Содержание
- 1 Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
- 2 Глава III. Государственная экспертиза условий труда
- 3 Госэкспертиза условий труда (Ковалев Д.)
- 4 Государственная экспертиза условий труда
- 5 Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется
- 6 Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется
- 7 Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется
- 8 Государственная экспертиза условий труда
- 9 Государственная экспертиза условий труда
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 216.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 216.1 ТК РФ
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
абзац четвертый утратил силу с 1 января 2014 г.;
Информация об изменениях:
фактических условий труда работников.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Глава III. Государственная экспертиза условий труда
Нумерация глав приводится в соответствии с источником
Глава III. Государственная экспертиза условий труда
Результаты СОУТ влияют на объем предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
В целях защиты прав работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, осуществляется экспертиза качества СОУТ, порядок проведения которой утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 N 549н.
Необходимость проведения экспертизы может быть вызвана как требованием законодательства, так и наличием конфликтной ситуации.
Например, это может быть как несогласие работодателя с действиями организации, проводящей СОУТ, так и несогласие работника с действиями комиссии по проведению СОУТ. При этом необходимо учитывать, что экспертиза осуществляется за плату, как для работника, так и для работодателя.
Нормативный правовой акт, устанавливающий размер платы за проведение экспертизы качества СОУТ на территории края — постановление Правительства Красноярского края от 28.07.2015 N 403-п «Об установлении размера платы за проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда».
Проведение государственной экспертизы условий труда на территории Красноярского края осуществляется агентством труда и занятости населения края (далее — Агентство).
Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ осуществляется на основании обращений органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов, определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков.
В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах), при этом размер платы за проведение экспертизы качества СОУТ для него будет существенно ниже, чем для других заявителей.
Оценить качество проведения СОУТ можно бесплатно по определению судебного органа и контрольной (надзорной) деятельности по жалобам физических и юридических лиц.
Если в судебном иске или жалобе будут приведены факты, свидетельствующие о нарушении порядка проведения СОУТ, судебный орган или Государственная инспекция труда в Красноярском крае инициирует проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ. В данном случае ни работодатель, ни работник не несут затраты на проведение экспертизы.
По результатам государственной экспертизы условий труда государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется заключение государственной экспертизы условий труда, которое утверждается руководителем экспертизы.
Заключение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества СОУТ содержит вывод о качестве проведения специальной оценки условий труда, при этом во всех случаях выявления нарушений, допущенных при проведении СОУТ, в заключении приводится описание выявленных нарушений с обязательным указанием наименования и реквизитов нарушаемого нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда.
Не позднее трех рабочих дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы условий труда один экземпляр заключения выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Копии заключения государственной экспертизы условий труда направляются работодателю (в случае, если работодатель не является заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.
Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, то работник может требовать от работодателя восстановление порядка и объемов ранее предоставляемых гарантий и компенсаций (если по результатам СОУТ объем гарантий и компенсаций был снижен) за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а работодатель — требовать компенсации затрат от организации, проводившей специальную оценку условий труда, в судебном порядке.
Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий. Разногласия по вопросам проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения СОУТ рассматриваются Минтрудом России бесплатно.
> к МР N 1. Приказ об организации работ по проведению специальной оценки условий труда |
Содержание Методические рекомендации Министерства здравоохранения Красноярского края, Красноярской территориальной (краевой) организации. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Госэкспертиза условий труда (Ковалев Д.)
Дата размещения статьи: 03.05.2015
В конце октября 2014 г. Минюст зарегистрировал Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. N 549н «Об утверждении порядка проведения государственной экспертизы условий труда». С какой целью проводятся данные мероприятия? Кто может быть их инициатором? Сколько времени они занимают? Чем для работодателя они могут закончиться? На эти и другие вопросы мы и постараемся дать ответ в данной статье.
Понятие «государственная экспертиза условий труда» раскрыто в ст. 209 Трудового кодекса (далее — ТК). В соответствии с данной нормой под таковой понимается оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Органы, осуществляющие госэкспертизу условий труда, цели и основания ее осуществления, а также права и обязанности лиц, которые ее проводят, регламентированы в ст. 216.1 ТК.
