Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ) — мера процессуального принуждения. Она применяется, когда оснований заключить обвиняемого под стражу нет, но и в силу различных причин недопустимо его пребывание на работе. Каковы критерии временного отстранения обвиняемого от должности, выработанные практикой? Как толкуют закон органы предварительного следствия и суды? Что следует учесть при нормативном закреплении рассматриваемых критериев? Эти вопросы мы рассмотрим в настоящей статье.
Общие основания применения
Применение анализируемой нормы допустимо лишь в тех случаях, когда обвиняемый, используя свое должностное положение, реально препятствует производству по делу. В ст. 114 УПК РФ законодатель был предельно краток. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 111 УПК РФ (общая норма) данная мера применяется в случае обнаружения угрозы порядку уголовного судопроизводства. В специальной норме говорится: временное отстранение от должности применяется при необходимости. Часть 5 ст. 114 УПК РФ вводит в число субъектов уголовного процесса лично Президента РФ. Построение реальной административной вертикали такое: отстранение от должности высшего руководителя исполнительной власти в регионе (губернатора, главы республики) — компетенция не суда, а его высшего начальника — Президента РФ. Условия запуска данного механизма — обвинение губернатора в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наличие соответствующего представления не органов предварительного расследования, а лично Генерального прокурора РФ. И это притом, что нет препятствий к обычному аресту губернатора, то есть фактическому отстранению его от должности (ст. 108 УПК РФ).
Действия органов предварительного расследования
Ходатайство удовлетворено
От должности освобожден
Основные выводы
Прежде чем формировать норму, регламентирующую меру процессуального принуждения, законодатель должен был глубоко задуматься о процессуальных гарантиях подозреваемых и обвиняемых. Юридическая текучка постепенно выявляет все новые и новые последствия непродуманного, на наш взгляд, регламента, установленного ст. 114 УПК РФ. Ставя вопрос о временном отстранении от должности, следователь обязан доказать, что пребывание подозреваемого, обвиняемого в должности реально препятствует предварительному расследованию, прокурор и суд должны данные доказательства проверить и обязаны дать им принципиальную оценку. Недопустимо преследование должностных лиц за инициацию разрешенных законом проверок. Приведенные примеры наглядно свидетельствуют, что решения, принимаемые в одних регионах, разительно отличаются от решений, принимаемых в других регионах. Кроме того, вызывает удивление факт непонимания сущности такой компенсационной меры, как назначение пособия лицу, отстраненному от должности.
Статья 114. Временное отстранение от должности
1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.
2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.
3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.
6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 114 УПК РФ
1. Согласно словарному определению должность — это служебное место. Исходя из такого определения данного понятия, норму части первой комментируемой статьи можно толковать предельно широко: на ее основании от должности может быть освобожден любой служащий в государственных и негосударственных учреждениях, а не только должностное лицо, которое в законе (примечание к статье 285 УК) определяется гораздо уже. Такая трактовка подтверждается и историей вопроса: комментируемая норма сейчас действует в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Она заменила прежнюю формулировку, которая начиналась со слов: «В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого…».
2. Цель применения комментируемой меры уголовно-процессуального принуждения заключается в том, чтобы предотвратить возможность использования служащим своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу. Конечно, сказанное касается прежде всего должностных лиц. Именно власть имущий на время уголовного судопроизводства должен быть лишен всяких рычагов («административного ресурса») влияния на ход расследования и судебного разбирательства.
3. Временное отстранение обвиняемого от должности допускается только на основании постановления судьи, которое выносится по ходатайству дознавателя или следователя, отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. Ни в судебной, ни в прокурорской санкции постановление следователя об отмене данной меры не нуждается.
4. Согласно части шестой комментируемой статьи и пункту 8 части второй статьи 131 УПК, к которому она отсылает, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый, независимо от своей должности и размера своих доходов, утраченных в связи с отстранением, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое назначается ему судебным решением одновременно с применением меры процессуального принуждения, о которой идет речь, и выплачивается из средств федерального бюджета (пример применения и толкования комментируемой нормы см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 24).
Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. Питер, 2004. 848 с.
Статья 114. Временное отстранение от должности
1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.
2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.
3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.
6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.
1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.
2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. комм. к ст. 111, 97).
3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:
а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47 УПК). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. комм. к ст. 171;
б) обладание обвиняемым статусом должностного лица. Формально, понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует не только цель предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечить исполнение приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление вменяемое ему в вину связано с этой работой (особенно, если санкция соответствующей статьи особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен бухгалтер, обвиняемый в подделке финансовых документов; водитель, обвиняемый в преступном нарушении правил дорожного движения; программист, обвиняемый в нарушении правил эксплуатации ЭВМ;
в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашний арест (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно «автоматически» исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.
4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности является обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно-опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания.
Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.
5. В досудебных стадиях для временного отстранения обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) следователь (дознаватель) с согласия прокурора выносит мотивированное постановление (приложение 105 к ст. 476 УПК) о возбуждении перед судом соответствующего ходатайства. Данная мера принуждения ограничивает конституционное право на распоряжение способностями к труду и выбор профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ), поэтому применяется только по судебному решению (п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК).
Ходатайство рассматривается районным (или того же уровня военным) судьей (ч. 9 ст. 31 УПК) по месту производства предварительного следствия в порядке ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. 117, 165 УПК).
В течение 48 часов судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом. Постановление об отстранении от должности направляется администрации по месту работы обвиняемого, которая обязана его исполнить.
Ходатайство об отстранении от должности вправе возбудить и прокурор (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК).
6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд, по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. См. комм. к ст. 108.
7. Временное отстранение от должности отменяется по постановлению следователя, дознавателя, прокурора, судьи или определению суда, когда отпадают основания для его применения.
Отстранение от должности отменяется во всяком случае при прекращении:
а) общих условий для применения мер принуждения: прекращении уголовного дела (ст. 213, 239 УПК); постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. 306, 311 УПК); обращении обвинительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК); приостановлении уголовного дела; наличии оснований для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям (в связи с: актом амнистии или помилования, истечением срока давности, деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, применением принудительных мер воспитательного воздействия), когда обвиняемый возражает против прекращения дела и производство по нему продолжается. См. комм. к ст. 110;
б) специальных условий для этой меры принуждения: прекращении уголовного преследования в отношении этого обвиняемого, прекращения трудовых отношений обвиняемого (ст. 77 ТК РФ); заключение обвиняемого под стражу или под домашний арест.
8. Часть пятая ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). При условии обоснованного обвинения его в совершении умышленного преступления, за которое предусмотрено наказание свыше 5 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК), Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ мотивированное представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение об отстранении от должности или об отказе в этом.
Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган, без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение избранного губернатора является более худшим, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.
Для отдельных категорий должностных лиц установлен особый порядок возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых (см. комм. к ст. 447-448). При соблюдении этого порядка временное отстранение их от должности производится на общих основаниях.
9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.99 г. № 5-П).
10. В постановлении о временном отстранении от должности указывается решение судьи о назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия в размере 5 МРОТ. См. комм. к п. 8 ч. 2 ст. 131. При этом следует учесть трудовое законодательство. Так, если отстраненный обвиняемый является государственным служащим, то в соответствие с ч. 2 ст. 14 Закона РФ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» в течение месяца за ним может быть сохранено денежное содержание. Денежное содержание сохраняется за отстраненным от должности прокурором и следователем прокуратуры (ч. 1 ст. 42 Закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
ВРЕМЕННОЕ ОТСТРАНЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ
Юлия Тюленева Вчера в 2:10
Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФпроизводится в случаях,когда лицо привлекается к уголовной ответственности за совершение должностногопреступления, если при этом оно может негативно воздействовать на ходпредварительного расследования или судебное разбирательство уголовного дела,может продолжить преступную деятельность с использованием служебного положениялибо препятствовать установлению истины путем изъятия, исправления, порчислужебных документов, воздействия на свидетелей из числа подчиненных и т.д. Онеобходимости временного отстранения обвиняемого от должности можетсвидетельствовать также воспрепятствование проведению ревизии,судебно-бухгалтерской экспертизы, склонение к отказу от дачи показаний или дачезаведомо ложных показаний других лиц, подчиненных по службе, дискредитацияобвиняемым организации, в которой он работает, и должности, которую занимает.
