Содержание
- 1 Российский потребитель заплатит за утилизацию
- 2 Потребитель заплатит за полную утилизацию
- 3 Правительство хочет ввести полную утилизацию товаров. Заплатят потребители
- 4 Производителей обяжут платить за утилизацию товаров
- 5 Автопроизводители «оплатят» утилизацию
- 6 Утилизационный сбор «оплатит» государство
- 7 За вывоз и утилизацию отходов придется платить
- 8 Российских производителей заставят платить за утилизацию тары
- 9 Обзор нового закона о вывозе мусора 2019 года
- 10 Путин предложил платить за утилизацию бытовой техники
Российский потребитель заплатит за утилизацию
Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected]. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Кто должен платить экологический сбор за упаковку — производитель упаковки или тот, кто приобрел упаковку для реализации своего товара в этой упаковке?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по обеспечению утилизации отходов либо по уплате экологического сбора в отношении упаковки готового товара, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, возлагается не на производителя упаковки, а на производителя, импортера товара в этой упаковке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
28 марта 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Потребитель заплатит за полную утилизацию
Минприроды рассчитывает на увеличение до 136 млрд. рублей в год (в 2018-м было собрано 2,2 млрд. рублей) собираемости экосбора за счет повышения нормативов утилизации продукции. Больше всего планируется получить за счет экосбора с производителей электроники (47 млрд. рублей).
Сроки повышения нормативов не называются. Как отмечают СМИ, согласно «дорожной карте» кабмин должен рассмотреть вопрос до середины 2020 года. Впрочем, когда бы сбор не ввели, очевидно, что производители заложат его в стоимость товаров.
Напомним, российские власти поставили перед собой задачу повысить эффективность переработки отходов в несколько раз до 2025 года, а также полностью рекультивировать не менее 200 свалок, которые расположены в черте городов.
Раздельный сбор мусора — одна из составляющих нового экологического стандарта, который был разработан, чтобы преодолеть кризис в отрасли утилизации бытовых отходов, спровоцированный дефицитом места для традиционного захоронения мусора на полигонах.
«Мусорная» проблема в России стоит достаточно остро, т. к. большая часть мусора «оседает» на свалках или полигонах, а затем закапывается в землю, поскольку уровень переработки в стране невысок.
Власти стремятся повысить объемы вторичной переработки мусора и в перспективе выйти на уровень европейских стандартов, где перерабатывается около 80% отходов.
Власти также намерены бороться с уже существующими свалками в российских регионах. В 2019 году на их рекультивацию будет выделено 10 млрд. рублей.
В июне в Генпрокуратуре выступили с серьезным предупреждением, связанным с проведением в стране так называемой «мусорной реформы». Надзорное ведомство заявляет о том, что может произойти мусорный коллапс, если не будет решена проблема с заполнением полигонов твердыми бытовыми отходами. С таким заявлением выступил первый заместитель главы Генпрокуратуры Александр Буксман.
Правительство хочет ввести полную утилизацию товаров. Заплатят потребители
В правительстве РФ обсуждается идея ввести полную утилизацию товаров и упаковки. Об этом пишет «Коммерсантъ».
Как выяснило издание, вице-премьер Алексей Гордеев поручил Минфину, Минпромторгу и Минэкономики рассмотреть идеи Минприроды по повышению эффективности механизма расширенной ответственности производителя (утилизация товаров и упаковки или уплата экосбора). Речь идет, в частности, об увеличении нормативов утилизации до 100%, говорится в письме министерства в правительство.
Срок повышения нормативов не называется: по дорожной карте, правительство должно рассмотреть вопрос до середины 2020 года.
За счет повышения нормативов предлагается резко увеличить собираемость экосбора — с 2,2 млрд рублей (2018 год) до 136 млрд рублей ежегодно. Из этой суммы наибольший объем средств планируется собрать по группам электроники (47 млрд рублей), бумажных изделий и картона (22 млрд рублей), резины и шин (17,9 млрд рублей), стекла (14,4 млрд рублей). Наименьший — с производителей древесных изделий (0,9 млрд рублей). Рост нормативов утилизации до 100% (в 2019 году это 5–35% в зависимости от групп товаров) может спровоцировать рост цен на продукцию на 0,25–1,5%, говорится в документе.
