Особенности национального пенсионного возраста в россии

Важный материал в статье на тему: "Особенности национального пенсионного возраста в россии". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Молодые старики. Рост пенсионного возраста в России – причины, плюсы и мировой опыт

Правительство России предложило повысить пенсионный возраст. Для мужчин возрастная планка вырастет до 65 лет, для женщин – до 63 лет. Почему необходима эта мера, в чем ее плюсы и в каком возрасте на пенсию уходят жители других стран?

Молодые старики

В настоящее время в России живут самые молодые пенсионеры в мире – сильный пол уходит на заслуженный покой в 60 лет, слабый – в 55. Практически все остальные страны пенсионный возраст уже повысили. И эта тенденция началась еще в 80-е годы прошлого столетия. Из постсоветских стран Россия стала последней, кто приступил к изменению пенсионного возраста. Власти по личной воле до последнего оттягивали это решение, проявив ответственный подход к вопросу. В остальных республиках СНГ пенсионный возраст или уже повысили или вскоре собираются это сделать, как в Узбекистане. Так, например, мужчины в 65 лет уходят на пенсию в Молдове и Азербайджане. Женщины отправляются на положенный отдых в 63 года в Армении, к этому идут и в Казахстане.

Поздний старт, плавный переход

Повышение пенсионного возраста планируют начать с 2019 года. При этом оно не будет одномоментным – предполагается переходный период в 10 и 16 лет соответственно. Он продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. В среднем пенсионный возраст будет расти на полгода каждый год. Стоит отметить, что инициатива более позднего выхода на пенсию принадлежит кабмину. Президент Владимир Путин ранее заявил, что относится к теме очень «осторожно и аккуратно».

«Одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед правительством – повышение доходов пенсионеров. Причем значительное. Правительство в самое ближайшее время, безусловно, должно будет это обеспечить», – отметил глава государства в ходе «Прямой линии».

Он добавил, что выполнение этой задачи решит еще один важный вопрос – число людей, живущих за чертой бедности, сократится в два раза.

Почему назрела такая необходимость

Пенсию по старости в СССР ввели в конце 1920-х годов. Пенсионный возраст в 55 и 60 лет был установлен в 1956 году. С тех пор трудоспособность сильно изменилась. Также существенно выросла и продолжительность жизни. Десятки лет назад люди жили меньше, чем сейчас – было больше занятых тяжелым физическим трудом. Средняя продолжительность жизни тогда составляла 43 года. К концу же 2020-х годов этот показатель в России должен превысить 80 лет.

Кроме того, огромные усилия прилагаются для повышения рождаемости. Особое внимание уделяется материнскому капиталу, детским пособиям, образованию, медицине и т.д. При этом в наши дни россиянки стали обзаводиться детьми позже – средний возраст, когда появляется первенец, составляет 26 лет. Да и дети взрослеют позднее. Многие, выходя на пенсию, продолжают активно работать.

Финансовым источником увеличения размера пенсий для неработающих пенсионеров является рост экономики. Увеличение числа занятых обеспечивается, в частности, за счет продления трудоспособного периода. Для справки в 1970 году на одного пенсионера приходилось почти 4 человека трудоспособного возраста. К 2019 году показатель составит 2 человека. Каждый год работающих россиян становится на 0,4 млн меньше, при этом на пенсию выходит по 1,5-1,6 млн человек. Как следствие – увеличивается нагрузка на трудоспособное население. Искусственное сохранение раннего выхода на пенсию в ущерб активной поддержки семей и детей неминуемо приведет к сокращению населения и падению качества жизни.

«Ситуация сегодня такова, что доля работающих людей становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше. И с каждым годом этот дисбаланс будет только расти и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Все это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с инициативой.

Пенсия будет расти

В настоящее время в России из почти 147 млн человек 46,5 млн – пенсионеры. Из них 12,3 млн (порядка 26,4%) – работающих. В первые годы после выхода на пенсию трудятся более 50% граждан. Средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров сейчас составляет 14 тыс. 414 рублей. В последние три года пенсионные выплаты увеличивались в среднем на 500 рублей. Так, в 2018-м прибавка составила 481 рубль. Благодаря росту пенсионного возраста старики будут ежегодно получать на 1000 рублей больше.

Есть и еще один важный фактор в пользу повышения пенсионного возраста. Устроиться на работу возрастным работникам станет проще. Власти будут добиваться устранения всех ограничений при трудоустройстве этой категории граждан. Контролировать данный вопрос будет Роструд. Благодаря увеличению трудоспособного периода активные россияне смогут работать после 60 лет и получать достойную зарплату.

