Содержание
- 1 Путин потребовал пресечь практику формирования контрактов в рамках нацпроектов под «карманные компании»
- 2 ФАС встала на защиту деятельности «автоюристов», связанную с ОСАГО
- 3 ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
- 4 О лицах, имеющих право подать жалобу на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров
- 5 Торги на проектирование и изыскания: разделяй – и работай!
- 6 ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
- 7 Нацпроектам мешает система госзакупок — после 20 лет критики ее могут поменять
- 8 Частные торги выведут из-под контроля ФАС
- 9 ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
- 10 Качество расследований активистов ОНФ по госзакупкам отмечено ФАС России
Путин потребовал пресечь практику формирования контрактов в рамках нацпроектов под «карманные компании»
14.05.2019 06:05, Республика Хакасия , RegionFAS.ru:
Президент РФ Владимир Путин потребовал от Федеральной антимонопольной службы ужесточить контроль за закупками в рамках нацпроектов усилить контроль за закупками в рамках нацпроектов, чтобы в конкурсах побеждали лучшие, а не «свои», пишет РИА Финмаркет.
- Новости Хакасское УФАС России
- Дать свой комментарий
Оставьте Ваше мнение
Прокомментировать новость.
Будьте корректны! Все сообщения модерируются администрацией сайта.
Федеральные округа
Последние новости
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ Руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу Рогожкина Андрея Геннадьевича 14 октября 2019 года, в 14.30 часов читать далее
В Кыштымском городском округе обсудили проблемы и перспективы предпринимательства читать далее
Решение по жалобе 1700-ж читать далее
Уведомление о поступлении жалобы Акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» от 03.10.2019 №1759-Ж читать далее
«Точка кипения» — совещание для предпринимателей и всех заинтересованных лиц читать далее
Пензенское УФАС выдало предупреждение предпринимателю, вводившему в заблуждение о деятельности «Bambini club» читать далее
Информация о результатах рассмотрения обращений граждан, поступивших в Пензенское УФАС России в 3 квартале 2019 года читать далее
Вадим Кабаненко примет участие в выездном заседании Общественной приемной Блока по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии читать далее
ФАС встала на защиту деятельности «автоюристов», связанную с ОСАГО
24.05.2016 18:05, Республика Мордовия , RegionFAS.ru:
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС
) России Андрей Кашеваров считает, что потребители имеют право обращаться за помощью к «автоюристам» при недоплатах страховыми компаниями по ОСАГО. Об этом он сообщил на экспертном совете в ведомстве.
Деятельность так называемых «автоюристов», которые через суд добиваются резкого увеличения выплат страховых компаний, уже привела к сворачиванию страховыми компаниями работы в ряде регионов, после чего автомобилисты столкнулись с недоступностью полисов ОСАГО.
Кашеваров подчеркнул, что не понимает, почему «всеми страховыми компаниями ненавистно движение «автоюристов».
«У каждого гражданина есть право выбирать способ защиты. И если кто-то что-то не доплачивает, надо в первую очередь смотреть на себя с точки зрения выплат, а не обижаться на кого-то, кто защищает права, если они требуют защиты по существу», — сказал замруководителя ФАС
, отметив, что потребитель всегда является слабой стороной, особенно в отношениях с финансовыми организациями.
По мнению Кашеварова, если потребитель жалуется, что страховая компания не в полном объеме выплачивает страховое возмещение, то в этом случае привлечение адвокатов или юристов для защиты прав страхователей «вполне нормальный процесс».
Кроме того, он не разделяет мнение страховых компаний, что деятельность «автоюристов» генерирует им убытки.
.Он добавил, что в этой связи систему страхования необходимо выстроить таким образом, чтобы ОСАГО работало как в интересах потребителей, так и участников этого рынка.
Страховщики, ЦБ и Верховный суд обсудят борьбу с «автоюристами»
Ранее источник на страховом сообщил ТАСС, что представители страховых компаний, Центрального банка и Верховного суда проведут 26 мая встречу для обсуждения проблемы криминальных юристов, специализирующихся на спорах по возмещению ущерба в рамках «автогражданки».
