Содержание
Предписания государственных инспекторов труда
Акт проверки трудовой инспекции
Для того чтобы определить, исполняет ли работодатель нормы трудового права, Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд) проводит плановые и внеплановые проверки (ст. 360 Трудового кодекса РФ, далее — ТК).
Целью проверки может быть также:
- контроль за реализацией мер, направленных на ликвидацию обнаруженных нарушений, указанных в предписаниях государственных инспекторов труда;
- осуществление процедур по предупреждению случаев несоблюдения положений ТК.
Итогом проведения вышеуказанных мер является акт проверки трудовой инспекции, который составляется в 2 экземплярах (один — для Роструда, другой — для работодателя) по форме, утв. приказом Минэкономразвития России «О реализации. » от 30.04.2009 № 141.
Акт проверки содержит следующую информацию:
- дату, время и адрес его оформления;
- указание на проверяющий орган — Роструд;
- реквизиты документа, на основании которого осуществляется проверка;
- Ф. И. О. инспекторов труда;
- название работодателя и Ф. И. О. лица, уполномоченного от его имени присутствовать при проверке;
- дату, время начала, длительность и адрес осуществления контролирующих мероприятий;
- данные об итогах проверки;
- данные об ознакомлении представителя работодателя с составленным актом, наличии его подписи на документе и указании сведений о проверке в журнале учета проверок;
- собственноручные подписи инспекторов труда.
ВАЖНО! Работодатель, возражающий против итогов проверки или конкретных действий инспекторов, может написать об этом в акте проверки.
Дополнительно о том, какие еще проверки проводятся в отношении организации и как они оформляются, рассказывается в статье Акт как оформление результатов налоговой проверки.
Предписание государственного инспектора труда
Если в ходе проверки были обнаружены нарушения, вместе с актом проверки составляется предписание государственного инспектора труда.
- необходимость совершения конкретных действий в целях ликвидации выявленных нарушений;
- восстановление прав сотрудников;
- необходимость наказания или отстранения от должности сотрудников, допустивших нарушения, и др.
Дополнительно, если нарушение имеет признаки административного правонарушения, инспектор труда составляет соответствующий протокол.
На осуществление действий, перечисленных в предписании, работодателю дается определенный промежуток времени. По истечении данного срока инспектор труда проводит еще одну, внеплановую проверку, на которой работодатель должен сообщить о выполнении положений предписания.
За неисполнение указанных требований инспектор труда привлекает работодателя и его должностных лиц (далее — ДЛ) к административной ответственности в виде штрафа по ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ:
- на ДЛ — от 30 000 до 50 000 руб. (или в виде дисквалификации на период от 1–3 лет);
- для ИП — от 30 000 до 50 000 руб.;
- для организаций — от 100 000 до 200 000 руб.
Если работодатель не согласен с обнаруженными нарушениями или считает, что предписание было составлено некорректно (например, отсутствует ссылка на норму права, которая была нарушена, и т. д.), он может оспорить данный документ путем подачи жалобы вышестоящему руководителю инспектора, главному инспектору труда или в суд (ст. 361 ТК).
Изменения в проверках трудовой инспекции с 2018 – 2019 года
В 2018 – 2019 году повторяемость плановых проверок (далее — ПП) Роструда напрямую зависит от категории риска, к которой организация отнесена в силу своей деятельности. Критерии и порядок расчета уровня риска организации устанавливаются приложением к постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875.
Так, ПП проводятся:
- в отношении работодателей с высоким уровнем риска — 1 раз в 2 года;
- у работодателей со значительным риском — 1 раз в 3 года;
- в отношении работодателей среднего риска — не более 1 раза в 5 лет;
- для работодателей с умеренным уровнем риска — не более 1 раза в 6 лет.
У работодателей, в отношении которых установлен низкий уровень риска, ПП проводиться не будут.
Перечень организаций, которые будут планово проверяться в 2019 году, утверждается трудовой инспекцией до конца 2018 года и размещается на официальном сайте Роструда.