В письме отмечается, что увеличение нормативов позволит загрузить перерабатывающие мощности и соответствует европейскому опыту, где плата рассчитывается исходя из необходимости полной утилизации. Идея повысить нормативы уже возникала несколько лет назад у Минпромторга, но тогда именно Минприроды выступило против. Минпромторг предлагал с 2018 года ввести полную утилизацию бытовых неэлектрических приборов, осветительного оборудования, а еще через год — бумаги, картона и изделий из них, а также шин и пластмассовых изделий, в 2021 году — для компьютерной техники, электронной бытовой техники, аккумуляторов, холодильного и вентиляционного промышленного оборудования. Чиновники ссылались на то, что норматив утилизации в РФ пересматривается раз в три года и «при мощных лоббистских возможностях может замереть на неопределенный срок или даже повернуться вспять», а «мощности переработчиков автошин, аккумуляторов, масел, технологических жидкостей, бумаги, металла, стекла в РФ загружены на 50–60%».
Если будет принято требование о полной утилизации, индекс потребительских цен может вырасти на 1–2%, полагает гендиректор НАО «Евроэксперт» Екатерина Синогейкина. В целом это «как минимум приведет к скачку инфляции, а значит, будут против Минфин и ЦБ», считает она.
Обязанность платить экосбор или организовывать собственную систему вторичной переработки всей продукции и упаковки, по мнению Синогейкиной, может «отбросить многие предприятия за грань окупаемости».
Как отмечает исполнительный директор Ассоциации производителей шин Надежда Чурмеева, на 2019 год по изношенным шинам установлен норматив утилизации в 25%, и он соответствует текущему уровню развития отрасли: «Если в 2020 году государство скажет утилизировать 100%, это будет недостижимая планка. Сбор изношенных шин невозможно увеличить одномоментно, тем более что это не твердые коммунальные отходы (ТКО), а значит, надо организовывать абсолютно новые точки сбора. Да и существующих мощностей просто недостаточно для утилизации».
Производителей обяжут платить за утилизацию товаров
Министерство природных ресурсов и экологии подготовило поправки к закону «Об отходах производства и потребления». Чиновники предлагают взимать плату со всех импортеров и производителей товаров за будущую утилизацию продукции и упаковки.
Производителей упакованных товаров обяжут платить за утилизацию тары
Поправки Минприроды поступят вскоре в Госдуму для принятия во втором чтении.
Законопроект предполагает создание правительством специального перечня товаров (товары в упаковке войдут по умолчанию), производители и импортеры которых будут отчислять деньги за утилизацию в фонд. Размер отчислений пока не прописан, его будет определять правительство. Право распоряжаться средствами фонда получит «Национальное объединение операторов».
Считается, что производители и импортеры, выплачивающие отчисления в фонд, должны включать эти средства в производственные расходы и учитывать их в себестоимости товаров. Таким образом, цена товаров в экономике может подняться, за утилизацию будут платить потребители.
Аналитики отмечают, что в случае принятие закона плата за упаковку будет происходить дважды (что закладывается в цену товаров и ложится на плечи потребителей). Предприятия, производящие упаковки, и так платят специальный сбор, теперь же за ту же упаковку будет платить еще производитель продукта, закупающий тару.