По смыслу статьи 114 УПКвременное отстранение от должности может иметь место только в отношенииобвиняемого, являющегося должностным лицом. Понятие и категории должностныхлиц, подлежащих отстранению от должности, определены в примечании к ст.285 УКРФ. Право принятия решения о временном отстранении от должности одной категориидолжностных лиц, совершивших преступление, предоставлено суду, решение которогопринимается на основе ходатайства следователя, согласованного с надзирающимпрокурором (ч. 1 ст. 114 УПК). Право принятия решения о временном отстранениивысшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации),принадлежит Президенту Российской Федерации на основе представленияГенерального прокурора (ч. 5 ст. 114 УПК).
Решение о временномотстранении от должности лиц первой категории принимает судья в течение 48часов с момента поступления ходатайства следователя; оно допускается припредъявлении им обвинения в совершении любого преступления. Решение о временномотстранении от должности высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации принимает Президент РФ в течение 48 часов с момента поступленияпредставления; оно допускается при предъявлении им обвинения в совершениитяжкого или особо тяжкого преступления.
Ходатайство следователя ипостановление судьи об отстранении от должности должны быть обоснованыматериалами уголовного дела, указывающими на обстоятельства, свидетельствующиеоб использовании обвиняемым своего служебного положения в целяхвоспрепятствования ходу судопроизводства. Постановление судьи о временномотстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы дляисполнения. Неисполнение постановления влечет уголовную ответственность (ст.294 УК РФ).
Временно отстраненный от должности обвиняемыйимеет право на ежемесячное государственное пособие в сумме пяти минимальныхразмеров оплаты труда (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК).
Надобность отстранения отдолжности отпадает, когда в отношении обвиняемого в качестве меры пресеченияизбрано заключение под стражу. Другие меры пресечения не исключаютодновременного отстранения обвиняемого от должности. Если в применении данноймеры процессуального принуждения отпала необходимость, дознаватель,следователь, прокурор своим постановлением отменяет временное отстранениеобвиняемого от должности. Для отмены не требуется согласия прокурора и решениясудьи (ч. 4 ст. 114 УПК). Отстранение от должности, примененное решениемПрезидента РФ, при отпадении оснований к его применению отменяется решениемПрезидента в том же порядке, в каком оно было применено, либо по инициативесамого Президента. Временное отстранение обвиняемого от должности не означаетувольнение его с работы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения:Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9666 — | 7603 — или читать все.
Отстранение сотрудника от занимаемой им должности по решению суда (Валова С.Р.)
Дата размещения статьи: 24.07.2015
В редакцию журнала поступил вопрос с просьбой разъяснить следующую ситуацию. Сотрудник временно отстранен от занимаемой им должности на период следствия. Вправе ли федеральное казенное учреждение, относящееся к ведомству ФСКН, выплачивать денежное довольствие на период отстранения работника от должности? Если по результатам следствия обвинение будет снято, должно ли учреждение выплатить сотруднику компенсацию морального вреда?
В настоящее время, когда большое внимание уделяется борьбе с коррупцией, правоохранительные органы и органы прокуратуры довольно часто отстраняют от работы (должности) должностных лиц государственных органов и руководителей казенных учреждений. Поэтому у бухгалтеров возникает вопрос: как поступить в данном случае? Сотрудник не уволен, и в то же время ему необходимы средства для существования, ведь ни для кого не секрет, что следствие может затянуться на длительный срок. Прежде чем перейти к ответам на поставленные вопросы, расскажем, как происходит временное отстранение сотрудника от должности.