Кроме того, с 01.01.2018 при осуществлении ПП в отношении работодателя с умеренным уровнем риска трудовые инспекторы применяют в работе проверочные листы (далее — ПЛ), принятые приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. С 01.07.2018 ПЛ используются при проверках всех остальных работодателей.
ПЛ включает следующие сведения:
- вопросы об исполнении положений трудового права;
- ссылку на нормативный акт, регламентирующий императивные положения;
- ответы на вопросы.
ВАЖНО! ПЛ могут использоваться не только трудовыми инспекторами, но и работодателями в целях самопроверки.
Подробнее о ПЛ читайте на нашем сайте:
Таким образом, целью оформления предписания государственных инспекторов труда является понуждение работодателя самостоятельно исправить обнаруженные нарушения, руководствуясь указанными в предписании инструкциями. За неисполнение предписания работодатель и его сотрудники могут быть привлечены к административной ответственности.
Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!
Трудовые проверки проходят по новым правилам: чем это грозит и как действовать?
Трудовая инспекция специализируется на выявлении такого рода нарушений, и теперь результатами проверки могут стать не только штрафы за нарушение трудового законодательства, но и доначисление «зарплатных» налогов.
Напомним, что проверки трудовой инспекцией могут быть плановыми и внеплановыми.
Любая компания может узнать, попала ли она в план проверок, на сайте Генпрокуратуры. Обычно план размещают в декабре текущего года на следующий год, и к такой проверке можно подготовиться.
А вот внеплановая проверка может стать полной неожиданностью. При этом наиболее распространенной причиной внеплановой проверки является жалоба работника.
На что чаще всего жалуются работники?
- Не выплатили заработную плату.
- Незаконно уволили.
При этом нередко с жалобой во все инстанции идет работник, который сам является нарушителем, что для работодателя становится дополнительным отягчающим обстоятельством.
Следует иметь ввиду, что с 03.10.2016 г. выплата заработной платы в размере менее МРОТ является самостоятельным основанием для проведения внеплановой проверки. Соответствующие изменения внесены в абз. 4 ч. 7 ст. 360 ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 № 272-ФЗ.
Кстати, работник может обратиться и в прокуратуру. Тогда внеплановая проверка будет проведена по требованию прокурора (абз. 7 ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При этом инспекция вправе выйти на проверку незамедлительно без дополнительного согласования с органами прокуратуры. Последних достаточно поставить в известность о начале проверки.
Должен ли инспектор предупредить о внеплановой проверке?
В какой форме будет проведена проверка?
Документарная проверка может плавно перерасти в выездную, если инспектор не смог удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных в инспекцию (ч. 4 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).
Отказ работодателя представить документы либо уклонение от их представления приведет к невозможности проверить документы и также послужит основанием для назначения выездной проверки.
Можно ли проигнорировать запрос документов, который пришел по электронной почте?
При документарной проверке срок для представления документов составляет 10 рабочих дней с момента получения требования (ч. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Обратите внимание, запрос документов должен быть мотивированным.
Уклонение от представления документов может быть расценено как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа госконтроля. За это директору грозит штраф от 5 до 10 тыс. руб., а компании от 20 до 50 тыс. руб. Ответственность за повторное нарушение еще жестче:
- для директора — штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года;
- для компании — штраф от 50 до 100 тыс. руб.
Кроме того, как указывалось выше, не получив документы в установленный срок, инспектор вправе навестить работодателя лично на основании распоряжения о проведении выездной проверки. Отсутствие на месте руководителя компании или иного уполномоченного лица, отказ предоставить документы для проведения контроля и нежелание согласовывать с инспектором иные дату и время проверки неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности (см., например, постановление Алтайского краевого суда от 23 июня 2016 г. по делу № 4а-483/2016).
В чем особенность представления документов в рамках выездной проверки?
Если объем документов большой и быстро собрать их затруднительно, необходимо в письменном виде уведомить об этом инспектора и попросить дополнительное время для представления документов.
Какие документы вправе запросить инспектор в связи с жалобой работника?
