Тренинги на сплочение рабочего коллектива и для эффективного разрешения конфликтов

Важный материал в статье на тему: "Тренинги на сплочение рабочего коллектива и для эффективного разрешения конфликтов". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Групповые нормы (7 мин)
  3. Упражнение “Возьми салфеток” (15 мин)
  4. Упражнение “Узел” (10 мин)
  5. Упражнение “Совместный счет” (10 мин)
  6. Упражнение “Квадрат” (10 мин)
  7. Упражнение “Интуиция” (20 мин)
  8. Упражнение “Путаница” (10 мин)
  9. Упражнение “Ливень” (10 мин)
  10. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга

2. Принятие групповых норм

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним , называя по имени.

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование : пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Узел”

Оборудование : длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение “Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой — “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном — с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение “Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

7. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение “Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке — дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Читайте так же:  Положение о разъездном характере работы

Тренинг на сплочение коллектива

сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия

Вложение Размер
trening_po_splocheniyu_.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Сплочение коллектива».

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • Получение эмоционального удовлетворения от результатов тренинга;
  • Осознание себя командой.

состав участников: 25 человек

режим работы 1 час.

  • Орг. момент – 1 минута
  • Разминка – 15 минут
  • Основная часть – 40 мин
  • Рефлексия – 4 минуты

Здравствуйте. Сегодня мы проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь так хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, готов услышать и помочь тебе, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

1. Упражнение «Постройтесь по росту!» (5 мин.)

Цель : Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Ход упражнения : Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание или нет и как себя чувствовали во время выполнения задания.

Примечание : Игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос и т.д.

2. Упражнение «Счёт до десяти» (5 мин.)

Цель : прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения : «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите головы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее . Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Примечание : Игра может иметь еще один вариант. «Сейчас вы встанете в круг, а я буду называть цифры от 1 до 10. Не разговаривая и не общаясь друг с другом, в центр круга пусть выйдет столько человек, сколько я скажу».

3. Упражнение «Квадрат» (5 мин.).

Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения.
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

[3]

Основная часть (40 мин.)

1. Упражнение «Рисунок на спине» (15 мин.)
Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание — почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

2. Коллаж «Дружба» (25 мин)

Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждой команде выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы, которая и станет своего рода талисманом группы.

Психологический смысл упражнения

Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

  • Что с вами происходило во время упражнений?
  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Легко ли было выполнять упражнения?
  • Если не получилось, то почему? Что мешало?
  • Удалось ли группе выполнить все упражнения?
  • Какое упражнение понравилось больше всего?

Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.

Тренинг на сплочение коллектива

Цели: помочь участникам группы лучше узнать друг друга, обратить внимание участников группы друг на друга, объединив их соревнованием в партнерских отношениях, освоить активный стиль общения в группе, сократить дистанцию в общении, развивать навыки концентрации внимания на партнере, интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенными в совместную деятельность.

Методические рекомендации:

этот тренинг хорошо проводить для вновь собравшейся группы, обычно в 10 класс идут не все учащиеся, кто-то уходит в колледжи, кто-то остается, кто-то приходит новенький в класс, формируется новый коллектив, новая группа и чтобы сблизить, сдружить новый коллектив, мы проводим такие тренинги в самом начале учебного года.

Возраст участников:

10 класс.

1. Правила, санкции, бейджи

На бейджах напишите свое имя или представьтесь так, как вы хотели бы, чтобы к вам обращались в группе.

(Цветными карандашами учащиеся пишут свои имена на бейджах.)

Правила:

  • говорить только от своего лица не “Все так считают”, а “Я так считаю”;
  • слушать друг друга внимательно, не перебивая. Говорит, только тот, у кого оказывается в руках “говорящий” плюшевый мишка. “Говорящий” потому, что говорить, может только тот, кто держит его в руках, остальные слушают. Отсюда и его прозвище — “говорящий мишка”. Если кто-то хочет сказать вне очереди он может поднять руку и дождаться, когда ему передадут медведя;
  • работать активно, во всех предлагаемых упражнениях;
  • не обсуждать то, что происходит на занятии за пределами группы.
  • Читайте так же:  Как гражданам украины получить гражданство россии

    Санкции:

    обсуждаем наказания за нарушения правил и принимаем общим голосованием.