В частности, Российских союз страховщиков (РСА) подготовил план мер по борьбе с деятельностью «автоюристов». По мнению страховщиков, проблема «автоюристов» является основной для рынка обязательного автострахования, поскольку из-за нее компании столкнулись с многомиллиардными убытками.
Так, страховщики просят Верховный суд выпустить ряд разъяснений для судов по наиболее популярным схемам, благодаря которым «автоюристам» удается выигрывать судебные разбирательства и взыскивать судебные выплаты, которые могут в разы превышать размер страховых компенсаций.
Страховщики предлагают при оценке ущерба руководствоваться единой методикой и ценовыми справочниками, разработанными РСА, а также в обязательном порядке предъявлять поврежденное транспортное средство для осмотра.
В письме РСА, направленном Верховному суду, подробно разъясняется схема работы «автоюристов», которые перехватывают потерпевшего после ДТП и на месте аварии заключают с ним договор или же оформляют доверенность. «Автоюристы» на месте выплачивают своему клиенту определенную часть средств, после чего у потерпевшего пропадает интерес обращаться к страховщику ОСАГО напрямую. Однако, по мнению страховщиков, потерпевший получает сумму, как правило, меньше размера ущерба, который могла бы выплатить страховая компания.
Далее страховщику ОСАГО направляется досудебная претензия, а поврежденный автомобиль на осмотр не предоставляется. Таким образом, говорится в письме РСА, страховщик не имеет возможности определить размер ущерба, а штрафы, пени и завышенный размер ущерба идут не в пользу потерпевшего, а в пользу «автоюриста».
При этом если средний размер выплаты по ОСАГО в досудебном порядке в 2011-2015 годах составлял 35 615 рублей, то средний размер выплаты за аналогичный период времени с учетом судебных издержек почти вдвое больше — 62 944 рублей.
ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
В ходе расширенного совещания Федеральной антимонопольной службы глава ведомства Игорь Артемьев обратил внимание коллег на отсутствие слова «конкуренция» в документах национальных проектов. По мнению, руководителя ФАС это создает «серьезную опасность в дорогостоящих и нужных для страны проектах».
Как сообщила пресс-служба ведомства, Игорь Артемьев призвал региональные антимонопольные службы разобраться в нацпроектах и при необходимости внедрить в них конкурентные процедуры.
«Главная цель нацпроектов — улучшение качества жизни граждан, а конкуренция — базовый инструмент достижения этой цели», — отметил глава ФАС в своем выступлении во время совещания в Крыму.
Также Артемьев заявил, что исполнение национальной задачи по развитию конкуренции в стране на 2018-2020 годы идет плохо. По его словам, запланированные на прошлый год мероприятия реализованы на 43%, а те, по которым ответственным исполнителем являлась ФАС, выполнены на 80%.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-75662, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 24 мая 2019 г.
© DeltaNews — независимое интернет-издание, освещающее тематику государственного и муниципального заказа, а также вопросы антимонопольного законодательства в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в других субъектах РФ.
О лицах, имеющих право подать жалобу на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров
02.05.2012 15:05, Челябинская область , RegionFAS.ru:
В январе 2012 года вступили в действие изменения в Закон о защите конкуренции, в том числе о порядке рассмотрения антимонопольными органами жалоб на процедуру торгов, проводимых органами власти и хозяйствующими субъектами (статья 18.1 Закона о защите конкуренции).
При этом, обращаем внимание, что данная статья не регулирует отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов.
Статья 18.1 Закона о защите конкуренции наделяет антимонопольные органы правом приостановить проведение торгов до рассмотрения жалобы по существу, выдать предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что жалоба на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом, права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен исчерпывающий круг лиц, которые вправе подать жалобу на организацию и порядок проведения торгов.
Жалоба подается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов, а если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися, жалоба подается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов.