Так, проверяя жалобу работника на невыплату заработной платы, инспектор вправе запросить в отношении этого работника:
- заявление на оформление трудовых отношений;
- штатное расписание;
- приказ о приеме на работу;
- трудовой договор;
- положение об оплате труда;
- положение о премировании;
- заявление работника на перечисление заработной платы на счет в банке,
- табели учета рабочего времени;
- расчетные листки;
- платежные документы на выплату заработной платы.
А если работник параллельно указывает, что с ним заключен гражданско-правовой договор вместо трудового, то инспектор также потребует сам договор и журнал регистрации договоров гражданско-правового характера. Кроме того, инспектор может попросить представить пояснения относительно причин заключения гражданско-правового договора.
Вместе с тем, документы, не относящиеся к обращению работника, инспектор требовать не вправе (см., например, решение Интинского городского суда Республики Коми от 13.10.2015 по делу № 12–81/2015).
Основными правилами государственного контроля являются недопустимость произвольного проведения мероприятий по контролю и строгое соблюдение процедуры проведения указанных мероприятий (ст. 3 Закона № 294-ФЗ). Запрет требования документов, которые не относятся к предмету проверки, следует из п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона. Несоблюдение указанного правила признается грубым нарушением при проведении проверки, влекущим недействительность ее результатов (п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
Итог проверки, проводимой трудовой инспекцией
Кроме того, теперь в порядке информационного взаимодействия с налоговыми органами трудовая инспекция передаст налоговикам сведения о выявленных нарушениях и копии документов, свидетельствующих о таких нарушениях, например, доказательства необоснованного заключения с работником гражданско-правового договора и произведенных по нему выплат.
Что с этими документами будет делать налоговый орган?
Установив наличие расхождений в документах, налоговый орган потребует представить пояснения в течение 5 дней или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).
О результатах проведенных мероприятий налоговые органы сообщат в трудовую инспекцию.
В свою очередь, если налоговики в рамках проводимых ими проверок выявят нарушения трудового законодательства, они также поделятся информацией с трудовой инспекцией.
Как минимизировать отрицательные последствия проверки трудовой инспекцией?
- Идти на контакт с инспектором, идеально, если получится найти общие интересы – инспектор в первую очередь человек.
- Не вступать в конфликт и тем более не грубить – кому это в принципе может понравиться?
- Постараться максимально отработать запрос – инспектору нужно вынести обоснованное решение по проверке.
- Представить характеристику на работника, особенно в ситуации конфликта, когда работник злоупотребляет – у инспектора должна быть общая картина, в том числе истинная причина обращения работника с жалобой.
Не исключено, что в этом случае дело закончится предупреждением, и дальше трудовой инспекции документы не уйдут.
Защитите себя от налоговых проверок. Онлайн-курс от бывшего сотрудника ОБЭП, а ныне известного налогового консультанта сейчас со скидкой 50 %. Сейчас всего за 2750 руб.
Вы научитесь противостоять давлению налоговиков, грамотно вести себя на допросах и выемке, защищать себя от уголовки и субсидиарки.
Куча практических советов и минимум теории. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат. Успейте купить (у нас еще пять курсов со скидкой).
Внеплановая проверка трудовой инспекции — основания
Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение
Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
- ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
- положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
- закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
- иные нормативные акты.
Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:
Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.
В каких случаях возможна внеплановая проверка
Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:
- Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда».
- Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
- Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.
Другие основания для внеплановой проверки
Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:
- Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
- Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
- Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.
Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.
Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.
Общие положения о проверке по жалобе работника
Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).
В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:
- удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
- провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).
Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.
Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.
Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.
Возможность проверки по анонимному обращению
Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.
В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).
Документарная проверка
Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.
Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:
- Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
- После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
- В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).
Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.
ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.
ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.
Выездная проверка
Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:
- Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
- Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
- Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
- Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
- Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
- Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).
Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.
Сроки проверки
Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.
ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).
Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.
Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).
Реестр внеплановых проверок на 2018 – 2019 год
Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.
Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:
- Номер проверки.
- Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
- Сведения, содержащиеся в акте проверки.
- Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
- Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).
На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.
Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).
Какие внеплановые проверки трудовой инспекции в 2018 – 2019 году были проведены на определенном предприятии, можно узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.
Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!
Какие документы проверяет трудовая инспекция?
