Общественный контроль за охраной труда

Важный материал в статье на тему: "Общественный контроль за охраной труда". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 181- ФЗ профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  • v осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда.
  • v проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации.
  • v получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве.
  • v предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровья работников.
  • v осуществлять проверку состояния условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями.
  • v принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
  • v принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда.
  • v принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушение законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.

При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными(доверенными) лицами поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов. Правовые гарантии этого содержатся в ТКРФ, Федеральном законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность перечисленных органов.

[3]

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.

[2]

В процессе своей деятельности уполномоченные решают следующие основными задачами:

  • v содействие созданию в организации здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда.
  • v осуществление контроля за состоянием охраны труда в организации и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.
  • v представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Для выполнения возложенных на уполномоченных задач им должны быть предоставлены следующие функции:

  • v контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда.
  • v участие в организации первой помощи пострадавшему от несчастного случая на производстве.
  • v участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

Комментарий к статье 22

1. С введением в действие нового Трудового кодекса применение ст. 22 Закона должно осуществляться с учетом содержания ст. 370 ТК, которая правом контроля за соблюдением трудового законодательства, включая требования охраны труда, наделяет только профессиональные союзы, не упоминая иные представительные органы работников, и уточняет их полномочия.

Профессиональные союзы — это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148).

Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные названным Федеральным законом и ст. 22 Закона, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Например, территориальная организация профсоюзов может участвовать в принятии соглашения на уровне субъекта Федерации, но не может претендовать на право подписания Генерального соглашения на уровне Федерации.

2. Закрепленные в п. 2 ст. 22 Закона полномочия профессиональные союзы осуществляют через свои органы (профкомы и другие звенья профсоюзной системы), уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и собственные правовые инспекции труда. В своей деятельности они руководствуются законодательством Российской Федерации по вопросам охраны труда и актами соответствующих профсоюзных органов.

3. На уровне организаций профсоюзный контроль охраны труда осуществляется профкомами и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, которые имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ч. 1 и ч. 8 ст. 370 ТК).

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК).

Правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов могут создавать общероссийские профессиональные союзы и их объединения, межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации. Указанные инспекции осуществляют свою деятельность на основании положений, принимаемых объединениями (ассоциациями организаций профессиональных союзов в соответствии с типовыми положениями соответствующих общероссийских объединений профессиональных союзов (ч. 4 и ч. 5 ст. 370 ТК).

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении закрепленных ст. 22 Закона полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Нормативная база

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ . Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Читайте так же:  Выплаты при увольнении по собственному желанию

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

Документальное оформление контроля

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда. Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации. Выглядеть этот документ может так:

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Общественный контроль за охраной труда: права и ответственность должностных лиц

Государственный и общественный контроль за охраной труда обеспечивается уполномоченными органами и структурами. Общая цель этой работы состоит в проверке исполнения установленных предписаний законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы ОТ. Рассмотрим далее, что собой представляет административный общественный контроль за охраной труда.

Общая характеристика

В сфере реализации управления ОТ особое значение имеет контроль. Он реализуется в трех ключевых направлениях. В частности, обеспечивается государственный, общественный и ведомственный контроль. Первый осуществляется Федеральной службой занятости. В ее структуре находятся Управление по надзору за соблюдением ТК, территориальные органы по госконтролю исполнения законодательства и иных нормативных актов об охране труда. Ведомственный надзор осуществляется специальными службами концернов, министерств, ассоциаций. В учреждениях и организациях он выполняется уполномоченными структурами, инженерами по ОТ или лицами, на которых возлагаются соответствующие обязанности. Специальные комиссии профкомитетов предприятий осуществляют общественный контроль.

Соблюдение правил охраны труда является обязанностью всех работников любой организации вне зависимости от ее правового статуса. Комиссии профкомитетов уполномочены осуществлять проверку для выявления нарушений установленных предписаний, установления виновных субъектов для последующего привлечения их к ответственности.

Общественный контроль за состоянием охраны труда

В рамках профсоюза либо иного уполномоченного органа выбираются ответственные лица. В соответствии с конкретными условиями производства может выбираться несколько таких работников. Лица, которые осуществляют общественный контроль за охраной труда, информируют руководство обо всех нарушениях, выявленных в ходе проверок, и добиваются их устранения.

Системы ОТ

В организациях обычно действуют СУОТ. Формирование и управление системой ОТ осуществляет собственник предприятия либо лицо (одно или несколько), уполномоченное им. Они образуют соответствующие службы или принимают специалистов ОТ на договорных условиях. Количество сотрудников, формирующих отделы, а также их структура будут зависеть от численности персонала предприятия и его масштаба. Если в организации работает меньше 10 человек, то специальную комиссию не создают и не приглашают специалиста. В этом случае ответственность за общественный контроль за охраной труда лежит на руководителе. Если на предприятии больше 10 человек, на паритетной основе формируется комиссия. В нее должны входить представители и нанимателя, и сотрудников. Если в организации работает больше 100 чел., то руководитель обязан ввести должность специалиста по ОТ. При численности свыше 1000 чел. формируется соответствующая служба. При отсутствии этой структуры, а также уполномоченного сотрудника по ОТ руководитель заключает договор с компетентной организацией либо специалистом, оказывающими услуги в соответствующей области.