В первую очередь разберемся с полномочиями. В соответствии со ст. 216.1 ТК госэкспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Таким уполномоченным лицом является Минтруд (п. 5.2.14 Положения о Минтруде России, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610).
Обратите внимание! Государственная экспертиза труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда (ТК).
Во исполнение указанных полномочий Минтруд России Приказом еще от 12 августа 2014 г. N 549н утвердил Порядок проведения государственной экспертизы условий труда (далее — Порядок). В то же время документ прошел регистрацию в Минюсте только 31 октября 2014 г., и лишь 14 ноября 2014 г. состоялось его официальное опубликование на страницах «Российской газеты». То есть «заработал» он, можно сказать, только-только. Отметим, что данный Порядок разработан Минтрудом как во исполнение требований ст. 216.1 ТК, так и для целей реализации положений ч. 1 ст. 24 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Данной нормой определено, что в установленном ТК порядке проводится и экспертиза качества специальной оценки условий труда. Ну а теперь перейдем к деталям.
Общие положения
Обратите внимание! Если заявителем является сотрудник, то госэкспертиза проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.
Документальная сторона
Порядок заполнения заявления о проведении госэкспертизы условий труда и перечень документов, которые к нему должны быть приложены, разнится в зависимости как от категории заявителя, так и от цели проведения данного мероприятия. Подробные инструкции на каждый случай изложены в разд. II Порядка. Отметим, что, к примеру, у работника может не оказаться в наличии определенных документов. В этом случае они могут быть запрошены органом госэкспертизы непосредственно у работодателя. Тот, в свою очередь, в течение 10 дней должен как-то на этот запрос отреагировать — представить требуемые документы или сообщить о невозможности это сделать. Отдельная информация органом госэкспертизы может быть получена и посредством межведомственного обмена.
Заявление может быть подано лично на бумажном носителе, отправлено по почте с уведомлением о вручении либо с использованием электронной подписи по «электронке», в том числе через портал госуслуг. В любом случае оно должно быть зарегистрировано в органе госэкспертизы условий труда. И только затем оно будет пущено в работу.
Этапы госэкспертизы
Государственная экспертиза условий труда
Специальная оценка условий труда
Необходимость и важность проведения специальной оценки условий труда в организации уже ни для кого не секрет. Однако не следует забывать и о качестве проведенной спецоценки. Обеспечить надлежащее качество и объективность результатов проведенной специальной оценки условий труда в организации поможет государственная экспертиза условий труда (статья 216.1 ТК РФ).
Что такое экспертиза качества условий труда
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден «>Приказом Министерства труда и социального развития № 549 от 12.08.2014 г. Основной идеей экспертизы качества условий труда является последовательный анализ результатов проведенной спецоценки. Государственный эксперт обязан убедиться, что спецоценка была проведена в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» и с требованиями «Методики проведения специальной оценки условий труда», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н.
Основными объектами анализа являются:
Кто инициирует проведение экспертизы условий труда
В случае несогласия работники, профсоюзы, иные уполномоченные работниками представительные органы или работодатель, страховщики могут подать заявление о проведении государственной экспертизы условий труда в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Необходимо отметить, что проведение данной экспертизы платное и осуществляется за счет заявителя.
Также государственная экспертиза условий труда может быть проведена по инициативе органов исполнительной власти, территориальных органов Роструда, судебных органов. В данном случае экспертиза будет проводиться бесплатно.
Результаты государственной экспертизы условий труда
По итогам проведения государственной экспертизы условий труда составляется заключение государственной экспертизы:
положительное | в случае соответствия спецоценки всем государственным нормативным требованиям |
отрицательное | в случае несоответствия с указанием выявленных нарушений и несоответствий |
Заключение выдается заявителю не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения. Копии заключения направляются работодателю (в случае, если работодатель не являлся заявителем) и организации, проводившей специальную оценку условий труда.
Несогласие с результатами государственной экспертизы условий труда
Стоит отметить, что есть вероятность несогласия заявителя с результатами государственной экспертизы. В этом случае заявитель вправе подать в Министерство труда и социальной защиты РФ заявление о рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда. Если заявление удовлетворяет всем необходимым требованиям, то оформляется заключение о рассмотрении разногласий и назначается повторная экспертиза качества спецоценки, в этом случае уже на бесплатной основе. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2014 г. № 652н.