Пенсионный возраст в России: история и современность. Часть 1

Партия большевиков — за пересмотр пенсионных программ

В наследство от старого мира большевикам досталась в значительной мере разрушенная система государственного призрения. Временное правительство впервые в российской истории предприняло попытку заменить царскую систему общественного призрения на институт государственного призрения. Однако далее создания такого министерства дело не пошло. Сменились три министра госпризрения, а структуры на местах так и не были созданы и нигде фактически не работали.

Или, если сформулировать коротко и несколько упрощенно применительно к рассматриваемому вопросу, то речь шла о возрасте старости, с наступлением которого человек считался нетрудоспособным. Как увидим далее, возрастной ценз старости в нашей стране неоднократно изменялся. При этом он не всегда был всеобщим, а часто устанавливался для отдельных категорий работников.

После октябрьского переворота, скорее, по инерционно-логическому мышлению, новая власть создала правопреемника министерства госпризрения в лице наркомата госпризрения (НКГП) во главе с А.Коллонтай. Главной особенностью нового социально-экономического института Советской России стала разработка и внедрение классовых ограничений пенсионных прав. Первоначально бюджетом РСФСР на 1918 год для выплаты пенсий из казны по аналогии с предыдущим годом было выделено свыше 1 млрд. рублей. Сразу стало понятно, что в разрушенной войной стране нет финансовых возможностей для содержания существующей массы пенсионеров. В дальнейшем эта статья расходов резко уменьшилась за счет отказа в пенсионных выплатах «классово-чуждым» старикам из категории «бывших». Индивидуальные пенсионные накопления эмеритальных касс и пенсионные средства орденских фондов были национализированы.

Читайте так же:  Когда не требуется разрешение на строительство

Одновременно с этим было принято решение о переходе на страховую модель пенсионной системы, основы которой были заложены в интересах фабрично-заводских рабочих еще в 1912 году. Теперь было решено распространить ее действие на всех работающих по найму. Страховым случаем стала считаться потеря трудоспособности по любым причинам (увечье, болезнь, старость и т.п.). Разделение системы пенсионного обеспечения было закреплено Декретом СНК от 15 ноября 1921 года. С того времени все занятые наемным трудом работники при достижении установленного на тот момент возраста старости стали получать пенсию по инвалидности через систему социального страхования. При этом работники полностью освобождались от страховых взносов. Эта обязанность была возложена на юридических лиц вне зависимости от формы собственности. Сумма взноса была в пределах 21-28% от зарплатного фонда организации.

Для определенных категорий, в основном, военных и служащих, сохранилась система государственного пенсионного обеспечения. В настоящей публикации данное направление не рассматривается.

Первые шаги к определению пенсионного возраста в СССР

После образования СССР начался процесс централизации и формирования единой пенсионной системы страны. Размер пенсии нормировался в твердых суммах. Вводились районные коэффициенты. Была упорядочена система пенсионных расчетов – теперь за основу брался не личный заработок, а усредненный показатель зарплат по конкретному региону.

В 1924 году впервые был установлен возрастной ценз и определены условия приобретения пенсионных прав для профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений. Предельный трудоспособный возраст был определен в 65 лет. Далее можно было работать, но уже вне штата. Для получения пенсии было установлено 2 основания: 1) прослужить на данных должностях не менее 25 лет или 2) достижение возраста 65 лет при наличии преподавательского или научного стажа 10 лет и более. Пенсия устанавливалась пожизненно в размере оклада. При этом существовала процедура на подобие современной индексации пенсий. В те годы пенсия этой категории граждан автоматически повышалась по мере повышения тарифов оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Предусматривались также льготные условия выхода на пенсию при утрате трудоспособности в более раннем возрасте и при меньшем стаже. Вдовы и малолетние дети имели право на получение пенсий при утрате кормильца.

Спустя год установили пенсии по выслуге лет для учителей, изб-читален, библиотекарей и некоторых других служащих системы народного образования. Пенсии каждой категории имели нижний и верхний пределы («вилку»). Минимальная пенсия была 20, а максимальная — 97 рублей.

Для будущих пенсионеров был установлен «классовый фильтр отсечки» — обязательный трудовой стаж не менее 8 лет. Вполне понятно, что старики из «бывших» ни при каких условиях не могли иметь такого стажа работы по найму и автоматически оказывались за пределами новой пенсионной системы. Позже это ограничение было снято.

