Содержание
Осмотр транспортного средства
Несмотря на то, что осмотр и досмотр, созвучные слова, на деле это два разных понятия и инспектора ДПС должны проводить абсолютно разные действия, чего чаще всего не происходит. В результате чего, сотрудники ДПС превышают свои должностные полномочия и нарушают, тем самым, законные права водителей. Ниже мы рассмотрим различия этих двух понятий, которые помогут водителям сохранять свои права не нарушенными.
Осмотр — это исключительно осмотр автомобиля, проводимый с целью совершения регистрационных действий или технический осмотр, являющийся обязательным для всех транспортных средств, а под досмотром понимается фактическая проверка содержимого транспортного средства. Простыми словами осмотр – это когда инспектор просто посмотрел на машину или заглянул в салон через окно.
Основаниями для осмотра транспортного средства и груза, являются:
- ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;
- необходимость проведения сверки маркировочных обозначений транспортного средства с записями в регистрационных документах, при этом вы не обязаны выходить из автомобиля;
- наличие признаков несоответствия перевозимого груза данным, указанным в документах на перевозимый груз;
- наличие оснований полагать, что транспортное средство эксплуатируется при наличии неисправностей или условий, при которых его эксплуатация запрещена.
Осмотр транспортного средства, перевозимого груза, осуществляется с участием водителя или граждан, сопровождающих грузы.
По результатам проведения осмотра транспортного средства и груза при отсутствии оснований для осуществления других процессуальных действий дается разрешение на дальнейшее движение транспортного средства.
По сути, осмотр выглядит просто как изучение внешних качеств предмета, а досмотр выступает вроде инструмента, с помощью которого можно «докопаться» до истины.
Из вышесказанного нужно отметить, что осмотр имеет место при сверке номеров на кузовных деталях, так что с этим спорить не стоит и капот придется открыть, выходить из машины не обязательно — можете всего лишь потянуть рычаг открытия капота в салоне. Документов об итогах осмотра сотрудник не заполняет, и ждать их не нужно. Так как, процессуальные документы о проведении осмотра транспортного средства и груза не составляются (п.153 Административного регламента). От проведения процедуры вы вправе отказаться, тогда инспектор ДПС будет иметь все основания для осуществления уже более серьезного процессуального действия — досмотра. Если никаких нарушений не выявлено, тогда вам дается разрешение на продолжение движения.
«в случаях отказа водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра, в том числе опломбированного груза (за исключением таможенного и специального), а также при выявлении соответствующих оснований производится досмотр транспортного средства»
Досмотр транспортного средства
Досмотр транспортного средства любого вида — это обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения. Соответственно, досмотр ТС может производиться работниками ГИБДД не в любом случае, а лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении использования этого средства в противоправных целях. Подозрение при этом должно быть обоснованным.
Досмотр – проверочный осмотр, просмотреть до конца, до какого-либо предела, то есть досмотр это обследование, что есть внутри вашей машины.
Чаще всего, сотрудник после того как проверил документы, просит водителя открыть багажник. Инспектор ГАИ представляет это все в виде обычного безобидного осмотра, нарушая тем самым установленный законом порядок, так как проверка даже багажника является уже досмотром. Досмотр же является мерой административного обеспечения, и ограничивает права граждан (согласно ч.3 ст.55 Конституции), то он может проводиться только при наличии условий, указанных в ст.27.9 КоАП РФ, т.е. в присутствии 2-х понятых и при составлении протокола, на законных основаниях, а не в любых случаях.
Обратите внимание инспектора на то, что привлекать понятых и составлять протокол это его обязанность, как должностного лица и подобные действия должны проводиться без вашей просьбы или требования, что указано в КоАП РФ.
Как правило, ваши абсолютно законные требования, удовлетворять, ни у кого желания нет, поэтому в большинстве случаев вам просто отдадут документы. Инспекторам не хочется «возиться» с составлением протокола, связываться с привлечением понятых и Вас могут отпустить и вовсе без осмотра и досмотра. К тому же, инспектор может подумать, что если Вы спокойно соглашаетесь на досмотр, то у Вас, действительно, нет ничего подозрительного, и смысл в дальнейшей процедуре отпадает. В этом и заключается основная разница между такими процедурами как осмотр и досмотр.
