Сплоченность коллектива — уровни, критерии оценки и показатели

Важный материал в статье на тему: "Сплоченность коллектива — уровни, критерии оценки и показатели". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Методика «Изучение сплоченности школьного класса»

(Ивашкин В.С. Психологическое исследование школьников, 1990)

Исследование проводится в два этапа. На первом – дифференциально-параметрическом этапе измеряются параметры: а) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности, б) ценностно-ориентационное единство, в) психологический климат класса.

На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития коллектива класса.

А. Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности

Испытуемым предлагается список из 21 качества личности, включающий поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке.

Разряд качества
Трудолюбие д
Принципиальность м
Веселость э
Аккуратность д
Честность м
Исполнительность д
Порядочность м
Организованность д
Отзывчивость э
Приветливость э
Деловитость д
Скромность м
Дружелюбие м
Сдержанность э
Справедливость м
Общительность э
Активность д
Искренность э
Настойчивость д
Обаятельность э
Правдивость м

Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, которые Вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.

а) подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5;

б) подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств;

в) вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества (д, м, э).

Км =

Кд =

Кэ =

,

где М, Д, Э – число выборов по каждой группе качеств, N – число школьников в группе.

Критерии оценки: если Кд

55% или Кд + Км 60% — групповая сплоченность высокая, оценка 3 балла; если Км > 55% — сплоченность средняя, оценка 2 балла; в остальных случаях сплоченность низкая, оценка 1 балл.

Б. Определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ)

Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.

а) вычислите общее количество выборов N, сделанных испытуемыми;

б) подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество;

в) подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);

г) подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1);

д) вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле:

С =

Критерии оценки: если С

50% — ЦОЕ высокое, оценка 3 балла;

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

Эффективность группы

Филлипова Александра |

Что касается факторов, влияющих на эффективность работы группы , то здесь, как правило, выделяют следующие:

1. Размер. Идеальная группа должна состоять из трех-девяти человек. По мере увеличения размера группы общение между ее членами усложняется и становится более трудным в достижении согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы и выполнением ее задач. Увеличение размера группы также усиливает тенденцию к разбиению группы на подгруппы, что может привести к появлению несогласующихся целей, образованию группировок.

2. Состав. Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем. Важной причиной вынесения вопроса на решения группы является использование различных позиций для нахождения оптимального решения. Как правило, рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем если бы члены группы имели схожие точки зрения.

3. Сплоченность. Высокий уровень сплоченности может повысить эффективность всей организации. У высокосплоченных групп меньше проблем в общении, меньше недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в несплоченных группах. Потенциальным отрицательным последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие.

4. Групповое единомыслие. Этот фактор неоднозначно влияет на эффективность групповой деятельности. С одной стороны, он перекликается со сплоченностью и оказывает положительное влияние, а с другой – несет в себе некоторую опасность. В атмосфере единомыслия первостепенная задача для отдельного человека – держаться общей линии обсуждения, даже если он имеет иную точку зрения. В результате проблемы решаются с меньшей эффективностью, так как альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

5. Роли членов группы. Существуют две основные направленности ролей для создания нормально работающей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию активизации жизни и деятельности группы.

Теперь же обратимся к Р.Л.Кричевскому, который в своей книге «Если Вы руководитель» в качестве аналога эффективности коллектива рассматривает эффективность руководства.

Чтобы судить, насколько эффективен тот или иной руководитель, нужны какие-то критерии, позволяющие такую оценку провести. Было бы ошибкой пытаться строить умозаключения о деятельности руководителя, основываясь исключительно на каких-то особых, только ей присущих характеристиках. В этом смысле нельзя не согласиться с А.И. Китовым, считающим, что «деятельность руководителя не может оцениваться только по каким-то ее собственным параметрам. Подлинным критерием ее оценки служит конечный результат труда всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей».

