие способы замещения муниципальных должностей:

    1) назначение: осуществляется вышестоящим должностным лицом или руководителем, оформляется соответствующим юридическим актом (распоряжением – если глава муниципального образования или приказом – остальные должностные лица).

    2) конкурс – замещение должности в порядке делового соперничества специалистов на основе равных условий для всех претендентов: лиц, желающих участвовать в конкурсе не выдвигают, они сами подают заявление о своем участии. Конкурс объявляется в средствах массовой информации, заявления рассматривает конкурсная комиссия, которая вырабатывает рекомендации. Кандидатура обсуждается гласно, голосование тайное издается акт о зачислении на должности. С этими лицами заключается контракт или трудовой договор. При назначении – трудовой договор бессрочный; по конкурсу – 3-5 лет. После издания акта о зачислении на службу возникают муниципально-служебные отношения, субъектами которых является администрация (руководитель), с одной стороны, и муниципальный служащий, с другой стороны.

    1) испытательный срок, ст. 70 ФЗ говорит о том, что муниципальные служащие, поступившие на службу в порядке конкурсного отбора, не подвергаются испытательному сроку. Для впервые поступивших на муниципальную службу, а также для муниципальных служащих при переводе на должность другой группы или иного профиля назначается испытательный срок – ст. 17 ОЗ. Назначается испытательный срок для лиц, замещающих старшие и младшие должности, продолжительностью 1-3 месяца, а для лиц, занимающих высшие, главные и ведущие должности – 3-6 месяцев, возможно со стажировкой. В срок испытания не засчитывается период, когда муниципальный служащий отсутствовал на службе. При неудовлетворительном результате испытания муниципальный служащий будет уволен (для впервые поступивших) или ему предложена другая должность (в случае перевода); если он не согласен, то увольняют. Если испытательный срок истек, а муниципальный служащий продолжает службу, он считается выдержавшимся испытательный срок. Порядок и условия испытания устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципального образования в соответствии с текущим законодательством.

    Читайте так же:  Чем отличается служебная записка от докладной записки

    2) Аттестация. Она проводится в целях определения служебного соответствия служащих предъявляемых требований по должности. Аттестацию можно разделить на 2 вида:

    а) общие, проводятся через определенный промежуток времени как очередные мероприятия по работе с кадрами, аттестации подлежат муниципальные служащие категории «В».

    б) после непрохождения общей проводится персональная. В конкретные сроки список лиц, подлежащих аттестации, график проведения аттестации утверждается руководителем органа и доводится до сведения аттестуемых не позднее, чем за 2 месяца до проведения аттестации. В список для аттестации не могут быть включены: замещающие должность менее 1 года; достигшие предельного возраста(60 лет); беременные женщины; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; женщины, имеющие детей от 3 лет; лица, у которых не прошел год с момента повышения прохождения квалификации.

    Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, состоящей более, чем из 5 человек, в состав должны быть включены в обязательном порядке представитель администрации, представитель кадровой службы, представитель юридической службы, представители профсоюзной организации. Не позднее чем за месяц непосредственный начальник пишет отзыв на муниципального служащего, с которым имеет право ознакомиться служащий не менее чем ___.

    Аттестация проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. Аттестационная комиссия может принять одно из следующих решений:

    1) соответствует занимаемой должности;

    2) соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии;

    3) не соответствует занимаемой должности.

    Решение аттестационной комиссии носят рекомендательный характер, решение принимается главой.

    Перемещение по должности.

    Перемещение, как правило, допускается только с согласия служащего. Возможны различные варианты перемещения: — на равнозначную должность в другой службе, органе, ведомстве, в другую местность; — перемещение на нижестоящую должность.

    Условием для продвижения является качественное выполнение своих обязанностей, наличие вакантной должности. Квалификационные разряды (классные чины) присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципального служащего квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям.

    Муниципальным служащим, замещающим высшие должности, присваивается разряд – действительный муниципальный советник 1,2,3 класса. Муниципальные служащие, занимающие главные и ведущие должности – муниципальный советник 1,2,3 класса. Муниципальный служащий, занимающий старшие должности, советник муниципальной службы. Муниципальный служащий, занимающий младшие должности – референт муниципальной службы 1,2,3 класса.

    Основания прекращения муниципальной службы.

    Трудовой кодекс, ФЗ «Об основах…». Общие основания устанавливает трудовой кодекс, ст. 29 предусматривает условия расторжения срочного трудового договора, ст. 80 – расторжение трудового договора по инициативе работника, ст. 81 – расторжение по инициативе администрации.

    Основания по ст. 81: 1) сокращение штата; 2) несоответствие работника занимаемой должности; 3) неоднократное неисполнение работником без уважительных причин служебных обязанностей и если он уже имел дисциплинарное взыскание; 4) однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей: прогул (отсутствие на рабочем месте более 4 часов); появление в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического поведения.