Однако данное обстоятельство не исключает возможности любого лица обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства при проведении торгов, которое должно быть рассмотрено в порядке, предусмотренном Главой 9 Закона о защите конкуренции. Также антимонопольный орган вправе осуществить проверку законности проведения любых торгов по собственной инициативе.
При этом в соответствии с пунктом 3.11 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденного Приказом ФАС России от 25.12.2007 № 447, заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.
В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.
К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.
Документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий. К заявлению, материалам должна быть приложена опись всех представленных документов и сведений.
Торги на проектирование и изыскания: разделяй – и работай!
По данным с сайта www.zakupki.gov.ru только в четвертом квартале 2014 года в рамках контрактной системы Российской Федерации на проведение проектно-изыскательских работ было размещено 162 лота на общую сумму 1,9 млрд. рублей.
По мнению экспертов Ассоциации «Национальный Союз Изыскателей» объединение инженерных изысканий и проектных работ в один проект приводит к системному нарушению законодательства о конкуренции и ущемлению интересов изыскательских организаций.
Сложилась практика, что в конкурсах на проектно-изыскательские работы могут принимать участие организации, имеющие сразу два допуска СРО — на подготовку проектной документации и на инженерные изыскания. Также, в соответствии с частью 5.2. статьи 48 Градостроительного кодекса РФ возможно заключение договора о подготовке проектной документации с заданием на выполнение инженерных изысканий, в этом случае подрядчик также осуществляет организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
При таком объединении проектных работ и работ по инженерным изысканиям в один лот, предметом контракта будет именно подготовка проектной документации объекта с предварительным проведением инженерных изысканий. Фактически, при сложившейся ситуации, организации, осуществляющие изыскательские работы, полностью исключаются из потенциальных участников конкурса, ведь обладая допуском СРО на проведение инженерных изысканий, они не имеют допуска на проектирование.
Дальнейший анализ торгов, прошедших только в 4 квартале 2014 года, на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации показывает, что объединение двух видов работ в единую закупку приводит к ограничению конкуренции и снижению эффективности при расходовании бюджетных средств.
Анализ показывает, что в конкурсах, где проектные и изыскательские работы были объединены, первоначальная сумма всех контрактов после проведения торгов уменьшилась на 6 %, а среднее количество участников составило 2,4. Количество закупок у единственного поставщика достигло 14,8 % от общего числа закупок.
Напротив, в случаях, когда инженерные изыскания торговались отдельно, совокупное снижение первоначальной суммы контрактов достигло 17,68 % (в три раза больше!), среднее количество участников торгов увеличилось до 5 (в два раза), а количество закупок у единого поставщика снизилось до 7,4 % (в два раза).
Простой анализ реестров организаций, имеющих действующий допуск на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации показывает, что из почти 10 тыс. изыскательских организаций 29% имеют допуск и на проектирование, а из 40 тыс. проектных только 12% — на изыскания.
По мнению экспертов Ассоциации, наличие двух видов допусков у изыскательских организаций зачастую вызвано именно необходимостью участвовать в торгах на осуществление проектно-изыскательских работ. А меньший процент проектных организаций, имеющих допуски на изыскания, говорит о том, что, в большинстве случаев работы по инженерным изысканиям проектные компании отдают на субподряд.
Такая ситуация способствует развитию рынка фиктивных допусков, порождает создание и обеспечивает процветание «коммерческих» саморегулируемых организаций и увеличивает непроизводственные расходы компаний на получение и «поддержание» допусков на оба вида работ.
А когда около 70% организаций в изыскательской отрасли являются типичными представителями микробизнеса с годовой выручкой менее 120 млн. рублей, финансовые затраты на обеспечение допусков на оба вида работ оказываются для них существенным препятствием для участия в торгах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) запрещается совершение любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Этот принцип подтверждает и Закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 которого при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 1 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Частью 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции уточняется, что запрещается ограничение конкуренции путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений».