Процедура временного отстранения от должности
Статьей 114 УПК РФ установлено, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 данной статьи.
Согласно Методическим рекомендациям «Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания», утвержденным Письмом Генпрокуратуры РФ от 30.03.2004 N 36-12-04, процедура временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности состоит в следующем.
При наличии соответствующих оснований прокурор, а также начальник следственного отдела, следователь, дознаватель с согласия прокурора выносят мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности. Данное постановление направляется в районный суд по месту проведения предварительного расследования. К постановлению должны быть приложены материалы дела (доказательства), подтверждающие наличие оснований для принятия данной меры процессуального принуждения. Постановление подлежит рассмотрению единолично судьей в течение 48 часов с момента его поступления.
Видео (кликните для воспроизведения).
По результатам его рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности или об отказе в этом.
Копия постановления о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию. Постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело. Администрация предприятия, учреждения, куда направлено указанное постановление, обязана уведомить обвиняемого (подозреваемого) об отстранении от должности. Уведомление приобщается к материалам уголовного дела. При необходимости следователь (дознаватель) может уведомить об отстранении от должности подозреваемого (обвиняемого) те предприятия и финансовые учреждения, с которыми он был связан по службе.
Временное отстранение от должности признается длящейся мерой процессуального принуждения. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не является окончательным, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока не отпала необходимость в данной мере. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, следователя, дознавателя. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется (ч. 4 ст. 114 УПК РФ).
Денежные выплаты на период отстранения от должности
В соответствии с общими нормами, изложенными в ст. 76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) сотрудника на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения его от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Однако в определенных ситуациях период отстранения от должности подлежит оплате. Данные правила действуют в отношении государственных служащих и прокурорских работников. Так, на время отстранения гражданского служащего на период урегулирования конфликта интересов и проведения проверки в установленных законом случаях за служащим сохраняется денежное содержание (ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Прокурорскому работнику, отстраненному от должности до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания, также сохраняется денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет (ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Далее необходимо отметить, что УПК РФ предусматривает выплату денежных средств на период временного отстранения сотрудника от должности. В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 131 УПК РФ гражданин, к которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия. До внесения в указанный подпункт изменений Федеральным законом от 07.06.2013 N 122-ФЗ (вступил в силу с 18.06.2013) ежемесячный размер пособия был определен как 5 МРОТ. Согласно новой редакции данного подпункта лицо, временно отстраненное от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, выплачиваемое обвиняемому в порядке, установленном п. 1 ст. 114 УПК РФ.
Таким образом, до 18.06.2013 сотрудник, временно отстраненный от должности, имел право на получение пособия в размере 5 МРОТ. После указанной даты пособие должно было выплачиваться в размере прожиточного минимума трудоспособного населения.
В качестве справки отметим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по РФ в 2013 г. составляла:
— за I квартал — 7633 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 545);
— за II квартал — 7941 руб. (Постановление Правительства РФ от 25.10.2013 N 958);
— за III квартал — 8014 руб. (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1173).
Обратите внимание, что пособие назначает судья в постановлении о временном отстранении от должности. Если размер пособия указан без учета новых законодательных норм, такое постановление подлежит отмене. В качестве примера приведем Определение Новгородского областного суда от 11.11.2013 N 44у-80. Данным документом в описательно-мотивировочной и резолютивной частях постановления районного суда был изменен размер пособия, выплачиваемого на период временного отстранения работника от должности. В частности, было убрано указание на выплату гражданину А. пособия в размере 5 МРОТ. Новая формулировка обязывала выплачивать ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Финансирование выплаты государственного пособия на период отстранения от должности
Часть 1 ст. 131 УПК РФ предусматривает, что выплата данного пособия лицу, временно отстраненному от должности, является процессуальными издержками, которые подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. Порядок возмещения процессуальных издержек устанавливается Правительством РФ (п. 4 ст. 131 УПК РФ). В настоящее время данный порядок предусмотрен п. 31 Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240. В нем, в частности, сказано, что выплата ежемесячного государственного пособия подозреваемому (обвиняемому), временно отстраненному от должности в порядке, установленном п. 1 ст. 114 УПК РФ, производится на основании решения суда. В решении указываются фамилия, имя и отчество подозреваемого (обвиняемого), размер ежемесячного государственного пособия, а также финансовая служба (орган, его подразделение) (далее — финансовая служба), осуществляющая финансирование процессуальных издержек.