    Основания прекращения (Закон «Об основах муниципальной службы»):

    1) достижение муниципальным служащим предельного возраста – 60 лет (ст. 20 ч.2 п.1). По решению органа местного самоуправления допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего;

    2) прекращение гражданства;

    3) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для муниципальных служащих ст. 11;

    4) разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну;

    5) выход на пенсию.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    В каких случаях на гражданской службе применяются положения статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

    Статьей 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предусматривается временное замещение иной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).

    В соответствии с частью 1 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

    Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Вместе с тем, указанные положения статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ на практике не применяются по следующей причине.

    В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

    Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы с гражданским служащим заключается служебный контракт.

    Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином Российской Федерации, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

    С учетом указанных положений статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя не вправе назначить гражданского служащего на должность гражданской службы и заключить служебный контракт без согласия гражданского служащего.

    В этой связи на практике применяются только положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ.

    В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

    Читайте так же:  Правила расчета и начисления алиментных выплат

    Гражданский служащий может быть назначен на необусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, если уровень его профессионального образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности или направлению подготовки соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

    При согласии гражданского служащего на временное назначение на другую должность гражданской службы с ним прекращается служебный контракт по ранее замещаемой должности гражданской службы, и он освобождается от этой должности.

    На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы на период временного отсутствия другого гражданского служащего с согласившимся на ее замещение гражданским служащим в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ заключается срочный служебный контракт.

    Срок срочного служебного контракта зависит от продолжительности отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

    Ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится вакантной и назначение гражданского служащего вновь на эту должность, если по истечении срока срочного служебного она будет вакантной, возможно в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ по результатам конкурса или в случаях, указанных в части 2 данной статьи – без конкурса.

    Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, и гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

    Учитывая изложенное, на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, на указанную должность в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ возможно назначение гражданина Российской Федерации или гражданского служащего, у которого истекает срок действия срочного служебного контракта.

    Положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ применяются, как правило, в случае нахождения гражданского служащего в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание.

    В случае нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, командировке, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, нормы части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ не применяются.

    При непродолжительном отсутствии гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, обязанности по этой должности исполняются другим гражданским служащим, в должностном регламенте которого предусмотрено замещение должности временно отсутствующего гражданского служащего.

    Если на должность временно отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание, не назначен гражданин Российской Федерации или другой гражданский служащий, то с согласия другого гражданского служащего представителем нанимателя на него может быть возложено исполнение обязанностей по должности гражданской службы временно отсутствующего гражданского служащего без освобождения от исполнения обязанностей по замещаемой данным гражданским служащим должности гражданской службы. В данном случае издается соответствующий приказ государственного органа, в котором представителем нанимателя может устанавливаться выплата за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего гражданского служащего.

    Испытательный срок на госслужбе: увольнение на испытательном сроке с госслужбы

    В данной статье мы рассмотрим испытательный срок на госслужбе. Узнаем, в каких случаях устанавливается испытательный срок. Разберемся, когда не устанавливается испытательный срок. Поговорим о типичных ошибках.

    В большинстве случаев назначение на госслужбу происходит на основании прохождения конкурса, однако его итоги не гарантируют претенденту на должность принятие его на службу. По завершении отбора кандидат должен также успешно пройти испытательный срок, а затем – аттестацию. За экзаменом последует повышение квалификации и переподготовка.

    Во время проверки новоприбывшего может выясниться, что кандидат не удовлетворяет каким-либо требованиям или не обладает достаточными профессиональными навыками для того, чтобы занять желаемую должность. В таком случае он будет уволен с госслужбы. Госслужащий может также принять самостоятельное решение уволиться еще до окончания испытаний.

    В каких случаях устанавливается испытательный срок на госслужбе

    При поступлении на госслужбу с гражданином заключают контракт. В тексте самого контракта и в акте о назначении его на какую-либо должность прописывается пункт об обязательном прохождении испытательного срока, в ходе которого будет определено соответствие занимаемой должности. На протяжении всего испытания руководитель будет обращать внимание на уровень профподготовки и деловые качества нанятого служащего. Читайте также статью: → “Считаем страховой стаж для больничного листа: пример расчета”

    На фото представлен служебный контракт

    Если в контракте не было пункта о прохождении испытаний, служащий признается принятым на работу без каких-либо условий, и уволить его за несоответствие занимаемой должности будет нельзя.

