Особенности французской образовательной системы

Важный материал в статье на тему: "Особенности французской образовательной системы". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Система образования во Франции

СИСТЕМА ФРАНЦУЗСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕСЛИ ЕЕ СРАВНИВАТЬ С РУССКОЙ, СЛОЖНА И ИМЕЕТ МНОГО УРОВНЕЙ.

О бразование во Франции подчиняется следующим нескольким принципам:
1. Обязательность, т.е. все дети в возрасте от 6 до 16 лет должны учиться в школе.
2. Светский характер образования. Это значит, что государственное образование не носит какой-либо религиозной окраски.
3. Бесплатность начального и среднего образования.
4. Государственная монополия на выдачу дипломов и университетских степеней.

Этапы образования во Франции.

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

6 – 10 лет Начальная школа – Ecole elementaire
11 – 14 лет Колеж- College
15 – 17 лет Лицей- Lycee

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФРАНЦУЗКОГО И РУССКОГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

1. Нумерация классов с 1-го по 11-тый.
2. Непрерывное среднее образование, без разделений.
3. Меньшее количество преподаваемых предметов.
4. Сдается несколько выпускных экзаменов без права безэкзаменационного поступления в ВУЗ.
5. Система оценок с 1 до 5 баллов.

1. Нумерация классов с шестого по первый.
2. Деление среднего образования на два цикла: college и lycee.
3. Большее разнообразие дисциплин.
4. Комплексный выпускной экзамен (baccalaureat), дающий право поступать в ВУЗ без экзаменов.
5. Система оценок с 0 до 20 баллов

С истема высшего образования во Франции отличается большим разнообразием ВУЗов и предлагаемых дисциплин. Большинство высших учебных заведений являются государственными и подчиняются Министерству Образования Франции.
Исторически во Франции сложилось два типа высших учебных заведений: университеты и Высшие Школы (Grandes Ecoles). В университетах готовят преподавателей, врачей, юристов, научных работников. В Высших Школах готовят высокопрофессиональных специалистов в сфере экономики, упраления, военного дела, образования и культуры. Поступить в Высшую Школу можно только после двух или трех лет обучения в подготовительных классах по выбранному направлению.

1. Короткое высшее образование. Обучение длится два-три года, после которых выускники получают DUT (Diplome universitaire de technologie) или BTS (Brevet de technicien superieur). Данный вид высшего образования готовит в основном специалистов в сфере промышленности или в сфере обслуживания.
2. Длительное высшее образование. Данный вид высшего образования дается в университетах и в Высших Школах. Для обеспечения согласованности в выдачи дипломов и сдаче экзаменов, было решено, что студенты каждого университета должны проходить три цикла обучения и получать дипломы единого государственного образца на каждом этапе обучения.

Обучение в университете делится на три цикла:

1. Первый цикл- 2 года. По окончании студенты получают DEUG (Diplome d’etudes universitaires generales) – Диплом об общем высшем образовании.
2. Второй цикл – 2 года. После первого года обучения присваивается степень Licence, После второго года обучения присваивается степень Maitrise.
3. Третий цикл – 1 год. Здесь есть два варианта обучения:
А. DESS (Diplome d’etudes superieures spesialisees) – Диплом о высшем специальном образовании. Данный диплом готовит студентов к уже профессиональной деятельности по своей специальности.
Б. DEA (Diplome d’etudes approfondies) — Диплом о высшем углубленном обучении. Данный диплом дает право продолжать обучение в аспирантуре.

ВЫСШИЕ ШКОЛЫ (Grandes Ecoles).

О бучение в Высшей Школе считается гораздо более престижным, чем в университете, но и поступить туда значительно сложнее. Студенты Школ получают стипендию как будущие государственные служащие. По окончании обучения выпускники обязаны работать на государственной службе в течение 6-10 лет, возмещая таким образом расходы государства, потраченные на их обучение.

Схематично систему высшего образования можно представить так:

18 лет Первый цикл. DEUG.
21 год Второй цикл. Licence. (В российском высшем образовании это соответствует четвертому курсу)
22 года Второй цикл. Maitrise.
23 года Третий цикл. DEA или DESS.
24 года 3 года –Doctorat (Соответствует в России аспирантуре).

М агистр является также одной из университетских степеней. Продолжительность обучения – 3 года. Данная степень не является исконно французской, но в современном французском образовании она заняла прочное место и существует сейчас в каждом университете.
Magistere распространяется на второй и третий циклы обучения. Поступают на нее после первого цикла (после DEUG). По окончании обучения защищается дипломная работа и выдается диплом Magistere о полном высшем образовании. В современной Франции особенно распространены программы Magistere в сфере туризма, гостиничного бизнеса, дизайна и экономики.

ПОСТУПЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ ФРАНЦИИ.