По мнению Ассоциации «Национальный Союз Изыскателей», объединение изыскательских и проектных работ в один лот нарушает антимонопольное, а также регулирующее закупочную деятельность законодательство (в частности противоречит требованиям ч.1, ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, п.2 ч.1. ст. 3 Закона «О закупках отдельными видами юридических лиц») на следующих основаниях:
1.Выполнение работ по инженерным изысканиям и разработка проектной документации являются самостоятельными видами работ, поскольку различны по своей специфике, методам исполнения, необходимым трудовым и техническим ресурсам; выполняются различными специалистами; по-разному также оформляется и результат работ.
2.Работы, связанные отдельно с изысканиями и отдельно с проектированием представляются на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников размещения заказа, готовых выполнить указанные работы. (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2014 N 05АП-1849/2014 по делу N А59-4580/2013; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2014 N Ф03-2527/2014 по делу N А59-4580/2013). По мнению суда, специалист в области инженерных изысканий не может разработать проектную документацию, аналогично, проектировщик не может выполнить работы по инженерным изысканиям.
3.Как показывает судебная практика,(в том числе и Верховный суд)технологическая и функциональная взаимосвязь проектных работ и работ по инженерным изысканиям не установлена. Отсутствие технологической взаимосвязи подтверждается тем, что при выполнении данных работ используются технологии присущие каждой из данных видов деятельности отдельно, они различны по своей специфике, продукту работ, и не связаны временем исполнения. В соответствии с определением Верховного Суда РФ от 10 ноября 2014 г. N 303-КГ14-3348 необходимость объединения разработки проектной документации с выполнением инженерных изысканий должна быть доказана заказчиком работ (услуг).
Данная позиция нашла свое подтверждение в решениях антимонопольных органов и сложившейся практике арбитражных судов различной инстанции, включая решение ВАС.
Конечно, с технологической и экономической точки зрения разделение закупок на проектно-изыскательские работы в некоторых случаях не является оптимальным решением. Но в подавляющем большинстве случаев, сложившаяся в ходе закупочной деятельности практика приводит к ущемлению изыскательского сегмента строительной отрасли, ограничению доступа изыскателей к объемам работ. Косвенно ведет к необоснованному демпингу, снижению качества изыскательских работ, вымыванию кадров и общей деградации изыскательской отрасли. Это самым плачевным образом отражается на качестве принимаемых градостроительных решений, безопасности при возведении и эксплуатации объектов капитального строительства, включая особо опасные и технологически сложные.
Для справки:
В соответствии с ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии с Перечнем видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утвержденприказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624) для работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации также требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных разными саморегулируемыми организациями. Получению каждого из свидетельств сопутствует соблюдение различных требований и условий, что также требует наличие разных ресурсов (трудовых, производственных, технологических и др.).
Пресс-служба Ассоциации «Национальный союз изыскателей»
ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
Федеральная антимонопольная служба решила вести борьбу с незаконным срывом госзакупок.
По данным экспертов, за прошлый год половина поступивших жалоб оказалась правомерной. А за истёкший период текущего года выявили только треть обоснованных претензий.
За подобное решили наказывать самым эффективным способом — рублём. Сумма штрафа конкретно не называется, но эксперты отмечают, что её следует привязать к сумме контракта, который будет сорван. Проблема стоит настолько остро, что премьер-министр РФ дал поручение ФАС и Генпрокуратуре подготовить предложения для исправления ситуации вплоть до введения уголовной ответственности.
Нацпроектам мешает система госзакупок — после 20 лет критики ее могут поменять
Видео (кликните для воспроизведения). |
8 мая под председательством Владимира Путина состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. В его рамках была проведена «инвентаризация» нацпроектов, обсуждались продвижения вперед и очевидные сбои.
Владимир Путин особо отметил, что важно обеспечить равные возможности и справедливые условия участия в реализации нацпроектов – в этом основа их эффективности, а одна из системных задач – сформировать в России мощный дополнительный спрос на отечественную промышленную и высокотехнологичную продукцию, дать российским предприятиям уникальную возможность закрепиться на внутреннем рынке, нарастить объем и качество выпускаемой техники и начать в конечном итоге экспорт.