В заключение данной темы хочется обратить внимание всех работодателей, готовящихся проводить спецоценку в своей организации, на то, что во избежание некачественно проведенной специальной оценки у себя на предприятии необходимо очень ответственно подходить к выбору организации, проводящей спецоценку. Данные организации должны быть обязательно включены в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а также соответствовать всем требованиям Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013.
Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется
качества проведения аттестации рабочих мест по УТ;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными УТ;
фактических УТ работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная Э. УТ осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС РФ.
Согласно ст. 215 ТК РФ строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий запрещаются без заключений государственной Э. УТ о соответствии проектов требованиям ОТ.
Постановлением Минтруда России от 2 июля 2001 г. № 53 утверждены Методические рекомендации по проведению государственной экспертизы условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности. В данном документе приведены: примерный перечень вопросов, рассматриваемых при проведении государственной Э. УТ; основные требования ОТ в законах и иных нормативных правовых актах.
При экспертизе качества аттестации рабочих мест по УТ проводится оценка соответствия фактического состояния УТ на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса, по степени травмобезопасности средств производства, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств. Задачи и процедуры аттестации рабочих мест по УТ определены Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которое утверждено постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12. Заключение государственной Э. УТ субъекта РФ о качестве проведения аттестации рабочих мест по УТ обязательно при подаче заявки на проведение сертификации работ по ОТ в организациях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях».
Методические указания Минтруда России от 22 ноября 1996 г. по проведению экспертизы на соответствие проектов строительства требованиям УТ устанавливают общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов по УТ на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений на территории РФ. Обеспечение требований ОТ в проектной документации регламентировано СНиП 12.03—2001 «Безопасность труда в строительстве», СП 11-101—95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», СНиП 11-01—95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».
Лица ответственные за государственную Э. УТ имеют право:
в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными актами РФ.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС . Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова . 2007 .
Смотреть что такое «ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА» в других словарях:
Государственная экспертиза условий труда — (англ. offitial examination of conditions of labour) по законодательству РФ об охране труда экспертиза условий труда, осуществляемая Всероссийской гос … Энциклопедия права
Государственная экспертиза условий труда — (англ. offitial examination of conditions of labour) по законодательству РФ об охране труда экспертиза условий труда, осуществляемая Всероссийской государственной экспертизой условий труда и гос ными экспертизами условий труда субъектов РФ в… … Большой юридический словарь
НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА — комплексная оценка независимыми от государственных органов специалистами (экспертами) состояния УТ на рабочих местах в организации. В соответствии со ст. 370 ТК РФ право проведения Н. э. у. т. предоставлено профсоюзным инспекторам труда,… … Российская энциклопедия по охране труда
Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 ФЗ (ред. от 03.12.2012) … Официальная терминология
Государственная экспертиза условий труда — оценка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля в сфере труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда соответствия объекта экспертизы государственным … Большой юридический словарь
Экспертиза — (лат. responsa, от responsio ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в… … Энциклопедия права
Экспертиза — (лат. responsa, от responsio ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в… … Большой юридический словарь
ЭКСПЕРТИЗА — ЭКСПЕРТИЗА. П онятие об Э. и ее применение. Э. в широком смысле слова называется исследование какого либо предмета или факта при помощи лиц, обладающих специальными познаниями в данной науке, искусстве или ремесле. Э. может применяться по самым… … Большая медицинская энциклопедия
ЭКСПЕРТИЗА СВЯЗИ ЗАБОЛЕВАНИЯ С ПРОФЕССИЕЙ — вид медицинской экспертизы, включающий установление причинно следственных связей между особенностями формирования, течения, характера патологического процесса, степени его выраженности и конкретными неблагоприятными производственными факторами на … Российская энциклопедия по охране труда
Экспертиза врачебно-трудовая — I Экспертиза врачебно трудовая (ВТЭ) вид врачебного освидетельствования, заключающегося в определении состояния трудоспособности человека, степени, сроков и причин ее утраты. При проведении ВТЭ определяется размер возмещения предприятием,… … Медицинская энциклопедия
Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется
Государственная экспертиза условий труда — (англ. offitial examination of conditions of labour) по законодательству РФ об охране труда экспертиза условий труда, осуществляемая Всероссийской гос … Энциклопедия права
Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 ФЗ (ред. от 03.12.2012) … Официальная терминология
Государственная экспертиза условий труда — (англ. offitial examination of conditions of labour) по законодательству РФ об охране труда экспертиза условий труда, осуществляемая Всероссийской государственной экспертизой условий труда и гос ными экспертизами условий труда субъектов РФ в… … Большой юридический словарь
ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА — комплексная оценка специалистами (экспертами) факторов производственной среды (физических, химических, биологических, тяжести труда и напряженности труда) по показателям факторов, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в… … Российская энциклопедия по охране труда
Экспертиза — (лат. responsa, от responsio ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в… … Энциклопедия права
Экспертиза — (лат. responsa, от responsio ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в… … Большой юридический словарь
Видео (кликните для воспроизведения). |
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Правила По Охране Труда — нормативный акт, устанавливающий государственные нормативные требования по охране труда, обязательные для исполнения всеми организациями независимо от формы собственности при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов … Словарь бизнес-терминов
ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА — нормативный акт, устанавливающий государственные нормативные требования по охране труда, обязательные для исполнения всеми организациями независимо от формы собственности при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов … Энциклопедия трудового права
НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть третья — (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия
Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется
Государственная экспертиза условий труда — (англ. offitial examination of conditions of labour) по законодательству РФ об охране труда экспертиза условий труда, осуществляемая Всероссийской гос … Энциклопедия права
Государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. Источник: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197 ФЗ (ред. от 03.12.2012) … Официальная терминология
Государственная экспертиза условий труда — оценка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля в сфере труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда соответствия объекта экспертизы государственным … Большой юридический словарь
ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА — комплексная оценка специалистами (экспертами) факторов производственной среды (физических, химических, биологических, тяжести труда и напряженности труда) по показателям факторов, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в… … Российская энциклопедия по охране труда
Экспертиза — (лат. responsa, от responsio ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в… … Энциклопедия права
Экспертиза — (лат. responsa, от responsio ответ; англ. expert examination, expertise; фр. expertise) изучение специалистом (экспертом) или группой специалистов вопросов, правильное решение которых требует профессиональных исследований и специальных знаний в… … Большой юридический словарь
Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… … Энциклопедия инвестора
Правила По Охране Труда — нормативный акт, устанавливающий государственные нормативные требования по охране труда, обязательные для исполнения всеми организациями независимо от формы собственности при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов … Словарь бизнес-терминов
ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА — нормативный акт, устанавливающий государственные нормативные требования по охране труда, обязательные для исполнения всеми организациями независимо от формы собственности при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов … Энциклопедия трудового права
НПА:Трудовой кодекс Российской Федерации:Часть третья — (в редакции, действующей по состоянию на 25.11.2013) Трудовой кодекс Российской Федерации ГАРАНТ … Бухгалтерская энциклопедия
Государственная экспертиза условий труда
Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным.
Исходя их основных положений и норм российской законодательной базы, каждый гражданин нашей страны имеет право на защиту интересов в трудовой сфере. Условия выполнения трудовых обязанностей должны быть нормальными и адекватными, и не ставить под угрозу жизнь или здоровье человека.
Однако зачастую работодатели идут на существенные нарушения, и потому российская правовая база внедрила экспертную оценку условий труда, главной задачей которой является проверка работодателя и соблюдение им всех законодательных предписаний.
Что такое госэкспертиза условий труда
Такое понятие, как государственная экспертиза условий труда появилось в российской правовой системе относительно недавно. По сути, она представляет собой оценку конкретного объекта проверки (организации, предприятия и т.д.) всем законодательным требованиям, которые государство предъявляет к организации труда.
Проведение государственной экспертизы условий труда можно назвать важной процедурой, способной помочь улучшить взаимоотношения между работодателем и наемным персоналом, а также создать условия, при которых осуществление трудовой деятельности любого человека не будет нести ему никакого вреда.