П ри наличии аттестата о полном среднем образовании выпускник российской школы имеет право поступать во французский ВУЗ на первый цикл обучения ( за исключением Grandes Ecoles, поступление в которые требует специальной подготовки, а также медицинские факультеты, где также требуется дополнительное предвузовское обучение). Для поступления на DEUG требуются следующие документы:
1. Копия аттестата с переводом на французский язык
2. Оценки за 10 и 11 классы с переводом на французский язык
3. Свидетельство о рождении с переводом на французский язык
4. Заявление (fiche d’inscription)
5. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На Licence и Magistere российские студенты могут поступать минимум после трех лет бучения в российском вузе. На Maitrise – после четвертого курса. Требуемые документы на второй цикл обучения:
1. Справка из института с указанием специальности, пройденных предметов, часов их изучения и оценок с переводом на французский язык.
2. Копия паспорта с переводом.
3. Заявление (fiche d’inscription)
4. Мотивационное письмо на французском языке
5. Автобиография
6. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку
7. Две фотографии
8. Обязательно нотариальное заверение всех документов.

На DEA, DESS (третий цикл) требуется полное высшее образование и следующий набор документов:
1. Копия диплома с переводом.
2. Приложение к диплому с переводом
3. Копия паспорта с переводом
4. Заявление (fiche d’inscription)
5. Мотивационное письмо на французском языке
6. Автобиография
7. Подтверждение сдачи экзамена по французскому языку
8. Две фотографии
9. Два рекомендательных письма
10. Перевод всех документов должен быть заверен нотариусом.

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ

Основные принципы системы образования во Франции имеют уже столетнюю историю, и были заложены в 1880-90-х годах. Образование бесплатно, не имеет религиозного содержания и обязательно для детей от 6 до 16 лет. Во Франции сосуществуют частная и государственная системы образования. В частных учебных заведениях обучается около 20% всех учащихся Франции. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует конкурсы и экзамены. Только государство имеет право на выдачу дипломов до уровня бакалавра (baccalaureat).

Со времени закона Дебре от 1959 года частное образование получает помощь от государства ( contrat d’association) — именно государство оплачивает труд преподавателей и участвует в расходах на обучение (8 из 9-ти частных школ пользуются этой помощью).

Образовательная система во Франции имеет следующую структуру, показанную на рис.1

Организация, содержание циклов обучен

ия определяется реформами,

проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества.

Основными реформами последних лет являлись следующие:

§ развитие сети детских садов (ecoles maternelles) , чтобы все дети с 4-5 лет были ими обеспечены.

Читайте так же:  Приказ о дисциплинарном взыскании в виде замечания образец

§ отмена переходного экзамена виз начальной школы в коллеж, создание адаптационных классов ( classes de soutien) для слабо успевающих учеников.

§ организация основы образования (tronc commun) без специализаций и деления на группы с начальной школы до коллежа.

§ бесплатность образования — выдача ученикам необходимых пособий на срок обучения, оплата проезда до школы.

§ введение новых предметов: информатики, физики, основ гражданского образования.

Охарактеризуем подробнее каждый из уровней системы образования Франции.

Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и до 6 лет. Образование до начальной школы не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Детские сады часто считают самой большой удачей французской системы образования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения. Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет — обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету. Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 — 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают, и дети нуждаются в присмотре.

Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании CEP (certificat d’etudes primaire). Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на:

§ Подготовительный курс (CP).

§ Начальный курс 1-й год (CE1).

§ Начальный курс 2-й год (CE2).

§ Средний курс 1-й год (CM1).

§ Средний курс 2-й год (CM2).

Переход из детского сада в начальную школу иногда тяжело проходит для детей, которым необходимо привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают. Представляет интерес то, что в начальной школе запрещены задания на дом, но это практикуется повсеместно. Все предметы в классе ведет один преподаватель.

«Короткий» цикл профессионального образования. Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому. CAP (сертификат профессиональной подготовки), выдается учащимся, овладевшим определенной профессией. BEP (сертификат общего профессионального образования), который готовит к работе в определенной области деятельности.

«Длинный» цикл обучения: лицей. Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра. «Терминаль» или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.

Второй класс является «неопределенным» классом, то есть пока не имеющим определенной специализации.

Первый класс имеет много направлений — филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра. «Бак», как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию. Познавательным фактом является то, что абитуриенты из различных областей Франции могут обладать неэквивалентными друг другу документами о среднем образовании. Один диплом открывает его обладателю доступ в конкретный университет, другой нет.

Решение о приемлемости предъявленных документов об образовании принимает независимая приемная комиссия университета. Её вердикта достаточно, и решения Национального министерства образования, науки и технологии Франции не требуется.

Высшее образование доступно только при наличии степени бакалавра. Французская система образования имеет различные формы: «короткий» и «длинный» цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles), университетах.

Охарактеризуем систему высшего образования «длинного» цикла. Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы. Более половины бакалавров поступают университет, но около 40% бросают учебу в течение первого года обучения. Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра, путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы. Практически все университеты являются государственными, за исключением нескольких конфессиональных. Университетское образование имеет три цикла:

Первый цикл в течении 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании) , но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда.

Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).

Недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года.

Третий цикл делится на два филиала:

DESS (диплом высшего специализированного образования), который является профессиональным дипломом, подготовка к которому длится в течение 1 года после получения степени maitrise и включает в себя обучение и практику.

