Содержание
Правовой статус безработного
Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.
Безработными не могут быть признаны граждане:
а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
а) признание граждан занятыми;
б) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
в) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявк а в срок для регистрации их в качестве безработных;
г) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
д) переезд в другую местность;
е) установление злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.);
ж) осуждение к наказанию в виде лишения свободы;
з) назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.
Правовой статус безработного
Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.
Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.[5,38]
Однако не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.
Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:
- 1) первичная регистрация;
- 2) регистрация в целях поиска подходящей работы;
- 3) регистрация в качестве безработных;
- 4) перерегистрация.
Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.
Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.
Предоставление перечисленных документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.
В целях установления гарантий реального трудоустройства не допускается направление гражданина на работу в транспортно удаленные места; в организации, не подтвердившие наличие должностных вакансий; приглашение граждан чаще одного раза в две недели за исключением наличия реальных предложений подходящей работы.
Если подходящей работы не находится, то безработным с их согласия может быть предложена оплачиваемая общественная работа.
Регистрация в качестве безработных является следующим этапом оказания социально-правовой помощи безработным гражданам. Она осуществляется после регистрации для поиска подходящей работы. Она, как и в предыдущей регистрации, сопровождается представлением аналогичных документов.
Перерегистрация устанавливается органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. И в этом случае перерегистрация сопровождается предъявлением обозначенных ранее документов.
Законодательство устанавливает основания для снятия безработных с регистрационного учета. В частности, к ним относятся: признание граждан занятыми; прохождение профессиональной переподготовки; неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы занятости и некоторые иные. В каждом таком случае данный орган выносит соответствующее решение.
Анализируя проблемы занятости, О.В. Смирнов обращает внимание на некоторые несогласованности законодательства. Так, под статус безработного подпадают граждане, достигшие 16-летнего возраста, в связи с Законом о занятости. А ст. 63 Трудового кодекса РФ устанавливает 15-летний возраст, с которого предусмотрена возможность приема на работу, в связи с чем данные лица в течение года лишаются права на трудоустройство и не получают пособия по безработице.[6,170]
Ответственность безработного проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до трех месяцев) и сокращения размера пособия на четверть (до одного месяца).
Первый вид ответственности применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнения с последнего места работы за нарушения трудовой дисциплины или отчисления с места учебы, организованной служебной занятости, за виновные действия; нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного в органах занятости; самовольное прекращение обучения по направлению органа занятости.
Второй вид ответственности применим за неявку без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления безработного службой занятости; отказа от явки без уважительных причин в службу занятости для получения направления на работу или профессиональное обучение.
Гарантии материальной и социальной поддержки безработного заключаются в том, что безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице по истечении срока, лицам, находящимся на их содержании, службой занятости может быть оказана материальная и иная помощь.
Основной вид социальной поддержки безработных — выплата пособий по безработице. Кроме этого социальной поддержкой является выплата стипендии в период профессиональной подготовки; участие в оплачиваемых общественных работ, возмещение затрат на переезд к новому месту работы в другую местность и некоторые иные.
Размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, начисляемому за последние три месяца по последнему месту работы. В других случаях пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
В первые три месяца безработицы размер пособия составляет 75 % среднемесячного заработка за последние три месяца по прежнему месту работы, в следующие четыре месяца — 60%, в последующем — 45 %, но не ниже минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня средней заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Для отдельных категорий безработных граждан законодательством предусмотрены доплаты к пособию (дополнительное пособие).
Пособие начинает начисляться со дня признания гражданина безработным. Пособие выплачивается в период безработицы в течение 12 месяцев, а с учетом неоднократности этих периодов — в течение 18 месяцев. А при непредоставлении оплачиваемой подходящей работы безработный имеет право и по истечении 18 месяцев на повторное получение пособия в размере минимальной оплаты труда.
Правовой статус безработного
Общее понятие правого статуса безработного
Правовой статус безработного, так же как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
Для признания гражданина безработным причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет. Безработным может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе администрации, причем даже за нарушения трудовой дисциплины. Последнее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством.
Как уже говорилось выше, в соответствии с Законом о занятости правительством определен порядок регистрации безработных граждан. Она осуществляется органами занятости по месту жительства.
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных и для получения информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.
Для регистрации в целях поиска подходящей работы, безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию.
Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию.