Автопроизводители «оплатят» утилизацию
Уже с августа этого года автопроизводители должны будут платить в России утилизационный сбор. Правда, «живыми деньгами» будут расплачиваться только импортёры иномарок, а вот автопроизводители, работающие в России, смогут предоставлять гарантии утилизации. По замыслу властей, новая протекционистская мера станет достойной заменой высоким пошлинам, которые после вступления России в ВТО будут снижены. А вот значительного омоложения российского автопарка ждать не стоит – утилизационным сбором будут облагаться только автомобили, впервые выпускаемые в обращение…
«Утилизационный барьер»
С подачи «Гринпис» российское правительство подхватило идею ввести для автопроизводителей утилизационный сбор. По словам чиновников, это позволит создать инфраструктуру утилизации автомобилей и улучшить экологическую ситуацию в российских городах. Впрочем, утилизационный сбор, по сути, является закамуфлированной мерой по защите автопроизводителей, работающих в России, после того как в нашей стране по условиям ВТО начнут снижаться пошлины на импорт иномарок. Показательно, что ввести сбор на утилизацию предлагается с 1 августа 2012 – сразу после вступления России во Всемирную торговую организацию. Аналогичный сбор появится и в странах Таможенного союза, правда, в Казахстане и Белоруссии он может быть введен несколько позже, чем в России.
Почём утилизация?
Утилизационный сбор отражает трудоёмкость утилизации различных типов машин, аккумулирует компенсацию наносимого экологического вреда, и включает стоимость денежных ресурсов для последующей утилизации, рассказали в Минпромторге. Рассчитываться сбор будет по простой схеме: чтобы получить итоговую сумму нужно базовую ставку умножить на коэффициент, привязанный к характеристикам автомобиля. Базовые ставки будут едиными для всей страны, а коэффициент будет зависеть от объема двигателя и возраста автомобиля.
Между тем, Минпромторг уже определился со ставками утилизационного сбора: от 0 рублей за российский автомобиль до 600 тысяч рублей за импортную иномарку. Согласно законопроекту, подготовленному министерством (эти поправки в закон «Об отходах производства и потребления» оказались в распоряжении агентства «Финмаркет»), для легковых автомобилей базовая ставка может составить 20 тысяч рублей (в нынешних ценах). Меньше всего – 10 тысяч рублей – будет сбор за автомобиль с объёмом двигателя менее 1300 куб.см., произведенный в России, – для них предусмотрен двойной понижающий коэффициент. Максимальной сумма сбора будет для новых иномарок – до 600 тысяч рублей за автомобиль с двигателем более 3500 куб.см. Базовая ставка для коммерческих, грузопассажирских и грузовых автомобилей составит 40 тысяч рублей, для автобусов – 300 тысяч рублей. В зависимости от длины автобуса, «коэффициенты трудоёмкости» варьируются для новой техники от 150 тысяч рублей (длиной до 5 метров) до 750 тысяч рублей (12-18 метров), для старой – от 240 тысяч рублей до 1 млн. 410 тысяч рублей соответственно.
Между тем, автопроизводители, работающие на территории России, могут быть избавлены от уплаты утилизационного сбора, если предоставят гарантии о самостоятельной утилизации выпущенных ими автомобилей. А вот зарубежные концерны, которые импортируют автомобили в Россию, должны будут платить сбор в обязательном порядке. По мнению экспертов, это может серьёзно сказаться на цене импортных иномарок, причём не только подержанных, но и новых.
Впрочем, иностранные автопроизводители, возможно, и не будут перекладывать утилизационный сбор на плечи покупателей, считает Дмитрий Баранов из УК «Финам Менеджмент». «Учитывая финансовые возможности иностранных автоконцернов, они могут взять хотя бы часть этих расходов на себя, чтобы повысить свою конкурентоспособность и увеличить рыночную долю», – говорит эксперт.
Автохлам на продажу
По мнению Кирилла Маркина, если средства, поступающие в бюджет за взимание утилизационного сбора, действительно пойдут на создание соответствующих предприятий, это позволит решить проблему переработки старых автомобилей в сырье. Правда, успешное становление данной отрасли, в первую очередь, будет зависеть от стимулирующих мер, которые необходимо предложить правительству. «Причём, «мотивация сверху» необходима как частным предпринимателям, так и автомобилестроителям. Схемы взаимодействия могут разниться, но они определенно нужны. В противном случае, мы получим утилизационный сбор, который будет работать только на бумаге», – предупреждает аналитик «Инвесткафе».