Из анализа указанных норм права, можно сделать вывод о том, что и при осмотре и при досмотре инспектор будет совершать — обследования транспортного средства, без нарушения его конструктивной целостности, то есть снимать обшивку, бампер и т.д., сотрудник не имеет права.
Зачастую водители, даже зная свои права и обязанности сотрудника полиции, все же не желая вступать в спор с инспектором ГИБДД, либо не хотят тратить время, открывают багажник, тем самым нарушая свои законные права. К большому сожалению, бывают такие случаи, когда сотрудники ДПС моугт сами совершить противоправные действия. Так же ваше подчинение незаконному требованию сотрудника может послужить поводом для «приписывания» вам еще каких-либо нарушений, так как для инспекторов ваше не знание законодательства является только плюсом.
Центр защиты прав водителей «Главная Дорога» одним из первых в Иркутске и Иркутской области начал оказывать профессиональные юридические услуги направленные на защиту прав автовладельцев в случаях связанных с лишением водительских прав (возврат прав) , помощи водителям и пешеходам попавшим в ДТП в суде и на следствии, специализируясь только в данных направлениях в отличии от других «многопрофильных компаний».
Осмотр автомобиля при постановке на учёт
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня я хочу с вами поговорить об одной процедуре при постановке машины на учет, которая может стать причиной отказа в регистрации вашего авто в ГИБДД. Осмотр автомобиля при регистрации в ГИБДД на самом деле является очень важным процессом, а не просто какой-то бюрократической процедурой, как многие думают. В этой статье вы узнаете, какие нужны документы, что смотрит инспектор, что стоит убрать из машины, а что оставить.
Документы при регистрации
То, что касается документов, то тут ничего нового я вам не скажу, главное наличие их на руках. А состав документов простой: паспорт транспортного средства, договор купли-продажи или иной документ на право собственности, квитанция на оплату госпошлины (лучше захватить с собой), действующий полис ОСАГО и ваш паспорт.
Заявление на осмотр вам напишут в ГИБДД, к сожалению не бесплатно, но это позволит ускорить процесс постановки на учет вашего авто.
Осмотр самого автомобиля
Что же смотрят? Этот вопрос интересует почти всех без исключения, кто ставит машину на учет, особенно тех, кто делает это в первые. Но не так страшен черт, как его малюют. Не стоит паниковать раньше времени.
Основной причиной отказа в регистрации при осмотре является нарушение конструкции автомобиля. Что это такое? Вы наверняка видели массу автомобилей с заниженной посадкой на огромных литых дисках, выпирающих из-под крыльев, ревущем глушителем и другими техническими новшествами.
Если честно, я сам большой любитель красивого стайлинга, но к сожалению закон многое запрещает. Особенно жёстко усилились требования в этом году.
Поэтому, дорогие друзья, при выборе автомобиля, не нужно вестись на красивые колеса или приятный басистый гул двигателя. Будьте объективны в выборе, это поможет вам сэкономить время и деньги. Ну а если случилось так, что вы все-таки стали обладателем не совсем «правильного» авто, с технической точки зрения, то и это можно исправить чтобы пройти регистрацию без проблем. Для начала давайте поймем, что будет смотреть инспектор в машине:
- — сверка вин-кода, номер кузова и шасси с документами
- — степень тонировки стекол
- — соответствие рулевого механизма заводским параметрам
- — соответствие передних и задних фар модели авто и ГОСТУ.
Это, пожалуй, основные требования, которые могут послужить отказом в постановки на учет вашего транспортного средства. Конечно, не стоит забывать и о газовом оборудовании, если таковое установлено на машину, то должны быть в наличии разрешительные документы, инспектор в праве их у вас потребовать. А наличие аптечки, противооткатников и знака аварийной остановки сейчас проверяют на ТО.
