Примирительные процедуры в трудовом праве и трудовых спорах

Важный материал в статье на тему: "Примирительные процедуры в трудовом праве и трудовых спорах". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров.

Порядок разрешения кол трудового спора предполагает проведение след примирительн процедур:

 рассмотрение кол трудового спора примирительной комиссией (обязательный этап);

 рассмотрение кол трудового спора с участием посредника;

 рассмотрение кол трудового спора в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия создается в 3дневный срок с момента начала кол трудового спора из представителей сторон на равноправной основе.

Кол трудовой спор должен быть рассм примирит комиссией в течение 5 дней с момента ее создания. Решение примирит комиссии принимается по соглаш сторон, оформляется протоколом, исполняется в порядке и сроки, кот установлены решением.При не достижении согласия в примирит комиссии стороны продолжают примирит процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

При несогласии с предложениями примирит комиссии стороны по соглашению между ними могут обратиться к посреднику, кот после консультаций (в том числе конфиденциальных) со сторонами вносит не позднее чем в 5дневный срок предложение по разрешению кол трудового спора. Рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письм форме или составлением протокола разногласий. Порядок взаимоотношений с посредником определяется по соглашению между ним и сторонами.

Органами гос управления, другими нанимателями и представительными органами раб-ков могут создаваться службы посредничества. При согласии сторон с предложениями посредника кол трудовой спор прекращается.

При несогласии одной из сторон с предложениями примирит комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в 5дневный срок могут обратиться в трудовой арбитраж. Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами гос управления, другими нанимателями. Решение трудового арбитража в письм форме не позднее чем в 5-дневный срок со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер.

Решение трудового арбитража приобретает для сторон обязат силу, если стороны заключили соглашение об обязательности этого решения. При невыполнении обязат решения трудового арбитража каждая из сторон имеет право обратиться в суд для его принудит исполнения.

Количественный состав трудового арбитража, порядок рассмотрения в нем кол трудовых споров, правила принятия решений и иные вопросы его деят-ти, за исключ вопросов, предусм зак-вом определяются в кол договоре, соглашении либо по соглаш сторон. Расходы, связанные с рассмотр кол трудового спора в трудовом арбитраже, возмещ сторонами в порядке, устан зак-вом.

Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать по вопросам, относящимся к его компетенции, постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9211 —

| 7263 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Правовое регулирование экономических отношений

Примирительные процедуры

Примирительные процедуры — это рассмотрение коллективного трудового спора между работниками и работодателем в целях его разрешения:

[2]

  1. примирительной комиссией;
  2. с участием посредника;
  3. трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от 2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

Решение сторон об образовании примирительной комиссии после согласования ее количественного состава оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом.

Регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом.

В протоколе, который для сторон коллективного трудового спора имеет обязательную силу, фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, приглашение посредника или создание трудового арбитража).

Представители сторон вправе в любое время обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу правомочий другой стороны.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Посредник для рассмотрения коллективного трудового спора приглашается по согласованию сторон в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый сторонами как самостоятельно, так и по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника.

Согласованное решение представителей сторон и посредника оформляется протоколом совместного заседания представителей сторон коллективного трудового спора и посредника. В протоколе фиксируются конкретные договоренности и указывается, что спор считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Читайте так же:  Сколько зарабатывают киберспортсмены

Трудовой арбитраж — это также временный орган, образуемый самими сторонами конфликта, но с обязательным участием Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Трудовой арбитраж создается в составе трех арбитров, избираемых сторонами спора по рекомендации указанной службы. При этом стороны дают письменное обязательство выполнять принятое арбитрами решение.

Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Службой при создании трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

  • изучение документов и материалов, представленных сторонами;
  • заслушивание представителей сторон;
  • заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;
  • разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам.

Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями.

