Содержание
- 1 Социально-психологический климат в коллективе
- 2 Направления и методы формирования социально-психологического климата в коллективе
- 3 Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
- 4 Как сформировать благоприятную атмосферу в коллективе?
- 5 формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе статья (3 класс) на тему
Социально-психологический климат в коллективе
В трудовом коллективе отношения между его членами обусловлены двумя факторами: производственной деятельностью (это формальные отношения) и межличностными отношениями (неформальные). Состояние неформальных межличностных отношений в трудовом коллективе называют социально-психологическим климатом, который характеризуется прочностью внутренних связей между членами коллектива.
Социально-психологический климат коллектива (СПК) всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого ее участника, индивида и, несомненно, зависит от общего состояния окружающих его людей. А атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, будничной или праздничной.
Социально-психологический климат — это преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу.
Социально-психологический климат — это общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения. СПК является одним из наиболее важных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности человека.
Социально-психологический климат может быть положительным (здоровым и благоприятным) и отрицательным (неблагоприятным).
Положительный СПК способствует улучшению экономических показателей деятельности коллектива: росту производительности труда, повышению удовлетворенности трудом членов коллектива, его сплоченности.
При отрицательном СПК начинают ухудшаться экономические результаты и, в конечном итоге, происходит распад коллектива.
Одним из наиболее очевидных проявлений благоприятного СПК, способствующего продуктивности совместной деятельности людей, являются внимание, расположение, симпатия человека к человеку, а также настроение духовного подъема, жизнерадостности, которые опираются на ясные цели, увлекательные задачи совместной деятельности, обстановка взаимной ответственности и требовательности людей друг к другу.
Таким образом, положительные черты СПК — преобладание и устойчивость атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения к человеку, дух товарищества, сочетающиеся с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, требовательностью к другим и к себе.
Значительное влияние на СПК оказывает профессиональная и психологическая совместимость членов коллектива. Игнорирование или недооценка фактора совместимости при формировании отделов и подразделений коллектива может привести к конфликту и даже развалу коллектива. Совместимость работников проявляется в их способности согласовывать свои действия в различных видах деятельности.
Психологическая совместимость — это наиболее благоприятное сочетание свойств у членов группы, которое обеспечивает успех общего дела и личное удовлетворение от работы. Для достижения совместимости надо, чтобы люди по одним важным характеристикам были сходны между собой, а по другим — дополняли друг друга.
Положительный СПК — важнейшее условие развития творческой инициативы трудящихся. Хорошие отношения в коллективе могут даже компенсировать малопривлекательный, неинтересный труд. Для повышения производительности труда и удовлетворения людей жизнью руководитель должен заботиться о социально-психологическом климате коллектива.
При изучении СПК важно выявить преобладающие настроения. Ничто так не способно мешать делу, как постоянное отсутствие настроения для работы, что сильнее снижает производительность труда, чем даже отсутствие механизации. Если в коллективе преобладают неприязнь, вражда, непонимание, то в нем идут бесконечные и бесполезные споры, проявляющиеся в стремлении сводить счеты. Чтобы понять причины раздоров, следует выявить наиболее агрессивных людей. На них необходимо сосредоточить воспитательное воздействие.
Для изучения психологического климата в коллективе и его оценки применяют несколько методов. Один из них — анкетирование.
Трудовой коллектив представляет собой, как уже говорилось ранее, специфическое социально-психологическое образование, характеризующееся межличностными отношениями, которые проявляются в виде групповой активности. Эти межличностные отношения опосредованы целями и задачами, стоящими перед подразделением.
Совокупность индивидуальных ценностных ориентации составляет ценностно-ориентационное единство коллектива (Цое).
Если коллектив обладает Цое, то профессиональные межличностные отношения членов коллектива упорядочены. Люди, вовлеченные в процесс решения групповых задач, все свои внутренние проблемы ставят на второй план, в ходе активной работы почти не остается времени и места для личных переживаний.
Чтобы успешно управлять межличностными отношениями трудового коллектива, необходимо знать уровень его Цое.