По сути дела, А.И. Китов лишь фиксирует сложившуюся практику оценки эффективности руководства, но упускает при этом психологические критерии последней. А без них, как свидетельствует мировой опыт, заключение о степени эффективности руководства будет не полным. Итак, когда мы говорим об эффективности руководства, что, собственно, имеется в виду, по каким критериям производится ее оценка? Р.Л. Кричевский выделяет два класса критериев: психологические и непсихологические [19]. К числу психологических он относит: а) удовлетворенность членов коллектива различными аспектами членства в нем (отношениями с коллегами и руководителями, условиями труда, заработной платой и т.д.); б) мотивацию членов коллектива (желание трудиться и сохранить членство в коллективе); в) авторитет руководителя в коллективе; г) самооценку коллектива (она касается целого ряда важных его характеристик и представляет собой некий общий итог успешности его функционирования).

Читайте так же:  Класс водителя для осаго

Что касается непсихологических критериев эффективности, то в общем виде их можно представить как результативность коллектива. Но для того, чтобы эффективность (результативность) можно было измерить, оценить и проконтролировать, опять-таки необходимо знать ее критерии.

Так, Т.Питерс и Р.Уотермен [19] выделяют следующие критерии (или признаки) эффективности «образцовых компаний»:

Степень сплоченности коллектива

В зависимости от степени сплоченности различается три типа коллективов:

  • — сплоченный, или консолидированный, который характеризуется тесной взаимосвязью его членов, солидарностью и дружбой, постоянной взаимопомощи. Состав такого коллектива относительно стабилен. Такой коллектив имеет, как правило, высокие производственные показатели, хорошую трудовую дисциплину, высокую активность работников;
  • — расчлененный (слабосплоченный), который состоит из ряда недружелюбно относящихся друг к другу социально-психологических групп, имеющих своих лидеров. Групповые показатели, уровень производственной дисциплины, ценностные ориентации, активность таких групп весьма различны;
  • — разобщенный (конфликтный)- по своей сущности формальный коллектив, в котором каждый сам по себе, личные дружеские контакты между его членами отсутствуют, они связаны чисто официальными отношениями. В таких коллективах часто возникают конфликты, наблюдается большая текучесть кадров.

Следует иметь в виду, что процесс сплочения и развития трудового коллектива — обратимый процесс. При определенных обстоятельствах он может остановиться и превратиться даже в противоположный себе процесс — в процесс распада. Причиной этому может служить смена руководителя или состава коллектива, целей его деятельности, уровня предъявляемых требований или какие-либо другие изменения в трудовой ситуации.

Стадии сплочения трудового коллектива

Сплочение трудового коллектива напрямую зависит от развития требований, предъявляемых к нему. Методы сплочения трудового коллектива, несмотря на их широкую вариативность, укладываются в определенный цикл.

Первая стадия — ориентационная, которой соответствует низкий уровень развития коллектива — этап становления. Эта стадия характеризуется тем, что простое объединение людей преобразовывается в группу с общими целями и задачами, идейной направленностью. Каждый член коллектива ориентируется в новом для него коллективе. Это может быть целенаправленная ориентация и самоориентация. Целенаправленная ориентация осуществляется руководителем путем подбора и расстановки кадров, подробной информации о целях и задачах, планах и условиях деятельности. При этом необходимо учитывать, насколько новые работники могут вписаться в формируемый коллектив, сработаться. Важно правильно расставить работников на рабочих местах. Если на соседних, технологически взаимосвязанных местах оказываются люди, симпатизирующие друг другу, то это улучшает их настроение, повышает трудовую и творческую активность.

Каждый имеет свое личное представление о товарищах по работе, о том, каким ему хотелось бы видеть свой коллектив. Поэтому целенаправленная ориентация всегда дополняется самоориентацией.

Если в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей.

Вторая стадия — взаимоадаптационная, которая представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации.

Подражание заключается в том, что человек неосознанно перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам.

Идентификация — сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом.