Трудовые арбитры имеют право:

  • запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;
  • заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;
  • приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;
  • требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;
  • предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;
  • информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

Правоведение

Трудовые споры и порядок их разрешения

В Конституции РФ закреплено право работников на индивидуальные и коллективные споры. Поводом (причиной) для возникновения трудовых споров, как правило, являются правонарушения трудовых или иных социальных прав работников в сфере трудовых отношений.

Трудовые споры возникают либо в силу каких-то действий в процессе применения норм трудового права, либо в силу бездействия участников правоотношений, то есть неисполнения требований нормативных актов. По юридической природе все трудовые споры делятся по участвующим в них субъектам на индивидуальные и коллективные.

Трудовые споры имеют несколько стадий развития:

  • нарушение установленного права;
  • разногласие сторон правоотношения в оценке произошедшего;
  • досудебный порядок разрешения конфликтной ситуации;
  • обращение в юрисдикционный орган за защитой нарушенного права.

Трудовым спором признается такое разногласие спорящих субъектов, которое не удалось разрешить в установленном досудебном порядке, и оно направлено в юрисдикционные органы для рассмотрения по существу.

Трудовой спор — это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами, соглашениями о труде, или об установлении нового трудового субъективного права, то есть о реализации законного интереса. Рассмотрение трудового спора происходит в установленном законом органе и в строгом соответствии с установленным законодательством порядке. Особая роль в процессе разрешения трудовых споров отведена судебным органам.

Индивидуальным трудовым спором признаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 Трудового кодекса РФ).

Индивидуальным трудовым спором признается также спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются:

  • комиссии по трудовым спорам в организациях (ст. 382, 384-390 Трудового кодекса РФ);
  • суды общей юрисдикции (ст. 391-397 Трудового кодекса РФ);
  • вышестоящие органы в порядке подчиненности для отдельных категорий работников;
  • органы государственной инспекции труда (ст. 354-365 Трудового кодекса РФ).

Предусмотренная законодательством процедура обращения за защитой нарушенных прав в органы по рассмотрению трудовых споров не исключает возможности реализации права работника на самозащиту, установленного статьями 379 -380 Трудового кодекса РФ.

Право на защиту интересов в сфере труда предусмотрено и в порядке разрешения коллективных трудовых споров. Статья 389 Трудового кодекса РФ предусматривает понятие коллективных трудовых споров: «Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях».

Моментом начала коллективного трудового спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Требования, выдвигаемые работниками и (или) их представительным органом организации, должны быть утверждены на собрании (конференции) работников данной организации. Таким же правом обладают и работники обособленных структурных подразделений организации, в том числе филиалов или представительств.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 407 Трудового кодекса РФ). В этом случае указанная Служба обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

В течение трех рабочих дней со дня получения требования работников работодатели обязаны принять их к рассмотрению и сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме.

Читайте так же:  Алименты на двух детей - как платятся

Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 Трудового кодекса РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 Трудового кодекса РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 Трудового кодекса РФ).

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

[3]

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, указанная Служба обязаны использовать все преду-смотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Трудовым кодексом установлены конкретные сроки проведения примирительных процедур. В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его исполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора (ст. 408 Трудового кодекса РФ).

Трудовым кодексом РФ в статье 418 определен порядок ведения документации при разрешении коллективного трудового спора. Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Законодательно закреплены гарантии лицам в связи с их участием в разрешении коллективного трудового спора. В статье 405 Трудового кодекса РФ установлено, что члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение одного года.

Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.

Статьей 406 Трудового кодекса РФ устанавливается процедура, следующая за уклонением от участия сторон в примирительных процедурах. Так, в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Законодательством предусмотрена ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах и невыполнение соглашения, достигнутого в ее результате. Так, в соответствии со статьей 416 Трудового кодекса РФ представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставляющие помещения для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований, объявлению забастовки или препятствующие его (ее) проведению, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители работодателя и работников, виновные в невыполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, привлекаются к административной ответственности в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.28-5.34 КоАП РФ).

Забастовка — временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 408-415 Трудового кодекса РФ).