Советую подготовиться заранее
Поэтому мой вам совет, заранее подготовьте свой автомобиль, перед поездкой на регистрацию, уберите тонировку с лобового стекла и стекол передних дверей, проверьте состояние резины, убедитесь, что радиус дисков соответствует требованиям эксплуатации вашего автомобиля. Проверьте в каком состоянии номер кузова и вин-код, не возникнет ли проблем с их прочтением. Если необходимо, то замените руль на оригинальный.
Как же быть, если есть технические нарушения? Все очень просто: от них нужно избавиться, поменять на стандартные заводские части, к сожалению, это может ударить по вашему бюджету. С несоответствием радиусов дисков проще всего, их можно попросить у знакомого, всего лишь на время прохождения осмотра, обратите внимание на состояние резины, предельное состояние износа не менее 1,6 мм. Рулевое колесо которое не соответствует модели автомобиля тоже нужно будет заменить, его вам скорей всего придется купить, так же как и фары.
Все эти требования необходимо будет выполнить, иначе в процедуре регистрации вам будет отказано. На самом деле это не личная прихоть сотрудников ГИБДД, в первую очередь речь идет о вашей же безопасности, так как любые технические изменения вашего автомобиля могут привести к ухудшению управляемости или к отказу работы различных агрегатов вашего авто, а впоследствии и к ДТП. Не стоит гнаться за модой, если у вас возникло желание преобразить свое транспортное средство, то лучше сделать это официально, обратившись в лицензированный сервисный центр, где вам все сделают, не нарушая правила эксплуатации автомобиля.
Осмотр мотора
Отдельно хотелось бы отметить осмотр двигателя. На данный момент двигатель не является обязательным элементом осмотра, и номер его смотреть скорей всего не будут. Но вот что нужно понимать, если на вашем автомобиле установлен не «родной» мотор, а, например, более мощный от другого производителя, то в регистрации вам тоже будет отказано, подобные случаи уже были.
Покупая автомобиль, обратите внимание на двигатель, если у вас возникли сомнения в техническом состоянии машины, договоритесь с продавцом, отгоните ее на сервис, а лучше посмотрите другие варианты. Вторичный рынок сейчас переполнен огромным количеством различных автомобилей, без машины вы точно не останетесь.
Друзья, будьте предельно внимательны при покупке машины. Лучше выбрать, как говорят «голый» автомобиль, пусть он будет на стоковых дисках, с заводским двигателем, без тонировки, ну и конечно юридически чистым. И тогда проблем с постановкой на учет у вас не возникнет.
Если вам понравилась статья, предлагаю вам подписаться на обновление блога, чтобы быть всегда в курсе самых актуальных автомобильных тем.
Основания для досмотра транспортных средств
Деятельность сотрудников ГИБДД регулируется Административным регламентом, утверждённым Приказом МВД РФ № 664 от 23.08.2017 года, и КоАП РФ. Осмотр и досмотр транспортных средств можно отнести к самым разноречивым аспектам существующего законодательства.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Для большинства водителей непонятно, какие основания могут послужить причиной инициирования процедуры и как себя при этом вести.
Как вести себя в такой ситуации
Правила проведения досмотра ТС (далее по тексту ДТС) регламентируется ст. 27.9 КоАП РФ и Приказом 664. Правильное поведение при ДТС может избавить водителя от многих проблем, включая административный арест.
Если сотрудник ГИБДД требует, чтобы водитель покинул ТС для проведения процедуры досмотра, необходимо придерживаться следующего порядка действий:
В любом случае, досмотр ТС без основания считается противозаконным.
Перечень оснований для досмотра транспортного средства
Досмотром транспортного средства называется обследование исключительно:
- автомобиля (салон, подкапотное пространство, багажник);
- поверхностного осмотра груза (при наличии) без повреждения пломб и конечной упаковки.
По факту инспектор ГИБДД имеет право вскрыть пломбу в том случае, если он полностью уверен в обнаружении груза, запрещённого к транспортировке или представляющего предмет административного правонарушения.