Для всех трудящихся был установлен единый для мужчин и женщин возраст утраты трудоспособности – 50 лет. При достижении этого возраста возникали основания для назначения пенсии по инвалидности. С возрастом 60 лет пенсия назначалась автоматически, без прохождения медэкспертизы. После 50 лет граждане освобождались от всех видов трудовой повинности согласно КЗоТ 1918 года. Однако в КЗоТ 1922 года возраст полного освобождения от трудовой повинности был разделен по половому признаку и существенно снижен. С того времени к этой категории относили мужчин старше 45 лет и женщин старше 40 лет. В кодексах были заложены нормы 8-часового рабочего дня, отпуска, времени отдыха и т.д. Примечательно, что в обоих кодексах были установлены лишь 6 праздничных дней в году, из которых на сегодня сохранился только Новый год. Остальные праздники, как то: День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта), День Интернационала (1 мая) и другие затерялись еще в прошлом веке.

Введение трудовой пенсии по старости

А спустя год эта пенсионная практика была законодательно внедрена в некоторых отраслях тяжелой промышленности, на железнодорожном и водном транспорте. Однако динамика выхода на пенсию по достижению предельного возраста трудоспособности (по старости) была незначительной. По данным, опубликованным В. Роиком, в СССР в 1928 году было всего 2 тыс. 700 пенсионеров по старости. Однако за следующие 5 лет их число выросло примерно в 17 раз. В 1932 году пенсию по старости оформили около 48 тыс. работников.

В 1924 году на страницах журнала «Вопросы страхования» со всей пролетарской категоричностью указывалось: «Если ты старик и способен еще к труду – работай. А лишился трудоспособности – получай пенсию». Тем не менее, фактически по 1929 год включительно рабочие 50-летнего возраста приобретали право на пенсию по инвалидности в связи с возрастной утратой трудоспособности. В то время старости как социального риска в пенсионном законодательстве РСФСР и СССР не существовало.

Достижение рабочим возраста старости как страховой случай

Ключевое значение для развития советской пенсионной системы имело совместное постановление ЦИК и СНК СССР от 15 мая 1929 года «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости». Этим документом были заложены основы будущей советской страховой системы пенсионного обеспечения по старости. Постановлением были нормативно установлены:

— классовая направленность пенсионного обеспечения по старости – только для рабочих;
— отраслевые приоритеты — для горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта, а также подтвердило ранее введенное для текстильной промышленности;
— условия формирования пенсионных прав при наступлении возраста старости для рабочих: 1) для мужчин, достигших ко дню оставления работы по найму 60-летнего возраста и имеющих общий трудовой стаж работы по найму не менее 25 лет; 2) для женщин, достигших ко моменту оставления работы по найму 55-летнего возраста и при наличии не менее 20 лет общего стажа работы по найму.
— впервые нормативно закреплены особые, льготные условия получения пенсии по старости для занятых на подземных работах в горной промышленности – при достижении возраста 50 лет и общему трудовому стажу не менее 20 лет;
— установлена независимость назначения пенсии по старости от степени трудоспособности работника;
— введен простой и понятный расчет пенсии – половина прежнего заработка;
— предусмотрены несколько вариантов пенсионного обеспечения на случай, если пенсионер начнет работать по найму или получать дополнительные доходы иным способом.

Читайте так же:  Книга учета движения трудовых книжек

Новый порядок назначения пенсий по старости вводился для рабочих текстильной промышленности с 1 декабря 1927 года (задним числом), для рабочих железнодорожного и водного транспорта – с 1 января 1929 года (задним числом), для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности) – с 15 апреля 1929 года.

Одновременно с этим предоставлялись особые права Совету соцстрахования при Наркомате Труда СССР понижать возраст и стаж работы по найму для лиц, занятых во вредных производствах, а также устанавливать предельные суммы назначаемых пенсий. В 1933 году социальное страхование было передано в ведение профсоюзов.

При этом следует иметь в виду, что все принимаемые меры по социальному страхованию относились лишь к рабочим и иным работникам по найму, в основном работавшим в сфере промышленного производства и транспорта. Сельское население по-прежнему, как и в старые времена, не имело пенсионных прав и обеспечивалось при утрате трудоспособности по возрасту за счет системы общинной взаимопомощи. К 1924 году было создано более 50 тыс. комитетов взаимопомощи на селе с фондом свыше 5 млн. рублей. К концу 1920-х годов совокупные объемы средств в этих фондах выросли в 10 раз.

Бухгалтерская спецоперация в интересах силовиков

Что не так с объявленной «пенсионной реформой» (кроме ее небрежности)? Комментарии экспертов

Алексей Павлишак / ТАСС

  • Смысл так называемой «пенсионной реформы», которая стартует в России 1 января 2019 года, сводится к бухгалтерской спецоперации в интересах государственного бюджета: правительство на ходу латает фискальные дыры, даже не пытаясь решить системные проблемы и стимулировать экономический рост. Строго говоря, это не реформа, а обычный перерасчет, равно как и планы властей по повышению ставки НДС. Единственная цель проводимой политики — найти дополнительные деньги для исполнения «майского указа» президента и сбалансировать доходы и расходы казны.