Законодательство определило меру ответственности работников за незаконные забастовки. Статьей 417 Трудового кодекса РФ закреплено, что работники, приступившие к проведению забастовки или не прекратившие ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины.

Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Понятие и порядок разрешения коллективных трудовых споров: выдвижение и рассмотрение требований работников, примирительные процедуры

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посредника; в трудовом арбитраже.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Примирительная комиссия создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Спор должен быть рассмотрен в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Читайте так же:  Кадровый аутстаффинг персонала

Трудовой арбитраж – временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Спор рассматривается в срок до пяти рабочих дней со дня создания арбитража. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного спора передаются сторонам этого спора в письменной форме. Результатом рассмотрения коллективных трудовых споров является соглашение. Соглашение, достигнутое сторонами, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу.

Статья 401. Примирительные процедуры

Комментарий к статье 401

1. Комментируемая статья дополнена положением о праве работников на проведение собраний, митингов, пикетирования в поддержку своих требований. Это, по сути, воспроизведение нормы п. 3 ст. 5 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», признанного утратившим силу Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Очевидно, принимая такое решение, законодатель счел необходимым сохранить все значимые, по его мнению, нормы.

2. Определение понятия «примирительные процедуры» дано в ст. 398 ТК. Комментируемая статья, по существу, устанавливает этапы разрешения коллективного трудового спора, очередность использования примирительных процедур. Выделяется три этапа, два из которых являются обязательными: примирительная комиссия, посредничество (рассмотрение спора с участием посредника), трудовой арбитраж.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Использование примирительных процедур для разрешения коллективного трудового спора получило практически всемирное признание. Наименование стадий может быть различным, однако сущность их всегда сводится к трем основным формам:

Разрешение спора самими сторонами без участия посторонних лиц (переговоры, примирение и т. п.). В России это создание примирительной комиссии и попытка сторон урегулировать спор самостоятельно;

Примирение с участием посредника;

Эти формы сочетаются различным образом. В одних государствах стороны вынуждены сразу обратиться к посреднику, в других они обязаны провести предварительные переговоры по примирению без участия посредников и арбитров.

4. Особенностью российской системы примирительных процедур является использование всех трех форм, причем на каждой стадии у сторон есть выбор. Лишь создание примирительной комиссии и рассмотрение коллективного трудового спора этим органом являются обязательными.

После завершения работы примирительной комиссии, если участники спора не пришли к согласованному решению, они могут пригласить посредника или приступить к созданию трудового арбитража.

Если стороны выбрали посредничество, но оно не принесло желаемых результатов, у сторон опять появляется выбор — создать трудовой арбитраж или приступить к проведению забастовки.

5. Установленный законом примирительный порядок разрешения коллективного трудового спора соответствует международным актам о труде. Так, Рекомендация МОТ «О добровольном примирении и арбитраже» (1951) предписывает для разрешения трудовых конфликтов между предпринимателями и трудящимися создавать органы по добровольному примирению, ориентируя тем самым как стороны трудовых отношений, так и государства — члены организации на использование примирительных процедур.

В соответствии с Рекомендацией МОТ в органы по добровольному примирению, создаваемые на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся. Это положение в полной мере учтено при определении принципов и порядка формирования примирительной комиссии (см. коммент. к ст. 402).

Рекомендация советует воздержаться от забастовок и локаутов в течение всего времени переговоров о примирении, что также отражено в ТК: правом на забастовку работники могут воспользоваться лишь после завершения примирительных процедур.

6. Рассмотрение спора начинается в примирительной комиссии. Это обязательная примирительная процедура, которую стороны в любом случае должны использовать (о создании и работе примирительной комиссии см. коммент. к ст. 402).

Если в комиссии согласия не достигнуто, стороны переходят к следующей примирительной процедуре (см. коммент. к ст. 402). Они обладают правом выбора и могут предпочесть посредничество или трудовой арбитраж.

В том случае, когда стороны выбрали посредничество, после этой процедуры они вправе создать и трудовой арбитраж.