Органы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При отсутствии подходящей работы зарегистрированному в целях ее поиска может быть предложено при его желании участие в оплачиваемых общественных работах или прохождение профессиональной подготовки.
Регистрация гражданина в качестве безработного органами занятости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
Безработными, таким образом, признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка; зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.
В некоторых случаях, указанных в постановлении, которым утвержден Порядок регистрации безработных граждан, безработные могут быть сняты с регистрационного учета. К ним, в частности, относятся: признание граждан занятыми, прошедшими профессиональную подготовку, неявка без уважительных причин безработного в службу занятости в установленные сроки и др.
Статья 4 Закона о занятости определяет ее как работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность предлагаемой работы (пределы транспортной доступности) определяется соответствующими местными органами власти с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. В Москве, например, для женщин, имеющих детей, установлено, что до работы от места жительства не должно быть более одного часа езды.
Предлагаемая работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы. Это положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в названных выше субъектах Федерации.
Понятие «подходящая работа» имеет иное содержание для граждан, впервые ищущих работу. К ним прежде всего относятся несовершеннолетние, окончившие школу, и молодые женщины, не работавшие в связи с рождением ребенка. Поскольку и те, и другие чаще всего не имеют определенной профессии (специальности), им в первую очередь надо предложить обучение той профессии (специальности), по которой служба занятости имеет возможность предоставить работу. Первичное профессиональное обучение молодежи в возрасте до 20 лет осуществляется, как правило, в учебных заведениях системы профессионального образования и в учебных центрах предприятия.
ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
Социально-правовой статус безработного — понятие и определение
Одним из направлений социальной защиты населения является разработка комплекса мер по социальной поддержке безработных граждан.
Безработные — это особая категория граждан, имеющая свой социально-правовой статус, который включает в себя права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права. Необходимо отметить, что понятие безработицы, в отличие от понятия занятости населения, в действующем российском законодательстве отсутствует.
Однако Федеральный закон от 19.04.1991 г. «О занятости населения в РФ» содержит нормы, предъявляемые к безработным. В соответствии со ст. 3 данного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя [3].
Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.
Закон «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:
- — право на содействие в поиске подходящей работы (ст. 4);
- — право на выбор места работы (ст. 8), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10);
- — право на бесплатные профессиональную ориентацию, прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (ст. ст. 9, 23);
- — право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24);
- — право на получение содействия в организации собственного дела[3].
Органы службы занятости обеспечивают возможность получения гражданами указанных услуг в электронной форме в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в указанном Законе.
Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.
Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве (пусть даже временном или на условиях неполного рабочего времени).
Требование дисциплинированности заложено в основе взаимодействия органа службы занятости и безработного: он должен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном (более одного месяца) отсутствии по месту регистрации в качестве безработного; явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или посещает занятия и успешно проходит курс обучения по направлению органов службы занятости. Кроме того, безработный обязан являться в органы службы занятости в трезвом виде, так как явка безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения влечет за собой соответствующие санкции со стороны органа службы занятости.
Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), уголовно-правовыми (привлечение к ответственности по ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) за мошенничество), так и специфическими, присущими только данным правоотношениям. К числу таких специфических мер относятся: приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице. Требуя выполнения соответствующих обязанностей, законодательством предоставлено и право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц [19, 301-302].
Правовой статус безработного
ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности : первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.
Безработными не могут быть признаны граждане:
а) не достигшие 16летнего возраста;
Видео (кликните для воспроизведения). |
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Случаи снятия безработных граждан с регистрационного учета:
а) признание граждан занятыми;
б) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
в) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявк а в срок для регистрации их в качестве безработных;
г) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
д) переезд в другую местность;
е) установление злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.);
ж) осуждение к наказанию в виде лишения свободы;
з) назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.
Социально-правовой статус безработного гражданина
О роли государственных организаций, деятельность которых направлена на предоставление социальной защиты гражданам, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях, можно говорить бесконечно. В то же время при фактической реализации активных программ по содействию трудовой занятости населения важно отметить, что, к сожалению, не все они дают ожидаемые результаты. Причиной тому может быть и дефицит регионального финансирования, и стремительный рост задолженности по выплатам пособий, и сужение спектра услуг, предоставляемых соответствующими службами. Кроме того, нередко противоречия возникают при определении правового статуса безработного.
Кто в нашей стране считается безработным?