Если факт противоправных проступков не подтверждается, то действия сотрудника полиции будут расцениваться, как превышение полномочий.
ДТС не предполагает нарушение целостности конструктивных элементов автомобиля и проверки содержимого личных вещей.
Целью процедуры является поиск предметов, которые могут быть использованы в будущем или уже применялись в качестве орудий совершения административного правонарушения.
Помимо цели, должны быть веские причины, в противном случае эта процедура может быть расценена как произвол и самоуправство.
Перечень оснований для проведения ДТС указан в пункте 202 Административного регламента:
- проверка ТС на наличие оружия, взрывчатых веществ, грузов, запрещенных к транспортировке, наркотических и психотропных средств или ингредиентов, необходимых для их синтеза, ядов и химикатов, радиоактивных элементов;
- подтверждение данных, полученных с постов ДПС, от участников движения или посторонних наблюдателей, о наличии в ТС инструментов для осуществления административного правонарушения;
- ДТС как средство задержания лиц, указанных в части 2 статьи 14 Закона 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции», т.к. данная процедура является единственным законным основанием для просьбы покинуть транспортное средство водителя и его пассажиров;
- в соответствии с п. 111 Приказа № 664 основанием для технического осмотра и досмотра ТС может быть подтвержденные данные об участии автомобиля в ДТП, преступлении или административном правонарушении.
Отказ водителя от осмотра автомобиля или ссылки сотрудника ДПС на массовые проверки не могут быть основаниями для проведения досмотра. Наличие ориентировок на автомобили, совпадающие по описанию с досматриваемым, можно проверить в дежурной части.
Телефон подразделения обязан предоставить сотрудник ГИБДД. Если он по каким-то причинам отказывается это сделать, найти контакты можно на сайте Госавтоинспекции.
Как заполнить заявление на осмотр автомобиля в ГИБДД читайте здесь.
Принудительная остановка автобусов, ТС, перевозящих опасные грузы, автомобилей дипломатических миссий и скорой помощи, а также грузовых авто, предназначенных для перевозки пассажиров (при условии их наличия в ТС) запрещена (п.98 Приказа №664).
Имеет ли право сотрудник ЧОП производить процедуру
Частные охранные предприятия — специально учрежденные лицензированные организации по оказанию охранных услуг. Их деятельность регламентирована Законом 2487-I ФЗ от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Согласно статье 12.1 данного документа сотрудники ЧОП имеют отдельные права, в рамках обеспечения пропускного и внутриобъектового режима в периметре охраняемого объекта, а также при перемещении поднадзорного груза, материальных ценностей и денежных средств.
Они имеют возможности на совершение следующих действий:
- требовать от сотрудников и посетителей объекта соблюдения пропускного и объектового режима при условии, что их правила не противоречат действующему законодательству;
- осуществлять проверку документов у лиц, в отношении которых установлен пропускной режим;
- проводить осмотр въезжающих и выезжающих ТС в случае подозрения, что они могут использоваться в противоправных целях, а также инспектировать имущество, перемещаемое через КПП предприятия. Исключением могут служить автомобили военизированных государственных служб. Осмотр должен проходить в присутствии водителей или лиц, сопровождающих ТС и имущество.
- оказывать помощь правоохранительным органам в осуществлении оперативных задач.
Полномочия сотрудника ЧОП определяются должностными инструкциями, утвержденными Федеральными органами исполнительной власти. Согласно законодательству сотрудники частных охранных предприятий уполномочены только на осмотр ТС и груза, но не на досмотр.
Отказ собственника авто
Согласно статье 19.3 КоАП РФ отказ от выполнения обоснованных распоряжений уполномоченного должностного лица чреват наказанием.
Штрафы и санкции, предусмотренные при отказе от проведения осмотра/досмотра ТС:
Действие | Отказ от осмотра/досмотра |
Штраф | 500-1000 рублей |
Административное наказание | Административный арест до 15 суток |
Тем не менее, есть один нюанс, зная который можно попробовать избежать процедуры досмотра без каких-либо последствий. Если сотрудник ДПС просит открыть двери автомобиля или багажник – это досмотр по определению.