Таким образом, существуют три возможные схемы использования примирительных процедур: 1) примирительная комиссия — посредничество; 2) примирительная комиссия — трудовой арбитраж; 3) примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что разрешение любого коллективного трудового спора обязательно проходит два этапа, первым из которых является примирительная комиссия.

7. Как работники, так и работодатели вправе в любое время обратиться в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. Это право может быть использовано, в частности, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в услугах государственного органа, т. е. методической помощи, разъяснении действующего законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности представителей другой стороны.

8. Стороны коллективного трудового спора не могут уклоняться от участия в примирительных процедурах. Это правило отвечает общепринятым представлениям о необходимости ответственно относиться к добровольному примирению.

Представители работодателя, уклоняющиеся от участия в примирительных процедурах, несут дисциплинарную или административную ответственность (ст. 416 ТК).

Для представителей работников юридическая ответственность за уклонение от участия в примирительных процедурах не установлена. Это сделано неслучайно. Предполагается, что работники являются инициаторами коллективного трудового спора и не в их интересах уклоняться от создания примирительных органов и разрешения спора. Кроме того, нежелание представителей работников участвовать в разрешении спора может рассматриваться как отказ от своих требований.

9. Участники спора, примирительные органы и Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) должны стремиться к достижению взаимоприемлемого компромисса. ТК предусматривает широкие возможности для разрешения коллективного трудового спора. Прежде всего, это закрепление демократических принципов формирования и деятельности примирительных органов (см. коммент. к ст. ст. 402 — 404). Устанавливаются также специальные гарантии, обеспечивающие работникам реальную возможность участия в разрешении коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 405).

Читайте так же:  Единовременная выплата в россии разовая помощь пенсионерам

Для оказания сторонам помощи создан специальный государственный орган, который содействует организации примирительных процедур, не принимая в то же время императивных решений и не навязывая сторонам своей воли (см. коммент. к ст. 407).

Примирительные органы наделены полномочиями, позволяющими вынести обоснованное решение. В частности, посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора (см. коммент. к ст. 403); трудовой арбитраж также получает необходимые документы и сведения (см. коммент. к ст. 404). Все предоставленные законом возможности должны использоваться для разрешения спора.

10. Сроки проведения примирительных процедур установлены ст. ст. 402 — 404 ТК. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 рабочих дней с момента ее создания; рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней; трудовой арбитраж функционирует в течение 5 рабочих дней (см. коммент. к этим статьям).

В случае необходимости получения дополнительных сведений, более длительного обсуждения спорных проблем, привлечения специалистов и т. п. стороны по согласованию между собой могут продлить сроки разрешения коллективного трудового спора.

Это право широко используется на практике.

11. Возможность проводить в период разрешения коллективного трудового спора митинги, собрания, демонстрации и пикетирование была предусмотрена Федеральным законом от 23 ноября 1995 г.; Трудовой кодекс такой возможности не устанавливал.

Эта норма конкретизирует конституционное право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование применительно к коллективным трудовым отношениям (ст. 31 Конституции РФ).

Отстаивая свои интересы при разрешении коллективного трудового спора, работники имеют право прибегать к организации всех указанных Конституцией РФ коллективных действий. В перечне не указаны лишь шествия, поскольку такая форма выражения коллективного мнения связана с движением граждан по заранее определенному маршруту и скорее подходит для оказания воздействия на органы государственной власти, нежели на работодателя.

12. Публичные мероприятия организуются в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485). Процедура проведения публичных мероприятий включает:

Подачу в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия;

Информирование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

Приостановление либо прекращение публичного мероприятия в случае совершения его участниками противоправных действий (ст. 5 Закона).

В период проведения публичного мероприятия любого вида должны соблюдаться общественный порядок и регламент его проведения, обеспечиваться безопасность граждан, сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия (ст. 5 Закона).

В случае нарушения правопорядка во время проведения публичного мероприятия по вине его участников оно может быть приостановлено или прекращено (ст. ст. 15, 16 Закона).