Взаимоадаптационный стадии соответствует средний уровень развития коллектива, характеризующийся созданием его актива (активно действующей группы).

Третья стадия — сплоченная, или стадия консолидации, коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает здесь не внешней силой, а как человек, который наиболее полно воплощает цели коллектива. В таком коллективе преобладают отношения взаимопомощи и сотрудничества.

Кроме этого существует четвертая стадия — перспективное развитие. Отличается максимальным уровнем требовательности каждого члена коллектива к себе. Внешние требования становятся внутренними, личностными. Инициатива членов трудового коллектива соединяется с их активностью. Сплоченность коллектива достигает апогея. Создается здоровый морально-психологический климат.

Понятие коллектива и критерии его определения. Свойства коллектива и методы их изучения. Роль педагога в формировании и функционировании детского (классного) коллектива.

Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива.

Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением и т. п.

Р. С. Немов указывает на следующие требования, предъявляемые к коллективу:

1) успешно справляться с возложенными на него задачами (эффективность в отношении основной для него деятельности);

2) иметь высокую мораль;

3) отличаться хорошими человеческими отношениями;

4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности;

5) быть способным к творчеству;

6) иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

О наличии коллективистских отношений в группе свидетельствуют следующие критерии (Р. С. Немов, 1995):

1) нравственность – взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали;

2) ответственность – каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные достижения, дисциплинирован;

3) открытость проявляется в умении строить хорошие отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь;

[1]

4) коллективизм – забота о членах коллектива, противодействие явлениям, способным разрушить коллектив;

5) контактность – доверительные взаимоотношения между членами коллектива;

Читайте так же:  Как пройти обучение на инструктора по вождению

6) организованность – взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.;

7) информированность – четкое понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совместной деятельности;

8) эффективность – качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач.

Методы изучения коллектива:

Наблюдение — это метод длительного, планомерного описания особенностей физического, психического и социального развития, которые проявляются в деятельности и поведении учащихся во время учебно-воспитательного процесса и позволяют с систематизировать полученные показатели и сделать определенные выводы.

Беседа — метод установления особенностей физического, психического и социального развития воспитанников в ходе непосредственного общения. Беседу можно производить непосредственно с учениками, их одноклассниками, родителями и детей, учителями-воспитателями, которые принимают участие в осуществлении воспитательной работы с отдельными учениками или коллективом.

Педагогический консилиум (лат concilium — совещание, заседание) — это совещание, собрание учителей-воспитателей по поводу обсуждения социально-психологических качеств и особенностей поведения, деятельности воспитанников для более глубокого изучения учеников и определение целесообразных и эффективных форм и методов воспитательной работы с ними.

Педагогический эксперимент является своеобразным комплексом методов исследования. Он обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет не только сделать описание психического явления, но и объяснить его.

Сущность диагностических методов заключается в том, что они позволяют не только сделать описания развития воспитанников, но и делают измерения их, определения их качественной и количественной характеристик.

Эффективность развития коллектива во многом зависит от того, насколько правильно воспитатель продиагностирует ситуацию и выберет средство педагогического воздействия. Учитель должен учитывать особенности коллектива (возрастные и психологические) и его возможности самоуправления. Управление коллективом заключает в себе два взаимосвязанных процесса:

1) сбора информации о каждом воспитаннике и о коллективе в целом;

2) организации процесса воздействия, имеющего цель совершенствовать сам коллектив и каждого отдельного ученика.

Управление коллективом связано с разработкой критерия, характеризующего уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; с разработкой форм и методов использования информации. В коллективе воспитатель должен соблюдать следующие принципы.

1. Руководитель должен сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности, организовывать воспитательные влияния, т. е. коллектив учителей, родителей, деятельность коллектива направлять на сотрудничество с другими коллективами.

2. Руководитель должен пересматривать цели и содержание коллективистского воспитания.

3. Важно воспитать правильное коллективное общее мнение, которое будет вырабатывать необходимую линию общественного поведения.