Определяют этот уровень по методике Вайсмана, суть которой в следующем: членам коллектива предъявляется набор качеств личности. Каждый должен выбрать из перечня качеств пять таких, которые считает наиболее ценными для успешной совместной деятельности. При этом в опросник включают качества, которые учитывают профессиональную направленность изучаемого коллектива.
Уровень Цое (в процентах) определяется по формуле:
n — максимальное предпочтение качеств;
m — минимальное предпочтение качеств;
N — общее число выборов.
Низкий уровень Цое служит показателем несогласованности мнений и является настораживающим, так как это значит, что в межличностном общении коллектива имеются какие-то сбои. А если, несмотря на предпринимаемые усилия по активизации совместной деятельности работников в решении стоящих перед подразделением задач, улучшения в межличностных отношениях не наступает, то есть основания предполагать, что в коллективе развились негативные тенденции на уровне неформальных групп.
В зависимости от уровня сплоченности различают трудовые коллективы:
Для сплоченного коллектива характерны стабильность его состава, поддержание между членами коллектива дружеских контактов в рабочее и нерабочее время, высокий уровень трудовой дисциплины и общественной активности и как результат этого — высокие производственные показатели. Возникает чувство «мы — группа».
Для расчлененного коллектива характерно наличие нескольких социально-психологических групп, недружелюбно относящихся друг к другу, большой разброс в показателях дисциплинированности и общественной активности работников.
В разобщенном коллективе доминируют функциональные отношения, социально-психологические контакты не развиты, высока текучесть кадров, часты конфликты.
Создание хорошего психологического климата в коллективе является необходимым условием эффективной совместной деятельности работников.
Эффективная совместная деятельность персонала предполагает сработанность, совместимость и нормальный характер межличностных отношений.
Достижение этих условий определяется тремя группами факторов.
Первая группа включает факторы-условия деятельности и взаимодействия. К этим факторам обычно относятся специфика и сложность задачи (решаемой группой или персоналом), время совместной деятельности, количество работников (составляющих группу или персонал), взаимозависимость работников (при этом различается первичная взаимосвязанность, заданная извне, и вторичная взаимосвязанность, обусловленная возникшими отношениями), функциональная структура группы (первичная, заданная извне, и вторичная, возникшая в результате взаимодействия), а также степень изолированности и автономности рабочих групп.
Вторая группа факторов определяется степенью подобия партнеров (или их разнородностью) и степенью однородности (разнородности) группы по мотивации.
При этом степень подобия партнеров рассматривается обычно в двух аспектах:
а) по личностным характеристикам, в том числе ценностным ориентациям;
б) по мнениям, оценкам, установкам.
И, наконец, третью группу факторов составляют индивидуальные психологические особенности каждого работника: характер, темперамент, половозрастные особенности, степень выраженности мотивации и ее направленность, внешняя (заданная извне) или внутренняя мотивация.
Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Направления и методы формирования социально-психологического климата в коллективе
Социально-психологический климат коллектива стабильно определяется характерной для общественного труда работников атмосферой эмоционального состояния каждого сотрудника и воздействует на взаимоотношение коллективного состояния его работников. Атмосфера коллектива открывается с помощью характера психического настроения сотрудников. Она может быть созерцательной или действующей, пессимистической или жизнерадостной, анархичной или целеустремленной .
Вырабатывание оптимального социально-психологического климата вызывает, в особенности от руководителей и психологов, постижения психологии сотрудников, их эмоционального настроя, душевных волнений, взаимоотношений друг с другом. Для этого нужно располагать сведениями о случайности его создания и реализовывать деятельность управления учитывая факторы, которые влияют на социально-психологический климат коллектива.
Целостность трудового коллектива действует вместе с социально-психологическим климатом. Она дает характеристику общественному лицу коллектива, его производственного потенциала.
Качество социально-психологического климата у работников определяет связь руководителя к обществу в целостности, к своей компании и к каждому работнику раздельно.
Ключевые направления в труде начальника, которые создаются для вырабатывания благоприятного социально-психологического климата:
- — улучшение условий труда;
- — мониторинг;
- — мотивация (стимулирование);
- — организация профессионального роста;
- — система психологической разгрузки.