Копия решения суда, заверенная в установленном порядке, в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления судьи о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности направляется в соответствующую финансовую службу для выплаты денежных сумм указанному лицу или его представителю по месту ее нахождения или посредством перечисления обозначенных в решении сумм на текущий (расчетный) счет подозреваемого (обвиняемого) по его ходатайству.
Выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подозреваемого (обвиняемого) осуществляется не позднее 30 дней со дня получения решения суда.
Таким образом, государственное пособие на период временного отстранения работника от должности выплачивается за счет средств федерального бюджета уполномоченным органом за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных ему на эти цели в федеральном бюджете, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке. Например, уполномоченным органом может быть финансовая служба судебного департамента.
В соответствии с положениями разд. III «Классификация расходов бюджетов» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), расходы федерального бюджета на исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов, а также деятельности федеральных казенных учреждений, подлежат отражению в рамках соответствующих элементов подгруппы 830 «Исполнение судебных актов» классификации расходов бюджетов.
Таким образом, в силу Указаний N 65н расходы на выплату обвиняемому лицу, временно отстраненному от должности, ежемесячного государственного пособия, предусмотренного пп. 8 п. 2 ст. 131 УПК РФ, отражаются с применением кода вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений» классификации расходов бюджетов и подстатьи 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ.
Далее обратим внимание на Письмо Минфина России от 15.05.2009 N 02-05-09/2001, в котором была рассмотрена ситуация, когда сотрудник отстранен от занимаемой должности правоохранительными органами. Финансовое ведомство на основании норм существующего законодательства разъяснило следующее. Выплата ежемесячного пособия отстраненному от должности физическому лицу в силу п. 1 ст. 131 УПК РФ возможна как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств участников уголовного судопроизводства. Следовательно, суд (дознаватель, следователь) может позволить выплачивать пособие и через организацию, если она финансируется из федерального бюджета, поскольку бюджет один и тот же. Таким образом, если казенное учреждение, в котором сотрудник временно отстранен от должности, получило постановление районного суда, согласно которому обязанность по выплате данного пособия возлагается на него, поскольку оно получает финансирование из федерального бюджета, учреждение обязано будет его исполнить.
На вопрос о том, по какой подстатье КОСГУ отражается выплата ежемесячного пособия лицу, временно отстраненному от должности, финансисты ответили: оплата расходов на выплату пособия может осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных указанному федеральному бюджетному учреждению на выплату заработной платы сотрудникам. Согласно Указаниям N 65н на 2014 г. такие расходы отражаются по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ. Иными словами, пособие на период временного отстранения от должности может выплачиваться учреждением как заработная плата, пока не будет закончено следствие и не будет снято обвинение или пока гражданин не перейдет на полное государственное обеспечение как преступник.
Таким образом, в бухгалтерском учете будет сделана стандартная запись (п. 102 Инструкции N 162н ):
Дебет счета 1 401 20 211 «Расходы по заработной плате»
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Рассмотрим пример по начислению пособия на период временного отстранения работника от должности.
Пример. С 17.07.2013 по решению районного суда сотрудник федерального казенного учреждения временно отстранен от должности на период следствия. Согласно постановлению суда обязанность по выплате государственного пособия в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 131 УПК РФ возложена на учреждение. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по РФ за III квартал 2013 г. составила 8014 руб. Следует начислить пособие с его последующим перечислением на банковскую карту работника.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Временное отстранение от должности
О форме постановления о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности см. Приложение 105 к статье 476 УПК РФ.