4. Руководитель не должен допускать попустительства и упразднять контроль за выполнением обязанностей учеников.

5. Воспитатель организовывает коллективные отношения. Необходимо добиваться дружеского сплочения в коллективе. Мудрый воспитатель учит терпеливо относиться к недостаткам другого.

[3]

6. Воспитатель должен исходить из возможностей и интересов каждого ученика, а не только коллектива в целом. В противном случае задания будут выполняться формально либо совсем не выполняться.

7. Руководитель должен контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе коллективных отношений. К факторам относятся особенности самого школьника – его эмоциональной стороны, внешности – черты характера и физические данные.

8. Руководитель должен создавать временные коллективы и переводить в них неблагополучных учеников. Уровень временного коллектива должен быть высоким, тогда и эффект такого воспитательного метода будет высоким.

9. Характер деятельности коллектива должен постоянно изменяться. Об этом должен позаботиться воспитатель.

Коллектив существует для личности, и задача педагога состоит в том, чтобы создавать в коллективе такие ситуации, которые бы способствовали положительному влиянию на отдельных членов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8314 —

| 7940 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оценка сплоченности коллектива

Для оценки уровня ценностно-ориентационного единства разработана специальная методика. Суть ее в том, что членам коллектива предъявляется набор качеств личности и каждый должен выбрать из него пять таких, которые он считает наиболее ценными для успешной

совместной деятельности. Качества, которые включаются в опросник, должны

учитывать профессиональную направленность изучаемого коллектива. Уровень

Цое определяется по формуле:

;

где n- сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в данной группе максимальное предпочтение; ш — сумма выборов, приходящихся на пять качеств, получивших в данной группе минимальное предпочтение; N — общее число выборов, сделанных членами данной группы.

Чем больше полученное значение, тем выше уровень Цое группы. Управле­ние межличностными отношениями на уровне профессиональной деятельности коллектива выражается в увеличении уровня Цое.

Вопросы должны подбираться с учетом характера деятельности коллекти­ва, индивидуально-психологических особенностей его членов, обстановки.

Индекс сплоченности группы определяется при помощи формулы:

; (6)

где Р — число взаимных положительных выборов; О — число взаимных отри­цательных выборов; N — общее число возможных выборов в коллективе.

Индекс сплоченности коллектива возрастает с увеличением числа позитив­ных выборов. Чем ближе Сгр к единице, тем выше сплоченность коллектива.

Воспитательная система классного коллектива

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Информационная справка о классе:
    • общие сведения о классе и история его формирования;
    • социальный паспорт класса;
    • характеристика успеваемости;
    • уровень воспитанности учащихся;
    • уровень сплочённости и развития классного коллектива;
    • характеристика занятости учащихся во внеурочное время;
    • уровень физического развития и здоровья детей.
  2. Концептуальная модель воспитательной системы класса:
  3. компоненты и элементы воспитательной системы класса;
  4. цель, задачи;
  5. этапы развития;
  6. идеи, принципы, подходы;
  7. методы, формы и приёмы работы;
  8. педагогические технологии.
  9. Направления воспитательной работы
  10. Организация воспитывающей деятельности
  11. Гражданско-патриотическое воспитание
  12. Ученическое самоуправление
  13. Взаимодействие с родителями
  14. Формирование образа выпускника
  15. Критерии эффективности воспитательной системы
  16. Результаты функционирования воспитательной системы
  17. Портфолио классного коллектива
Читайте так же:  Какие нужны документы для трудоустройства

Список используемой литературы

У наших детей в современном, быстро меняющемся обществе много проблем. Мы же, взрослые, хотим видеть своих детей свободными, здоровыми, сильными, разумными, способными состояться в жизни и быть успешными. Перед нами стоит непростая задача, как добиться реальных результатов в воспитании наших детей.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем необходимо войти ребёнку в этот мир.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако основная роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Быть классным руководителем в современной школе непросто. Для этого необходимо иметь мастерство, составляющими которого являются знание психологии учащихся, владение методами и приёмами воспитания, стремление не останавливаться на достигнутом и из года в год повышать свой профессиональный уровень.