Отечественные автопроизводители, которые будут освобождаться от уплаты утилизационного сбора взамен соответствующих гарантий, вполне могут создавать собственные предприятия утилизации. По словам Кирилла Маркина, автопроизводители могут стать первопроходцами в утилизации старых автомобилей, мотивируя владельцев автохлама сдавать технику в утиль взамен на льготы на покупку новой. К примеру, КАМАЗ уже рассматривает возможность создания собственного утилизационного производства на базе завода «Ремдизель», сообщили в пресс-службе КАМАЗа. Однако эксперты сомневаются, что отечественные автопроизводители, ещё с советских времён обременённые непрофильными активами и сейчас активно избавляющиеся от них, будут заниматься утилизационным бизнесом. «Будут ли сами автомобилестроительные концерны создавать собственные утилизационные предприятия или же станут посредниками, зависит от того, какие условия для этого сформирует правительство, – рассуждает Кирилл Маркин. – Понятно, что для быстрого старта необходимо разработать соответствующую программу, которая простимулирует концерны идти по этому пути и будет выгодна им самим не только на первоначальном этапе, когда их поддерживает государство, но и дальше».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Каждый второй авто – в утиль
Согласно предложениям Минпромторга, утилизационным сбором будут облагаться автомобили, впервые выпускаемые в обращение. Между тем, чуть более 50% российского парка легковых машин – старше 10 лет, в том числе 22,7% – старше 20 лет, свидетельствуют данные агентства «Автостат». Таким образом, каждый второй автомобиль в России подлежит утилизации. Возраст парка автомобилей Lada ещё больше – 10-летний юбилей уже отметили 57,8% машин, а 25,8% всех машин с ладьёй на радиаторной решётке – старше 20 лет.
По словам участников отрасли, благодаря введению утилизационного сбора российский автопарк, в большинстве своём, будет обновляться за счёт новых автомобилей, а не импортируемых на территорию России подержанных иномарок. Впрочем, ответственность за утилизацию тех машин, которые уже эксплуатируются в нашей стране, по-прежнему будет лежать на их владельцах. «Определяющим фактором конца жизненного цикла должен стать техосмотр. Но поскольку и его процедура в последнее время была достаточно либерализована, а кроме того, пока нет чёткого порядка действий в случае установления конца жизненного цикла конкретного автомобиля, не стоит рассчитывать, что утилизационный сбор сможет серьёзно обновить автопарк страны, – считает Дмитрий Баранов из УК «Финам Менеджмент». – Будет вполне достаточно, если этот сбор поможет нам постепенно избавиться от многочисленных несанкционированных свалок в нашей стране, «кладбищ» брошенных автомобилей, и прочих «прелестей» цивилизации».
Утилизационный сбор «оплатит» государство
Утилизационный сбор, который задумывался с целью защиты отечественного автопрома после снижения импортных пошлин на иномарки, с нового года станет обязательным не только для импортёров, но и для производителей, выпускающих автомобили в России. Впрочем, российские власти намерены компенсировать затраты местных автопроизводителей на новый налог за счёт выделения многомиллиардных субсидий. По словам экспертов, это позволит избежать повышения цен на автомобили российского производства и удержать рынок от дальнейшего падения.
Стоит отметить, что введение утилизационного сбора на импортные иномарки в сентябре прошлого года практически сразу привёло к увеличению цен, благо спрос на автомобили продолжал расти. Но в условиях падения авторынка утилизационный сбор вряд ли скажется на ценниках российских автомобилей, уверены эксперты. По мнению аналитика «ВТБ Капитал» Владимира Беспалова, утилизационный сбор никак не повлияет на стоимость автомобилей российского производства, а изменение цен будет зависеть от издержек производителей и общей конъюнктуры рынка. «Цены на падающем рынке, скорее всего, поднимать никто не будет, поскольку это приведёт к падению продаж и потере рыночной доли. Соответственно, на динамику авторынка введение всеобщей уплаты утилизационного сбора оказать влияния не должно», – соглашается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. При этом он отмечает, что утилизационный сбор окажет негативный эффект на производителей в виде роста затрат, но компенсировать этот рост за счёт увеличения цен не получится.