    «Вместо того чтобы заниматься всем комплексом пенсионных проблем — формированием пенсионных прав и пенсионных накоплений, льготами для отдельных категорий работников — правительство сдвигает срок доступа к пенсиям, изменив только пенсионный возраст», — говорит главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.

    Действия правительства небрежны и непродуманны, согласен экономист Евгений Гонтмахер.

    [2]

    К примеру, недавно социальный вице-премьер Татьяна Голикова заявила о планах отменить балльную систему и перейти на новый способ расчета пенсионных выплат. «С этим решением я согласен, но предлагать альтернативу надо было гораздо раньше и в пакете с повышением пенсионного возраста», — говорит эксперт. Правила игры снова меняются, но пенсионная система так и не обрела ясные очертания.

    Читайте также

    Карманы, полные печали. Три решения правительства лишат каждого работающего россиянина 100 000 рублей за шесть лет

    Реформа на коленке

    Первое, что бросается в глаза в действиях правительства — это спешка, с которой принимаются столь важные решения.

    В развитых странах о повышении возраста выхода на пенсию граждан принято предупреждать заранее. «В Германии сейчас известно о том, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году, — говорит Евгений Гонтмахер. — Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации». В особенности это актуально для России, где пенсионный возраст не менялся с 1930-х годов, а теперь население ставят перед фактом за полгода до начала повышения.

    Пенсионные реформы почти никогда не затрагивают тех, кто выходит на пенсию в следующем году, говорит Табах: «Невозможно честно объяснить, почему, если женщина родилась 31 декабря 1963 года, то она может выйти на пенсию в 55 лет, а если в 1964 году, то уже на два года позже». При этом Россия обладает финансовыми резервами, чтобы начать этот процесс не сейчас, а через несколько лет. «Из-за высоких цен на нефть пополняется Фонд национального благосостояния, бюджет находится в профиците, уровень госдолга низкий, не говоря уже про дивиденды госкомпаний, которые можно было бы направить на поддержание пенсионной системы», — считает Гонтмахер.

    Читайте также

    Реформа или крах. Правительство будет менять пенсионный возраст в экстренном порядке

    В передовой международной практике пенсионные проблемы решаются совсем по-другому. Образцовый пример — комиссия по реформе солидарной пенсионной системы под руководством будущего главы ФРС Алана Гринспена, действовавшая в 1981-1983 годах в США. В течение двух лет представители обеих политических партий, профсоюзов и бизнеса согласовывали реформу. «Было решено повысить пенсионный возраст и размер социальных взносов, но при этом высшая бюрократия и члены конгресса стали платить социальные взносы, были урезаны различные льготы, а пенсии состоятельных американцев начали облагать подоходным налогом. В итоге пенсионная система была стабилизирована еще на 20 лет», — рассказывает Табах.

    Даже в России пенсионная реформа 2002 года публично обсуждалась в течение 4 лет на платформе специального совета при президенте.

    «Сейчас Путин говорит о том, что он в этом не участвует. Как это возможно? Президент по Конституции определяет основные направления внутренней политики страны, но пенсионная реформа — это не его дело?» — удивляется Гонтмахер

    (о том, что президент не участвует в проработке пенсионной реформы, заявил в понедельник Дмитрий Песков — А. Х.

    Впрочем, вмешательство президента наверняка зарезервировано под смягчение жесткого сценария, изначально предложенного правительством.

    Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

    Фискальный промах

    Правительство выбрало самый простой способ действий на пенсионном поприще, который позволяет временно сохранить размер выплат для действующих пенсионеров на текущем уровне, но не делает пенсионную систему более сбалансированной в долгосрочном периоде. На первых порах экономия превысит 200 млрд рублей в год, но фискальный эффект довольно быстро сойдет на нет, поскольку рано или поздно люди, затронутые реформой, смогут выйти на пенсию. К тому же средняя продолжительность жизни в России растет примерно на полгода за календарный год. «Через 10 лет, когда закончится период повышения пенсионного возраста, окажется, что люди, достигшие пенсионного возраста, живут дольше еще на 5 лет. Либо пенсионный возраст опять придется сдвигать, либо искать деньги в другом месте», — говорит Табах.

    Читайте также

    Два года на дожитие. Правительство приготовилось к экстренному повышению пенсионного возраста

    Дмитрий Медведев пообещал, что за счет отсрочки выхода на пенсию для 10 млн человек ежемесячные выплаты оставшимся пенсионеров вырастут на 1000 рублей. Но половина этой суммы — это естественная индексация, предусмотренная законом, а другая часть в значительной степени будет съедена инфляцией.