Улучшение условий труда
Главным методом создания социально-психологического климата в предоставленном направлении может быть проведение специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Проведение специальной оценки условий труда основывается на ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда».
Обстоятельства, в которых совершается реакция членов трудовой группы, воздействуют на успех их корпоративного дела, на удовлетворенность течением и итогами работы. В том числе, к ним причисляют санитарно-гигиенические условия, в каких функционируют работники: влажность, температурный режим, просторность помещения, освещенность, наличие удобного рабочего места и т.д. Именно специальная оценка условий труда и помогает выявить, в каких условиях осуществляется деятельность работников. Если в ходе проведений измерений, было обнаружено, что в производственной сфере сотрудников существуют вредные факторы, то эксперты по проведению специальной оценки составляют перечень рекомендаций по устранению выявленных вредных факторов. Благодаря этому, руководитель несет ответственность за реализацию данного перечня, что в последствие приводит к улучшению социально — психологического климата.
Исследование социально-психологического климата в коллективе работников является ожидаемым для начальника. Мониторинг социально-психологического климата заказывается руководителем психологу компании. Даже если отсутствуют особые показания (например, случаи регулярного срыва служебной дисциплины, затянувшиеся конфликты внутри группы, значительная кадровая ротация в организации), руководитель может употреблять данный диагностический инструментарий для приобретения психологически важной информации о ходе внутри общественной группы, а также для приобретения оборотного взаимоотношения об итогах реализовывавшихся управленческих влияний .
Более верный образ социально-психологического климата можно приобрести при употреблении комплекса социально-психологических методов изучения, таких как: анкетирование, тестирование, опроса, экспертного оценивания наблюдения и др. Предпочтение методов изучения, а также подбор конкретных методик диагностики обусловливается целями и задачами мониторинга социально-психологического климата.
Приобретенная информация исследуется только психологом. Комплексный анализ по целому набору методик и после употребления разнообразных методов изучения разрешает обнаружить детерминанты раскрытых социально-психологических явлений, специфики общественного статуса работников в группе и прочую информацию, значительную для практики управления официальным коллективом.
Итоги изучения приводятся начальнику специальным отчетом (справки), в котором содержится не только обобщенная и психологически важная информация, но также и установленные советы руководителю по созданию благоприятного социально-психологического климата организации.
Аналогичные итоги мониторинга разрешают установить, как именно улучшить социально-психологический климат. Предоставленная оптимизация исполняется на базе задействования разнообразных социально-психологических методов, разрешающих последовательно воздействовать на его качественное состояние. Данные методы классифицируются двумя группами :
а) непринужденно применяемые начальником:
целостность совместных целей сотрудников и характера их должностной деятельности;
результативный стиль управления компанией;
способ организации профессиональной подготовки работников;
морально-этическое отношение внутри коллектива.
б) опосредованно применяемые начальником сквозь автономное осуществление их другими работниками:
психологическая совместимость сотрудников;
культура общения внутри компании;
наличие профессионально-психологической взаимовыручки работников;
позитивные обычаи в трудовой жизни сотрудников.
Одно из основных направлений в работе начальника по управлению развитием социально-психологического климата в коллективе — система стимулирования и мотивации сотрудников. Методов реализовать это достаточно много. Мотивирование поведения организовано на вознаграждениях трех видов: косвенных экономических, прямых экономических, и неденежных.
Система психологической разгрузки
Для совершенствования связей между сотрудниками и социальнопсихологического климата, как метода освобождения от психологических барьеров, которые препятствуют общению, начальниками обширно применяется метод ролевых игр. Один из вариантов — психодрамма. Разыгрываются сцены, в которых подчиненный играет роль своего начальника, и наоборот. Из двух конфликтующих партнеров по работе каждый выступает сначала в образе себя, а затем в роли своего противника, высказывая от лица партнера его скрытые чувства и таким образом «вживаясь» в образ своего «врага», чтобы лучше понять, что должно способствовать разрешению конфликта. Остальные присутствующие при ролевой игре являются «зрителями». Задача зрителей: активно обсуждая действия участников или даже разыгрывая сцену, помочь разрешить конфликт или проблему. Ролевые игры неразрывно связаны с дискуссией. Дискуссии, вербальные контакты, встречи, обсуждения, специально организованные собрания — наиболее оптимальные способы по выявлению проблемы. При их организации руководствуются следующими принципами:
- * обсуждение проводится в демократической атмосфере, с обязательной обратной связью, когда выслушивается каждый и опрашиваются все присутствующие, при условии позитивного восприятия каждого мнения ведущим собрание руководителем и всеми участниками;
- * поступающие предложения и мнения делают доступными всеобщему обозрению, вывешивая их на стенах на листах бумаги.