«С учётом общего замедления экономики автопроизводители не смогут переложить новый сбор на потребителя, поэтому ожидается, что повышение цен будет минимальным», – подтверждает финансовый директор GM-АВТОВАЗ Сергей Домбровский. По мнению аналитика Rye, Man & Gor securities Андрея Третельникова, рост цен может оказаться в рамках инфляции. «Учитывая падение продаж на фоне стагнации экономики, повышение цен будет иметь тяжёлые последствия для самих производителей», – предупреждает он.
В то же время введение утилизационного сбора для российского автопрома может привести к сокращению инвестиций в новые мощности, добавляет Андрей Шенк из «Инвесткафе». И сильнее всего, по его мнению, пострадают производители автомобилей эконом-сегмента, ведь доля утилизационного сбора в их затратах будет выше.
Как заявляют в пресс-центре АВТОВАЗа, вопрос о введении утилизационного сбора затрагивает всех, кто производит автомобили в России, и его надо рассматривать в комплексе с мерами государственной поддержки отечественного автопрома, которые сейчас разрабатываются в правительстве России. «Все государства мира стараются поддерживать отечественных производителей, и Россия здесь – не исключение», – отмечают на АВТОВАЗе.
Так, Минпромторг предлагает компенсировать автопроизводителям, работающим на территории России, до 90% затрат на выпуск автомобилей экологических классов «Евро-4» и «Евро-5», на научно-исследовательские работы, энергоресурсы и содержание рабочих мест. Соответствующие предложения ведомство вынесло на рассмотрение правительства, и в случае принятия этих нормативных актов они вступят в силу с 1 января 2014 года. Компенсации в виде субсидий из федерального бюджета положены компаниям, работающим в режиме промышленной сборки или в особых экономических зонах (калининградский «Автотор»).
По данным агентства «Прайм», первый проект предлагает компенсировать автопроизводителям, работающим в режиме «промсборки» или в пределах ОЭЗ в Калининградской области, 90% затрат по выпуску и поддержке гарантийных обязательств по автомобилям классов «Евро-4» и «Евро-5». Как отмечают в Минпромторге, этот проект, в первую очередь, направлен на поддержку крупнейших инвестиционных проектов с участием иностранного капитала. Ставки субсидий предлагается дифференцировать – это связано с тем, что расходы на перевод техники на новый экологический класс различаются в зависимости от категории автомобиля. Кроме того, машины с большим объёмом двигателя наносят больший ущерб здоровью граждан и окружающей среде.
Второй проект призван стимулировать автопроизводителей к увеличению затрат на НИОКР. Компенсировать предлагается до 90% общих затрат автопроизводителя на НИОКР, но не более установленных пределов. Так, при производстве менее 12,5 тысячи автомобилей в год предельные величины составляют до 15 млн. рублей, от 12,5 до 25 тысяч – не более 25 млн. рублей, от 25 до 50 тысяч – не более 35 млн. рублей, от 50 до 100 тысяч – не более 70 млн. рублей, свыше 100 тысяч машин – до 125 млн. рублей. Минпромторг также предлагает установить начальные критерии допуска автопроизводителей к получению компенсации. Это наличие собственного научно-технического центра в России или долговременных отношений с российскими профильными НИИ; доля затрат на НИОКР – не менее 1% годовой выручки; не менее 100 собственных сотрудников, занятых в НИОКР, либо договор на осуществление НИОКР с иными научно-исследовательскими организациями со штатом не менее 300 человек.