    Читайте так же:  Узнаем номер своего снилс всеми доступными способами

    «Это тактическая перекачка пенсионных прав молодых поколений в пользу нынешних пенсионеров. Причем еще неизвестно, какой будет инфляция после повышения НДС и не обвалится ли в очередной раз рубль», — говорит Гонтмахер.

    Но самое главное, реформа пенсионной системы подразумевает понимание того, что происходит на рынке труда: при низких зарплатах и высокой безработице сбалансировать ПФР невозможно в принципе. Именно такая ситуация ждет Россию после повышения пенсионного возраста из-за отсутствия экономического роста, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов: «Баланс на рынке труда будет нарушен, безработица вырастет. Людям придется платить пособия. Как следствие, сэкономить бюджету ничего не удастся».

    Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

    С собираемостью страховых взносов у правительства и так большие проблемы: половина взносов ПФР формируется всего 10% работников, точнее их работодателями, а примерно за треть работников страховые взносы не уплачиваются вовсе. Из-за распространенности серой занятости многие люди не успеют накопить необходимый стаж и смогут претендовать на социальную пенсию только в 68 лет для женщин или 70 лет для мужчин. «Скрытое повышение пенсионного возраста для тех, кому не хватает стажа и баллов для страховой пенсии, идет достаточно давно — с 2015 года», — указывает Табах.

    Пенсионные привилегии

    Один из главных перекосов в пенсионной системе связан со льготными условиями выплат.

    Сейчас почти 30% граждан, то есть около 14 млн человек, выходят на пенсию раньше срока — это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире,

    говорит Сафонов. Именно досрочные пенсии, за которые платят все граждане, обеспечивают существенную часть нагрузки на Пенсионный фонд.

    «Есть некоторая категория людей, которые за государственный счет имеют возможность выйти на пенсию намного раньше, чем все остальные. Справедливость этих прав вызывает много вопросов — конечно, не для ветеранов боевых действий, а для многочисленных столоначальников в силовых ведомствах», — говорит Табах.

    Речь идет о сотнях тысяч сотрудников органов власти и правоохранительных органов — прокурорах, военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих, — которые выходят на пенсию в 40 с небольшим лет и получают различные надбавки.

    Читайте также

    Принцип «Газпрома». Юлия Латынина: у населения изымают деньги, чтобы зарыть их в землю

    В силовых структурах минимальный стаж выслуги сейчас составляет 20 лет, тогда как для большинства профессий нормальным сроком считается 30 лет работы. В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать — к примеру, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами.

    Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета — по статьям соответствующих ведомств.

    Для силовых ведомств в России фактически создана отдельная корпоративная пенсионная система, что производит на остальное население очень тяжелое политическое впечатление.

    «Силовики охраняют эту власть, не дай бог, их тронут. Получается, что их интересы учитываются гораздо больше, чем интересы большинства населения», — говорит Гонтмахер.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Но и многие «вредные» производства сегодня уже совсем не являются таковыми — стандарты по ним устанавливались десятилетия назад, а переаттестация рабочих мест и профессий идет крайне медленно, говорит Табах. Среди категорий досрочников есть также ряд низкооплачиваемых, но не представляющих никакой опасности профессий — например, школьные педагоги. «В этой связи нужно изменить подход, чтобы досрочная пенсия была возможна не в строго установленный срок, а только по факту утраты трудоспособности», — считает Сафонов.

    Попытки двигаться в этом направлении уже предпринимались: Минфин недавно предлагал повысить для силовиков стаж выслуги до 25–30 лет. Однако Татьяна Голикова ранее заявила, что льготы для военнослужащих и сотрудников силовых структур сохранятся в полном объеме. Поддержка этой узкой прослойки людей для властей сегодня не менее важна, чем благополучие всех остальных 46 млн пенсионеров.

    Особенности национального пенсионного возраста в России

    Во всех странах мира остро стоит вопрос об установлении наиболее оптимального порога пенсионного возраста. Пенсионер – это лицо, достигшее пенсионного возраста, ставшее инвалидом или потерявшее кормильца, которое получает регулярное денежное пособие (пенсию). Сегодня в Российской Федерации пенсионный возраст установлен на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Эксперты и респонденты рассматриваемой сферы не имеют единого мнения о том, насколько он подходит для выхода на пенсию [7].

    Вопрос определения пенсионного возраста очень важен для конкретных слоев населения и поэтому часто поднимается. Ключевая задача социальной политики в настоящее время – адаптация людей пожилого возраста с учетом уровня жизни к жизни в условиях экономического кризиса, поэтому проблема выбора порога пенсионного обеспечения является актуальной.