Я являюсь классным руководителем 8а класса ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1013, которая находится в районе Ново-Переделкино г. Москвы. Наш гимназический класс образовался в сентябре 2009 года. Милые, красивые, жизнерадостные дети пришли в 5а класс школы № 1013. Именно 1 сентября 2009 г. стал Днём рождения нашего класса.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О КЛАССЕ

Общие сведения о классе и история его формирования

В настоящее время в классном коллективе учится 23 человека: 10 девочек и 13 мальчиков. Это очень активные, эмоционально яркие, интеллектуально развитые дети, которые постоянно желают и умеют действовать, а не только много знать. Может поэтому, они столь активны в жизни класса и школы: побеждают в школьных предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах, различных музыкальных конкурсах и фестивалях района и округа, принимают активное участие во всех праздничных концертах и мероприятиях, общественных акциях и трудовых делах школы.

Дети доброжелательны и отзывчивы, с уважением относятся ко всем учителям.

Социальный паспорт класса

Все учащиеся из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.

Из 23 учащихся 1 мальчик из неполной семьи, 3 человек из многодетных семей. Высшее образование имеют родители 16 учащихся и среднее специальное 7.

Хорошие взаимоотношения сложились с родителями всех учащихся класса. Взрослые регулярно интересуются успехами и проблемами своих детей, жизнедеятельностью всего класса. Очень активны члены родительского комитета. В целом, все родители класса одобряют выбранные направления работы, ценностные приоритеты данной воспитательной системы.

Характеристика успеваемости

В классе обучается 23 учащихся. Пятый класс закончили на «отлично» 5 человек, на «4» и «5» – 12 учащихся, с одной «3» – 2 ученика.
Неуспевающие учащиеся отсутствуют.

В учебном процессе большинство ребят проявляют организованность, прилежность, исполнительность и ответственность. Об этом свидетельствуют их активная работа на уроке и положительные оценки по предметам. Но в классе учатся дети, которые испытывают определённые трудности в образовательной деятельности. Не всегда выполняют домашние задания, часто забывают учебник или тетрадь, пассивны на уроках. Поэтому можно сделать вывод, что на начальном этапе вхождения детей в среднюю школу им нужен человек-организатор, который не на словах, а на деле способен пойти на союз с ними и помочь им, который умеет добиваться оптимальных результатов в достижении образовательных и воспитательных целей и задач, умеет практически руководить процессом образования и развития способностей детей, может организовать интересно и содержательно их деятельность. Таким организатором, на мой взгляд, должен быть классный руководитель.

С самого начала нашей совместной работы для ребят были созданы все условия и настрой на творческую деятельность, в основе которой находится постоянное стремление к знаниям, которые имеют важное значение в воспитании школьников. Мы говорим ученикам: «Знания дадут всё, вберут в себя ваши стремления, объединят все усилия, дадут вам цель в жизни, независимое положение, физическое и моральное здоровье, влияние, уважение и удовлетворение». Мои ученики верят в великую силу знаний. И на своих уроках и классных часах я стараюсь не давать детям готовых решений, идёт процесс «выращивания» знаний, усвоения методов познания и на этой основе развитие способностей учащихся, продвижение в обученности и воспитанности.

Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса показывают хороший уровень воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как прилежность, организованность, сотрудничество с учителем. Также считают, что в учебной деятельности очень важны такие качества, как усидчивость и терпение, обязательность и дисциплина.

[2]

Между большинством учащихся существуют доброжелательные отношения, но это не всегда выражается в действенной помощи друг другу, нередко наблюдаются конфликтные ситуации между детьми, особенно между мальчиками. Поэтому в тематику классных часов и индивидуальных бесед были включены темы «Жизнь без конфликтов», «Как научиться понимать других людей?», «О дружбе и друзьях» и т.д.