Третий проект разработан по причине «огромной финансовой нагрузки» предприятий, связанной с затратами на энергоресурсы, говорят в Минпромторге. Он предусматривает компенсацию до 90% фактических энергозатрат автопроизводителей, но не более предельных сумм, установленных в зависимости от объёма производства. При выпуске менее 50 тысяч машин в год производители могут получить до 18 млн. рублей, от 50 до 100 тысяч – до 45 млн. рублей; от 100 до 200 тысяч – 87 млн. рублей, от 200 до 400 тысяч – 125 млн. рублей, свыше 400 тысяч машин – 250 млн. рублей. Авторы проекта рассчитывают, что он, с одной стороны, позволит поддерживать наиболее энергоёмкие предприятия, а с другой – мотивирует их увеличивать объёмы производства. «Благодаря данному механизму предприятия автомобилестроения, более эффективно расходующие электроэнергию, могут претендовать на больший объём субсидий», – отмечают в Минпромторге.
Четвёртый проект разработан «в связи с социальной необходимостью сохранения рабочих мест» в автопроме. Субсидии также предлагаются в размере до 90% общих затрат производителя на выплаты рабочим, но не более установленных размеров. При выпуске до 50 тысяч автомобилей в год предприятие может получить до 600 млн. рублей, от 50 до 100 тысяч – до 1,5 млрд. рублей, от 100 до 200 тысяч – до 3 млрд. рублей, от 200 до 400 тысяч – до 4 млрд. рублей, свыше 400 тысяч – до 9 млрд. рублей. Проект стимулирует отечественные предприятия увеличивать объём производства и повышать производительность труда, заявляют в Минпромторге.
По мнению Владимира Беспалова из «ВТБ Капитал», данные субсидии призваны в полной мере компенсировать уплату нового утилизационного сбора для местных производителей, в результате чего ситуация для них не изменится. «Из-за утилизационного сбора автомобили российского производства не подорожают, так как он будет полностью покрываться за счёт субсидий. Соответственно, производство и продажи автомобилей российского производства будут зависеть от общего состояния рынка и конкурентоспособности производимых моделей», – говорит эксперт.
Андрей Шенк из «Инвесткафе» также считает, что государственные субсидии будут направлены на то, чтобы удержать рынок от дальнейшего снижения. По его словам, в случае сохранения негативной конъюнктуры, за счёт субсидий можно будет сохранить околонулевые темпы роста, направив субсидии, например, на эконом-сегмент, где рынок показывает наиболее сильное снижение.
«Субсидии государства – не прямой инструмент компенсации утилизационного сбора, но все эксперты отрасли понимают, зачем они были введены, – рассуждает Андрей Третельников из Rye, Man & Gor securities. – Ситуация с утилизационным сбором складывается не совсем гладко. Правительство при вводе сбора на импорт не до конца проработала защиту автопрома в рамках ВТО, что вызвало недавний иск организации. С одной стороны, утилизационный сбор на импорт компенсировал пошлины, которые были снижены в связи с членством России в ВТО, с другой – дифференциация для импорта и локального производства прямо нарушала правила этой организации. А просто отменить или полностью навесить груз утилизационного сбора на локальных производителей – невозможно, так как это приведёт к росту себестоимости, который будет очень трудно переложить на потребителя. В результате правительство решило возвращать уплачиваемый российскими автопроизводителями утилизационный сбор в виде субсидий, и, в конце концов, за утилизацию заплатит бюджет, то есть всё население, а не только автомобилисты».
Согласно проекту федерального бюджета на 2014 год, государство собирается направить на субсидирование российского автопрома рекордные 99,25 млрд. рублей. Для сравнения, по итогам 2013 года суммарные госсубсидии на поддержку автомобильной отрасли должны составить 10,5 млрд. рублей, то есть почти в 10 раз меньше, чем запланировано на следующий год.
За вывоз и утилизацию отходов придется платить
Глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Сегодня ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов не установлены. Действуют ставки только для отходов производства и потребления IV класса опасности (малоопасных). В 2018 году она составляет 663,2 рубля за одну тонну.