DEA (диплом углубленного изучения) это обучение исследовательской работе.После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these), минимально в течение двух лет.

[1]

Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования. Оно проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница — практические навыки. Изучение медицины продолжается от двух до десяти лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только сдавшие его могут продолжать обучение. После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру, которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения, или получить диплом по «общей медицине» по конкурсу после двух лет обучения.

Высшие школы, в отличие от французских университетов, бывают не только государственные, но и частные. Высшие школы в основном более престижны, чем университеты, и конкурс в них, соответственно, больше. Часть высших школ принимает только студентов, уже отучившихся первый цикл в университете. Готовят в высших школах педагогов, инженеров, библиотекарей, государственных служащих, политологов и экономистов, военных (в Высшую военную школу принимают и мужчин, и женщин, и иностранцев; последних, правда, только из франкоязычных стран), управленцев, ветеринаров, архитекторов, артистов, музыкантов и художников.

Французская система образования

Франция — страна вин, духов, моды и уникальной системы образования, построенной на многовековом опыте, традициях и нестандартном подходе к воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Дошкольное

Семейное воспитание детей с рождения и до садика практически не отличается от российского. По правилам системы дошкольного образования во Франции малышей

принимают в детсадовские учреждения с двухлетнего возраста и до шести лет. В экстренных случаях французы могут «начать вливаться в коллектив» с младенчества, едва достигнув 3 месяцев.

Воспитанников делят на две возрастные группы:

  • самые юные — до 4 лет, они заняты разнообразными играми;
  • дети с 5 лет — вдобавок к играм дети рисуют, лепят, осваивают счет, чтение и письмо, готовясь к поступлению в первый класс.
Читайте так же:  Как составить завещание

Во французских детсадах маленьких учеников категорически возбраняется ругать, педагогам запрещено даже повышать на них голос. Воспитатели прилагают массу усилий, чтобы их подопечные не ревели. Если малыш расстроился, его обязательно возьмут на руки, чтоб утешить и развлечь каким-нибудь веселым занятием.

Среды во Франции принято посвящать домашнему привитию юным гражданам Республики семейных и религиозных ценностей, поэтому в эти дни практически все садики в стране не функционируют, а работающие родители вынуждены прибегать к родственной опеке или помощи нянь. Каждую среду бывают переполнены специальные учреждения для занятий творчеством: музыкой, рисованием, спортом – где малыши ждут возвращения пап и мам с работы.

Французская педагогическая система опирается на отлично отработанные методики и практикует нетривиальные способы социализации. Дети с раннего возраста посещают:

  • заводы;
  • хозяйства фермеров;
  • парламент и Кабинет министров;
  • концерты;
  • научные лаборатории;
  • мэрии;
  • мастерские художников.

Школьное

Французская система образования:

  • отвергает религиозность обучения, хотя поощряет теологию в домашних условиях;
  • обязывает всех детей от 6 до 16 лет получать школьное образование;
  • предоставляет возможность учиться бесплатно.

Обучение во французских школах проходит по трем ступеням:

  • начальной — от 6 до 11 лет;
  • средней — 11-14 лет;
  • старшей — 15-16 лет.

В начальной школе учатся 5 лет. Все это время дети постигают основы классических школьных предметов и привыкают к пунктуальному планированию своей ежедневной занятости.

Средняя школа называется коллежем. В нее выпускники начального уровня переходят без экзаменов. На четыре года ученик ограничен в своих передвижениях, поскольку коллеж выбирается строго по территориальному принципу. Отсчет классов осуществляется в обратном порядке: поступают дети в шестой класс, а завершают учебу в третьем.

Согласно школьной схеме французской системы образования преподавание в коллеже ведется по трем циклам:

  1. Адаптационный. Длится год, на протяжении которого дети вникают в новые стандарты обучения и приспосабливаются к методике изложения математики, правописания, истории, родного языка.
  2. Центральный. К изучаемым предметам постепенно добавляются химия с опытами, физика с практикумами, латынь и иностранный язык.
  3. Ориентационный. Ученики определяются с выбором специализации, по которой предстоит обучение в лицее, а затем в университете или высшей школе.

В 15 лет после коллежа ученики переходят в старшую школу — лицей с трехлетним курсом обучения. В них классы тоже отсчитываются в обратном порядке: второй — первый — выпускной.

  • профессиональные и центры обучения подмастерьев — здесь дети получают среднее специальное образование, не предполагающее дальнейшей учебы в высших учебных заведениях;
  • общеобразовательные и технологические — своего рода подготовительные курсы для поступления в университеты.

Общеобразовательные лицеи подразделяются:

  • на филологические;
  • социологические;
  • экономические;
  • естественно-научные.

Технологические лицеи бывают:

  • сервисными;
  • научно-промышленными;
  • медико-социальными;
  • лабораторно-исследовательскими.

Школьная система оценок во Франции 20-балльная, но чаще используется рейтинговая шкала: ученик может сообщить родителям, что по физике он второй, по математике — седьмой, зато по рисованию — первый.