Какие документы нужны для предъявления проверяющим из трудовой инспекции: общая информация
Трудинспекция действует на основании норм Трудового кодекса (ст. 354–365 и др.), закона «О защите прав. » от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ), а также подзаконных актов:
- положения о федеральном государственном надзоре. утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — положение № 875);
- административного регламента, утв. приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н (далее — адмрегламент) и др.
Документы для проверяющих из трудовой инспекции должны быть в наличии с учетом норм ТК РФ. В первую очередь это локальные нормативные акты (далее — ЛНА, ст. 8 ТК РФ), трудовые договоры и соглашения (ст. 9 ТК РФ). Более конкретные требования выработаны практикой, зачастую это отражено в нормах ТК РФ и разъяснениях Роструда.
Некоторые выводы о том, какие документы нужны для трудовой инспекции, можно сделать на основании вопросов из чек-листов (обиходное наименование) — проверочных листов, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (далее — приказ № 655). Об этом мы сообщали в материале Роструд утвердил 107 форм проверочных листов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Цель проверки — оценка соответствия деятельности организации или индивидуального предпринимателя (ИП) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Непосредственно проверку проводят трудовые инспекторы государственных инспекций труда.
Проверки проводятся в одной из 2 форм (ст. 11, 12 закона № 294-ФЗ):
- документарной (исследуются документы без выезда);
- выездной (по месту нахождения проверяемого лица).
Документы изучаются не только во время самой проверки, но и задолго до нее. Рассмотрим виды сведений, изучаемых трудинспекцией на разных этапах.
Проверка документов на этапе формирования плана проверок
В зависимости от основания проведения проверки подразделяются (ст. 9, 10 закона № 294-ФЗ):
- на плановые (проводятся на основании годового плана);
- внеплановые (по заявлению, обращению и т. д.).
В плане проверок перечисляются лица, в отношении которых будут проводиться проверочные мероприятия, и сроки проведения проверки.
При его формировании учитываются:
В соответствии с п. 31 адмрегламента анализ начинается в 3 квартале года с изучения:
- материалов предыдущих проверок и их результатов, включая структуру и типологию нарушений трудового законодательства;
- причин задолженности по зарплате;
- сведений о работодателях, задерживающих выплату заработной платы;
- состояния условий, охраны труда и травматизма и др. информации.
Эти сведения используются для реализации риск-ориентированного подхода. Уровень риска, в зависимости от которого устанавливается частота проверок, определяется по формуле, в которой весомая роль принадлежит индивидуальным коэффициентам, определяемым на основании (п. 10 положения № 875):
- отчетности о результатах надзора за 3 предшествующих года;
- сведений о травматизме за 3 года;
- сведений о долгах по зарплате за предыдущий год.
Эти и некоторые другие сведения могут быть получены без направления запроса проверяемому лицу — по документам трудинспекции и других госорганов.
Получение документов по системам межведомственного взаимодействия
Приказом Минтруда РФ от 04.05.2017 № 412н адмрегламент дополнен п. 51(1), предусматривающим получение большого количества документов о работодателях по каналам межведомственного информационного взаимодействия от государственных и муниципальных органов и организаций, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р, при проведении документарных проверок.
- о задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам;
- из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и некоторых др. реестров;
- бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- о среднесписочной численности работников;
- регистрации физлиц по месту жительства и др.
Материалы, которые могут быть получены от других ведомств, запрещается запрашивать у проверяемых лиц. Это вытекает из абз. 28 п. 7 адмрегламента.
ВАЖНО! Проверяемое лицо вправе ознакомиться со всеми полученными по каналам межведомственного взаимодействия материалами на основании п. 7.1 ст. 18 закона № 294-ФЗ, абз. 17 п. 7 адмрегламента.
Пределы проверки документов трудинспекцией: возможности и ограничения
В соответствии с подп. «б» п. 13 положения № 875 инспекторы вправе запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Таким образом, право получать материалы не является неограниченным.