Подписанным постановлением установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности на 2018-2025 годы. Ставка такой платы на 2018 год будет в семь раз ниже по сравнению со ставкой платы для отходов производства и потребления, то есть составит менее 100 рублей за одну тонну.
С первого января этого года начался переход на новую систему тарифного регулирования, в рамках которой плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в обязательном порядке должна быть включена в тарифы регулируемых организаций.
Российских производителей заставят платить за утилизацию тары
Госдума готовит закон об отходах производства и потребления. Документ заставит всех производителей, в том числе импортеров, брать на себя обязательства по утилизации отходов от их товаров и производства. У предприятий будет выбор: либо отчислять деньги в специальный государственный фонд, либо разбираться со своим мусором самостоятельно. Отказ от помощи государственных служб будет означать, что компания обязуется построить пункты приема использованной упаковки, деталей или ломаных изделий, привлечь туда своих покупателей, отсортировать и утилизировать собранный мусор.
Еще одно опасение у игроков рынка вызывает то, что из-за экологических требований на бизнес возрастет финансовая нагрузка. Проиграют в основном неподготовленные отечественные производители, а иностранные, уже привыкшие к строим правилам по утилизации, выживут, считает ряд экспертов.
Но в итоге проигравшим окажется конечный потребитель, потому что абсолютно все затраты изготовитель продукции заложит в себестоимость.
Обзор нового закона о вывозе мусора 2019 года
В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.
Основные понятия
В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:
- Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО — это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
- Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).
По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.
Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.
Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года
Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.
На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:
- федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
- федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
- федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.
Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.
Правила обращения с ТКО, нововведения
Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:
С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.
Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.
Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.
Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.
Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.
В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.
Как заключить договор о вывозе мусора?
Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:
Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.
В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.
Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.
Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.
Путин предложил платить за утилизацию бытовой техники
Лента новостей
Все новости »
Президент призвал проработать решение проблемы по аналогии с автопромом, где существует утилизационный сбор
Интересы бизнеса пострадать не должны, заявил президент на встрече с руководством Госдумы и Совета Федерации. Он призвал проработать эту тему не спеша и без суеты.
В октябре газета «Коммерсантъ» сообщала, что Минпромторг предлагает уже с 2018 года ввести для производителей обязанность полной утилизации ряда товаров и их упаковки. В случае неисполнения нормативов предприниматели будут обязаны платить экологический сбор, который ввели в этом году. По планам в 2017 году общий объем экологического сбора должен составить 1,3 млрд рублей, в 2018-2020 годах — 2,3 млрд.
О том, кому выгодно введение утильсбора за крупную бытовую технику, рассуждает владелец компании по утилизации бытовой техники Олег Демин:
Олег Демин владелец компании по утилизации бытовой техники «Естественно, могут лоббировать государственные предприятия либо бизнес-структуры, которые будут допущены до распределения финансов. Но, возможно, есть инициатива, потому что Министерство природных ресурсов старается улучшать ситуацию, в том числе и по переработке. Сейчас распределение финансовых потоков становится относительно прозрачным. Возможно, инициативу пытаются облагородить неким образом, который позволит компаниям освоить эти деньги для технологий, то есть взяты какие-то кредиты, которые потом государством будут компенсированы со сбора. А ввиду того, что это не быстрые деньги, тем, кто может к этим деньгам, как у нас принято, чуть-чуть прикоснуться, не перерабатывая, вряд ли это будет выгодно, потому что это достаточно технически энергоемкое производство, на котором быстрые деньги не зарабатываются».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не исключено, что производители и импортеры крупной бытовой техники просто переложат утильсбор на потребителей. Как ранее оценивали эксперты, холодильники, например, могут подорожать примерно на 1800 рублей, исходя из норматива 26 тысяч рублей сбора за тонну и среднего веса холодильника в 70 килограммов.
Источники
Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
Мархгейм, М. В. Правоведение / М.В. Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков. — М.: Феникс, 2009. — 416 c.
Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.- Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!