Система школьного образования во Франции максимально поощряет трудяг, сводя к минимуму влияние на обучение детской одаренности: заучивание материала считается наилучшим способом обретения знаний. Многие справедливо говорят об этом как о значительном недостатке — зубрежкой без понимания невозможно добиться интеллектуального прогресса.

Высшее

Система высшего образования во Франции предусматривает два варианта получения знаний – в высших школах и университетах. Большинство вузов имеет

государственный статус и находится под контролем Минобразования.

Особой разницы между двумя образовательными учреждениями нет, но только университеты в основном выпускают юристов, врачей, преподавателей и работников науки, а высшие школы заняты подготовкой профессиональных кадров для экономики, культуры, военных и управленческих учреждений. Специализированные высшие школы во Франции считаются более престижными, чем государственные университеты.

Во Франции существует два вида высшего образования:

  1. Короткое — готовятся специалисты преимущественно для промышленных предприятий и сферы услуг. Через 2–3 года выпускники могут получить дипломы двух типов – технологического института (DUT) и о присвоении высшей квалификации техника (BTS). Оба дают право продолжать учебу в университете или высшей школе.
  2. Длительное — основной вид, который реализуется в университетах и высших школах.

Проходит в три цикла:

  • Студенты два года заняты изучением фундаментальных дисциплин и некоторых специализированных предметов. В конце выдается диплом DEUG.
  • Вторая стадия также длится 24 месяца. Первый год преподаются только специальные программы, уровень образованности отражается в степени лиценциата. По окончании второго года пишется дипломная работа, дающая право на степень Maitrise и диплом Master-1.
  • Третий цикл продолжается год. По его завершении выпускники удостаиваются диплома о высшем образовании DESS, который подтверждает готовность к работе по специальности.
Видео (кликните для воспроизведения).

При желании студент может продлить процесс обучения и получить один из двух дипломов — Master-2 или DEA, свидетельствующих об углубленных знаниях и дающих право на поступление в аспирантуру.

Для зачисления во французские университеты не надо сдавать вступительные экзамены — достаточно иметь диплом старшей школы, иногда пройти тестирование. Для зарубежных абитуриентов Франция устанавливает единственное ограничение: для поступления в вузы нужны успешные результаты экзамена по французскому языку ESABAC.

Система образования во Франции

Система образования во Франции трехступенчатая:
-начальное образование: 3-4 года в детском саду (L’école maternelle) и 5 лет в начальной школе (L’école élémentaire).
-среднее образование: 4 года в коллеже (collège) и 3 года в лицее (lycée).
-высшее образование: после прохождения программы среднего полного общего образования.

Частные учебные заведения составляют 16,9% в начальном и среднем обучении во Франции, 14% в структуре высшего образования.

Система образования во Франции предусматривает обязательное школьное обучение во Франции с 6 до 16 лет. Учеба в начальной школе Франции начинается с подготовительного цикла для детей 6 лет и состоит из 5 уровней:

  • CP (Cours préparatoire) 6 лет,
  • CE1 (Cours élémentaire 1) 7 лет,
  • CE2 (Cours élémentaire 2) 8 лет,
  • CM1 (Cours moyen 1) 9 лет,
  • CM2 (Cours moyen 2) 10 лет.

Обучение во Франции для этого цикла предусматривает 7 направлений обучения:

  • французский язык;
  • жизнь вместе;
  • математика;
  • познание мира;
  • художественное образование.

Программа среднего полного общего образования во Франции предусматривает 2 уровня — коллеж и лицей и рассчитана на 7 лет.

Коллеж. Обучение в коллеже во Франции обязательно, учеба рассчитана на 4 года (с 6 по 3 класс) и делится на 3 уровня:

  • Цикл адаптации — 6 класс. В этот класс берут всех выпускников начальной школы без каких-либо экзаменов. На этом уровне обучения во Франции школьники начинают учить иностраныый язык.
  • Центральный цикл — 5 и 4 класс. На этом уровне учебы во Франции школьники готовятся к выбору будущей профессии и обучению в лицее по соответствующеему направлению. В 5 классе вводится в учебный план химия и физика, в 4 классе — второй иностранный язык. Факультативно предлагается изучение латыни.
  • Цикл профессиональной ориентации — 3 класс. На этом уровне обучения во Франции происходит выбор одного из 3 направлений: общее образование, техническое или профессиональное. По желанию школьники могут выбрать для изучения древнегреческий язык или модуль «Введение в профессиональную жизнь». В конце 3 класса ученики сдают государственный экзамен и получают diplôme national du brevet. После окончания класса школьники должны записаться в общий или технологический лицей во 2 класс или поступить в профессиональный лицей для подготовки к получению сертификата о профессиональной пригодности (Certificat d’aptitude professionnelle) по определённой профессии.
Читайте так же:  Как получить отпуск в удобное время года

Лицей. Лицеи бывают 3 типов:

В гуманитарных и технических лицеях цикл обучения составляет 3 года. В лицеях общего типа по итогам экзаменов выдается свидетельство о законченном полном среднем образовании — Baccalaureat francais, дающий право доступа к высшему образованию. По окончании технологического лицея сдаются экзамены на получение технологического бакалавриата, дающего право на обучение в университете по своей специальности. Цикл обучения в профессиональных лицеях (что-то вроде российского ПТУ) составляет 2 года, по окончании которых выдаются свидетельство о профессиональной пригодности. Такой сертификат не дает право обучения в вузах.