Ограничения этого полномочия можно сгруппировать следующим образом:
- Ограничение по срокам. Право требовать представления каких-либо документов и сведений существует только в рамках проводимой проверки. Запрещается направлять запросы до начала проверки (абз. 29 п. 7 адмрегламента), а также превышать сроки проверки без соблюдения установленной процедуры продления (абз. 26 п. 7 адмрегламента).
- Ограничение по объему, основанное на целях проверки. Должностные лица Роструда не имеют права проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, и требовать представления материалов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к ним, а также не вправе изымать оригиналы (абз. 22, 23 п. 7 адмрегламента).
- Ограничение по предмету (применимо только к плановой проверке).
ВАЖНО! Плановая проверка ограничивается перечнем вопросов, включенных в чек-листы (п. 8 положения № 875).
В соответствии с п. 7 Общих требований…, утв. постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177, формы проверочных листов могут быть использованы для создания сервисов по самопроверке соблюдения обязательных требований.
Документы для плановой или внеплановой проверки трудинспекции
Приказом № 655 утверждены для проверки темы:
- Общие (№ 1–37, 100): проверка порядка приема на работу (список вопросов № 1), содержание трудовых договоров (список № 2) и др. Под параметры проверки по этим темам подпадает большинство работодателей.
- Отраслевые (№ 38–107): охрана труда в ЖКХ (№ 38) и др. Эти списки посвящены в основном вопросам охраны труда по разным видам работ. Исключением является список № 107, содержащий вопросы по гарантиям медработникам. Можно предположить, что список будет дополнен, поскольку по некоторым видам работ и гарантиям имеются явные пробелы. Например, для проверки соблюдения гарантий для работников образования также возможна разработка отдельного чек-листа.
При подготовке к проверке необходимо учитывать, что по каждому из вопросов нужно будет представить документ, подтверждающий выполнение требования. Рассмотрим примеры.
Чек-лист № 1: прием на работу
Если ориентироваться строго по вопросам списка, нужно представить:
- Трудовые договоры (об их содержании и основных требованиях вы узнаете из статьи на сайте Трудовой договор с испытательным сроком по ТК РФ). К этой же категории относится договор с руководителем (см. статью Трудовой договор с генеральным директором (образец)). Информация о том, нужно ли представлять документы о продлении полномочий, отсутствует, однако целесообразно их также подготовить (подробности — в материале Как правильно оформить кадровые документы при продлении полномочий генерального директора).
- ЛНА, предусматривающий прохождение медосмотров (при его наличии), договор с медицинской организацией, журнал учета выдачи направлений и др. документы, подтверждающие прохождение медосмотров (см. подробнее в статье Периодический медосмотр работников предприятия).
- Гражданско-правовые договоры (ГПД).
- Приказы о приеме на работу.
- Листы (журналы) ознакомления с ЛНА (см. статью Лист ознакомления с ЛНА — образец).
Одна из сложнейших тем проверки — зарплата, вопросы ее начисления и выплаты.
Какие документы нужны трудовой инспекции для проверки начисления и выплаты зарплаты (чек-листы № 7, 17)
Для проверки по чек-листу № 7 нужно подготовить:
- ЛНА по системе оплаты труда: положение об оплате труда, положение о премировании и др. (подробности — в статье Какие есть виды зарплаты и формы оплаты труда, Является ли премия составной частью зарплаты?).
- Документы по расчетным листкам: приказ об утверждении, журнал выдачи (см. статью Когда выдается расчетный лист по зарплате?).
- Документы по учету рабочего времени для установления переработок (см. статью Как составить график учета рабочего времени сотрудников?).
- Документы по выплате зарплаты: трудовые договоры, ведомости по начислению зарплаты (расчетную ведомость по ф. Т-51, утв. постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм…» от 05.01.2004 № 1, платежную ведомость по ф. Т-53, расчетно-платежную ведомость по ф. Т-49 и др. подтверждающие документы). Подробнее о подтверждаемых обстоятельствах читайте в статье Порядок выплаты зарплаты по ТК.
- Приказы по удержаниям и приложения к ним (см. статью Какие существуют удержания из зарплаты?).
Кроме того, необходимо представить документы, подтверждающие дополнительные выплаты в пользу работников, причитающиеся по различным основаниям (см. подробнее в статье Надбавки к зарплате – доплаты и компенсации).