13. Закон от 19 июня 2004 г. предусматривает общий порядок, не учитывая специфики публичных мероприятий, проводимых в связи с разрешением коллективного трудового спора. Так, Кодексом не предусмотрено, как часто могут проводиться публичные мероприятия в ходе разрешения одного коллективного трудового спора, имеют ли работники право организовывать их в рабочее время, связаны ли формы коллективных действий с видом спора и т. п.

При решении этих вопросов необходимо, на наш взгляд, исходить из следующего. Поскольку законодатель не устанавливает четкой регламентации, работники вправе самостоятельно избрать формы реализации своего права на проведение собраний. При этом необходимо лишь соблюдение общих правил, изложенных выше.

Особого внимания заслуживает вопрос об использовании рабочего времени для проведения собраний, митингов, демонстраций и пикетирования. Закон не закрепляет права на организацию подобных мероприятий в рабочее время, поэтому все они должны проводиться с соблюдением внутреннего трудового распорядка, т. е. до или после выполнения работниками своих трудовых обязанностей. Кодекс прямо устанавливает случаи, когда работники могут быть освобождены от работы в связи с рассмотрением коллективного трудового спора или имеют право отказаться от выполнения трудовых обязанностей. Это участие в примирительных процедурах (см. коммент. к ст. 405) и забастовка (см. коммент. к ст. 414).

В коллективном договоре или соглашении может быть предусмотрено право работников (профсоюзной организации) проводить собрания в рабочее время.

14. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях влечет административную ответственность. Согласно ст. 5.38 КоАП воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 1 МРОТ; на должностных лиц — от 1 до 3 МРОТ.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Под редакцией Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

[1]

Примирение сторон в трудовых спорах

Примирение сторон в трудовых спорах является довольно сложным процессом, но вместе с тем более выгодным по сравнению с судебным урегулированием. Это обусловлено как меньшими финансовыми затратами, так и экономией времени, ресурсов, а также сохранением репутационных показателей организации.

Виды трудовых споров

В любом рабочем коллективе возможны недопонимания и конфликты среди его членов, а тем более с руководством. Основанием для этого может являться и малая оплата, и ужасные условия работы, и многие другие причины. Во многом их разрешение зависит от руководителя, от тех мер, к которым он прибегнет. Однозначно, конфликты необходимо разрешать, так как, в конце концов, они могут привести к негативным последствиям, в том числе и к нанесению имущественного ущерба компании.

Читайте так же:  Защита персональных данных работника по фз-152 и трудовому кодексу

Споры в трудовой среде можно условно поделить на 2 категории:

1. Требующие судебного разрешения.

2. Урегулирование которых возможно в досудебном порядке.

Причем конфликты, для разрешения которых сторона спора желает обратиться в суд, так же можно решить мирным путем. Судебная инстанция – это лишь последний этап примирительных процедур, когда никакие другие мероприятия не привели к согласию.

Примирение сторон в трудовых спорах: этапы и особенности

Урегулирование конфликтов во внесудебном порядке возможно подразделить на стадии (см. ст. 398 ТК), ознакомиться с которыми можно из таблицы ниже.

Создание примирительной

комиссии (ст. 402 ТК)

Привлечение третьего лица

(посредника) (ст. 403 ТК)

Трудовой арбитраж

(ст. 404 ТК)

Этот этап осуществляется непосредственно после возникновения спора в течение 2 дней

Данный этап наступает в случае, если не урегулирован спор предыдущим этапом

Последний этап примирительных процедур

Оформление происходит в виде издания соответствующего акта работодателя и акта представителя работников

Решение о привлечении посредника должно быть принято на следующий день следом за подписанием сторонами протокола разногласий

Создается из представителей конфликтующих сторон, а также работника государственного органа в сфере труда

Стороны обязаны участвовать в работе комиссии

Если одна из сторон отказывается привлекать третье лицо, то спор передается в трудовой арбитраж