Особенное значение государственная оценка состояния условия труда занимает в тех отраслях, которые традиционно относят к вредным и опасным. Здесь важнейшей задачей будет сохранение нормальной трудовой обстановки, которая бы не сказывалась негативно на здоровье и жизни работающего человека. Поэтому государственная экспертиза условий труда осуществляется регулярно, чтобы предотвратить любые сложности, которые могут возникнуть из-за игнорирования законодательных норм российской правовой системы со стороны работодателей.
Органы, осуществляющие экспертизу условий труда
Государственный контроль в сфере трудовых взаимоотношений является специальной формой оценки условий труда, и регламентируется при помощи соответствующего законодательного акта, который определяет, в пределах каких специальных норм будет осуществлена проверка, и какие органы государственного контроля будут ответственны за выполнение подобной специальной оценки.
По сути, государственная экспертиза условий труда – это комплексные мероприятия по анализу и оценке качества проведения установленной нормы осуществления трудовой деятельности.
Особое значение данная процедура получила в тех сферах, которые могут негативно повлиять на здоровье или жизнь сотрудника, и где необходимо в обязательном порядке придерживаться норм и правил, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на человека.
Согласно положениям ч.1 ст.216.1 ТК Российской Федерации, госпроверка соответствия качества условий труда специальной норме законодательной системы Российской Федерации осуществляется следующими инстанциями:
- федеральная инспекция труда, что занимается контролем и наблюдением за условиями трудовой деятельности по всей стране, создает и внедряет новые проекты и нормативы, которые призваны помочь защитить человека от возникновения любых сложностей, связанных с выполнением им трудовой деятельности;
- исполнительная ветвь власти в регионах, которая занимается контролем за соблюдением установленных законом нормальных условий труда на территории конкретных российских субъектов юрисдикции.
Стоит отметить, что контроль за соблюдением нормальных условий труда ограничен во времени. Согласно предписаниям, указанным в ст.216.1 ТК РФ, граничный срок проведения государственной экспертизы труда не может быть более 30 дней с момента регистрации в органах власти оснований для проведения масштабной проверки (п.18 Порядка проведения экспертизы). Тем не менее, законодатель предусматривает, что данный срок можно продлить, но не более чем на 60 дней. К тому же, срок проведения государственной экспертизы труда продлевается лишь при наличии уважительных причин.
Цели государственной экспертизы условий труда
Учитывая тот факт, что с каждым годом возникают сложности, связанные с соблюдением установленных по закону правил организации трудовой деятельности, на государство были возложены функции своеобразного контролирующего органа, главной задачей которого является проведение такой процедуры, как государственная экспертиза условий труда и контроль за четким исполнением всех норм и положений российской правовой системы, затрагивающей данную сферу.
Согласно ст.216 ТК Российской Федерации, контроль за исполнением работодателями всех предписаний государственного характера, которые позволят максимально эффективно защитить права и интересы наемного персонала, возлагается на органы исполнительной власти в регионах, и на федеральную инспекцию труда.
Среди основных целей государственного контроля в данной сфере можно выделить:
- повышение качественного уровня проведения аттестации рабочих мест по текущим условиям труда;
- отслеживание государственных нормативов относительно предоставления работникам разнообразных компенсационных выплат за осуществление трудовой деятельности в опасных и вредных условиях работы;
- оценка условий трудовой деятельности работников, и прогнозирование потенциальных негативных проявлений, которые могут возникнуть из-за игнорирования работодателем норм права, и работниками – установленного комплекса правил безопасности при выполнении того или иного вида работ;
- соответствие строительных, производственных и прочих инновационных проектов всем требованиям нормативной охраны труда и ее компонентам.
Основания проведения экспертизы
Процедура проведения специальной оценки условий труда имеет свои определенные особенности. Порядок проведения государственной экспертизы условий труда на законодательном уровне регламентируется при помощи принятых и утвержденных Правил, которые разъясняют, каким именно образом может быть проведена данная процедура, и какие основания необходимы для ее инициации.
Как отмечено в ст.216.1 ТК Российской Федерации, инициировать проведение государственной проверки и написать соответствующе заявление могут как сами сотрудники, так и работодатели.