В этом случае водитель может вежливо поинтересоваться, является ли распоряжение инспектора просьбой или требованием:
- Если это просьба, то собственник авто может спокойно отказаться от ее выполнения без каких-либо последствий.
- Если это требование, то стоит вспомнить о процедуре проведения досмотра ТС и напомнить сотруднику ГИБДД о том, что прежде чем начать ДТС, необходимо как минимум составить протокол, пригласить двух свидетелей, не являющихся коллегами инспектора или начать видеосъемку.
Если водитель добровольно исполнит просьбу полицейского, это будет расцениваться как осмотр, а значит, понятые не нужны. В этом случае необходимо оставить акт.
Незаконное досматривание ТС
Любое нарушение сотрудниками ДПС регламента проведения досмотра ТС делает его незаконным и создает прецедент для обращения водителя в вышестоящие инстанции.
Грубыми нарушениями правил ДТС считаются:
- если сотрудник ГИБДД не представился (предъявлять удостоверение должностное лицо обязано только по просьбе водителя);
- отсутствие устных или письменных обоснований для процедуры ДТС;
- отсутствие понятых или они являются коллегами сотрудника ДПС (это противоречит законодательству);
- отказ проводить видеосъемку в случае отсутствия свидетелей;
- нарушение конструктивной целостности ТС (вскрытие обшивки салона, демонтаж элементов кузова и даже изымание прикуривателя);
- отказ от составления протокола, или внесение в него фальсифицированных фактов.
В статье 19.3 КоАП указано, что водитель может быть подвергнут административному взысканию или штрафу в случае отказа от выполнения законных требований сотрудника полиции. Но если процедура незаконна, то и возражение на требование о проведении ДТС будет вполне оправдано.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Однако на практике лучшее, что может сделать водитель, в случае если процедура ДТС ведется с нарушением – не мешать сотруднику ДПС работать и постараться зафиксировать ход событий на мобильное записывающее устройство или видеорегистратор. Эти материалы послужат доказательством превышения полномочий со стороны правоохранительных органов.
Если водитель столкнулся с самоуправством сотрудников дорожно-патрульных служб, он может подать жалобу на их неправомочные действия.
Обжаловать незаконный досмотр с целью привлечь к ответственности сотрудника ГИБДД можно в течение 10 календарных дней с момента происшествия.
Для правильного составления обращения необходимо иметь реквизиты должностного лица, превысившего полномочия и крепкую доказательную базу (желательно видео и аудиоматериалы). Основанием для подачи жалобы может быть статья 19.1 КоАП РФ – Самоуправство.
Обжаловать действия сотрудника ДПС можно:
- в отделении ГИБДД на имя вышестоящего лица;
- в отделении Прокуратуры;
- в Суде;
- в Управлении Собственной Безопасности (УСБ).
Если вина сотрудника ДПС будет доказана, ему придется выплатить штраф в размере 20 000 рублей.
Про пункты технического осмотра автомобилей читайте здесь.
Информация про акт осмотра транспортного средства в этой публикации.
Какие бы ситуации ни возникали на пути, и водитель ТС и представитель дорожно-патрульной службы должны сохранять спокойствие, быть взаимовежливыми и действовать в рамках закона.
Видео: Как должен проходить досмотр автомобиля.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Что нужно для прохождения техосмотра в 2019 году?
Практически каждый год в законодательстве появляются нововведения, которые вводят новые правила, технические регламенты и условия процедур. В рамках сегодняшней статьи мы рассмотрим нововведения и правила, которые касаются автомобилистов, а именно — правила прохождения техосмотра 2019 года.
Главные изменения в правилах техосмотра
Отметим сразу, что понятие «талон техосмотра» (и сам документ) полностью вышли из законодательства. Теперь вместо этого выдается диагностическая карта автомобиля. Документ можно получить в любом сервисном центре после того, как будет пройден ТО.
Что представляет собой диагностическая карта?