Программа среднего полного общего образования во Франции считается более демократичной, равно как и итальянская. Ребята могут выбирать из трех направлений: науки, литература или экономика общество.

Дипломы о прохождении программы среднего полного общего образования во Франции — Baccalaureat francais принимаются франкофонными университетами в Швейцарии (университеты Лозанны, Женевы, Нашателя, Фрибурга), а также вузами Канады, Франции, Монако и франкоязычной части Бельгии.

Система образования во Франции

политология

  • Юмашева Светлана Михайловна , студент
  • Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
  • ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВО
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • ФРАНЦИЯ
  • ОБРАЗОВАНИЕ

Похожие материалы

Система образования Франции складывалась в течение нескольких веков и на сегодняшний день является одной из самых ведущих и престижных во всей Европе. Институт образования является важнейшим направлением политики Французского государства.

Во Франции со стороны государства происходит ограничение частных образовательных учреждений и стремление осуществлять образование только в государственных учреждениях. Процесс обучения осуществляется в интересах человека, общества и государства. Государство осуществляет строгий контроль за всей системой образования и выделяет на ее реализацию более 20 % средств из своего бюджета, что даже превышает расходы на армию и оборону страны. Образование бесплатно как для граждан этой страны, так и иностранных государств. Затраты на соцстрахование и регистрационный взнос составляют не более 500 EUR в год.

Получение начального и среднего образования бесплатно, а финансирование высших заведений составляет 80-85% государственного бюджета. Также среди источников финансирования образовательных заведений можно выделить: местный бюджет, взносы частных лиц. Структура управлением во Франции очень грамотно выстроена. Ее главная особенность состоит в том, что в столице и провинциях предусмотрен одинаково качественный уровень обучения. Министерство образования Франции заинтересовано в создании новых направлений высшего образования в стране. Роль религиозных институтов утрачивает свое прежде высокое значение в жизни страны. На данный момент, все учебные учреждения являются светскими, так как характеризуются невмешательством церкви в учебный процесс.

[2]

Как и в любой другой стране во Франции есть свои недостатки образовательного процесса. Так, школьные классы слишком перегружены, существует нехватка преподавательского состава, наличие учеников с неодинаковым уровнем подготовки в классах. На мой взгляд, такие проблемы существуют во всех образовательных процессах школ мира.

Как мы знаем, Франция один из самых дорогих городов в мире, поэтому многие студенты стремятся закончить высшее образование на первых этапах обучения и начать работать. Для наиболее успешных и способных учеников после получения высшего образования предусмотрено трудоустройство в крупнейшие компании страны. Практически все студенты принимают такое предложение и предпочитают покидать учебные заведения, не желая заниматься научной деятельностью. Из-за этого в стране существует острый дефицит научных сотрудников.

В государстве провозглашается равенство прав и доступность образования для различных слоев населения. Однако государственное финансирование обеспечивает равный доступ к образованию лишь в рамках обязательного образования, а за его пределами содействует образованию привилегированных групп населения. Например, во Франции продолжают свое обучение 25% всей молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, однако для молодежи из рабочих семей эта доля составляет всего 12%, а для молодежи из семей высших кадров — 68% и средних кадров — 38%. Молодые люди из семей высших кадров получают на свое образование от государства почти в 7 раз больше, чем их сверстники из рабочих семей.[1]

[3]

Этот пример является показателем социального неравенства в обществе, демонстрирующий социально- классовые различия и предпочтения государства.

Образование обязательно для лиц с 6 до 16 лет, бесплатное получение которого гарантировано государством. Начальное образование состоит из 2 ступеней: детский сад и начальная школа.[2]

Во Франции ребенка очень рано принято отдавать в детские учреждения. Молодые мамы не хотят долго пребывать в декретном отпуске и стремятся быстрее выйти на работу. Иногда детей отдают в ясли уже в возрасте 2-3 месяцев. Во Франции существуют государственные и частные ясли, которые вне зависимости от их финансирования являются платными. Мест в государственных яслях всегда не хватает, поэтому многие семьи предпочитают пользоваться услугами няни. Они работают у себя на дому и могут брать на воспитание сразу до 4 детей.

Срок обучения детей в детском саду составляет 3-4 года. Обучение в детских садах вовсе не обязательно, хотя практически все семьи оформляют своих детей. Во Франции каждому предоставляются места в детском саду по адресу его проживания. Уже в детском саду детей обучают навыкам работы с компьютером.

Следующая ступень- школьное образование. Получение школьного образования обязательно для всех граждан. Обучение в начальной школе происходит на протяжении 5 лет. Для обучения в школе необходимо иметь высокий уровень подготовки французского языка, поэтому иностранным школьникам предлагаются подготовительные курсы с разной оплатой и интенсивностью их подготовки. В школах действует группа продленного дня, которая называется la garderie. Она начинает свою работу утром и продолжает после окончания основных занятий. Это дополнительное время является платным.