А для этого необходимо действовать в конкурентной среде. Однако, как фиксируют различные контролирующие органы, на практике появляются искусственные барьеры.
К примеру, технические задания по некоторым видам машин и оборудования искусственно «рисуются» под конкретного производителя, зачастую зарубежного. При этом другие компании «задвигаются» на периферию, не имея шансов выиграть конкурсы в таких условиях, а подчас из-за прописанных условий конкурсов даже не могут в них участвовать. Естественно, побеждают в этом случае не лучшие, а «свои», с далеко неоптимальными предложениями и с высоким риском срыва заказов.
Президент подчеркнул, что все поручения по локализации и диверсификации закупок машин и оборудования в рамках нацпроектов уже есть. При этом он попросил Федеральную антимонопольную службу России усилить контроль за такими закупками и регулярно предоставлять информацию по этой теме.
О продвижении продукции отечественного производства в своем докладе рассказал заместитель Председателя Правительства РФ Юрий Борисов.
В рамках реализации национальных проектов в 2019‒2024 гг. из предусмотренных 25,7 трлн руб. на закупку техники и оборудования отведено 6,2 трлн руб., причем в текущем году планируется законтрактовать 1,7 трлн руб. И уже сейчас ведется предметная отработка перечней российской техники, технологий и оборудования, необходимых для каждого из национальных проектов.
Кроме того, применительно к продукции ОПК в рамках 44‑ФЗ уже сформированы отраслевые перечни продукции с указанием их кодов, по которым устанавливаются ограничения на закупки импортных аналогов либо предоставляются преференции. Минпромторгом подготовлены и в конце апреля внесены соответствующие нормативные акты Правительства, которые в настоящее время готовятся к выпуску. До 20 мая аналогичная работа должна быть завершена по всем позициям, производимым отечественной промышленностью.
Однако, учитывая, что средства на реализацию нацпроектов в 2019 г. уже в основном доведены до субъектов, и некоторые торги уже объявлены, даже в случае выпуска вышеупомянутых актов не все потенциальные позиции достанутся отечественным производителям.
Причем, как отметил Юрий Борисов, само администрирование преференций через перечни под соответствующие нормы 44‑ФЗ ‒ процесс весьма трудоемкий, и все нацпроекты могут быть уже раскассированы на торгах в регионах, а отечественная промышленность останется в стороне.
Кроме того, есть опасения, что используемые инструменты могут не сработать. Как показывает практика, многие организаторы торгов ищут любые лазейки для того, чтобы конкурс прошел в пользу нужного поставщика, а в результате потенциал отечественной промышленности остается нереализованным.
Поэтому предлагается ввести изменения в 44‑ФЗ, устанавливающие дополнительные ограничения на закупку иностранной продукции в случае, если есть отечественные аналоги. И этот вопрос находится в стадии проработки. Параллельно предлагается в рамках действующих механизмов ввести в типовую конкурсную документацию и контракты по расторговке нацпроектов нормы, позволяющие исключить закупку импорта при наличии отечественного аналога.
По мнению заместителя Председателя Правительства, мониторинг, анализ и оценку расторговки техники и оборудования для нацпроектов необходимо осуществлять в системе госзакупок путем маркирования каждой отдельной закупки специальным признаком «продукция отечественного производства», и такая статистика должна быть доступна всем заинтересованным пользователям.
Также предлагается задействовать правительственную комиссию по импортозамещению и ее подкомиссии для арбитража в решении спорных вопросов, связанных с закупками оборудования для национальных проектов, с правом отмены результата торгов.
Причем под понятием «отечественный аналог продукции» должно подразумеваться, что производимая российскими предприятиями продукция как минимум не хуже по своим функциональным характеристикам, чем импортная. И в случае, если на этапе вхождения в рынок ее цена будет выше, то государство в ряде случаев компенсирует ценовую разницу без ущерба конечному потребителю.