Решение о передаче дела в трудовой арбитраж должно быть принято на следующий день после подписания протокола разногласий предыдущего этапа, или после того, как стороны не достигли соглашения по выбору посредника или отказались от этого этапа

Формирование комиссии осуществляется из представителей обеих сторон, не позволяется какой-либо дискриминации

Привлечение посредника оформляется соглашением. Третье лицо должно быть выбрано в течение 2 дней

Составляется соглашение, в котором стороны обязываются исполнять вынесенное арбитражем решение

Конфликт должен быть урегулирован в течение 3-5 рабочих дней

Конфликт должен быть урегулирован в течение 3-5 рабочих дней

Спор рассматривается в течение 3-5 дней

Решение заносится в протокол, оно обязательно для исполнения

Окончание процедуры оформляется либо решением, в котором стороны достигли согласия, либо протоколом разногласий

Арбитраж выносит свое решение в письменном виде, передает его сторонам

Адвокат Мурзакова Екатерина Михайловна, имеющая большие навыки, как в судебном, так и внесудебном урегулировании трудовых споров (в том числе в качестве посредника), может помочь вашей компании в решении любого конфликта. При этом руководство или сотрудники организации могут проконсультироваться или получить практическую помощь на любом из вышеназванных этапов примирительной процедуры.

Примирительные процедуры при трудовых спорах. Забастовка

Читайте также:

  1. II. Выполнение процедуры
  2. II. Выполнение процедуры
  3. II. Выполнение процедуры.
  4. II. Выполнение процедуры.
  5. II. Выполнение процедуры.
  6. II. Выполнение процедуры.
  7. II. Выполнение процедуры.
  8. II. Выполнение процедуры.
  9. II. Выполнение процедуры.
  10. II. Выполнение процедуры.
  11. II. Выполнение процедуры.
  12. II. Выполнение процедуры.

При осуществлении примирительных процедур необходимо иметь четкое представление о причинах и границах конфликта, задействован­ных в нем силах и средствах, степени заинтересованности сторон в разрешении спорной проблемы. Важно также использовать социально-психологические ме­тоды преодоления конфликтного противостояния.

Примирительные процедуры крайне необходимы при разрешении любых (индивидуальных или коллективных) трудовых споров, обязательны как цивилизованный выход из социально-трудового конфликта, как средство предотвра­щения крайней меры его разрешения — забастовки.

КЗОТ РФ, регламентируя порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, предусматривает организацию комиссий по трудо­вым спорам, избираемых общим собранием (конференцией) трудового коллектива с числом работающих не менее 15 человек. Решение комиссии может быть обжаловано в народный суд.

Рас­смотрение коллективного трудового спора в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» осуществляется примирительной комиссией, сторонами с участием посредника или в трудовом арбитраже.

В ходе примирительных процедур, имеющих целью разре­шение коллективного трудового спора, работники в соответствии с законодательством Российской Федерации могут воспользоваться правом проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.Крайней формой социального протеста выступает забастовка.

Законы большинства развитых стран с рыночной экономикой принимают во внимание рекомендации таких международных уч­реждений как ООН, Международная организация труда (МОТ) и др. Они устанавливают определенные ограничения на перечень отраслей, в которых запрещены забастовки. Обычно это касается вооруженных сил, по­лиции, пожарной службы, скорой медицинской помощи, газо- и электроснабжения, некоторых других жизнеобеспечивающих систем.

Консти­туция РФ (ст. 37) гласит: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку».

Статьи главы «Осуще­ствление права на забастовку» Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 20 октября 1995 г. конкретизируют и регламентируют основы реализации этого права.

Законом определено, что забастовка— временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Решение об объявлении забастовки в установленном законом порядке принимается собранием (конференцией) работников органи­зации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. Забастовки в современных условиях фактически всегда имеют организованный характер, проводятся согласно действующему в стране трудовому законодатель­ству.

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 204 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  2. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.
  4. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
Примирительные процедуры в трудовом праве и трудовых спорах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here