Кроме того, известны случаи в российской практике оценки специальной нормы условий труда, когда инициаторами процесса выступали государственные органы контроля, а также общественные организации и профсоюзы.
Что касается основания для проведения масштабной государственной проверки, то тут не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что есть большое количество причин, исходя из которых можно инициировать государственный анализ условий труда. Среди наиболее распространенных причин для начала кампании по проверке соответствия конкретного объекта всем законодательным нормам можно выделить:
- фактические условия, в которых работают наемные сотрудники не соответствуют ни заявленному руководством формату, ни государственным требованиям;
- работодатель тем или иным образом нарушает права своих сотрудников на получение компенсационных платежей и гарантий при осуществлении трудовых обязанностей во вредных и опасных условиях;
- применение дополнительных тарифов в отношении сотрудников конкретного предприятия произошло вне компетенции руководства компании, и игнорируя основные законодательные положения и требования;
- политика руководства компании привела к существенному ухудшению качества труда, что сказалось на заработках сотрудников и на их общем состоянии здоровья.
Стоит обратить внимание, что подобных причин для возникновения государственного права на контроль и оценку состояния условия труда работников может быть множество. Здесь все будет зависеть от того лица, которое решает инициировать проверку и написать заявление, ведь государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании обращений от граждан, работодателей или же по просьбе общественных структур.
Государственная экспертиза условий труда
Статьи по теме
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях определения качества проведенной СОУТ, правильности назначения льгот и состояния условий труда работающих (статья 216.1 ТК РФ). Это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Из статьи вы узнаете:
- в каких целях осуществляется государственная экспертиза условий труда (далее – ГЭУТ);
- каков порядок её проведения;
- как составляется заключение госэкспертизы.
Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда
Целью проведения ГЭУТ является объективная оценка качества проведенной СОУТ, законности назначенных льгот и компенсаций работающим, работ по фактической оценке УТ, согласно ст. 216.1 ТК РФ.
В процессе ГЭУТ проводится экспертиза правильности проведения лабораторно-инструментального контроля на рабочих местах, идентификация ВОПФ, установление класса УТ и, соответственно, – наличие оснований для назначения или не установления гарантий работающим.
Существуют две крайности в проведении СОУТ, являющиеся причинами разногласий и инициирования ГЭУТ.
1. В условиях превышения спроса над предложением на рынке СОУТ, монополистические условия в северных и других отдаленных и малонаселенных регионах РФ и перенасыщенного рынка организаций (острая конкурентная борьба за клиентов), проводящих СОУТ в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и в других крупных городах РФ, характеризуемых наличием большого количества производственных мощностей и, соответственно, рабочих мест, организации, проводящие СОУТ, воздействуют как на цену договора, так и на результаты спецоценки.
Поскольку СОУТ для государственных и муниципальных служащих не проводится, во многих населенных пунктах, например, Забайкальского края СФО, спецоценка проводится только для крупного сектора материального воспроизводства в сельском хозяйстве и деревообрабатывающей промышленности.
Фермеры не торопятся регистрировать рабочие места, и, уж тем более, проводить на них СОУТ. Если это и происходит, то СОУТ проводится «городскими» аккредитованными экспертами СОУТ. В такой ситуации экспертная организация, пользуясь своим «исключительным правом работы» на определенных огромных территориях, без фактического участия работодателя проводит все необходимые замеры.
Стоимость СОУТ напрямую зависит от количества установленных вредных классов УТ, поэтому организация выставляет огромные счета за проведение СОУТ, льготы и гарантии назначаются по максимуму. Работодатель, не имея в своем штате опытного специалиста по ОТ, считает выводы экспертов истиной в последней инстанции.
2. В условиях перенасыщенного рынка некоторые (конечно, меньшинство) из организаций, проводящих СОУТ, идут осознанно на нарушение процедуры оценки. Экспертная организация в этом случае вступает в преступный сговор с работодателем, занижает классы условий труда, не идентифицирует ВОПФ в полном объеме, проводит формально лабораторный контроль, относит множество разнородных процессов к аналогичным рабочим местам, не прислушивается к мнению работников.