Уровень сплочённости и развития классного коллектива

В классе есть актив, члены которого работают, действуют при непосредственном участии и поддержке классного руководителя. Это лидеры класса. К правильному решению вопросов, касающихся коллективной деятельности приходит большинство учащихся класса. Все ребята и девчонки вовлечены в жизнедеятельность класса.

Следует отметить, что главным системообразующим фактором в воспитательном процессе служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных коллективных дел:
День знаний, Новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, День именинника, день семьи, экскурсии, совместные походы родителей и детей, встреча с участниками ВОВ, праздник “Мы стали на год взрослее”, конкурс «Школьник года», составление и оформление летописи класса.

Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Читайте так же:  Обходной лист при приеме на работу

Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

Большинство учащихся класса занимаются в кружках, секциях, студиях учреждений клубной и досуговой системы школы, района:

Вид деятельности

Учреждения клубной и досуговой системы

1.

Самбо, дзюдо, каратэ спортивная школа «Борец»

2.

Теннис спортивная школа Олимпийского резерва

3.

Фортепиано Детская музыкальная школа им. Ф. Шаляпина

4.

Изобразительная деятельность Детская художественная школа «Солнцево»

5.

Вокально-хоровое пение Вокальный ансамбль «Радуга», хор ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1013

6.

Актёрское мастерство Детский театр «Ново-Переделкино»

7.

Театральная деятельность Театральная студия «Буратино», ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1013;

8.

Бальные спортивные танцы Танцевальная студия «Вдохновение», ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1013.

9.

Плавание Бассейны «Западный», «Радужный»

Также в целях формирования у учащихся опыта самоопределения и самореализации ребята посещают следующие предметы и курсы дополнительного образования, являющимися по сути элективными:

Образовательная среда

Название курса дополнительного образования

Кол.

1. Филология Культура речи и речевые нормы 23 2. Математика Элементы математической логики 23 3. Искусство Основы православной культуры
Истоки 10
23 4. Информатика Применение информационных технологий в образовательном процессе школьника 23

Представленные предметы и курсы соответствуют содержанию гимназического образования и взаимосвязаны с обязательными учебными предметами.

Уровень физического развития и здоровья детей

Из 23 учащихся в результате ежегодного медицинского осмотра выявлено 13 здоровых детей, 4 учащихся – с нарушением осанки, 3 учащихся – с заболеваниями органов дыхания, 6 детей – с нарушением зрения, 2 мальчика – с избыточным весом.

Особое внимание уделяется физическому развитию ребят на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности, а также воспитанию у них сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию, интереса и привычки к регулярным занятия спортом (беседы о здоровом образе жизни, режиме дня, уроки здоровья, общешкольные дни здоровья, спортивные мероприятия и викторины, конкурс сочинений «Мой спортивный кумир», «Роль спорта в моей жизни» и т.д.)

Уровни сформированности коллектива

Всякая группа может развиваться в двух направлениях: в положительном — общественно ценном и в отрицательном — антиобщественном. Ученическая группа, развивающаяся в положительном направлении, проходит через следующие этапы:

1. Диффузная группа. Отношения между ее членами устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от содержания, целей, значимости, ценностей групповой деятельности. Групповая деятельность может вообще отсутствовать, среди участников может не быть единства во взглядах. Взаимоотношения между членами группы складываются на основе таких факторов, как привлекательность, частота контактов и т. п. Примером диффузных групп могут служить очередь в железнодорожную кассу, абитуриенты, палаты больных, молодежь в дискотеке. Таким образом, межличностные отношения в диффузных группах не зависят от содержания совместной деятельности, а в ряде случаев и сама она отсутствует.