Данные направления в труде начальника направлены на предотвращение психологического барьера при общении между сотрудниками, что приводит к улучшению социально — психологического климата.
Руководитель оказывает влияние практически на все факторы, определяющие социально — психологический климат. От него зависят подбор кадров, поощрение и наказание членов коллектива, продвижение их по службе, организация труда работников. Многое зависит от его стиля руководства.
Существуют несколько стилей руководства трудовым коллективом :
- · Авторитарный (директивный) стиль;
- · Демократический стиль;
- · Либеральный (попустительский) стиль.
В отличие от авторитарного, демократический стиль руководства дает возможность почувствовать подчиненным свою причастность к решению производственных задач, проявить инициативу. Организации, в которых доминирует демократический стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе целей организации. Свои отношения с подчиненными он строит на уважении к личности работника и на доверии, не боясь делегировать часть своих полномочий. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства и обычно оказывают своему начальнику посильную помощь. Все это сплачивает коллектив. Руководитель-демократ старается создать внутри рабочих групп нормальный социально-психологический климат, основанный на доверии, доброжелательности и взаимопомощи.
Такой стиль руководства способствует повышению производительности труда, дает простор творчеству людей, повышает их удовлетворенность трудом и своим положением. Его применение снижает прогулы, травмы, текучесть, создает более высокий моральный настрой, улучшает взаимоотношения в коллективе и отношение подчиненных к руководителю.
И, наконец, либеральный, или попустительский стиль руководства. Он выражается в том, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для работы (обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает), определяет ее правила и задает границы решения, сам же при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
Однако такой стиль зачастую имеет своим следствием низкую продуктивность и качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к формированию неблагоприятного социально-психологического климата. Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих коллективах.
Известно, что в коллективах с демократическим стилем управления легче переносится воздействие тяжелых и опасных факторов условий труда, ниже текучесть кадров.
Как показывают исследования по изучению социально-психологического климата в литературе по психологии, при плохом социально-психологическом климате в организации эффективность труда падает на 15-40 %, при хорошем же — повышается на 10-20 %. Неблагоприятный морально-психологический климат резко отрицательно влияет на уровень заболеваемости сотрудников вследствие развития у них хронических стрессовых реакций.
Работа по улучшению организации условий деятельности сотрудников должна обязательно предусматривать оптимизацию взаимоотношений в коллективе. Для этого требуется целенаправленная и психологически грамотная работа руководителя по созданию в коллективе атмосферы сотрудничества, доверия и взаимопомощи, осознанная корректировка собственного стиля руководства.
Подводя итог данному параграфу, хотелось бы отметить, что главными направлениями в работе руководителя, созданные для формирования социально-психологического климата, могут стать:
- — улучшение условий труда;
- — мониторинг;
- — мотивация (стимулирование);
- — организация профессионального роста;
- — система психологической разгрузки.
адекватный целям и решаемым задачам организации стиль руководства.
В следующем параграфе охарактеризованы методы изучения социально-психологического климата в коллективе.
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Светлана Федулова
Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»
Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Данный тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
— формирование благоприятного психологического климата;
— нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
— развитие умения работать в команде;
— осознание каждым участником своей роли, функции в группе;
— повысить коммуникативные навыки педагогов;
— повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Оборудование: листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши или восковые мелки; спокойная музыка для релаксации; тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников.
Ход тренинга
I. Организационный этап
Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу радость встречи.
II. Мотивационный этап
Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся) .
Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива — это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.