    Часто учащиеся выбирают исполнение концертного номера (спеть песню, прочитать стихотворение, станцевать)

    2. Упражнение “Давайте познакомимся”

    Ведущий: Сейчас мы будем знакомиться, вы должны назвать свое имя, которое написали на бейдже, и рассказать что-то о себе. Это могут быть ваши любимые занятия и увлечения, вы можете рассказать о том, что не любите делать, вобщем как-то представить себя. Но прежде чем рассказать о себе, вы должны кратко рассказать о своем соседе справа, все, что вы запомнили из его рассказа. Так как мой сосед еще не представлялся, я начну с себя, а мой сосед слева уже будет говорить: “мою соседку справа зовут … (называет мое имя)” и рассказывает то, что запомнилось ему из моего представления, а затем о себе… и так далее по кругу. Всем понятно?

    3. Чего ждете от сегодняшнего занятия?

    Участники группы по очереди высказываются о своих ожиданиях от сегодняшней встречи. Как правило, есть учащиеся, которые не участвовали в тренингах, для них это новое занятие, поэтому хорошо дать разъяснение:

    Чем нам предстоит здесь заниматься?

    • Играми и упражнениями, которые помогут лучше узнать себя и других.
    • Изучением наших некоторых психологических качеств и обсуждением полученных результатов.
    • Какую пользу нам это принесет?
    • Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания и желания
    • Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас.
    • Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать.
    • Наконец, мы весело проведем время!

    4. Упражнение 10 секунд

    Ведущий: Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому, что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

    Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Если я попрошу распределиться на группы по цвету волос, значит, пока я досчитаю до десяти. Вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе “черноволосых”: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос и их длина отличны от цвета волос и длины других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И потому мы разные, мир так разнообразен и интересен.

    — Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! раз, два, три… . Десять. Стоп! Проверяем.

    — Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка)

    — По любимому занятию в свободное время!

    — По настроению, которое вы сейчас испытываете! (…) и т.д.

    Обсуждение:

    участники делятся впечатлениями от игры.

    — Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в “гордом одиночестве”, было ли оно “гордым” или каким-то абсолютно иным?

    5. Упражнение Восточный рынок

    (Для усиления эффекта ситуации хорошо это упражнение проводить под музыкальное сопровождение 4-ой части сюиты Римского-Корсакова “Шахеразада”.)

    Ведущий: Помните картину восточного рынка в музыкальной сказке “Али-Баба и сорок разбойников”? С какими ассоциациями связываете вы словосочетание “восточный рынок”?

    — Яркость, буйство красок…

    — Бойкая торговля, попытки купить дешевле, продать дороже…

    — Замечательно! Вот так, именно на такой рынок мы с вами и попадем через несколько минут. Но, сперва нам необходимо подготовиться. Каждый участник получает лист бумаги. Ручку и карандаш. Складываем лист пополам по горизонтали и разрываем его на две половинки, их в свою очередь опять сгибаем пополам и опять разрываем. Получили по четыре куска бумаги, их тоже складываем и разрываем. Теперь у каждого восьмушка листа. На каждой из восьмушек разборчиво и крупно пишем свое имя и фамилию. Теперь каждую записку сложем текстом внутрь несколько раз. Подготовленные записки со своими именами положите, пожалуйста, в центр комнаты (я обычно для этого использую непрозрачный пакет) записки сложенные тщательно перемешиваем.

    Вот теперь когда, все приготовления закончены, мы с вами и отправимся на восточный рынок. Каждый вытянет из кучи записок восемь штук. Затем, в течение 5 минут, вам придется уговорами, спорами, путем обмена…найти и вернуть себе — купить все восемь листов с вашим именем. Первые три покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут ко мне со своими записками. Вопросы есть? Начали! В ходе игры ведущий поддерживает накал страстей, объявляя, сколько минут, осталось до закрытия рынка. Закрывая рынок, объявляет имена трех победителей игры.

    — Что вам понравилось, а что нет — в прошедшей игре?

    — Какую тактику вы использовали во время торга: активный поиск, ожидание встречных предложений, “агрессивный маркетинг”, взаимный обмен, попытку обмануть партнера?

    Попытайтесь назвать имена, которые вам удалось запомнить…

    6. Упражнение Фотоальбом.

    Ведущий: Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом…

    Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения…

    Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там – моя фотография. Теперь ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников. Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом! Чем длиннее цепочка, тем сложнее запомнить имена, характерные движения всех предшествующих игроков. Тем не менее, попробуем сделать над собой усилие и продлить цепочку “с накоплением” как можно дольше. Если же кто-то из игроков сбился – не может вспомнить имен и движений, то с этого места мы начинаем строить новую цепочку, новую серию фотоснимков.