Для отнесения гражданина к соответствующей категории требуется наличие нескольких требований, установленных законом. На первый взгляд может показаться, что все они просты, и потому каждый, кто выполнит минимум условий, сможет приобрести правовой статус безработного. Порядок признания граждан безработными – это эффективный правовой механизм, позволяющий различать лиц, по-настоящему нуждающихся в государственной помощи, и тех, кто и не собирается трудиться, а лишь планирует поживиться «легкими» бюджетными средствами. Получить право на финансовую поддержку со стороны государства имеет все шансы гражданин, который:
- является трудоспособной личностью;
- не имеет никаких источников денежных средств;
- готов приступить к работе, подходящей его квалификации и профессиональным навыкам;
- зарегистрирован в качестве лица, ищущего соответствующий род занятия.
Трудоспособность – важный критерий
Вкратце следует пояснить значение отдельных пунктов из вышеуказанных. Чтобы вы могли лучше разобраться с понятиями трудоспособности и правового статуса безработного, охарактеризуйте их сначала с медицинской и юридической точки зрения. Так, никаких предпосылок для признания гражданина, не имеющего официального трудоустройства, до достижения им 16-летия быть не может. При этом ничто не препятствует заниматься предпринимательством или наемным трудом. На сегодняшний день КЗоТ РФ разрешает принимать на работу лиц, достигших 15 лет, а в некоторых случаях, при соблюдении дополнительных условий, и 14-летних подростков.
Ограничение касается и верхних пределов трудоспособного возраста: для женщин он составляет 55 лет, для мужчин – 60 лет. По достижении данных возрастных границ граждане приобретают право на государственное пенсионное обеспечение. При этом и в данном правиле имеются свои исключения (снижение возраста выхода на пенсию на льготных основаниях, по выслуге лет и т. д.). Приобрести правовой статус безработного не сможет инвалид первой или второй группы при отсутствии соответствующей рекомендации от специализированной комиссии ВТЭК, а также гражданин, приговоренный к выполнению исправительных работ или отбывающий наказание в тюрьме.
В каких случаях нельзя зарегистрироваться на бирже труда?
Лица, имеющие заработок, определенный доход, не смогут воспользоваться данной поддержкой государства. В контексте правового статуса безработного под понятием занятости подразумевается незапрещенная легитимная деятельность граждан, приносящая доход – заработок. Осуществляться она может на основании заключения трудового контракта, соглашения о членстве в коллективных обществах, гражданско-правовых сделок или регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Трудовая занятость – это способ удовлетворения личных и общественных потребностей человека. Граждане, которые признаны законом занятыми или частично занятыми, не имеют возможности воспользоваться государственными услугами службы занятости. К таковым относят следующие категории лиц:
- занимающие оплачиваемую должность, избранные или утвержденные приказом о приеме на работу;
- военные, проходящие службу в армии или структурах МВД;
- учащиеся общеобразовательных, профессиональных, технических или высших учебных заведений.
Основания для аннулирования статуса безработного
В случае утаивания данных, сообщения неверных сведений о себе и своей трудовой деятельности сотрудники службы занятости имеют право аннулировать правовой статус безработного в РФ. Например, ситуация такая: некий гражданин решил испробовать себя в качестве предпринимателя. Но что-то пошло не так, прибыли его любимое дело не принесло, и он, долго не раздумывая и считая себя безработным, решил отправиться в службу занятости для постановки на учет и получения денежного пособия. Спустя некоторое время гражданин получил уведомление о том, что все выплаты по безработице ему отменены. Кроме того, его лишили статуса лица, не имеющего официального трудоустройства, и грозят подать судебное заявление в арбитраж за мошенничество, так как он на протяжении конкретного периода получал пособие и официально числился предпринимателем.
В то же время понятие и правовой статус безработного включают в себя комплекс обязанностей гражданина. Без их исполнения органы службы занятости уполномочены снимать заявителя с регистрационного учета и лишать пособия. Самыми важными из них считают:
- периодическое и своевременное прохождение повторной регистрации на бирже труда;
- обязанность откликаться на предложенные вакансии, направления на работу или профессиональную переподготовку;
- требование службы занятости о необходимости прямых переговоров с потенциальным работодателем о трудоустройстве.
Какие права есть у безработного гражданина?