Юрий Борисов подчеркнул, что все страны поддерживают своих производителей, поэтому опасения, что рынок наводнится некачественной и дорогой продукцией, беспочвенны. Национальные проекты ‒ это шанс и возможность для отечественной промышленности, и другого такого случая может уже не представиться.
В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к системе государственных закупок расширяется. В перечень крупнейших заказчиков, обязанных осуществлять закупки у субъектов МСП, включены более 1500 заказчиков. А объемы закупок у субъектов МСП установлены в качестве ключевых показателей эффективности для организаций с госучастием.
Кроме того, для поддержки начинающих и действующих предпринимателей развивается информационный ресурс «Бизнес‑навигатор МСП». Он позволяет выбрать вид бизнеса, подобрать помещение, рассчитать примерный бизнес‑план и получить информацию одоступных мерах поддержки.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Михаил Евраев:
«ФАС поддерживает развитие мер, направленных на стимулирование и поддержку отечественного производства, в том числе при проведении государственных закупок.
В настоящее время Законом о контрактной системе предусмотрено три механизма, позволяющих в приоритетном порядке закупать отечественную продукцию: запрет и ограничения на допуск иностранных товаров, а также преференции для товаров из стран Евразийского экономического союза.
При этом один из этих механизмов устанавливается в зависимости от того, насколько развит рынок отечественного производства различных видов товаров. Таким образом, говорить о запрете на закупку иностранной продукции можно только с учетом данных анализа по конкретному товарному рынку, который включает в себя информацию о количестве участников рынка, объемах производства отечественной продукции, оценку способности российских производителей покрыть потребности заказчиков, а также ценовой анализ отечественной продукции и ее зарубежных аналогов».
Иоланта Вольф
Этот материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.
Частные торги выведут из-под контроля ФАС
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) больше не собирается вмешиваться в торги в коммерческом секторе. До сих пор под антимонопольный контроль попадали все без исключения конкурсы и аукционы — от закупки канцтоваров частными фирмами до продажи ценных бумаг.
ФАС решила уточнить сферы применения закона «О защите конкуренции» к торгам частных компаний, следует из подготовленного ведомством проекта поправок в этот нормативный акт. На данный момент антимонопольные требования распространяются на все торги и запросы котировок, включая тендеры, проводимые коммерческими структурами для собственных нужд. ФАС же предлагает контролировать только обязательные торги, то есть проводимые органами власти, а также — если это предусмотрено законом — предприятиями с госучастием, субъектами естественных монополий и так далее.
— Таким образом, 5 млн индивидуальных предпринимателей и сотни тысяч малых и средних предприятий будут избавлены от необходимости проводить торги по сложной и достаточно обременительной процедуре, кроме случаев, предусмотренных законом, — прокомментировали «Известиям» в ФАС.
То, что под действие антимонопольного закона пока подпадают все без исключения торги, создает «угрозу тотального контроля за торгами, проводимые предприятиями малого и среднего бизнеса», признают в ФАС. Но хотя теоретически антимонопольщики могут контролировать конкурсы и аукционы частных компаний, на практике этим правом они не пользуются, настаивают в ведомстве Игоря Артемьева.
Частный сектор, опасаясь проблем с ФАС, массово отказывается от конкурсных процедур при закупках, уверяют в своих материалах эксперты Национальной ассоциации институтов закупок. Это, в свою очередь, приводит к росту цен на закупаемые сырье, материалы и оборудование, росту издержек и потере конкурентоспособности. О том же говорят опрошенные «Известиями» организаторы торгов.
Сейчас, рассказывает старший юрист Art de Lex Ярослав Кулик, основная масса примеров применения закона «О защите конкуренции» к частным торгам касается действий управляющих компаний при проведении торгов на капитальный ремонт домов, в том числе тех, которые проводятся за счет средств Фонда содействия развитию ЖКХ. Между тем на эти торги закон о размещении заказов не распространяется и их правила устанавливают органы госвласти субъектов и местного самоуправления. Даже заключение договоров по результатам таких торгов для управляющих компаний не обязательно, так как работы финансируются частично за счет средств собственников квартир.