Учеба в средней школе начинается с 11 лет. Система обучения в средней школе подразделяется на 2 ступени: колледж и лицей.

Получение образования в колледже является обязательным и продолжается 4 года. Колледж является первой ступенью среднего образования. В колледже классы отсчитывают в обратном порядке, т.е. поступление происходит в 6 класс, а через 4 года завершается 3 класс.

Лицей- последняя ступень системы среднего образования. Ученики обучаются в лицеях на протяжении трех последних классов среднего образования. Обучение в лицее выбирают те ученики, которые хотят поступить в вузы. Лицеи подразделяются на три типа: общий, технологический и профессиональный. В первых двух обучение составляет 3 года. После окончания общего лицея студентам приходится сдавать экзамены. После успешной сдачи экзаменов студентам выдается бакалавриат, который дает право поступления в высшие учебные заведения. После окончания технологического лицея дается право обучаться в университете по своей специальности. Обучение в профессиональных лицеях продолжается 2 года и после выдается свидетельство о профессиональном обучении.[2].Обучение в таком лицее не предполагает доступ к высшему образованию.

На получение высшего образования имеют право только студенты со степенью бакалавра. Система высшего образования во Франции предлагает большое разнообразие вузов и предлагаемых дисциплин. Дипломы государственных учреждений являются наиболее престижными, чем частных. Высшее образование дает право гражданину на получение престижной работы и получение достойной заработной платы.

Система образования предусматривает обучение в 2 типах вузов: университеты и высшие школы.

Читайте так же:  Режим труда и отдыха водителей

Система образования в университетах делится на 3 этапа, после окончания студент получает определенный диплом. Университеты в основном готовят преподавателей, врачей и научных сотрудников. Вступительные экзамены в университеты отсутствуют.

На первом этапе высшего образования можно получить свидетельство о высшем образовании. Первый цикл происходит в течение первых 2 лет. На первый этап поступают выпускники средних школ без сдачи вступительных экзаменов. Это образование очень популярно в стране, так как дает шанс быстрого трудоустройства. Студенты после окончания первого этапа университета получают свидетельство о высшем образовании.

Второй цикл предполагает расширение знаний, полученных за первые 2 года обучения. Через 1 год — выдается диплом лиценциата, через 2 года — диплом магистра, через 3 года — диплом инженера.[3]

На 3 этапе происходит основательное изучение выбранной специальности и студент может самостоятельно заниматься научной работой. На данном этапе можно получить диплом о специальном высшем образовании (DESS) и углубленном высшем образовании (DEA), который дает возможность продолжить образование в докторонатуре и заниматься научной работой.

Обучение в докторантуре осуществляется три-четыре года и завершается защитой диссертации на степень доктора (Doctorat de Nouveau Regime) (соответствует российскому кандидату наук). Эта ученая степень позволяет преподавать в университете. Для получения высшей ученой степени — профессора — соискатель, уже имеющий степень доктора, должен представить Национальному жюри свои научные труды.

Система обучения в высших школах является наиболее престижной по сравнению с университетами. Школы готовят специалистов в сферах экономической деятельности, управления, специалистов инженерного и военного дела. В высшие школы происходит строгий отбор, надо сдавать сложные вступительные испытания. Выпускникам гарантированы престижные места на государственной службе. Начиная с 2002 года наметилась тенденция по уменьшению числа выпускников. В течение первого года обучения студентам категорически запрещено работать. На следующий год обучения они могут устраиваться на временную работу, но для этого им необходимо получить разрешение. Обучение во Франции можно совмещать с работой, но при условии, что количество рабочих часов в неделю не будет превышать 20 .[4]

Можно сделать вывод, что французская система образования значительно отличается от других стран. Здесь мы можем увидеть высокий уровень подготовки учителей, высокий уровень преподавания в государственных и частных учебных заведениях, исключительно серьезное отношение учителей к своей работе, уважение к детям и непривычно серьезное отношение большинства детей к учебе. Это важный аспект социальной политики любого государства, в том числе и России, поскольку в условиях кризиса должно обязательно происходить реформирование системы образования в лучшую сторону.[5]

Список литературы

  1. Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс] Государство и образование. Режим доступа:http://sbiblio.com/biblio/archive/kusjanova_gosudarsnvo/, свободный.- (дата обращения: 10.11.2015).
  2. Википедия [Электронный ресурс] : свободная энцикл. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/. – (дата обращения: 11.11.2015).
  3. Live. В мире интересного и познавательного [Электронный ресурс]/Система образования во Франции. Режим доступа: http://95live.ru/information/system-formation-in-france.html,свободный. (дата обращения 10.11.2015)
  4. Система высшего образования во Франции [Электронный ресурс]/Журнал «Проблемы современного образования» №4 2011.- Режим доступа:www.pmedu.ru,свободный.(дата обращения:10.11.2015).
  5. Морозова О.С. Кризис идеи «Социального государства» в современном мире. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2015 г. – № 38; URL: http://novainfo.ru/archive/38/krizis-idei-sotsialnogo-gosudarstva

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Сравнительная характеристика образовательных систем России и Франции

Сравнительная характеристика образовательных систем России и Франции.