Охарактеризовать кратко правовой статус безработного можно, ссылаясь на закон РФ «О занятости в Российской Федерации». В нем содержатся основные гарантии трудовых прав указанной категории лиц, к которым относят:
- выбирать, минимум, из двух вариантов подходящей работы;
- проходить дополнительную профессиональную подготовку, переподготовку, квалификационную аттестацию при наличии направления от службы занятости;
- получать денежное пособие лишь в случае отсутствия занятия, подходящего тому или иному роду деятельности;
- помимо пособия по безработице, гражданам обещают компенсировать дополнительные финансовые издержки, связанные с обучением, переездом в другую местность на новую работу;
- проходить бесплатные медицинские осмотры и освидетельствования;
- при необходимости обращаться за содействием к службе занятости для заключения срочного трудового договора.
Какие трудности возникают при постановке на биржу труда?
К сожалению, на практике большинство людей, обращающихся за помощью в органы службы занятости, сталкиваются с нежеланием должностных лиц соблюдать правовой статус безработного гражданина. Признание его таковым подразумевает выполнение работниками госструктуры череды дополнительных бюрократических процедур, а это – затраты времени и бюджетных средств. Столкнувшись с нежеланием должностных лиц выполнять свои обязанности в полной мере гражданину, носящему статус безработного, следует обратиться в правозащитную организацию, например, профсоюз.
Положены ли безработным какие-либо выплаты от государства?
Что касается пособия по безработице, то на его получение могут претендовать все лица, зарегистрированные в реестре службы занятости в качестве безработных. К данной категории относят лиц, уволенных с предыдущего места трудовой деятельности по различным причинам, и тех, кто впервые находится в поиске подходящего рабочего места. Решение о назначении выплат принимается службой занятости в ходе регистрации гражданина как безработного и приобретения им соответствующего статуса.
Как рассчитать размер пособия?
О размере пособия по безработице и порядка его выплат несложно найти информацию в отмеченном ранее федеральном законе. Сумма денежной выплаты устанавливается по таким формулам:
- Если заявитель был уволен с основного места работы в течение года, предшествующего безработице, размер пособия определяется в процентном соотношении к средней заработной плате за последние 90 дней по последнему месту работы.
- Если гражданин приобрел правовой статус безработного, не имея трудового стажа, или решил возобновить трудовую деятельность после перерыва, превышающего 12 календарных месяцев, размер его денежного пособия будет зависеть напрямую от величины прожиточного минимума, действующего в пределах конкретного региона России.
- Граждане, имеющие не более 12 месяцев перерыва в трудовой деятельности, и уволившиеся сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие смогут получать выплаты в размере 75 процентов от средней зарплаты на протяжении трех месяцев пребывания на учете по безработице, а в последующие 4 месяца – 60 процентов, а далее – не более 45 процентов.
Кроме того, человеку, имеющий социально-правовой статус безработного, не предоставляется возможность на получение пособия, величина которого будет преобладать над суммой прожиточного минимума в том или ином федеративном субъекте. При этом выплаты не могут быть меньше, чем третья часть того же прожиточного минимум.
При отсутствии трудоустройства на протяжении полутора лет с момента приобретения правового статуса безработного заявитель может претендовать на продление государственной помощи в виде пособия. Однако в этом случае его размер не должен превышать 30 процентов от фиксированного в регионе прожиточного минимума и быть не ниже 100 рублей.
Интересный факт: исследователи пришли к выводу о том, что в некоторых странах государственная поддержка безработных позволяет обеспечивать гражданам не менее достойный уровень жизни в сравнении с постоянной занятостью. Например, в Финляндии размер пособия практически не уступает величине средней заработной платы по региону.
Принцип подбора вакансии для безработного
Отдельного внимания заслуживает определение понятия «подходящей работы». Поскольку именно его относят к перечню ключевых терминов в сфере занятости населения. Именно наличие подходящей вакансии или ее отсутствия зависит, сможет ли безработный сохранить свой статус, размер получаемого им пособия и другое. К данной категории относят предложения о предоставлении рабочего места, поступающие заявителю от инспектора службы занятости и соответствующие:
- Уровню квалификации, трудовым навыкам и направлению профессиональной подготовки. Так, безработному бухгалтеру не предложат работу каменщика или вахтера. При этом подходящей для такого специалиста может стать вакансия экономиста, при условии прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, переаттестации.
- Условиям предыдущего места работы. В первую очередь критерий подразумевает достаточный уровень оплаты труда, не идущий вразрез с размером оклада на прежнем рабочем месте.
- Состоянию физического и психического здоровья. Чтобы занимать ту или иную должность гражданин не должен иметь противопоказаний.