Читайте так же:  Вводный инструктаж по охране труда - кто проводит, программа

Она выступает в качестве самостоятельного структурного подразделения и находится в непосредственном подчинении у руководителя или его заместителя. Основной функцией службы выступает общественный контроль за охраной труда. В него входит:

  1. Организация и координация мероприятий по ОТ.
  2. Надзор за исполнением законодательных и прочих нормативных актов.
  3. Совершенствование работ по профилактике производственного травматизма.
  4. Консультирование нанимателей и персонала по вопросам ОТ.

Важный момент

В деятельности системы ОТ участвуют руководители организаций, начальники структурных подразделений, лабораторий, отдельных участков, отделов главных специалистов, материально-технического снабжения и пр. Координация деятельности всех этих звеньев осуществляется инженером по ОТ. В качестве основы для принятия управленческих решений, планирования мероприятий выступает анализ результатов надзора, к которому в том числе относится оценка состояния системы охраны труда.

Классификация

Общественный контроль за охраной труда может быть:

Кроме этого, предусматривается проверка требований безопасности при аттестации. Оперативный общественный контроль за охраной труда осуществляется службой ОТ и связан с разного рода отказами и авариями. В зависимости от характера катастроф к проверкам привлекают отделы главных специалистов (механика, энергетика, подразделений безопасности сооружений и зданий и пр.).

Плановый контроль может быть комплексным и целевым. Последний предполагает проверку производственного оборудования по конкретным признакам. К примеру, может осуществляться контроль соответствия электроприводов, систем гидравлики и пневматики требованиям безопасности. В качестве объекта проверки могут выступать средства для коллективной защиты. К ним, в частности, относят системы освещения, отопления, кондиционирования, вентиляции и пр. Обычно целевой контроль выполняется в масштабах всей организации.

Комплексные проверки

Они осуществляются в конкретном цехе. В качестве объекта выступает оборудование, используемое в производстве. Оно проверяется на соответствие комплексу мер безопасности, установленных стандартами. В ходе таких мероприятий заполняется журнал административно-общественного контроля по охране труда. В ходе проверок организуется проведение замеров показателей вредных и опасных факторов производства. Контролю подвергаются все виды оборудования, процессов, средств индивидуальной и общей защиты, а также строительные конструкции, расположенные на участке (в цехе).

Аттестация

В первую очередь она касается персонала. Аттестация основывается на проверке соответствия производственной среды, тяжести и напряженности работы, приспособлений, которые использует персонал, установленным требованиям. Оценке подлежат показатели всех вредных и опасных факторов, воздействующих на сотрудников. Их значения определяются при инструментальных измерениях в процессе деятельности согласно техническому регламенту, при эффективно и исправно функционирующих средствах общей и индивидуальной защиты. При этом применяются методы, установленные в соответствующих стандартах и иных нормативных актах. В процессе измерения должны использоваться приборы, прошедшие государственную проверку в установленный срок. Результаты снятия показателей оформляются протоколами.

Дополнительно

Факт проведения проверки заносится в журнал общественно-административного контроля. Охране труда как нормативно закрепленной деятельности предъявляются соответствующие требования. Лица, ответственные за ее осуществление, обязаны следовать специальным правилам. Их закрепляет Положение административно-общественного контроля. Охране труда руководитель предприятия должен уделять максимум внимания. Разработка мероприятий по ОТ входит в его обязанности. При этом на предприятии должны присутствовать работники, отвечающие за журнал общественного контроля по охране труда. В него заносятся факты проведения не только проверок, но и инструктажей, обучения персонала.

Выборочные мероприятия

К ним относят контроль вредных, тяжелых и опасных условий профессиональной деятельности. Выборочные мероприятия проводятся для установления правильности использования перечней производств, должностей, работ и показателей, в соответствии с которыми определяются льготные пенсии, предоставляются отпуска, обоснованности начисления компенсаций за осуществление деятельности под воздействием неблагоприятных факторов. Такие проверки также направлены на обеспечение контроля качества аттестации персонала, в особенности на местах, где работают женщины.