    Назначить испытательный срок руководитель имеет право в нижеуказанных случаях:

    • кандидат был нанят переводом из другой госструктуры (испытательный срок для него назначается от 1 до 6 месяцев);
    • кандидат принимается на гражданскую службу, заступление на которую и освобождение от которой может происходить исключительно по указу Президента или властей (длительность испытания для такой службы может варьироваться от 1 месяца до 1 года);
    • претендент на должность ранее уже проходил такую службу (продолжительность проверки – 1-6 месяцев);
    • в других ситуациях, когда законом не запрещено устанавливать испытательный срок.

    Во время прохождения испытания госслужащий обладает правами и обязательствами, утвержденными действующим законодательством.

    Бывает так, что во время прохождения проверки сотрудник заболел или не появлялся на рабочем месте по уважительным причинам, доказать существование которых он может документально. Такие дни не засчитываются в общем сроке проверки, и испытательный срок должен быть продлен ровно на такое количество дней, сколько сотрудник фактически не присутствовал на рабочем месте и не исполнял должностные обязательства.

    Когда не устанавливается испытательный срок на госслужбе

    В перечисленных ниже случаях испытательный срок не может быть назначен:

    • для госслужащих, которым на законодательном уровне дана гарантия сохранения рабочего места (матери, на попечении которых имеется ребенок до полутора лет, беременные);
    • новоприбывшие с соответствующими условиям работы квалификацией и опытом, которые получили место благодаря сокращению предыдущей должности;
    • лица, окончившие среднее специальное или высшее учебное заведение по подготовке к государственной службе;
    • служащие, претендующие на временное замещение руководящей или второстепенной должности.
    Читайте так же:  Может ли аванс быть больше зарплаты
    ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

    Оценка успешности прохождения испытательного срока на госслужбе

    Оценка кандидата начинается с прямой оценки его деятельности непосредственным руководителем. По завершении испытаний он должен составить свое заключение, оформив его в письменной форме. Читайте также статью: → “Максимальный испытательный срок при срочном договоре”

    Оценивает служащего также спец. комиссия, она решает, достоин ли он присвоения классного чина, и достаточно ли у него профессиональных качеств и навыков. Во время аттестации госслужащий отвечает на различные вопросы относительно несения службы. Члены комиссии являются действующими гражданскими служащими, избранными благодаря своим знаниям и опыту, достаточным для определения пригодности кандидата на должность.

    Комиссия выносит решение не в пользу кандидата и отказывает ему в дальнейшем несении службы на данной должности, если:

    • он нарушал нормы законодательства;
    • во время нахождения на руководящей должности им была допущена порча гос. Имущества;
    • за ним было замечено нарушение трудовой дисциплины;
    • новоприбывший нарушил другие нормы из перечня текста Федерального закона No 79-ФЗ.

    Если служащий уверен, что он готов к несению службы на должности, которую он хотел бы занимать, и что решение комиссии не основано на законе, он вправе подать жалобу в суд и отстаивать свои права в судебном порядке.

    Увольнение с госслужбы на испытательном сроке

    Поступившего на службу гражданина могут уволить и тогда, когда проверка его навыков еще не закончена. Причиной тому станет тот факт, что его прямой начальник обнаружит, что служащий не справляется с поставленными перед ним задачами, не соответствует занимаемой в данный момент должности. Об увольнении его обязаны предупредить заранее – за 3 дня до освобождения от несения службы, в письменной форме. Официальная бумага должна содержать сведения о причине увольнения вновь прибывшего. В случае, когда сотрудник не солидарен с решением начальства и считает, что справляется с работой, он может подать исковое заявление в суд.

    Если до того, как служащий был назначен на новую должность, он уже занимал другую государственную должность, его можно восстановить на прежних условиях даже в случае неудовлетворительного прохождения испытательного срока на новом месте.

    Государственный служащий вправе самостоятельно решить покинуть службу еще до окончания испытания, предупредив об этом начальство за 3 дня до ухода. Когда проверка закончена, а служащий продолжает нести службу, это является сигналом того, что испытание он прошел и доказал факт соответствия занимаемой должности. Читайте также статью: → “Совмещение на время больничного”

    В случае удовлетворительного прохождения испытательного срока и успешной сдачи квалификационного экзамена гражданскому служащему должен быть присвоен классный чин, который помимо прочего дает право на соответствующую ежемесячную надбавку к зарплате.

    Законодательные акты по теме

    В таблице рассмотрены законодательные акты по теме:

    ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

    Об испытательном сроке на государственной службе

    [3]

    ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ

    Причины, по которым служащий может быть признан негодным к несению госслужбы на занимаемой должности

    Типичные ошибки

    Ошибка № 1: Увольнение госслужащего по причине неудовлетворительного прохождения испытательного срока в случае, когда в трудовом договоре нет указания на назначение испытательного срока.

    Комментарий: Когда в трудовом контракте не содержится сведений об установлении испытательного срока, уволить сотрудника за профнепригодность нельзя – кандидат на вакантную должность автоматически признается принятым на службу без необходимости проходить испытания.