Аннотация. В представленной статье, основанной на рассмотрении структур образовательных систем двух стран – России и Франции, были проанализированы характерные особенности обучения на разных его этапах. Также в ходе исследований и рассуждений была выявлена и обоснована возможность получения диплома о высшем образовании в любом университете Европы.
Ключевые слова: система образования, бакалавриат, магистратура, болонский процесс, высшее образование во Франции, высшее образование в России.

У современных молодых людей в 21 веке появляется больше возможностей реализации своего диплома не только в своей стране, но и за рубежом. Многие молодые люди задумывается о получении степени магистра заграницей. И мы, как представители из России, хотим разобраться: возможно ли студентам из другой страны без проблем продолжить свое обучение заграницей или же попытать счастье при подаче заявления на работу. Именно поэтому каждая система должна обладать «прозрачностью», чтобы любой работодатель в любой стране мог принять и понять Ваш диплом, для найма Вас на работу. Для этого следует больше узнать о системе образования той страны, куда Вы собираетесь ехать учиться или работать. В своей статье мы бы хотели сравнить системы образования в таких странах, как Россия и Франция.

Для более четкого понимания системы образования этих двух стран, мы попытаемся провести параллели между каждой ступенью образования.

Как и в России, во Франции есть дошкольное образование и оно так же является факультативным, т. е. по сути все зависит от желания и возможностей родителей: отдавать ребенка в ясли или детский сад – сугубо личное решение каждой семьи. Но как показывает практика, никто из молодых родителей не хочет сидеть дома долго, поэтому дети, все-таки отправляются в дошкольное учреждение. Возраст приема в детский сад от 2-5 лет. Как и в России, во Франции дети делятся на группы согласно их возрасту, например, TSP (trиs petite section) — ясли, PS (petite section) – младшая группа, MS (moyenne section) – средняя группа, GS (grande section) – подготовительная группа. Образовательные задачи детского сада направлены, конечно же, на подготовку ребенка к школе, самовыражению и открытию мира. [3]

Дошкольное образование и в той, и в другой стране смело можно назвать схожими.

Следующей ступенью является непосредственно школьное образование. В целом, в Конституциях обеих стран прописан тот факт, что оба эти государства являются светскими (Конституция Франции ст.1; Конституция РФ. Ст 14). Таким образом, школа носит нейтралитет по вопросу религии. Но также, школа воспитывает толерантность ко всем политическим группам и религиозным конфессиям, уважение к плюрализму мнений и демократии. Плюс ко всему, это не означает, что у каждого школьника не может быть своего собственного мнения по какому-либо вопросу, но все «разборки» должны проводиться строго за пределами школы.

В Конституции РФ (ст. 43) 1прописан тот факт, что основное общеобразовательное обучение обязательно для всех граждан РФ. То же самое прописано и в Конституции Франции.2 Так же гарантируется общедоступность и бесплатность образования. Из этого следует, что оба государства заинтересованы в образованных гражданах.

Система школьного образования во Франции не так ясна на первый взгляд, потому что появляются слова «колледж» и «лицей», которые в русском понимании обозначают не связанные друг с другом вещи. В русском понимании –лицей – это школа с углубленным изучением каких-либо предметов, а колледж – чаще всего несет за собой смысл профессионального образования после 9 класса. Для французов же наоборот, колледж и лицей стоят в четкой последовательности друг за другом, и каждый школьник знает, в чем отличия одного от другого. Итак, система среднего образования во Франции разделена на 3 периода:

Читайте так же:  Взносы на травматизм

— начальное образование – 5 лет

— колледж – 4 года

В начальную школу маленькие представители Франции приходят на год младше, чем дети в России, но их обучение длится на год дольше. По итогу, и те и те заканчивают начальную школу в одинаковом возрасте. В России детей принято отдавать в возрасте 7 лет, а во Франции в 6-летнем возрасте.

Годы обучения в начальной школе во Франции

Возраст ребенка (лет)

CP (Cours prйparatoire)

CE1 (Cours йlйmentaire 1)

CE2 (Cours йlйmentaire 2)

CM1 (Cours moyen 1)

CM2 (Cours moyen 2)

Ключевым смыслом начального образования является, конечно же, научение школьника базовым знаниям, умениям и навыками (ЗУН). На этом этапе школьник приобретает самостоятельность.

Среднее образование делится на две ступени: колледж и лицей. При этом лицей не является обязательной ступенью. [6]

Что сразу бросается в глаза, так это нумерация классов. Во Франции нумерация идет от большего к меньшему, а не наоборот, как в России. Среднее образование начинается с шестого класса по третий включительно.

После окончания третьего класса все ученики сдают экзамен. Выпускники могут продолжить обучение в лицее, выбрав одну из направленностей, либо поступить в профессиональный лицей для подготовки сертификата о профессиональной пригодности по определённой профессии.