Показатели травматизма

Они выступают в качестве ключевых характеристик состояния ОТ. К показателям относят коэффициенты тяжести и частоты несчастных случаев и смертельных исходов. Оценка динамики их изменения позволяет спрогнозировать их значение на предстоящий период. Критерии, в соответствии с которыми травма характеризуется как производственная, указаны в Положении, определяющем особенности расследования страховых случаев. Согласно документу, учет ведется в отношении ситуаций, повлекших за собой стойкую или временную потерю трудоспособности, необходимость перевода сотрудника на другую работу или смерть, возникшие при выполнении им своих профессиональных обязанностей во время смены на территории предприятия либо за ее пределами, в том числе по пути к месту выполнения задания. К несчастным случаям относят травмы, полученные и от другого лица, острое отравление, ожог, тепловой удар, обморожение, утопление, укусы насекомых, поражение ионизирующим излучением, молнией или электротоком. Страховыми ситуациями также являются повреждения, которые получены при аварии, взрыве, разрушении сооружения, здания или конструкции, стихийного бедствия и прочих ЧС.

Особенности проведения расследований

Выявление обстоятельств несчастных случаев осуществляется специальной комиссией. В ней присутствуют представители нанимателя и работников. Включение в комиссию сотрудников администрации, несущих ответственность за охрану труда на территории, где была получена травма, запрещено. Допускается участие пострадавшего в расследовании случая. Комиссия обязана в трехдневный срок оформить соответствующий акт.

Что и как проверит общественный контроль за охраной труда

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212 , 217 ТК РФ ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников ( ст. 370 ТК РФ , ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах» № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.
Читайте так же:  Структурные подразделения в штатном расписании - как отобразить

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.

Общественный контроль за охраной труда

Важную роль в общественном контроле за охраной труда играют профессиональные союзы. Статья 370 ТК РФ предоставляет профсоюзам право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов, которые наделяются полномочиями в соответствии с положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вправе:

· осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

· защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

· осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда и т.д.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или в организации в целом. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее 2 лет. При наличии в организации нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные, как правило, входят в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

· контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являются уполномоченными, законодательных и других нормативных правовых актов по охране труда;

· проверять выполнения мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, результатами расследования несчастных случаев;

· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц своих подразделений и организаций о состоянии условий и охраны труда, происшедших несчастных случаев;

· предъявлять требования к должностным лицам о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

· обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменениями условий труда, нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10360 —

| 7274 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Общественный контроль за охраной труда

Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.

Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:

— профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;

— трудовые коллективы через своих уполномоченных;

— комиссия по вопросам охраны труда предприятия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.

Профсоюзы имеют право:

беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.

Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы, вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.

При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.

Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха,

Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:

Читайте так же:  1 августа повышение пенсии работающим и бесплатные электрички

— беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;

— вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;

— требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;

— вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;

— вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;

— быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;

— быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.

Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.

Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, выполненные работодателем, являются не достаточными, они могут обратиться за помощью к органам государственного надзора по охране труда.

Они также имеют право принимать участие и вносить предложения во время инспекторских проверок предприятия.

Согласно ст.16 [1], на предприятиях с целью обеспечения участия работников в решении вопросов безопасности, гигиены труда и производственной санитарии по решению трудового коллектива (с числом работающих более 50 человек) может быть создана комиссия по охране труда.

В комиссию входят:

— уполномоченные трудовых коллективов;

— специалисты по охране труда, гигиене и других служб.

Комиссия по охране труда является постоянно действующим коллективным органом трудового коллектива и работодателя. Решение комиссии носит рекомендательный характер.

Комиссия в своей деятельности руководствуется Законодательством по охране труда и „Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии”.

Комиссию возглавляет председатель, выбранный на заседании комиссии. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, на период проверок освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Комиссия проводит заседание не реже чем 1 раз в квартал, комиссия отчитывается о своей работе на общем собрании коллектива не реже чем один раз в год.

Совместные рекомендации государственных органов и профсоюзов о выполнении требований охраны труда должны быть решены в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре).

Коллективный договор (соглашение) является наиболее важным документом в системе нормативного регулирования взаимоотношений между собственником (уполномоченным им органом) и работниками по первоочередным социальным вопросам, в том числе, вопросам охраны труда. Коллективный договор заключают на общем собрании трудового коллектива (ежегодно) и является двухсторонним документом и содержит требования не только к собственнику, но и к работникам в выполнении требований охраны труда.

Рис. 1.3.1. Органы надзора и контроля за охраной труда.

В коллективном договоре включен раздел охраны труда, который должен содержать вопросы:

— улучшение условий труда (раздел промсанитарии и гигиены труда);

— внедрение новой техники и передовых технологий (раздел безопасности труда);

— решение важнейших социальных вопросов (социальный раздел).

Выполнение раздела охраны труда должно быть подтверждено финансированием каждой статьи мероприятий и сроков их выполнения. Коллективный договор обязателен к исполнению сторон.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10248 —

| 7815 — или читать все.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Длительное время функции государственного надзора и контроля за со­блюдением законодательства о труде и охране труда осуществляли профсою­зы, а также состоящая в их ведении инспекция труда.