    Обсуждение:

    оговорить что порадовало, что огорчило в игре?

    — Какова была атмосфера в группе в ходе игры?

    — Почему для человека так важен звук собственного имени?

    — Как выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности?

    — Чьи движения вам запомнились и почему?

    7. Упражнение Стаканчик

    Участники садятся в круг. Ведущий дает первому участнику пластиковый стаканчик. Задание: передать стаканчик по кругу таким образом, чтоб способ его передачи от участника к участнику ни разу не повторился. Для тех, кто никак не может придумать оригинальный, еще не использованный в игре способ передачи стаканчика, команда придумывает смешные штрафные санкции. Все штрафы отрабатываются в конце игры. Игра завершается. Когда пройден полный круг, либо продолжается до тех пор, пока существуют новые оригинальные идеи.

    Читайте так же:  Чем занимается специалист по социальной работе - должностные обязанности

    Обсуждение:

    ваше настроение в игре?

    — Трудно ли было придумать новый способ?

    8. Упражнение Альпинисты

    Ведущему необходимо пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут. Каждый из альпинистов должен оставаться джентльменом, не нанося ущерба товарищам. К цели. Но не любой ценой!

    — Какие впечатления вынесли участники из упражнения?

    — Кто помогал, а кто мешал?

    — Какие выводы сделали из этого упражнения

    9. Упражнение “Путаница”

    Группа образует круг, все участники протягивают руки внутрь круга, ведущий соединяет руки играющих, таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке одного участника оказывается рука другого. При этом ведущий должен соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда путаница создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

    Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. В ходе игры ведущий поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу и в то же время стремится сохранить напряжение игры, напоминает о том. Что игра ограничена по времени тем самым, нагнетая напряжение и творческий запал.

    — Какие впечатления вынесли участники из упражнения?

    — Чем хотели бы поделиться друг с другом

    — Что на их взгляд может усилить эффективность решения проблемы?

    — Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным?

    — Как относится группа к этому явлению?

    В конце тренинга обсуждаем, как прошло занятие, что понравилось, а что нет? что нового узнали друг о друге? Что хотите пожелать друг другу?

    Литература

  • Кипнис М. Тренинг коммуникации. Ось-89, 2004.
  • Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. “Феникс +”. Дубна, 2000.
  • Фопель. Энергия паузы. Генезис. Москва, 2004.
  • Тренинговые игры и упражнения тренинга на сплочение коллектива сотрудников

    Работа с людьми – вещь сложная. Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречают других на своем жизненном пути на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они находятся вмести достаточно долго (работают в одном коллективе).

    В последнем случае необходимо терпение, постоянный поиск компромиссов, примирение с особенностями коллег. Всем ясно, что каждому работнику важен психологический комфорт,

    а работодателю – эффективность работы подчиненных.

    Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо коллектив

    сплотить. Но что для этого необходимо? Как сплотить коллектив?

    На предприятии поможет, например, проведение корпоративного тренинга на сплочение коллектива. Но сейчас существует огромное количество разнообразных методик. Вариант, который освещается в данной статье, – игры на сплочение коллектива:

    Перед началом игр во время тренинга на сплочение коллектива сотрудников важно попросить участников расслабиться и не принимать все, что будет происходить, близко к сердцу. Важно не только добиться сплоченности коллектива, выработки навыков сотрудничества, но и дать людям отдохнуть; получить массу положительных эмоций от общения друг с другом. Не всегда это будет просто. Если возникают проблемы, поговорите о них и попытайтесь помочь решить. Взаимоответственность и поддержка – важные составляющие здоровых отношений в коллективе. Не забывайте от этом, обращайтесь к нам, если хотите приобрести программу тренинга на сплочение коллектива в которую входят не только эти упражнения и игры на сплочение коллектива

    Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Команда!»

    Тренинг на сплочение коллектива «Команда!». Целевая группа: педагоги. Цель: сплочение коллектива и построение эффективного взаимодействия. В тренинге также используются упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости и уверенности в себе.

    Просмотр содержимого документа
    «Тренинг на сплочение педагогического коллектива «Команда!»»

    Тренинг на сплочение коллектива

    Подготовила и провела:

    Богдановка 2015 г.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Цель тренинга: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия

    • Повысить коммуникативные навыки педагогов;

    • Повысить сплоченность коллектива;

    • Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

    • Повысить сплочение коллектива педагогов;

    • Повысить взаимопонимание между педагогами.

    Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

    Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

    Упражнение «Давайте поздороваемся»

    Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по ком­нате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

    1 хлопок — здороваемся за руку;

    2 хлопка — здороваемся плечами;

    3 хлопка — здороваемся спинами

    Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на раз­говоры во время игры.

    Игра-путешествие «Потерпевшие кораблекрушение»

    Цель: исследование процесса принятия решения группой.

    Упражнение выполняется всеми членами группы. Они сидят за одним столом. Каждому члену группы дается инструкция, в которой сообщается, что группа — это одна команда, оставшаяся в живых после какого-либо происшествия. Происшествие описывается в инструк­ции. На отдельном листе дается список предметов, которые остались неповрежденными. Задача каж­дого участника группы самостоятельно классифици­ровать их в соответствии с их значением для выжива­ния.

    «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В ре­зультате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неизвестно из-за поломки основных навигаци­онных приборов. Вы и ваши товарищи успели опустить на воду надувной спасательный плот с веслами и захватить впопыхах 14 предметов, которые остались целыми и не повреж­денными после пожара. В карманах ваших товарищей удалось обнаружить пачку сигарет, несколько ко­робков спичек и несколько денежных купюр.

    Ваша задача — классифицировать 14 нижеперечисленных предметов в со­ответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важ­ного предмета, цифру 2 — у второго по значению и так далее до четырнадцато­го, наименее важного для вас».

    Канистра с водой

    Сетка от москитов

    Одна коробка с ар­мейским рационом


    Карты Тихого океана

    Подушка (плаватель­ное средство)

    Канистра нефтегазо­вой смеси

    Маленький транзистор­ный радиоприемник

    Репеллент, отпугиваю­щий акул

    Шесть кв. метров не­прозрачного пластика

    Одна бутылка рома крепостью 80°

    5 метров нейлоно­вого каната

    Две коробки шоколада

    Вся группа должна принять единое решение.

    Согласно экспертам, основными вещами, необходимыми человеку, потер­певшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для при­влечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасате­лей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спа­сенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые трид­цать шесть часов, а человек может прожить этот период без пищи и воды, поэтому они менее ценны.

    Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, но ука­зывает на значение данного предмета для выживания.

    Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

    Канистра нефтегазовой смеси. Важна, для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена денеж­ным банкнотом и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

    Читайте так же:  Можно ли отказаться от банковской карты на работе

    Пятибаллоновая канистра с водой. Необходима, для утоления жажды.

    Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

    Шесть квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

    Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

    Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

    [2]

    Пять метров нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

    Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством.

    Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

    Одна бутылка рома крепостью 80 . Содержит 80 % алкоголя — достаточно для использования в качестве воз­можного антисептика при любых травмах; в других ситуациях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание

    .Маленький транзисторный радиоприемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

    Карты Тихого океана. Бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важ­нее знать, негде находитесь вы, а где находятся спасатели.

    Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

    — Удалось ли Вам показать свою полезность общему делу?
    — Какие приемы этому сопутствовали?

    Спасателям не удалось обнаружить ваш плот. Но вам посчастливилось доплыть до небольшого острова в Тихом океане. На острове много пищи и благоприятные климатические условия. Но здесь живет племя людоедов. У вас есть одна возможность сохранить жизнь: доказать Совету старейшин племени, что вы много умеете и принесете пользу.

    3. Упражнение “Совместный счет”

    Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой — “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном — с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

    4. Упражнение “Ливень”

    Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

    Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);

    Щелчки пальцев одной руки;

    Щелчки пальцев двух рук;

    Хлопки в ладоши;

    Хлопки по груди;

    Хлопки по одному колену;

    Хлопки по двум коленям;

    Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

    Так постепенно создается шум сильного ливня.

    Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке — дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

    Тренинги на сплочение рабочего коллектива и для эффективного разрешения конфликтов

    Один философ сказал: «. тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их
    признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории. » (Г.Дарендорф)

    Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.

    Задачи:

    • Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
    • Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
    • Овладеть приемами общения в конфликте.
    • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
    • Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

    Ход занятия

    Вступительное слово психолога:

    Дорогие педагоги, я рада вас приветствовать. Сегодня мы обсудим наиболее актуальную для нас тему : «Конфликты и пути их разрешения».

    В последнее время ко мне поступало много запросов от учителей о недопонимании со стороны родителей, особенно это касается классных руководителей как начальной , так и средней школы. Зачастую ваши разногласия, непонимания оборачиваются обидами и стрессами обеих сторон, что приводит к ухудшению общей работоспособности и самочувствия. Сегодня мы попробуем разобраться в понятии: что же такое конфликт? Я научу вас некоторым приемам достойного разрешения конфликтов , а также успешной профилактике конфликтных ситуаций.