    [1]

    Исследуемый объект работы – это преимущественно люди, вступившие в пожилой возраст (женщины – от 56 лет, мужчины – от 61 года).

    Цель исследования – обнаружение взаимосвязей между такими критериями, как возраст, материальное положение, психологический комфорт, качество жизни, жизненные приоритеты в карьерном и финансовом плане и прочие стороны.

    В структуре работы задействованы сравнительный и дедуктивный методы анализа, благодаря которым можно рассмотреть проблему со всех сторон, а затем на полученной основе сделать детальный анализ по проведенному опросу.

    Достижение поставленной цели осуществляется путем решения таких задач, как изучение понятия пенсионный возраст; законов и нормативно-правовых актов, содержащих информацию по данному понятию; исследование исторической статистики; освещение понятия качество жизни; рассмотрение перспектив развития настоящей области; проведение исследования среди респондентов разных возрастных групп.

    По результатам анализа проведенного социального опроса, учета качества жизни пенсионеров был сделан вывод о понятии пенсионный возраст.

    Вообще, пенсионный возраст – установленный государством возраст гражданина, по достижении которого он может претендовать на получение пенсии по старости, с учетом уплаты пенсионных взносов (налогов).

    Следует сказать о периодизации возрастов человека: раннее детство – до 2 лет; детство: первый период – 3–7 лет, второй период – 8–12 лет (М), 8–11 лет (Ж); подростковый и юношеский возраст: 13–21 год (М), 12–20 лет (Ж); средний возраст: 22–60 лет (М), 21–55 (Ж); пожилые люди, старческий возраст и долгожители: от 61 года (М), от 56 лет (Ж) (именно пожилым людям и далее выплачивается пенсия) [9].

    Читайте так же:  Как узаконить дом на земельном участке

    Нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения:

    – Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

    – Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

    – Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и прочие.

    Досрочное получение пенсии возможно при следующих условиях:

    – работа в тяжелых, вредных условиях труда;

    – труд на социально значимых объектах;

    – почетное звание матери-героини;

    – наличие инвалидности (полный перечень оснований содержится в ст. 27, 28 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [5].

    Пенсионная система в мире; качество жизни пенсионеров

    Первая пенсионная система была создана в Германии. По закону о государственном пенсионном обеспечении лиц, работающих по найму, принятому в 1880-е годы, пожилые люди обрели право на государственную пенсию по достижении возраста 70 лет.

    В СССР в 1932 г. было введено пенсионное обеспечение по старости. Пенсионный возраст был установлен на уровне 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, и с тех пор ни в СССР, ни в России ни разу не менялся, но в правительстве обсуждается возможность его повышения [1].

    Сегодня, согласно отчетам Госкомстата о результатах последней Всероссийской переписи населения, в России на 1000 пожилых мужчин приходятся 2542 пожилые женщины. В стране на 524 замужние женщины приходится 633 женатых мужчины.

    При выборе возраста 18 лет окажется, что в стране на 820 482 девушки приходится 855 865 юношей. То есть мужской перевес составляет больше 35 тысяч. В возрастной группе после 65 «избыток» слабого пола исчисляется миллионами [10].

    При рассмотрении настоящего вопроса следует обратить внимание также на такой момент, как качество жизни. По данным исследования международного рейтинга Global AgeWatch Index, лучшей страной в мире по качеству жизни пенсионеров является Швеция. Глобальный индекс «старости» Global AgeWatch Index разработан для измерения успешности политики в отношении пожилого населения.

    Наилучшее качество жизни для людей старше 60 лет в странах Северной Европы благодаря хорошим пособиям, пенсиям, системе коммуникаций. Россия находится во второй половине индекса, но с каждым годом поднимается чуть выше вверх. Пенсионный возраст в России вызывает тревогу на многих граждан. Большая часть населения получает такие пенсии, которых хватает только на то, чтоб в полной мере оплатить коммунальные услуги, в остальном же приходится экономить [6, 8]. В других странах существуют такие условия, как гарантированный стабильный минимум, льготы, скидки и прочие улучшенные условия для пенсионеров.

    Политика, проводимая в области пенсионного обеспечения

    Долгие годы в России продолжается дискуссия о повышении пенсионного возраста.

    В 2015 г. внедрен новый способ образования и расчета пенсионных выплат: размер пенсии зависит от страхового стажа (от периода его действия; величины тарифов страховых взносов, от фонда заработной платы (ФЗП) на обязательное пенсионное страхование (ОПС) [9]; важен возраст обратившегося за назначением пенсии человека). Индивидуальный коэффициент каждого работника увеличивается с числом отработанных лет, пенсия у работающего после достижения пенсионного возраста может быть больше; продуманы специальные коэффициенты для периодов жизни человека, имеющих социальную значимость, таких как уход за пожилыми родственниками, служба в рядах Вооружённых сил, декретный отпуск. Накопленные за весь трудовой период коэффициенты и возраст обращения за назначением пенсии будет влиять на предстоящую пенсию.