Внеплановая проверка
Внеплановая проверка трудинспекции проводится по основаниям, перечисленным в ст. 360 ТК РФ. Перечень оснований закрытый, но может быть расширен (см. на нашем сайте сообщение о законопроекте): жалобы работников, сообщения и др.
Пределы внеплановой проверки законодательством не регламентированы. Ее цель — проверка доводов и фактов, изложенных в поступившем документе. Для выполнения этой задачи проверка может быть проведена в документарной либо выездной форме.
Срок и порядок представления документов по запросу или требованию трудовой инспекции
Порядок и сроки представления документов при документарной проверке регламентированы законом № 294-ФЗ и адмрегламентом:
- В течение 10 рабочих дней после получения запроса проверяемое лицо обязано представить в трудинспекцию запрошенные документы (п. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 52 адмрегламента).
- Запрос должен быть мотивированным (п. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ).
- Документы представляются только в виде копий, заверенных подписью и печатью (при наличии) проверяемого лица (п. 52 адмрегламента).
- При выявлении противоречий у проверяемого лица в таком же порядке запрашиваются объяснения (п. 8 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 53 адмрегламента).
ВАЖНО! Непредставление запрашиваемых материалов в 10-дневный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ и перехода к выездной проверке проверяемого лица.
При выявлении признаков нарушений руководитель трудинспекции вправе назначить выездную проверку в отношении этого же лица (п. 10 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 53 адмрегламента).
При выездной проверке инспектор вправе знакомиться с любыми документами, связанными с целями, задачами и предметом данной проверки (п. 5 ст. 12 закона № 294-ФЗ).
Итак, в настоящее время проверка трудовой инспекции ограничена как во временных пределах, так и по объему. При этом исследуются документы, в которых можно найти ответы на вопросы из чек-листов (в плановом порядке) либо подтверждение фактов или доводов из поступившего обращения (при внеплановой проверке). Перечни таких документов отсутствуют. Документы по запросу трудовой инспекции представляются только в виде заверенных копий.
Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться?
Проверка трудовой инспекции, особенно проводимая на предприятии впервые, может вызвать много вопросов и опасений. Какие документы готовить, что вправе делать инспектора? Об этом расскажем в статье.
Какими бывают трудовые проверки? Основания для проверок ГИТ
Проверочные мероприятия ГИТ бывают плановые и внеплановые. Первые из них носят профилактический характер и не зависят от действий работодателя и третьих лиц.
Ранее предприятия проверялись инспекцией не чаще чем 1 раз в 3 года — по общей норме ч. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Ныне частота планового контроля ГИТ зависит от категории риска, присвоенной работодателю. Так, проверки работодателей с высокой категорией проводятся не чаще 1 раза в 2 года, а с низкой — не проводятся вообще (см. пп. 17–24 Положения о надзоре по труду, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).
Истечение указанных сроков с окончания последнего планового контроля или регистрации предприятия само по себе уже является основанием для новой проверки.
Для внепланового контроля установлены специальные основания (ч. 7 ст. 360 ТК РФ):
1. Истечение срока устранения нарушений, установленного в ранее выданном работодателю предписании.
2. Поступление в инспекцию:
- информации о нарушениях на предприятии, которые повлекли угрозу жизни и здоровью людей, невыплату зарплаты или выплату ее ниже МРОТ;
- информации о не оформленных надлежащим образом трудовых отношениях;
- жалобы на нарушение трудовых прав или заявления о проверке условий охраны труда от сотрудника.
3. Приказ руководителя инспекции, изданный в соответствии с поручением Президента, Правительства или требования прокуратуры.
Плановая проверка ГИТ — что проверяют инспекторы?
Цель плановых проверок любого из контролирующих органов — выяснить, соблюдают ли хозяйствующие субъекты обязательные требования закона в той или иной сфере. Соответственно, предмет планового контроля ГИТ — соблюдение работодателями законодательства о труде и об охране труда.
Также в рамках планового контроля проверяют соответствие обязательным требованиям сведений, указанных в уведомлениях о начале определенных видов деятельности.