2. Группа-ассоциация. Межличностные отношения в ней уже опосредованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого члена этой группы. В отличие от диффузной группы, в ассоциациях появляется и развивается определенный порядок межличностных отношений, зависящий от вклада и степени участия каждого в совместной деятельности. Вместе с тем эмоциональные отношения (например, отношения симпатии и антипатии) еще преобладают. Примером этих групп могут служить дворовая команда мальчишек, участвующая в соревнованиях на призы «золотой шайбы», агитбригада, готовящаяся к своему первому выступлению, и т. д.

3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой опосредуются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества. При этом если перед членами коллектива стоят две цели, то они выбирают ту, которая имеет большую общественную ценность

С момента образования группа в своем развитии до уровня коллектива проходит ряд этапов, среди которых обязательным является ассоциация. Но бывает и так, что, достигнув уровня ассоциации, группа не перерастает в коллектив, а может свернуть с пути поступательного развития. Это ответвление называется корпорацией. Корпорация – это общность, в которой межличностные отношения опосредуются содержанием, ценностями, целями деятельности, значимой для каждого члена группы, но асоциальной (не согласующейся) или даже антисоциальной. В ней «успех» каждого зависит от антисоциальной деятельности всей группы.

В психологии выделяют следующие характеристики коллектива:

1. Сплоченность группы. Это важнейший показатель межличностных взаимоотношений и уровня развития группы. Даже интуитивно понятно, что в диффузных группах сплоченность очень низкая, а в коллективах — высокая. Большинство западных психологов считают этот показатель лишь эмоционально-психологической характеристикой группы, отвечающей ее коммуникативной объединенности. Поэтому и коэффициент сплоченности они вычисляют, исходя из числа членов группы и частоты их взаимодействия. Однако такое понимание не позволяет понять сам механизм образования сплоченности.

В отечественной психологии показателем сплоченности считается ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Поэтому и индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значимых для всей группы объектов.

2. Коллективистическое самоопределение.Оно проявляется в том, что член коллектива следует его идеалам и противостоит в конфликтной ситуации групповому давлению. Другими словами, в условиях взаимодействия внутри коллектива решающим является не давление группы, а следование идеалам коллектива и опосредованное ими отношение к любым социальным воздействиям. При этом индивид с коллективистическим самоопределением защищает не только нравственные ценности коллектива, но и коллективные цели и задачи.

3. Эмоциональная идентификация, т.е. отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная теплота. Высший уровень ее проявления — действенная эмоциональная идентификация.

Читайте так же:  Нормальная продолжительность рабочего времени

Для настоящего коллектива характерна действенная групповая эмоциональная идентификация, т. е. такое отождествление, при котором переживания одного из членов группы принимаются другим как мотивы деятельности, направленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации (гнетущее напряжение, тревожность, отчаяние и т. п.).

4. Эталонностьв восприятии членов группы. Это их убежденность в том, что их коллектив хороший, близкий к эталону. Другими словами, эталонность — это удовлетворенность своей группой. Чем выше показатель эталонности, тем выше уровень развития коллектива.

Одним из основных феноменов изучение коллектива является межличностные отношения

Зачем учителю нужно знать четыре указанные характеристики коллектива? Прежде всего, они необходимы для того, чтобы он мог правильно ставить воспитательные задачи, а затем оценивать эффективность их решения.

Когда речь идет об учебной работе учителя, то ей, как правило, легко дать оценку. Критерием здесь обычно выступают такие количественные характеристики, как успеваемость по предмету (общая и качественная), число победителей и призеров школьных, районных, городских олимпиад, количество подготовленных методических разработок, программированных пособий и т. д. Оценка же воспитательной работы нередко носит субъективный характер, а потому часто и справедливо вызывает обиду у педагогов. Изменения в сплоченности коллектива, коллективистическом самоопределении, групповой эмоциональной идентификации, эталонности коллектива в восприятии его членами, и могут служить показателями эффективности воспитательной работы учителя с классом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Уровни групповой сплоченности по методике «определение индекса групповой сплоченности Сишора»

Рисунок 1 Уровни групповой сплоченности по методике «определение индекса групповой сплоченности Сишора»

Данные уровни групповой сплоченности по методике «определение индекса групповой сплоченности Сишора» мы представили в диаграмме на рисунке 1, которая наглядно показала, что 30 % сотрудников не считают уровень групповой сплоченности нормальным, по их оценкам он ниже среднего у 14 % сотрудников и низкий у 16 %.