    Новая формула подсчета пенсии выглядит следующим образом:

    СПС = ФВ?ПК1 + ИПК?СПК?ПК2,

    где СПС – страховая пенсия; ФВ – фиксированная выплата к страховой пенсии (установлена ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., на 1 января 2015 года составляет 3 935 рублей. Это гарантированный минимум государства для каждого российского гражданина); ПК1 – премиальный коэффициент для увеличения фиксированной выплаты при более позднем выходе на пенсию; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК – стоимость пенсионного коэффициента на момент оформления пенсии; ПК2 – премиальный коэффициент для увеличения индивидуального пенсионного коэффициента, если гражданин продолжает трудиться, несмотря на наступление пенсионного возраста [3].

    Согласно информации Российской газеты RG.RU (публикация от 09.02.2015), пенсионный возраст в России придется повысить, и это зависит только от выбора механизма реализации и времени принятия [4].

    По данным того же издания (публикация от 21.02.2015), по желанию граждане России смогут увеличить свой пенсионный возраст. Россияне смогут уходить на заслуженный отдых позже в обмен на повышенную пенсию в будущем, это отражено в вышеуказанной формуле расчета пенсионных выплат (ПК2 – премиальный коэффициент для увеличения индивидуального пенсионного коэффициента, если гражданин продолжает трудиться, несмотря на наступление пенсионного возраста). Перспектива повышенной пенсии в обмен на откладывание срока выхода на пенсию, возможно, многим бы показалась интересной. Данное положение можно счесть альтернативой повышения пенсионного возраста [4].

    В работе был проведен опрос среди студентов (юношей и девушек) первого курса Уральского федерального университета. Были заданы вопросы, один из которых звучал следующим образом: «Как вы считаете, каким должен быть возрастной порог установления пенсии» с предложением обоснования своей точки зрения. В опросе приняли участие 78 человек.

    У респондентов нет единого мнения о том, насколько 55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин – подходящий возраст для выхода на пенсию, судя по данным опроса. В общей сложности 44 % респондентов предложение повысить пенсионный возраст поддержали; 28 % респондентов сочли, что пенсионный возраст следует понизить, так как, по их мнению, человек подвержен в современном мире стрессу, что сказывается на его психике и физическом состоянии; 13 % выступают за то, что ныне установленный возраст выхода на пенсию оптимален; 15 % дали иной вариант ответа.

    42 % считают, что женщины должны выходить на пенсию раньше мужчин, ссылаясь на большую нагрузку, ложащуюся на плечи женщин, – они не только работают, но и ведут хозяйство, на их физическую и эмоциональную слабость в сравнении с мужчинами; некоторые апеллируют к традиционному разграничению ролей: зарабатывать должен мужчина, женщина должна следить за домом.

    40 % респондентов придерживаются мнения, что пенсионный возраст для женщин и мужчин должен быть одинаковым. В обоснование своей позиции одни указывают на меньшую продолжительность жизни мужчин, другие ссылаются на принцип равноправия, третьи – на то, что у женщин в 55 лет еще есть силы работать.

    Читайте так же:  Как увеличить размер алиментов: судебная практика и правила

    18 % считают, что женщины должны выходить на пенсию позже мужчин.

    55 % опрошенных сказали, что женщинам выходить на пенсию в 55 лет и мужчинам в 60 – слишком рано.

    4 % считают, что должны быть разные пороги, так как тяжесть профессий различна.

    11 % опрошенных сочли оптимальным выход на пенсию в районе 40 лет как у мужчин, так и у женщин.

    Таким образом, большая часть опрошенных высказываются за оставление пенсионного возраста на том же самом уровне или его понижение. Приблизительно половина опрошенных считают, что женщины должны выходить на пенсию позже мужчин. 40 % респондентов считают, что возраст должен быть одинаков, и около 20 % сочли, что мужчины должны выходить на пенсию позже женщин.

    Вопрос о поднятии пенсионного возраста на сегодняшний день является дискуссионным и выходящим на обсуждение специалистов различных уровней. Нынешний пенсионный возраст ? 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Государство проявляет интерес к разным сторонам вопроса. Повышение пенсионного возраста рассматривается как один из вариантов антикризисного плана [2]. Социальный блок правительства выступает против такого исхода событий. Экономический блок указывает на дефицит бюджетной системы, который постоянно растет [4].