В обеих ситуациях рано или поздно наступит конфликт.
В первом случае сам работодатель станет сомневаться в обоснованности дополнительных финансовых затрат по сравнению с другими аналогичными предприятиями такого же профиля и численности работающих, во втором случае –работник обнаружит, что его права нарушены, и обратится в суд или в ГИТ.
Да, руководители организаций общаются со своими коллегами на тематических выставках, и порой обмен мнениями может раскрыть глаза на некоторые, мягко говоря, нестыковки.
ГИТ может выявить странности в проведении СОУТ при анализе деклараций и сводных отчетов, при анализе статистических данных, при проведении плановой или внеплановой проверки. Инспектора непременно насторожит стройность цифр при фактическом плачевном состоянии УТ.
В каких случаях проводится, и кто инициирует государственную экспертизу УТ
ГЭУТ носит сугубо заявительный характер.
Возможны следующие основания для проведения экспертизы:
- по обращению работников и их представителей;
- по обращению страховщиков по социальному страхованию;
- по решению суда;
- по представлениям ГИТ на местах в ходе надзорных мероприятий;
- по обращению работодателей (тоже не редкость) или органов ФСС.
Если заявителем является работник, государственную экспертизу условий труда проводят только на его рабочем месте. Но если в карте СОУТ были указаны и аналогичные рабочие места, то экспертиза распространяется и на эти места.
Экспертизу проводят бесплатно, если поводом для нее послужили обращения органов исполнительной власти, ГИТ, решений суда. Для работников, профсоюзов и работодателей экспертиза является платной, если они обратились в исполнительный орган напрямую, а не через ГИТ.
Во время плановой проверки ГИТ инспектор наблюдал, что, пока он весь день работал с документами, в окне напротив газоэлектросварщик без перерыва занимался сваркой, с утра и до вечера.
Через некоторое время инспектор прочитал отчет на корпоративном сайте, где напротив РМ газоэлектросварщика увидел класс 2. Почему такое стало возможным? Это заинтересовало инспектора, и он пошел разговарить с работником. Обычно работники не любят беседовать с чужаками, поэтому газоэлектросварщик Н. пояснил, что работает так не всегда, раз-два в неделю бывает и передышка, когда сварка длится часов пять-шесть, а в остальное время он отдыхает – таскает вдвоем с другим сварщиком полные баллоны со склада в мастерскую, когда вручную, а когда – в тачке.
– «Да, приходил, с начальником, спросил, как дела,и ушел».
Затем в материалах комиссии по проведению СОУТ инспектор обнаружил интересный документ: «Лист самофотографии рабочего дня». Из этого листа следовало, что газоэлектросварщик Н. провел самофотографию рабочего дня и выявил, что работает непосредственно с аппаратом на сварке не более двух часов в день, а все остальное время занимается обслуживанием и чисткой своего аппарата – то есть 6 часов работник протирает сварочный аппарат, чистит рабочее место от нагара, подметает сварочный пост, который после такого ухода просто обязан был блестеть. Не работа, а курорт.
– «Вы составляли этот документ?»
При этом лист самофотографии был напечатан на ПК, но внизу стояла действительно подпись работника, были видны следы от сажи.
– «Да, подпись моя, прибегала инженерша, велела расписаться».
Оказалось, что работник постоянно расписывается в каких-то документах, читать их ему вроде как предлагают, но всегда торопят, прибегут без пальто и в туфельках, жалко их, холодно, он и подписывает так.
То есть нельзя было собрать в теплом помещении всех газоэлектросварщиков, разъяснить им их права во время проведения СОУТ и особенно – право на участие в оценке своего рабочего места, это раз.
Самофотография рабочего дня подразумевает, что работник сам фиксирует свой технологический процесс в выданной ему табличной форме, сам пишет, где он включил аппарат, где проверил сварочный шов, где стал зачищать сварку, когда начал убираться на рабочем месте.
Инспектор инициировал проведение ГЭУТ. До этого он рассказал работнику, каким образом нарушены его права и как нужно добиться справедливого назначения гарантий и компенсаций, чтобы получить право на досрочную пенсию по своему тяжелому труду.