Вместе с тем в стратегии и тактике руководства коллективом необходимо сохранять достигнутый положительный результат, как важный психологический потенциал его дальнейшего успешного функционирования. Для этого, в частности, целесообразен постоянный, но действенный контроль над следующими важными вопросами стабильной работы с коллективом: поощрением достижений подчиненных, и, в особенности актива коллектива по реальному вкладу в общее дело, стимулированием дальнейшего их роста; объективной оценкой сотрудников, независимо от субъективных симпатий и антипатий; постоянным вниманием к каждому подчиненному, особенно к распределению ролей между лидерами в деловой и эмоциональной сферах; профилактикой трудностей вхождения в коллектив нового пополнения посредством продуманной организации наставничества, профессионального отбора, обучения и аттестации личного состава, тщательного их комплектования, расстановки и создания резерва кадров на выдвижение.

Психологический климат в обследуемом коллективе в основном характеризуется как благопрятный, но неустойчивый для 14% сотрудников. Такие показатели должны насторожить руководителей, актив коллектива, наметить пути совершенствования межличностных отношений и микроклимата в коллективе. Эмоциональная неустойчивость в межличностных отношениях детерминирована сложившимися противоречиями между деловыми и эмоциональными взаимоотношениями среди наиболее активных членов коллектива, с одной стороны, а с другой стороны — отрицательным напряжением среди сотрудников, которые не придерживаются общественного мнения актива, установок руководителя. Следует обратить внимание на самочувствие каждой личности в группе, его связь с неудовлетворенностью деловыми или эмоциональными отношениями; на социально-психологический статус каждого сотрудника в группе и на то, по каким аспектам жизнедеятельности он принимается или отвергается коллективом; поощряются ли материально или морально все достижения наиболее активных его членов, все ли сотрудники реализуют свои жизненные планы в соответствии с реальными возможностями и притязаниями.

Кроме того, необходима работа с теми, кто не разделяет мнения актива, установок руководителя, находится в явной или скрытой конфронтации с руководителем или лидерами, не удовлетворен распределением ролей или системой оценки и стимулирования оперативно-служебной деятельности.

Руководителю в своей работе нужно учитывать то, что напряженность психологического климата может также провоцироваться несовпадением официальных и неофициальных лидеров, тем, насколько реальным авторитетом они обладают, или же враждебным настроем группировок, примыкающих к своим деловым или эмоциональным лидерам. В этом случае необходимо обратить внимание на то, насколько обоснованно распределены функции между сотрудниками, в особенности между активом коллектива; допустимая ли часть полномочий руководителя делегирована его заместителям и оставлена ли необходимая на осуществление им основных функций управления.

Методика

Видео (кликните для воспроизведения).

субъективной оценки межличностных отношений (С. В. Духновский) предназначена для определения характеристик дисгармоничности в межличностных отношениях (напряженности, отчужденности, конфликтности и агрессивности) с помощью самооценок тестируемого. Методика может проводиться как в группе, так и индивидуально. Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам, входящим в соответствующую шкалу. Затем «сырые» баллы переводятся в стэны по нижеприведенным таблицам в зависимости от пола тестируемого. Стэновые значения по каждой шкале суммируются и образуют итоговый балл — «Индекс дисгармоничности отношений». 1. Напряженность отношений (Н): 2. Отчужденность в отношениях (О) 3. Конфликтность в отношениях (К) 4. Агрессия в отношениях (А): Итоговый балл — «Индекс дисгармоничности отношений»

Источники


  1. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.

  2. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.

  3. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.
Сплоченность коллектива — уровни, критерии оценки и показатели
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here