    Поскольку экономически активное население постоянно уменьшается, ситуация ухудшается. Поэтому вопрос об установлении оптимального порога пенсионного возраста особенно актуален на фоне резкого сокращения роста экономики.

    [3]

    Пенсионный возраст мужчин и женщин в РФ для разных видов пенсии

    На сегодня общий порядок пенсионного обеспечения через Пенсионный фонд России (ПФР) предусматривает две части трудовой пенсии по старости: страховую и накопительную. С 2015 г. законодательство меняется: вместо частей пенсии будут 2 самостоятельные пенсии: страховая и накопительная. На сущность формирования пенсии это не влияет: новые пенсии имеют такой же смысл, как части единой пенсии ранее.

    Страховая пенсия рассчитывается с помощью сложной формулы. Она складывается из минимальной базовой суммы, гарантированной государством, к которой прибавляются выплаты, зависящие от рабочего стажа гражданина и размера его зарплаты. Платит эту пенсию только ПФР.

    Накопительная пенсия представляет собою накопления на индивидуальном счете (6 % из 16 % страховых пенсионных взносов работодателя на работника в Пенсионный Фонд России). Эти накопления инвестируются некоммерческим пенсионным фондом (НПФ) или управляющей компанией, а по достижении пенсионного возраста могут быть выданы гражданину одним из способов:

    · Как часть трудовой пенсии (рассчитывается путем деления пенсионных накоплений на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии).

    · В виде срочных пенсионных выплат (рассчитываются минимум на 10 лет). Этот вариант касается граждан, которые участвовали в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии; а также граждан, которые направили на накопительную часть средства из материнского капитала.

    Возраст выхода на пенсиюпо обоим видам пенсий в России одинаков: 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин.

    Возраст выхода на пенсию для отдельных категорий граждан

    Возраст выхода на пенсию для отдельных категорий граждан

    Для лиц определенных профессий и работающих в отдельных государственных органах законодатель предусмотрел специальный возраст выхода на пенсию. Речь идет о досрочном назначении пенсионного обеспечения.

    Например, это касается:

    · сотрудников уголовно-исполнительной системы;

    · лиц, работающих на Крайнем Севере и т. д.

    После того как ими будут соблюдены все условия, предусмотренные законом, ПФР назначит пенсию по выслуге лет. Как правило, для ее назначения необходимо отработать в указанных органах не менее 15 лет.

    Особенности пенсионного возраста для государственного пенсионного обеспечения

    Существуют и другие варианты пенсионного возраста: для граждан, получающих пенсию по государственному пенсионному обеспечению (самостоятельная система пенсий, отдельная от общей, разделенной на страховую и накопительную). Это так называемая социальная пенсия по старости. Она предназначена для граждан, за которых не платились взносы в ПФР или НПФ на трудовую пенсию, а с 2015 г. – страховую и накопительную части пенсии по причине отсутствия официальной трудовой деятельности.

    Социальная пенсия по возрасту назначается:

    · представителям малочисленных народов Севера (женщинам – с 50, мужчинам – с 55 лет);

    · гражданам, достигшим 60 (женщины) и 65 (мужчины) лет.

    Кроме того, некоторые категории граждан (военнослужащие, сотрудники противопожарной службы и т. п.) также получают пенсию по системе государственного пенсионного обеспечения. Срок ее назначения зависит не от возраста, а от выслуги лет и факта увольнения со службы. Для них общий пенсионный возраст имеет значение только при формировании накопительной пенсии. Эти граждане выходят на пенсию по выслуге, будучи достаточно молодыми, и продолжают работать. А значит – имеют возможность заработать себе кроме пенсии по выслуге еще и накопительную пенсию.

    Увеличения пенсионного возраста не будет

    Будет

    Несмотря на требования финансовых ведомств сэкономить на пенсиях, повысив пенсионный возраст, эта мера так и не была применена.

    Реформа пенсионного законодательства 2015 г., разделившая единую пенсию на 2 (страховую и накопительную), сохранила для обеих пенсий тот же пенсионный возраст, что и раньше. Не изменился минимальный возраст назначения и для социальной пенсии по старости.

    Законодатель решил не использовать увеличение пенсионного возраста, двигаясь по пути стимулирования граждан добровольно переносить оформление пенсии на более поздние сроки. Кроме того, были введены и ограничения по минимальному стажу для пенсионных прав, формально с возрастом не связанные.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

    Источники


    1. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.

    2. Медведев, М. Ю. Аукционы. Проведение, участие, судебные споры. Справочник инвестора / М.Ю. Медведев, А.М. Насонов. — М.: Юстицинформ, 2013. — 224 c.

    3. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.
    4. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
    5. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
    Особенности национального пенсионного возраста в россии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here