III Практический этап
1. Упражнение «Чего мы ждем от тренинга? Чего опасаемся»
Цель упражнения: эмоциональный настрой на работу.
2. Упражнение «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.
1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?
2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?
3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?
3. Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.
Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Поменяйтесь местами те, у кого
старшие группы»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет» и т. д.
Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.
4. Упражнение «Будь внимательным»
Цель упражнения: развитие внимательности участников друг к другу.
Психолог: «При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза. А теперь поднимите руку, у кого сосед со светлыми волосами? Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед, в ушах которого две дырочки? Поднимите руку. Откройте глаза и проверьте себя».
Цель упражнения: повысить тонус группы и сплотить участников.
Психолог: «В этой игре мы все постараемся повысить друг другу настроение.
Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.
6. Упражнение «Комплимент»
Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.
Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.
Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты!
Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.
— Тома, ты такой отзывчивый человек!
— Да, это так! А еще, я добрая!
-А у тебя Света, такие красивые глаза!
Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?
7. Упражнение «Повадырь»
Цель упражнения: учиться доверять партнеру; «слышать» друг друга.
Участники тренинга разбиваются на пары. Одному участнику завязываются глаза, второй должен с помощью команд и подсказок помочь своему партнеру преодолеть препятствия. Затем игроки меняются ролями.
1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
2. Сложно ли было доверять партнеру?
8. Упражнение «Хорошее настроение»
Цель упражнения: выражение настроения
Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.
Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.
1. Что понравилось вам в данном упражнении?
2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?
9. Упражнение «Чему я научилась»
Цель: рефлексия (обратная связь)
Задание: дописать неоконченные предложения
— Я была удивлена тем, что….
— Я была разочарована тем, что… .
— Самым важным для меня было… .
Обсуждение по кругу
10. Ритуал прощания
Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.
Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.
Участники тренинга прощаются.
Проект в дошкольном учреждении «Как сформировать благоприятный психологический климат в коллективе» Формирование благоприятного психологического климата, как условие эффективного управления дошкольным образовательным учреждением Успешное.
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Я — педагог!» Подготовила: старший воспитатель Панюкова А. И. Цель: Создание благоприятных.
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!» Чтобы освоить культуру педагогического общения и быть готовым передать способность к продуктивному общению с воспитанниками, педагогу важно.
Создание благоприятного психологического климата в группе раннего возраста «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый,чья программа ребенку не интересна». И. Сеченов Одним из важнейших направлений.
Тренинг для адаптации новых педагогов в коллективе «Будем знакомы» Тренинг для педагогов «Будем знакомы» Цель: помощь новым педагогам в адаптации к коллективу педагогов Участники: педагогический коллектив.
Эколого-психологический тренинг Эколого-психологический тренинг В последнее время многие ученые приходят к выводу, что экологический кризис — кризис мировоззренческий.
Эколого-психологический тренинг Что такое эколого-психологический тренинг? Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи: Формирование,.
Консультация «Значимость психологического климата в семье» Значимость психологического климата в семье Как воспитать ребенка доброжелательным по отношению к близким, к окружающим? Как научить быть.
Как сформировать благоприятную атмосферу в коллективе?
Что такое климат в коллективе?
Все мы помним из уроков по географии, что климат — это режим погоды, характерный для определённой местности. Получается, что в основе этого термина лежит метафора погоды. Когда погода плохая, пасмурно и идёт дождь, у нас часто портится настроение и ничего не хочется делать. И наоборот, в солнечную и тёплую погоду мы заряжаемся позитивом и энергией. В организации точно так же.
Социально-психологический климат в коллективе — это комплексный, интегрированный показатель, характеризующий эмоциональную составляющую взаимоотношений, складывающихся в группе.
Человек в своей жизни постоянно находится в обществе ему подобных. Сначала детский сад, потом школа, колледж, университет, а затем большую часть жизни мы проводим на работе, поэтому нам так важно, чтобы она приносила удовольствие и радость, а не раздражение. Главным фактором для такой работы благоприятный социально-психологический климат.
Что он в себя включает?