    Что же такое конфликт?

    Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

    Конфликты могут быть:

    Конструктивными — способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

    Деструктивными — препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

    А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

    Упражнение «Руки»

    Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

    (По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

    Обсуждение:

    • что вы чувствовали?
    • как вы себя чувствуете?
    • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?
    • Межгрупповые
    • Межличностные
    • Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- «душевные муки»)
    • Между личностью и группой

    Работа по группам

    Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.

    Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

    • Плюсы
    • конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях;
    • дает возможность увидеть скрытые отношения;
    • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
    • пересмотр своих взглядов на привычное;
    • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
    • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
    • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
    • ухудшение качества работы — сложное восстановление деловых отношений;
    • представление о победителях или побежденных как о врагах;
    • временные потери — на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.

    А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов.

    Причины возникновения конфликтов:

    [1]

    Конфликтогены — слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет») — на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

    Формула конфликта:

    конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) — «последняя капля»=конфликт.

    Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:

    Конкуренция — люди стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

    Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд — гуманист, и мелкие пакостники- мыши)

    Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

    Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

    От скуки ( Том и Джерри, Ну, погоди)

    Читайте так же:  Призывают ли в армию с условным сроком

    А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех свой темперамент.

    • Холерик— обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстро «остывает».
    • Флегматик— трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.
    • Меланхолик— долго помнит и переживает обиду.
    • Сангвиник— легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

    А теперь попробуем научиться разрешать конфликт.

    ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:

    1. Соперничество — высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).

    2. Избегание — нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).

    3. Приспособление — отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).

    4. Сотрудничество — высокая активность и выраженное желание сотрудничать.

    ) Способы поведения в конфликте при СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Мы делили апельсин):

    1. Дипломатия — вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.

    2. Компромисс — чистите апельсин и делите поровну.

    3. Воля судьбы. Тянете жребий.

    4 Конструктивный поиск — узнать, кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть, кому -то кожура для цукатов, а третьему — косточки для дерева).

    Упражнение «Другими словами«

    В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: «Ты должен. «, «Это твоя обязанность. «, «С тобой невозможно разговаривать. «, «Ты безответственный человек» и т.п.

    Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

    Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, «Ты должен принести мне книгу». (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

    • «Он должен заботиться обо мне». («Мне хочется, чтобы он заботился обо мне»);
    • «Ты не должна была ходить на ту вечеринку». («Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку»);
    • «Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);
    • «Ты должна была предвидеть возможные трудности». («Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности»); «Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);
    • «Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);
    • «Он — упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);
    • «Он меня унизил». («Мне было неприятно»);
    • «Прекрати меня злить!» («Я начинаю злиться»);
    • «Ты должна мне дать программу, книгу» («Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу»).

    Обсуждение: просто — сложно перефразировать?

    Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

    Как обойти конфликт.

    Ответить улыбкой ( не с сарказмом и иронией)

    Использовать «Я — утверждение» — концентрируем свое внимание на том , что мы чувствуем и способны об этом сказать своему сопернику вместо «Ты — утверждения», которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо » Вы должны принести мне книгу»- » Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу»)

    Способность и умение прощать. — значит, «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.

    Упражнение «Согласие» — выполняется в парах.

    Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п. Это создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Но, тем не менее, есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

    Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что-то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции. Например:

    1. «Ты совсем с ума сошла!» — «Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»;

    2. «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» — «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать»;

    3. «Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!» — «Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника»;

    4. «На нашей работе по-настоящему работаю только я!» — Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу».

    Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем они меняются местами. Раздаются листы с заданиями

    Далее обсуждаем ответы учителей, корректируем их.

    Рефлексия . Учителя заполняют специальные анкеты по рефлексии

    • Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива ?
    • Что бы вы хотели изменить в семинаре-тренинге, если будет такая же тема?
    • С каким настроением Вы покидаете наш семинар?.

    Есть такая притча . Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

    Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

    Тогда за дело взялось солнце. «Смотри, — сказало оно ветру. — Я буду действовать по-иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

    Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

    Мне очень хочется надеяться , что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

    Спасибо за работу, всего хорошего!

    Используемая литература.

    1. Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. «Речь» Санкт-Петербург, 2008.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001.

    Источники


    1. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

    2. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.

    3. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.
    Тренинги на сплочение рабочего коллектива и для эффективного разрешения конфликтов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here