Газоэлектросварщики входят в льготные списки на досрочную пенсию.
Расходы на лабораторно-инструментальные замеры по ГЭУТ понес работатель, так же как и расходы на внеплановую СОУТ – по рабочему месту заявителя-газоэлектросварщика и по остальным аналогичным РМ.
В результате проведенной госэкспертизы карта по недавно проведенной таким образом СОУТ на РМ газоэлектросварщика была признана недействительной, работодателя обязали выплатить ему и остальным «аналогичным» работникам гарантии и компенсации в полном объеме.
В настоящее время решается вопрос о лишении аккредитации экспертной организации П. и аннулирования аттестатов экспертов СОУТ.
Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, осуществлявшей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф – 200 тыс. руб. либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов – штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.
Но всем ли работникам так повезёт с принципиальным сотрудником Рострудинспекции?
Во другом случае новый специалист по ОТ или сам работодатель выявит, что его «надули», что счета за медосмотр, дополнительные взносы в ПФР и ФСС, да и сами выплачиваемые к окладу суммы в результате такой СОУТ взлетели до небес по сравнению с прошлыми годами.
Гарантии и компенсации по результатам ГЭУТ не устанавливаются! Основанием является только спецоценка.
Если работодатель несогласен с результатам СОУТ, ему лучше обратиться напрямую в Рострудинспекцию, т.е. в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочих мест или по юридическому адресу. В этом случае и экспертиза, и замеры будут проводиться бесплатно. Уже Рострудинспекция будет оценивать объективность доводов заявителя, направив, помимо материалов по проведенной с нарушениями СОУТ, документы и по ранее проведенной АРМ.
Если работник пишет обращение на неправильно проведенную СОУТ не в ГИТ, а напрямую в Роструд, то он будет оплачивать эту экспертизу сам, и экспертиза будет проведена только на его рабочем месте. Если же инициатором проверки будет Роструд по обращению работника, то и экспертиза будет бесплатной, и проверены будут как рабочее место работника, так и аналогичные РМ.
Порядок проведения государственной экспертизы условий труда
Статья 216.1 ТК РФ Н3
ГЭУТ осуществляется в соответствии со статьй 216.1 ТК РФ федеральной инспекцией труда и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области ОТ. К таким органам, относится, например, отдел охраны и экспертизы условий труда при департаменте труда и занятости городов и областей РФ.
Для проведения лабораторно-инструментального контроля измерений департаменты и министерства составляют конкурсные заявки на выбор аккредитованной испытательной лаборатории (по договорам гражданско-правового характера).
Заявление о проведении госэкспертизы
Заявление и сопроводительные документы направляют в орган государственной экспертизы условий труда лично, почтой с уведомлением о вручении, или на портале госуслуг.
В пункте 11 приказа Минтруда № 549н содержится требование к составлению заявления.
Как проводится экспертиза
Государственный эксперт или экспертная комиссия проводят ГЭУТ в соответствии с «Административным регламентом по осуществлению государственной экспертизы условий труда», утв. приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 708н.
Вот блок-схема услуги по проведению ГЭУТ:
К работе по осуществлению экспертизы привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Срок её проведения не должен превышать 30 рабочих дней со дня регистрации оснований для ГЭУТ, а продлеваться он может по решению председателя экспертной комиссии, но не более, чем на 60 рабочих дней.
Заключение госэкспертизы
По итогам работы эксперты составляют заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют ли результаты спорной СОУТ требованиям Методики № 33 и ФЗ-426.
Если СОУТ была проведена с нарушениями, в заключении указывают выявленные недочеты. Не позднее трех дней с момента утверждения заключения один экземпляр направляют инициатору ГЭУТ. Остальные экземпляры распределяют так: в Минтруд и в исполнительный орган по ОТ. Сведения о результатах проведенной ГЭУТ направляются органом государственной экспертизы условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения.
Что делать в случае несогласия с результатами государственной экспертизы?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Разногласия по вопросам проведения ГЭУТ в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда рассматриваются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации бесплатно.
Источники
Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
Лебедева, С. Н. Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства / Под редакцией А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. — М.: Редакция журнала «Третейский суд», 2014. — 416 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!