Социально-психологический климат заключает в себе:
- удовлетворённость работой;
- групповая совместимость и сработанность;
- сплочённость коллектива;
- характер коммуникации;
- стиль руководства;
- характер выполняемой деятельности.
Для выявления уровня этих показателей, проводятся интервью, анкетирование и социометрические исследования. Пример последних — на изображении ниже.
Что влияет на обстановку в коллективе?
Всё, начиная с освещения и оборудования рабочего места до методов управления. Даже самые, казалось бы, незначительные перемены могут вывести вашу организацию на новый уровень, не только помочь сохранить ваших текущих сотрудников, но и привлечь новых.
Говорить о благоприятном климате в коллективе можно тогда, когда сотрудники получают от работы положительный заряд эмоций, когда они чувствуют, что за отличную работу их ждёт вознаграждение.
Признаки благоприятной рабочей среды:
- каждый сотрудник знает цели организации и свою часть работы по их достижению;
- руководитель отдела определяет цели структурного подразделения совместно с сотрудниками, а не единолично;
- мнение и пожелания сотрудников учитывают при проектировании офисов и рабочих мест;
- бизнес-процессы организации оптимизированы и продуманы;
- направление информационных потоков движется не только сверху вниз, но и снизу вверх и по горизонтали;
- у каждого сотрудника есть доступ к информации, необходимой ему для решения рабочих задач;
- сотрудники выполняют свою работу с энтузиазмом и увлечённо рассказывают о ней;
- руководство реализует проекты по развитию сотрудников;
- руководитель понимает, какую работу кому поручить —кому-то нужна интересная работа «с вызовом», а кому-то — спокойная и постоянная трудовая деятельность;
- руководитель прислушивается к мнению подчинённых, сотрудники не боятся высказывать разные точки зрения при обсуждении рабочих проблем;
- в организации отлажена система адаптации для новичков, в ходе которой они проникаются целями организации и начинают испытывать ответственность за их достижение.
Какова роль руководителя в создании оптимального климата в коллективе?
Роль руководителя в формировании благоприятного социально-психологического климата является решающей. Если руководитель предъявляет завышенные требования, часто наказывает и редко поощряет сотрудников, не прислушивается к мнению подчинённых и ведёт себя по принципу «начальник всегда прав», то тем самым он создаёт нездоровую обстановку на работе.
Когда нет взаимного уважения и доверия в коллективе, возникают коммуникативные барьеры, конфликты, появляется желание покинуть организацию и, как следствие, происходит снижение производительности и качества труда.
А какова роль сотрудников?
Сами сотрудники также влияют на социально-психологический климат в коллективе. Для формирования дружелюбной обстановки на работе важно быть общительным и вежливым, ответственным и дисциплинированным.
Важно понимать, что обстановка на работе влияет также и на личную эффективность сотрудника. Неблагоприятный климат в коллективе может косвенно сказаться на вашей зарплате и карьерном росте. Поэтому, создавая конфликтную ситуацию или пуская на самотёк уже существующую, в первую очередь, вы вредите себе. Формирование комфортного социально-психологического климата в организации – это задача всего коллектива.
Подводя итог, ещё раз отметим, что социально-психологический климат — это комплексное явление. И для благоприятной атмосферы на работе важны все факторы — характер выполняемой деятельности, удовлетворённость работой, групповая совместимость и сработанность, сплочённость, характер коммуникации и стиль руководства.
Прокачать свои управленческие навыки, которые помогут в формировании комфортного социально-психологического климата в коллективе, научиться предотвращать конфликты и превратить разрозненных сотрудников в команду вы сможете на онлайн-марафоне «Как управлять хаосом?»
формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе
статья (3 класс) на тему
в статье рассказывается о важности благоприятного климата в школьном коллективе. приводятся примеры игр по сплочению коллектива
Вложение | Размер |
---|
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель начальных классов
Волкова Валентина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что способствует созданию благоприятного социально — психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? .
Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.(Из опыта работы).
В данной статье рассмотрены: характеристики благоприятного и неблагоприятного социально- психологического климата в классном коллективе; факторы, влияющие на его состояние и способы формирования.
Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.
Оценка психологического климата в классном коллективе.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического.
Источники
Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!