- Территориальной доступности рабочего места. Учитывая, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение «транспортной доступности» или «максимальной удаленности» потенциального рабочего места, органы местного самоуправления устанавливают предельное расстояние и максимально допустимое время на дорогу. Во многом это зависит от развитости транспортной развязки в соответствующей местности.
Работа без квалификации
Говоря о порядке признания безработным и правовом статусе безработного, стоит отметить, что гражданин автоматически лишается соответствующей поддержки государства с момента официального трудоустройства. Если предложенное органами службы занятости рабочее место соответствует всем вышеуказанным условиям, вне зависимости от того, носит ли данная работа характер временной, сезонной, постоянной, она признается подходящей. Отказ заявителя от двух таких предложений лишает его правового статуса безработного. Гражданам могут быть предложены и иные вакансии. Главное, чтобы они не противоречили требованиям нормативно-правовых актов трудового права. К данной категории относят безработных, которые:
- не имеют трудового стажа;
- не получили специального образования (профессионального, технического, высшего);
- на протяжении года, предшествовавшего обращению за приобретением правового статуса безработного, были неоднократно уволены;
- ранее осуществляли предпринимательскую деятельность;
- желают возобновить трудовую деятельность по истечении 12-месячного перерыва;
- получили направление от службы занятости для прохождения обучения, но были отчислены за совершение дисциплинарных проступков.
Кроме того, подходящей работой не может считаться та, которая предполагает перемену места жительства или подразумевает получение заработной платы, величина которой не достигает прожиточного минимума, а сами условия труда не соответствуют законным требованиям.
На официальном уровне безработица признана неизбежным социально-экономическим явлением в ряде современных государств. В нашей стране правовой статус безработных граждан подразумевает право незанятого населения осуществлять продуктивную, свободно избранную деятельность. Его реализации способствует содействие государства в поиске подходящей работы, оказание финансового подспорья на период безработицы, профессиональное обучение по соответствующим направлениям и многое другое.
Правовой статус безработного
Понятие безработного. Порядок регистрации безработных граждан и признания их безработными
В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 23.02.2013) СЗ РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915., в дальнейшем — Закон о занятости, безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.
Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.
Готовность приступить к работе — такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения. Регистрация безработных граждан осуществляется в соответствии с Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997г. № 458 СЗ РФ, 1997, № 17, ст.2009; 1999, № 29, ст.3748; № 46, ст.5573..
Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения (2 ст.3 Закона о занятости и п. 2,4,7 Порядка регистрации безработных граждан). Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.
Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:
Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде (п.3 ст. 4 Закона о занятости). Это правило применяется в отношении граждан:
- — впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
- — отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
- — состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
- — обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости.
Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:
- — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- — трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
- — документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Таким образом, гражданин, имеющий все основания для регистрации в качестве безработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течение 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы данные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов (ст. 3 Закона о занятости).
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости с учетом Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2001) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» СЗ РФ, 1995, № 48, ст.4563; 1999, № 2, ст.232, № 29, ст.3693; 2000, №22, ст.2267; 2001, № 24, ст.2410.. Так, для регистрации в качестве безработного, ему надлежит представить дополнительно к перечисленным выше документам, индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.
Безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:
Если гражданину отказано в регистрации в качестве безработного, за ним сохраняется право повторного обращения в органы по вопросам занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о регистрации их безработными. В случае отказа гражданину в регистрации его безработным, органы по вопросам занятости устно или письменно, с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.
Основаниями для снятия безработных с регистрационного учета, следствием которого является прекращение у гражданина статуса безработного, закон выделяет следующие случаи:
— признание гражданина занятым в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По Закону о занятости (ст.2) занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы; проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, включая обучение по направлению органов службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте, когда оно сохраняется за ними; являющиеся учредителями (участниками) организаций, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей) за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;
- — неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения ему подходящей работы, а также при неявке в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации его в качестве безработного;
- — длительная (более месяца) неявка гражданина в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
- — переезд в другую местность;
- — если при обращении в органы по вопросам занятости со стороны гражданина допущены злоупотребления (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т.п.);
- — осуждение гражданина к исправительным работам или наказанию в виде лишения свободы;
- — назначение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Снятие безработных граждан с регистрационного учет осуществляется исключительно на основании решения органа по вопросам занятости.
Источники
ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.- Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!