Напомним, что о начале деятельности в некоторых сферах должны обязательно уведомляться надзорные органы. Так, Роструд уведомляется о таких видах деятельности, как уход с обеспечением проживания и соцуслуги без обеспечения проживания (п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).
Методические рекомендации (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 №455) выделяют проверки комплексные и тематические (подп. 2.6 п. 2). Первые направлены на проверку соблюдения трудового законодательства в общем (по главным институтам трудового права).
Тематические проверки трудовой инспекции касаются отдельных институтов трудового права, например:
- надлежащее оформление трудовых отношений;
- обучение по охране труда
- своевременность и полнота оплаты труда;
- предоставление компенсаций и гарантий и т. д.
На практике в планах ГИТ в графе «Предмет проверки» указывается стандартная фраза о проверке соблюдения законодательства о труде. Поэтому узнать, что проверит при проверке трудовая инспекция, заранее нельзя.
План проверок Роструда в 2018 году — где взять?
Информация о запланированных проверках Роструда находится в открытом доступе. Так, инспекции в регионах обязаны публиковать план на своих официальных порталах в интернете до 1 декабря года, предшествующего году проверки.
ВАЖНО! Если организацию не включили в план, хотя срок очередной проверки подошел, в течение года этого сделать уже не могут. Исчерпывающий перечень оснований для изменения плана закреплен в п. 41 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент).
План поможет определить предполагаемый месяц проверки, но не ее конкретную дату. О начале плановой проверки инспектора ГИТ обязаны уведомить работодателя минимум за 3 рабочих дня до контрольного мероприятия путем вручения ему распоряжения на проверку (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).
Виды документов, интересующие инспекторов при плановом контроле
Как правило, ГИТ требует при плановых проверках следующий перечень документов:
1. Документы, подтверждающие трудовые отношения:
- трудовые книжки и вкладыши;
- трудовые договоры и дополнительные соглашения.
2. Книга учета движения трудовых книжек.
3. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек.
4. Приказ о возложении обязанности по ведению трудовых книжек.
5. Обязательные локальные нормативные акты:
- правила трудового распорядка;
- положение о защите персональных данных;
- положение, устанавливающее оплату труда, доплаты, надбавки и премии.
7. Обязательные кадровые документы:
- штатное расписание;
- табель учета рабочего времени;
- личные карточки;
- должностные инструкции;
- график отпусков;
- график сменности.
8. Форма расчетного листка.
9. Медицинские книжки.
10. Кадровые распорядительные документы и основания к ним (служебные записки, заявления и т. д.)
11. Журналы регистрации и учета (больничных, трудовых договоров, приказов, несчастных случаев на производстве и т. д.).
12. Инструкции и иные документы по охране труда (состав зависит от направления деятельности предприятия).
13. Документы, относящиеся к оплате труда (зарплатные ведомости, записки-расчеты и т. д.).
14. Журнал учета мероприятий по контролю.
Отметим, что большая часть нарушений связана с отсутствием каких-либо документов по охране труда.
Границы внепланового контроля Роструда
В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).
Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.
Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше. Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:
- сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
- данные о состоянии травматизма на предприятии;
- акты о расследовании несчастных случаев и т. д.
ВАЖНО! На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.
В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.
Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок
Любая проверка ГИТ (как плановая, так и внеплановая) может проводиться в документарной или выездной форме. Форма контроля указывается в плане и распоряжении на ее проведение (по внеплановым проверкам — только в распоряжении).
ВАЖНО! Фактические действия инспекторов должны соответствовать форме проверки. Они не вправе явиться на предприятие, если проверка определена в распоряжении как документарная.
Осуществляемая Рострудом проверка по документам состоит из нескольких этапов:
- Инспекция направляет в адрес предприятия письменный запрос с указанием перечня требуемых документов.
- В течение 10 рабочих дней работодатель исполняет запрос.
- При выявлении в документах ошибок, неточностей, противоречий ГИТ предлагает работодателю предоставить пояснения и дополнительные документы.
- Если выявленные ошибки, неточности и противоречия не устранены, проверка трансформируется в выездную.