На этой стадии, мы можем провести параллели с российским образованием. Потому что в России, ученики, сдавшие экзамены в 9 классе (ОГЭ) получают аттестат об основном общем образовании и имеют право покинуть школу и поступить в профессиональное училище или колледж для получения профессии.

Как мы видим, все-таки несмотря на удаленность друг от друга в системах образования часто проскальзывают одинаковые вещи.

Затем, французские школьники могут поступить в лицей. Лицеи делятся на три типа: общий, технологический и профессиональный. В конце каждого ученики сдают экзамены по результатам которого присваивается общий так называемый «бакалавриат». Бакалавриат (БАК) – это эквивалент российского единого экзамена. Максимальное количество баллов, которое можно получить на этом экзамене — 20. Но для прохождения в университет будущему студенту необходимо набрать от 10 баллов. [7] Не следует путать степень «бакалавра» с французским «бакалавриатом». Потому что бакалавр — академическая степень, которая подразумевает наличие 4-5 лет обучения по определенной специальности. [9]

В Российской Федерации для получения аттестата о среднем общем образовании придется задержаться в школе еще на 2 года. Между 9 и 10 классом, ученики находятся на распутье и должны серьезно отнестись к выбору своей дальнейшей судьбы. Стоит отметить, что в России очень много школ с профильным изучением предметов. Так, если вас интересует больше физика и математика, и вы хотите связать свою дальнейшую судьбу с работой, требующей от вас четких знаний этого материала, вы смело можете идти в физико-математический профиль. Это отличное подспорье перед университетом, потому что чаще всего в таких профильных классах учебная программа заметно отличается от общей программы, а в университетах программа будет куда сложнее школьной. Результаты финальных экзаменов (ЕГЭ) позволят ученику подать документы в университет и на конкурсной основе быть зачисленным в это учреждение.

Среднее образование в России и во Франции имеет очень много общих черт, но несмотря на это существуют и различия. Эти различия начинаются от нумерации классов и заканчиваются финальным документом об образовании (Россия – аттестат о среднем общем образовании, во Франции – бакалавриат).

Во Франции на получение высшего образования имеют право только студенты, сдавшие БАК. По Конституции РФ, право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе имеет каждый гражданин страны.

Высшее образование во Франции представлено сложной системой, но мы попытаемся описать его кратко и понятно.

Университетская образовательная система подразделяется на три ступени, после завершения которых студенты получают определенный диплом. Такие типы высшего учебного заведения преимущественно готовят преподавателей, врачей и научных сотрудников. Что важно отметить, так это то, что вступительные экзамены в университеты отсутствуют.

Первая ступень высшего образования дает возможность получить такой документ, как свидетельство о высшем образовании. На первый цикл могут поступить все выпускники, которые сдали БАК. На этом цикле студенты получают базовые общеобразовательные навыки. Этот цикл очень популярен во Франции, так как позволяет быстро найти работу. [8]

В отличие от Франции, российские студенты должны сдать ЕГЭ и на конкурсной основе поступить в вуз и по прошествии 4-5 лет, в соответствии с их специальностью, получают степень бакалавра. Российские высшие учебные заведения делятся на государственные и негосударственные. Вуз должен иметь разрешение на право осуществления образовательной деятельности. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен получить аккредитацию, проводимую один раз в пять лет. Также обучение бывает очное и заочное.

Вторая ступень обучения подразумевает более углубленное погружение студента в изучаемую область.

На третьей ступени, студент имеет возможность самостоятельно заниматься научной работой, которую в будущем можно продолжить в докторантуре. [2]

Обучение в докторантуре длится три-четыре года и заканчивается защитой диссертации на ученую степень – доктор наук (соответствует российскому кандидату наук). Для получения высшей ученой степени — профессора — кандидат, уже имеющий степень доктора, должен предоставить Национальному жюри свои научно-исследовательские работы.

В конце 20 века для «прозрачности» обучения был создан Болонский процесс. Это процесс, при котором происходит сближение систем высшего образования европейских стран.

Мы считаем, что данная прозрачность образовательных систем позволила всем владельцам корочки о высшем образовании иметь возможность найма на работу без трудностей соотношения и понимания вашей квалификации, полученной в университете, чтобы для каждого работодателя было понятно, какими умениями и навыками обладает человек. Происходит так называемая выработка таких требований к будущему специалисту, «тюнинг», которые бы устроили работодателей разных стран. Благодаря Болонскому процессу уровни высшего образования и научные степени стали понятны для жителей разных стран.

Образовательная система в высших школах имеет более высокий авторитет на ряду с университетами. В высших школах проходит строгий отбор, поступающие сдают сложные вступительные испытания. Выпускникам обеспечены престижные места на государственной службе. Многие известные французские политики являются именно выходцами высших школ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Сравнение систем высших образований во Франции и в России [8]

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.

  3. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
  4. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
  5. Арсеньев К. К. Заметки о русской адвокатуре; Автограф — М., 2013. — 560 c.
Особенности французской образовательной системы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here