Диагностическая карта представляет собой специальный документ в формате А4, в котором содержится таблица со всеми зафиксированными сведениями про автомобиль, а также указывается техническое заключение про возможность/невозможность эксплуатации транспортного средства.
Такая карта заверяется только подписью эксперта, который проводил осмотр. Составляется документ в двух экземплярах (дополнительно создается электронная версия) с закреплением индивидуального номера. Один экземпляр остается у владельца транспортного средства, а другой в течение трех лет находится у эксперта, который проводил осмотр.
Важно: начиная с 1 января 2014 года с водителей не взимается пошлина за оформление диагностической карты или выдачу её копии.
Новая форма талона ТО
Бланк техосмотра имеет новую форму, которая является официально утвержденной Приказом Министерства транспорта. Основные требования к талону:
- Представляет собой зеленую карточку с размерами 105Х74 мм, которая распечатана на современных средствах ЭВМ;
- Должен быть десятизначный номер талона, который выполнен с использованием способа высокой печати;
- Бланк является защищенным полиграфическим документом уровня «Б» в соответствии с требованиями действительных нормативно-правовых актов.
Водитель должен обращать внимание на эти нюансы и при выдаче новых бланков остерегаться возможных подделок.
Как часто должен проводиться техосмотр
Срок действия диагностической карты (и, следовательно, сроки прохождения техосмотра автомобиля), зависят от года выпуска транспортного средства. Согласно с ч.2 ст.15 Федерального Закона РФ №170-ФЗ, водители имеют право не отправлять автомобиль на техосмотр до достижения трехлетнего возраста. Это означает, что для новых машин проводить ТО не обязательно.
Если возраст машины более трех лет, то необходимо приобрести для него диагностическую карту. В зависимости от целей использования и класса автомобиля карта будет действовать на протяжении:
- Двух лет для того ТС, который был выпущен от 3 до 7 лет назад и содержит пометку о дате выпуска в свидетельстве о регистрации или в техническом паспорте автомобиля.
- Одного года для того ТС, чей возраст превышает 7 лет.
Отметим также, что талон техосмотра нужно менять на диагностическую карту только в случае завершения его срока действия и проведения повторного техосмотра автомобиля.
П.4 ч.1 ст.15 вышеуказанного Федерального Закона регламентируют обязательность прохождения техосмотра раз в 24 месяца для тех ТС, которые были выпущены от 3 до 7 лет назад. п. 3 статьи регламентирует обязательность ежегодного ТО вне зависимости от года выпуска:
Ч.6 ст.15 Федерального Закона устанавливает возможность прохождения ТО в более короткие сроки, в зависимости от желания владельца машины.
Правила проведения ТО
Правила прохождения техосмотра 2019 года устанавливают, что осмотр проводится экспертом, на основании проведения которого владелец получает диагностическую карту с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации ТС.
Если автомобиль прошел ТО, то водителю на руки выдадут талон, в обратном случае понадобится повторное прохождение. Следует помнить, что повторное прохождение ТО платное.
Важно: если водитель выберет того же оператора, что проводил первоначальный осмотр, то необходимо проверять только те элементы, которые не прошли первоначальной аттестации. Если будет избран другой оператор, то необходимо провести полноценный осмотр, и, соответственно, заплатить полную стоимость.
Отметим, что стоимость повторного прохождения ТО установлена нормами пп. 3,4 ст. 18 Федерального Закона.
Что проверяют на техосмотре? Установлены следующие обязательные параметры:
- Инструментальное диагностирование;
- Проверка на соответствие нормативам номерного знака, аптечки и огнетушителя;
- Проверка замков на дверях;
- Проверка нормативов технических жидкостей машины;
- Проверка работы тормозной системы;
- Проверка светотехнических приборов освещения;
- Проверка люфта подвески и руля;
- Измерение уровня токсичности выхлопов.
Вся информация по результатам прохождения осмотра будет находиться в автоматизированной системе эксперта.