В прошлом году, приводит пример Ярослав Кулик, комиссия Управления ФАС по Владимирской области заподозрила, что местные фирмы «Управляющая компания» и «Строитель-С» договорились о фиктивном конкурсе на ремонт крыши многоквартирного дома. Несмотря на то что формальной обязанности выбирать подрядчика именно через конкурс у «Управляющей компании» как у коммерческой структуры не было, антимонопольщики признали фирмы нарушителями на основании закона «О защите конкуренции». «Управляющая компания» и «Строитель-С» пытались оспорить решение ведомства в суде, но Владимирский арбитраж поддержал УФАС.
— Предлагаемая поправка в закон «О защите конкуренции» будет крайне полезна частному бизнесу, который в результате его реализации может справедливо рассчитывать на снижения административного регулирования предпринимательской деятельности: не будет риска использования полномочий ФАС как инструмента решения споров между конкурентами, компании смогут оптимизировать затраты при закупках или продать активы по максимальной цене, не боясь при этом установить ограничения к участникам, что будет способствовать развитию конкурентных торговых практик в частном бизнесе, — уверен Ярослав Кулик.
По мнению Светланы Тарнопольской из Коллегии адвокатов «Юков и Партнеры», гарантий, что внесение поправок в антимонопольное законодательство повысит интерес частного бизнеса к проведению торгов, нет.
— Далеко не очевидно, что именно нормы «Закона о защите конкуренции» — главный сдерживающий фактор для развития рассматриваемого института. В числе других можно назвать как недостаток правового регулирования процесса проведения таких торгов (зарегулирована только сфера обязательных торгов), так и отсутствие традиции использования торгов (в первую очередь аукционов) как инструмента гражданского оборота.
Впрочем, в российской практике были примеры корпоративных торгов на достаточно крупные суммы. В конце 2011 года, например, структуры Николая Егорова и Сослана Хоребова выставили на аукцион 47,65% уставного капитала (63,5% голосующих акций) Мурманского морского торгового порта и в конечном итоге продали пакет за 7,65 млрд рублей.
Публичное обсуждение предложенных ФАС поправок уже завершилось. Если законопроект будет принят, он может вступить в силу уже в IV квартале текущего года.
ФАС встал на защиту торгов для нацпроектов
Президент Владимир Путин предложил субъектам РФ заранее готовить закупки, необходимые для реализации нацпроектов, чтобы запускать их проведение сразу по мере поступления средств из федерального бюджета.
«Понятно, из каких источников будет идти финансирование (нацпроектов — ИФ). Деньги на них есть, вопрос только в сроках, процедурах получения», — сказал В.Путин в ходе встречи с Советом законодателей в Санкт-Петербурге.
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, необходимость ускорения процесса проведения регионами закупок в рамках нацпроектов связана с тем, что к настоящему времени субъекты РФ получили только около 22% средств, предусмотренных в текущем году на реализацию нацпроектов. Регионы, в свою очередь, использовали только около 5% от этой суммы.
При этом В.Володин отметил, что позднее доведение бюджетных средств (на реализацию нацпроектов) до регионов приводит к тому, что соответствующие закупки запускаются в мае-июле, а конкретные работы еще позже. То есть проекты приходится реализовывать в сжатые сроки, что сказывается на качестве работ.
Как сообщалось, на 1 апреля общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный сводной бюджетной росписью по национальным проектам, составляет в 2019 году — 1 трлн 720 млрд рублей, в 2020 году — 1 трлн 876 млрд рублей, в 2021 году — 2 трлн 101 млрд рублей.
Ранее Госдума направляла в правительство РФ обращение, в котором рекомендовала проработать вопрос изменения нормативной базы в части финансирования национальных проектов в следующем бюджетном цикле (в части отказа от межбюджетных трансферов, как не эффективных при реализации нацпроектов).
«По мнению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящее время необходимо формирование принципиально нового подхода к правоприменению федеральных и региональных законодательных норм», — говорилось в обращении.