В настоящее время в соответствии со ст. 22 «Закона об основах» общест­венный контроль в области охраны труда осуществляется профессиональны­ми союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а

также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсо­юзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодатель­ства об охране труда;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения без­ опасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их само­стоятельное расследование;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц ор­ганизаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных слу­чаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению
представлений об устранении выявленных нарушений требований ох­
раны труда;

— осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обяза­тельств работодателей по охране труда, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установ­ленном Правительством Российской Федерации порядке;

— обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с на­рушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмот­ренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изме­нениями условий труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требо­ваний охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностны­ми лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Постановлением Минтруда от 8 апреля 1994 года № 30 утверждены Ре­комендации по организации работы уполномоченного (доверенного)лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

При организации общественного контроля за охраной труда на пред­приятии необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации предприятия, профсоюзных и иных уполномоченных работниками предста­вительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспек­ции профсоюзов. Правовые гарантии для этого содержатся в Кодексе зако­нов о труде Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране труда и других нормативных правовых актах, регла­ментирующих деятельность перечисленных органов.

Читайте так же:  По какой формуле ведут расчет рентабельности активов предприятия

Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях всех форм собственности независимо от сфе­ры их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и чис­ленности работников.

В зависимости от конкретных условий производства в структурном под­разделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллектив­ном договоре или ином другом совместном решении работодателя и предста­вительного органа работников.

Профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные ор­ганы или трудовые коллективы организовывают выборы уполномоченных в структурных подразделениях или на предприятии в целом.

Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения на срок не менее двух лет. При наличии на предприятии нескольких профсоюзов, иных уполномоченных работника­ми представительных органов — каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. Уполномоченные могут быть также избраны из числа специалистов, не работающих на данном предприятии (по согласованию с работодателем). Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут от­ветственность за состояние охраны труда на предприятии.

Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании тру­дового коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения сро­ка действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требова­тельности по защите прав работников на охрану труда.

Основными задачами уполномоченных являются:

1. Содействие созданию на предприятии (в производственном подразде­лении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требо­ваниям норм и правил по охране труда.

Осуществление контроля за состоянием охраны труда на предприятии (в производственном подразделении) и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда.

Представление интересов работников в государственных и обществен­ных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работо­дателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда. Консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.

В соответствии с назначением института уполномоченных и задачами, стоящими перед ними, рекомендуется возложить на уполномоченных следу­ющие функции:

1. Осуществление контроля за соблюдением работодателями законода­тельных и других нормативных правовых актов об охране труда, состо­янием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работников их обязанностей по обеспечению охраны труда, то есть:

— соблюдением работниками норм, правил и инструкций по охране труда;

— правильностью применения ими средств коллективной и индивиду­альной защиты (использованием специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по назначению и со­держанием их в чистоте и порядке).

2 Участие в работе комиссий (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обследований технического состояния зда­ний, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответст­вие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной за­
щиты работников и разработке мероприятий по устранению выявлен­ных недостатков.

3 Участие в разработке мероприятий по предупреждению несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучше­нию условий труда работников.

4 Осуществление контроля за своевременным сообщением руководите­лем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отды­ха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и рабо­ты с вредными или опасными условиями труда.

5 Участие в организации первой помощи (а после соответствующего
обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несчастного
случая на производстве.

6. По поручению профсоюзного органа или иного представительного
органа трудового коллектива — участие в расследовании несчастных
случаев на производстве.

7. Информирование работников подразделения, в котором они являют­ся уполномоченными, о выявленных нарушениях требований безопас­ности при проведении работ, состоянии условий и охраны труда на предприятии (в своих подразделениях), проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе по вопросам охраны труда.

Для выполнения задач, возложенных на уполномоченных, им должно быть предоставлено право:

1 Контролировать соблюдение в подразделении, в котором они являют­ся уполномоченными, законодательных и других нормативных право­вых актов об охране труда.

2 Проверять выполнение мероприятий по охране труда, предусмотрен­ных коллективными договорами, соглашениями, результатами рассле­дования несчастных случаев.

3 Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию средств труда.

[1]

4 Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
своих подразделений и предприятия о состоянии условий и охраны
труда, происшедших несчастных случаях на производстве.

5 Предъявлять требования к должностным лицам о приостановке работ
в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

6 Обращаться в соответствующие органы с предложениями о привлече­нии к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нор­мативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

7 Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с из­менением условий труда, нарушением законодательства об охране тру­да, обязательств, установленных коллективными договорами или сог­лашениями по охране труда.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполно­моченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативны­ми и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8682 —

| 7113 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  2. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

  3. Корнев, А.В. Социология права. Учебник / А.В. Корнев. — М.: Проспект, 2016. — 825 c.
  4. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
  5. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
Общественный контроль за охраной труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here