Документы для техосмотра
Что нужно для прохождения техосмотра? Согласно с требованиями пп. 1,2 ст. 18 Федерального Закона, владельцу автомобиля необходимо наличие следующих документов:
- Паспорт гражданина РФ;
- Свидетельство о регистрации ТС и ПТС;
- Удостоверение водителя;
- В случае прохождения осмотра лица, не являющегося собственником авто, необходима генеральная доверенность.
При обнаружении неисправностей обязательным условием для получения диагностической карты является их обязательное устранение. Это обусловлено следующей причиной: если произойдет ДТП из-за неисправностей, упущенных при техосмотре, то взыскание полной суммы материального ущерба страховая компания будет проводить с оператора ТО.
Какая стоимость техосмотра?
Федеральная служба по тарифам выдала документ, согласно с которым с 1 января 2012 года стоимость прохождения ТО для автомобиля не должна быть выше 958 рублей без учета НДС. Учитывая реальные условия прохождения ТО в 2014—2015 году и правила прохождения техосмотра 2019 года, автомобили категории «В» обойдутся в 700 рублей, при этом госпошлина за прохождение ТО теперь не взимается.
Тарификация зависит не только от типа ТС, но и от региона проведения проверки. В каждом регионе выставляются цены, которые контролируются органами исполнительной власти. Максимальная стоимость установлена для автомобилей категории N2-N3 (крупные грузовые автомобили) — цена колеблется в пределах 1510—1630 рублей.
В качестве вывода отметим: правила техосмотра значительно упростились, благодаря чему прохождение ТО в 2019 году не будет представлять никаких сложностей для автомобилистов. Также отметим, что теперь не требуется предъявлять сотрудникам ГИБДД талон прохождения ТО — для обычных автомобилистов достаточно показать полис ОСАГО.
Процедура проведения досмотра авто сотрудником ДПС
Останавливая на дороге автомобиль, инспекторы ДПС не всегда ограничиваются только проверкой документов водителя. Кроме этого, они хотят посмотреть салон и багажник транспортного средства.
Сразу возникает вопрос, насколько правомерны такие действия и какой порядок проведения досмотра автомобиля сотрудниками ДПС.
Проведение досмотра и осмотра автомобиля по правилам, является одним из наиболее спорных моментов в законодательстве о дорожном движении. Это связано с тем, что многие, поверхностно ориентируясь в законе о досмотре и осмотре, подают на административный арест.
В свою очередь, инспекторы ДПС не всегда используют эти процедуры в рамках закона. А данные действия сильно нарушают права граждан. Водителям очень важно знать, в каких случаях и как проводится досмотр транспортного средства.
Основные отличия досмотра от осмотра автомобиля
Порядок, цели и правила досмотра и осмотра регулируют такие нормативно- правовые акты:
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Административный регламент МВД.
В соответствии с данными актами, сотрудники полиции имеют право проводить досмотр и осмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр пассажиров и личных вещей. Основная цель этих действий — обеспечение безопасности дорожного движения.
Многие водители не различают осмотр и досмотр, но это совершенно разные понятия. Инспекторы могут злоупотреблять своими полномочиями, а водитель просто не заметит, что произошло что-то незаконное.
Осмотр, в данном случае — это визуальное обследование автомобиля и груза, который перевозится. При этом инспектор не может открывать дверь и разглядывать, что находится в салоне автомобиля.
Осмотр может проводиться в таких случаях:
- В процессе спецоперации.
- Для сверки номеров из ПТС и специальных маркировок.
- В случае обнаружения автомобильных неисправностей, когда дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена.
- При несоответствии груза, который перевозится, сведениям о нем в сопровождающих документах.
При осмотре машины, водитель даже не должен покидать салон.
Досмотр — это совершенно другое. Осуществляя его, инспектор проводит фактический контроль содержимого авто. Данная процедура включает и досмотр груза в нем.
Главное отличие осмотра от досмотра — это прикосновение к автомобилю или любым вещам внутри него.
При осмотре инспектор может просто визуально осматривать машину, заглядывать в салон через окна, изучать взглядом фары, задние фонари, бампер, но не касаясь авто и его содержимого.