    Ошибка № 2: Установление испытательного срока на государственной службе для беременной.

    Комментарий: Беременные должны быть приняты на службу без предварительных испытаний, так как они относятся к категории служащих, для которых не устанавливаются проверки на профпригодность.

    Ошибка № 3: Установление испытательного срока для госслужащего продолжительностью в 2 года.

    Комментарий: Испытательный срок, направленный на выяснение профессиональных и деловых качеств госслужащего, может быть назначен на срок от 3 месяцев до 1 года.

    Ошибка № 4: Госслужащий, не имевший звания на начало прохождения испытательного срока на государственной службе, по окончании проверки так и не получил звания.

    Комментарий: В случаях, когда служащий, не имевший звания до прохождения испытательного срока, получил удовлетворительную оценку своей пригодности к несению службы и был нанят, ему должно быть присвоено звание.

    Ответы на распространенные вопросы

    Вопрос № 1: Как государственный служащий может понять, что он прошел проверку и получил удовлетворительную оценку своим профессиональным качествам?

    Ответ: Непосредственную оценку пригодности для службы на претендуемой должности дает руководитель госслужащего, он обязан оформить свое заключение в письменной форме по окончании испытательного срока кандидата. Профессиональные и деловые качества госслужащего оцениваются специально организованной комиссией, делающей выводы о соответствии претендента желаемой должности и присваивающей классный чин. Успешное прохождение аттестации предполагает знание ответов на задаваемые комиссией вопросы относительно работы на госслужбе.

    Вопрос № 2: Что делать, если госслужащий не согласен с решением руководителя и комиссии о его непригодности для должности, которую он хотел бы занимать?

    Ответ: Если кандидат уверен в успешном прохождении испытательного срока и в своей пригодности для того, чтобы занять желаемую должность, он вправе обжаловать решение комиссии в суде. Возможно, он сможет доказать свою правоту, и для него будет назначена переаттестация.

    Вопрос № 3: Как выбираются члены аттестационной комиссии, оценивающей профессиональные качества государственного служащего?

    Ответ: Стать членом аттестационной комиссии могут только действующие сотрудники государственной службы, обладающие необходимым опытом и способные дать объективную оценку пригодности претендента для исполнения им должностных обязанностей.

    В каких случаях на гражданской службе применяются положения статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?

    Статьей 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предусматривается временное замещение иной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).

    В соответствии с частью 1 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

    Читайте так же:  Как поменять снилс после замужества

    Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

    Вместе с тем, указанные положения статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ на практике не применяются по следующей причине.

    В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

    Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы с гражданским служащим заключается служебный контракт.

    Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином Российской Федерации, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

    С учетом указанных положений статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя не вправе назначить гражданского служащего на должность гражданской службы и заключить служебный контракт без согласия гражданского служащего.

    [1]

    В этой связи на практике применяются только положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ.

    В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

    Гражданский служащий может быть назначен на необусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, если уровень его профессионального образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности или направлению подготовки соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

    При согласии гражданского служащего на временное назначение на другую должность гражданской службы с ним прекращается служебный контракт по ранее замещаемой должности гражданской службы, и он освобождается от этой должности.

    На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы на период временного отсутствия другого гражданского служащего с согласившимся на ее замещение гражданским служащим в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ заключается срочный служебный контракт.

    Срок срочного служебного контракта зависит от продолжительности отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

    Ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится вакантной и назначение гражданского служащего вновь на эту должность, если по истечении срока срочного служебного она будет вакантной, возможно в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ по результатам конкурса или в случаях, указанных в части 2 данной статьи – без конкурса.

    Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, и гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

    Учитывая изложенное, на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, на указанную должность в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ возможно назначение гражданина Российской Федерации или гражданского служащего, у которого истекает срок действия срочного служебного контракта.

    Положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ применяются, как правило, в случае нахождения гражданского служащего в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание.

    В случае нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, командировке, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, нормы части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ не применяются.

    При непродолжительном отсутствии гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, обязанности по этой должности исполняются другим гражданским служащим, в должностном регламенте которого предусмотрено замещение должности временно отсутствующего гражданского служащего.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Если на должность временно отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание, не назначен гражданин Российской Федерации или другой гражданский служащий, то с согласия другого гражданского служащего представителем нанимателя на него может быть возложено исполнение обязанностей по должности гражданской службы временно отсутствующего гражданского служащего без освобождения от исполнения обязанностей по замещаемой данным гражданским служащим должности гражданской службы. В данном случае издается соответствующий приказ государственного органа, в котором представителем нанимателя может устанавливаться выплата за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего гражданского служащего.

    Источники


    1. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.

    2. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.

    3. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
    4. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
    Испытательный срок на государственной гражданской службе и в муниципальных органах
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here