Правительство обозначило сроки, в которые получатели средств федерального бюджета принимают бюджетные обязательства в рамках нацпроектов и плана расширения инфраструктуры.
Министерство здравоохранения РФ в сентябре опубликовало новую формулу расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при закупках лекарств.
Комиссия отклонила заявку участника конкурса из-за несоответствия требованиям документации.
Закон о контрактной системе в области госзакупок (ФЗ №44), по которому в том числе определяются подрядчики для строительства объектов плана развития Комсомольска-на-Амуре, нуждается в корректировке.
Министерство финансов РФ разъяснило нюансы предоставления обеспечения гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.
С 1 октября разрешены закупки лекарственных средств по цене единиц товаров и максимальному значению цены контракта.
Правительство утвердило постановление, по которому оплачивать договоры, заключенные с субъектами малого и среднего предпринимательства, придется быстрее.
Проект Минздрава позволит привести типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.
Минфин разработал проект федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Качество расследований активистов ОНФ по госзакупкам отмечено ФАС России
На сессиях юбилейного XV Всероссийского форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» большое внимание уделялось общественному контролю в сфере государственных закупок. Представители ФАС России отметили эффективное взаимодействие с активистами Народного фронта.
Сопредседателю регионального штаба ОНФ в Самарской области, активисту проекта ОНФ «За честные закупки» Вадиму Нуждину первый заместитель руководителя ФАС России – статс-секретарь Андрей Цариковский вручил медаль Федеральной антимонопольной службы «За защиту конкуренции» за значительный вклад в обеспечение свободы конкуренции и активную работу по выявлению антиконкурентных соглашений.
Цариковский отметил конструктивное взаимодействие активистов Народного фронта и Федеральной антимонопольной службы: «Вы наши ближайшие союзники. Мы много с вами работаем. Большое количество картелей было разоблачено благодаря вашей работе. Уже даже не скажешь старое слово «сигнал». Вы проводите фактически предварительное расследование. Мы получаем материалы, по которым просто должны официально доделать вашу работу. Это всегда великолепный результат. Мне хотелось бы отметить, что мы вошли в новую стадию: если раньше мы просто проводили некую работу, штрафовали, то сейчас уже по тем делам, которые мы начинали вместе с вами, возбуждены первые уголовные дела. Это важный показатель. Это громадное направление работы».
Заместитель руководителя ФАС России попросил активистов проекта ОНФ «За честные закупки» подключится к мониторингу реализации 12 национальных проектов: «Мне очень бы хотелось обратить ваше внимание: сейчас приняты новые национальные проекты. Уже началось их финансирование, и, как всегда, вокруг какого-то хорошего дела может возникнуть большое количество жуликов», – заявил Цариковский.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев отметил, что ряд крупнейших картельных дел возбужден по сигналам активистов ОНФ – это десятки миллионов, миллиарды рублей. «Та же Самарская область. Дело об антиконкурентном соглашении в сфере закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий. На днях ОАО «НОВОФАРМ» оплатило штраф в размере 5,3 миллиона рублей в полном объеме в предусмотренный законодательством срок. Ранее штраф в размере более 85 миллионов рублей, назначенный второму участнику картеля – ООО «ФАРМ-СКД», также был оплачен. Участники оплатили штраф, который оспаривали, судились. Общая сумма штрафа превысила 90 миллионов рублей. Это нормальные антимонопольные штрафы, которые исчисляются десятками миллионов рублей», – рассказал Тенишев.
Видео (кликните для воспроизведения). |
«С каждым годом качество расследований наших активистов растет. Мы регулярно проводим обучение – уже два потока общественных контролеров прошли программу выявления сговоров на торгах от ФАС России, в новую «Серую книгу II . Картели» включили раздел об антиконкурентных соглашениях, их классификации и способах выявления. Итогом совместной работы стали четыре карты картелей, 350 миллиардов рублей составила сумма закупок с признаками картельных сговоров, выявленная активистами, и 72 антимонопольных дела. И эта работа будет продолжена», – отметил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.
Источники
Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!