Но когда работник ДПС уже открыл дверь машины, капот, прикасался к компонентам, деталям, обшивке, сел внутрь — это уже досмотр.
Таким образом, досмотр — автомобиля инспектором ДПС — это более серьезная процедура. Основная ее цель — глубокое исследование транспортного средства, чем осмотр.
Основания для досмотра
Когда сотрудник ДПС остановил авто и требует проведения осмотра, первое, что должен сделать водитель — попросить документы у инспектора и записать личные данные для удостоверения.
После этого, следует уточнить цель досмотра. Для этого должны быть веские основания, а именно:
- Наличие ориентировки.
- Отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра автомобиля и груза, который перевозится.
- Проверка обоснованного предположения о наличии в авто оружия, боеприпасов, взрывных устройств, наркотических или психотропных веществ и других вещей, на владение которыми требуется специальное разрешение.
- Обоснованная проверка наличия в транспортном средстве орудий совершения или предметов административного правонарушения.
Бывают ситуации, когда сотрудник ГИБДД остановил машину, пригрозил досмотром и забрал документы, а кроме этого больше никаких действий с его стороны не происходит. Тогда водитель вправе позвонить по номеру 02. Так как такие действия инспектора не являются законными.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, должностное лицо карается штрафом до 20000 рублей за незаконное ограничение права на управление транспортным средством.
Если инспектор потребует открыть багажник, чтоб взглянуть на аптечку, огнетушители знак аварийной остановки, водитель обязательно должен поинтересоваться основанием для досмотра. Так как открытие багажника уже досмотр, на котором по закону должно присутствовать двое понятых.
Важно учитывать, что сотрудник ГИБДД не может прикасаться руками к вещам, которые находятся в досматриваемом автомобиле, особенно к сумкам, пакетам, барсеткам водителя и пассажиров. Такие действия уже считаются обыском, а для него нужны совершенно другие основания.
Транспортное средство не может подвергаться досмотру просто так. При этом инспектор в обязательном порядке должен составить протокол, где распишутся понятые.
В данном документе указываются все участники процедуры и причины ее проведения. При изъятии каких-либо вещей в процессе досмотра, об этом должно быть указано в протоколе.
Порядок проведения процедуры
Процедура проведения досмотра в 2019 году проводится за определенными правилами:
Видео: Общение с ГИБДД- Досмотр автомобиля, правила досмотра транспортных средств
Нарушения, которые могут допускать сотрудники ДПС при проведении досмотра
Важно всегда помнить, что досмотр автомобиля инспектором может проводиться только при наличии веской причины.
Если водитель знает, как вести себя во время досмотра и понимает, что его права нарушают, то при возможности следует зафиксировать происходящее на пишущую технику. Можно привлечь свидетелей, которые могут подтвердить незаконных досмотр.
После оформления протокола, перед тем, как подписывать, необходимо тщательно прочитать его содержание. Только потом ставиться подпись.
В случае необходимости, указываются действия инспектора, с которыми водитель не согласен. На основании протокола можно обжаловать действия работника ДПС в судебном порядке.
Некоторые сотрудники ГИБДД, рассчитывают на некомпетентность водителя и часто совершают грубые ошибки:
- проводят осмотр без понятых;
- не составляют протокола;
- проводят досмотр без водителя;
- передвигают вещи во время процедуры и сами их перекладывают.
Не все знают свои права и интересуются вопросом, обязан ли водитель вытаскивать вещи из багажника при досмотре автомобиля. Здесь ответ однозначный — такие действия не допускаются.
Водитель должен покинуть салон и присутствовать на процедуре под наблюдением уполномоченных лиц.
Таким образом, понимание того, как проводится досмотр транспортно средства, избавит многих водителей от неприятных ситуаций. Для досмотра нужны основания, просто так процедура осуществляться не может.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Свои права нужно не только знать, но и не нарушать. Тогда неправомерные действия сотрудников ДПС не причинят вреда и будут наказаны.
Источники
Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.
Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.- Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.
- Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!