Как ответить на запрос трудовой инспекции?
Все документы работодатель предоставляет в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя организации или предпринимателя (либо иного уполномоченного на такие действия доверенностью лица), а также печатью (при наличии).
Трудовая инспекция не вправе требовать:
- оригиналы документов и их нотариально заверенные копии;
- документы, которые она может получить в порядке межведомственного взаимодействия.
В законе нет ограничения в отношении периода, за который ГИТ может потребовать документы. Не указывается проверяемый период деятельности и в распоряжении на проверку. Поэтому запрос может поступить в отношении любых документов, в том числе касающихся уже уволенных работников.
Объективно представить документы не всегда возможно из-за того, что срок их хранения истек и они были уничтожены. В такой ситуации работодателю следует в ответе на запрос пояснить причину отсутствия документов. Напомним, что при уничтожении относящихся к трудовым отношениям документов нужно руководствоваться перечнем, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.
Непредставление документов в срок или представление их в неполном объеме без уважительной причины может повлечь для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
Права инспекторов ГИТ при выездной проверке
Выездные проверки трудовая инспекция проводит по месту нахождения предприятия. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ ее проводят, если по документам оценить соответствие деятельности работодателя закону не представляется возможным.
Мнение о том, что ГИТ всегда обязана начинать только с документарной проверки, ошибочно. Однако если инспектора могли оценить отсутствие или наличие нарушений по документам, выездную проверку можно признать неправомерной через суд. В основном это касается внеплановых проверок по жалобам работников, то есть проверок, имеющих узкий предмет. В ежегодных планах обычно все проверки определены как выездные, оспорить их на этом основании невозможно.
При выездной проверке инспектора вправе (ст. 357 ТК РФ, ст. 12 Конвенция МОТ от 11.07.1947 №81 «Об инспекции труда…»):
- при наличии распоряжения на проверку и служебных удостоверений в любое время беспрепятственно проходить на территорию предприятия и проверять состояние используемых зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т. д.;
- запрашивать для ознакомления документы (причем инспектора вправе просить изготовить для них копии на безвозмездной основе), иную информацию;
- беседовать с сотрудниками предприятия;
- на месте выдавать предписания;
- запрещать использование средств индивидуальной защиты, не соответствующих нормативам;
- расследовать несчастные случаи на производстве и т. д.
Препятствование проверке будет расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться и как?
Подготовка к любой проверке ГИТ заключается:
- в ознакомлении с нормативными актами, регламентирующими проведение проверок, уяснении прав и обязанностей — как своих, так и контролеров;
- определении соответствия деятельности предприятия трудовому законодательству (в том числе в изучении документов на предмет согласованности между собой, наличия ошибок, соответствия их содержания закону);
- оперативном устранении нарушений.
С 2018 года при плановом контроле ГИТ применяет проверочные листы (ч. 11.1–11.5 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Причем проверка должна ограничиваться вопросами чек-листов. Правда, до 01.07.2018 листы применяют только в отношении работодателей с умеренной категорией риска, а после указанной даты — в отношении любых работодателей.
Ответы на проверочные листы могут существенно помочь работодателю при подготовке к проверке, так как:
- листы разработаны по большинству аспектов трудовых отношений;
- контрольные вопросы сформированы исходя из наиболее типичных нарушений;
- ответы на вопросы однозначно позволяют установить, есть ли нарушения.
Любой работодатель может скачать листы на официальном портале Роструда. Но мы рекомендуем воспользоваться расположенным там же сервисом «Электронный инспектор». Ответить на контрольные вопросы из всех разработанных чек-листов можно онлайн, а по завершении сервис дает рекомендации по устранению нарушений. Сервис бесплатный, доступен в любое время, а факт выявления нарушений никаких последствий для работодателя не повлечет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конечно, возможность подготовиться к проверке трудовой инспекции есть не всегда. Ведь о некоторых проверках (например, по жалобам работника) инспектора даже не обязаны предварительно уведомлять работодателя. Рекомендуется держать кадровые документы в порядке и периодически проводить самопроверку с помощью чек-листов.
Источники
ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.
Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!