1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 №92-ФЗ)
О форме постановления о временном отстранении обвиняемого от должности см. Приложение 13 к статье 477 УПК РФ.
2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 №92-ФЗ)
3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 №58-ФЗ, от 04.07.2003 №92-ФЗ)
5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.
6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 №92-ФЗ)
О форме постановления о наложении ареста на имущество см. Приложение 12 к статье 477 УПК РФ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения:Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8372 — | 7297 — или читать все.
Отключите adBlock! и обновите страницу (F5) очень нужно
Отстранение от должности руководителя
Действия топ-менеджмента компании не всегда приносят только пользу для бизнеса. Ситуации, когда необходимо принимать меры для предотвращения ущерба от решений директора, не так уж и редки. Поскольку полномочия руководителя организации гораздо шире, чем у обычного работника, то для его отстранения от должности применяются не только общие для любого наемного сотрудника основания, но и специальные. Сложнее проходит и процедура отстранения директора.
Порядок отстранения от должности директора
Руководитель компании является таким же наемным лицом, как и любой ее сотрудник. Поэтому для обоснования его временного отстранения могут быть использованы причины, указанные в ст. 76 ТК РФ.
Например, директор может прийти на работу нетрезвым или у него закончился срок действия патента на работу.
Вместе с тем, основаниями для его недопущения к выполнению обязанностей, могут стать подозрения в недобросовестности и нанесении ущерба компании, уголовное расследование в отношении директора, а также доказательства нарушения законодательства о банкротстве, предъявленные арбитражным управляющим.
В системе госорганов и организаций решение об отстранении руководителя от должности принимает вышестоящее ведомство. Соответствующее распоряжение доводится до сведения отстраняемого директора.
В сфере частного бизнеса отстранение топ-менеджера от работы проводится на основании протокола собрания собственников (акционеров) либо решения единоличного владельца компании.
В решении собственников необходимо указать на основании, какого внутреннего или внешнего документа директора отстраняют от должности.
Ими могут быть:
акт о нахождении руководителя на работе в состоянии опьянения;
служебная записка об окончании срока действия медсправок, разрешений и других документов;
протокол аттестационной комиссии;
медицинское заключение о наличии противопоказаний к выполнению работы;
распоряжение или предписание контролирующих органов;
постановление суда об отстранении на основании ходатайства следственных органов;
определение арбитражного суда об отстранении от должности руководителя должника за нарушения законодательства о банкротстве.
Отстранить директора владельцы бизнеса могут и на время проведения внутренних проверок в отношении руководителя.
Кроме того, в протоколе или решении собственников необходимо указать лицо, которое будет исполнять обязанности отстраненного директора, а также сроки и процедуру передачи полномочий и документов.
После того, как ситуация разрешится, аналогичным образом принимается решение о допуске директора к выполнению его должностных обязанностей.
В большинстве случаев, срок, в течение которого длится отстранение, составляет не более 2 месяцев. После чего следует увольнение, если обстоятельства не позволяют директору приступить к работе.
Процедура отстранения руководителя от должности
После того, как собственники приняли решение об отстранении директора, с протоколом собрания ознакамливают руководителя. В случае отказа от его выполнения или ознакомления с этим документом, составляют специальный акт. В акте указывают, что директор был проинформирован о решении, однако отказался его выполнять.
Если руководитель согласен с решением собственников, он передает полномочия назначенному лицу. Им может быть один из заместителей руководителя, главный бухгалтер или кто-либо из владельцев фирмы, назначенный собранием собственников.
Кроме того, оплачивают период отстранения, если его инициаторами стали следственные органы либо в отношении руководителя госкомпании проводят проверку.
Когда директор не согласен со своим отстранением от должности, он может обжаловать его в трудовой инспекции или судебных инстанциях.
Если решение собственников будет признано незаконным, руководителя восстанавливают в должности, а период отстранения оплачивают как вынужденный прогул. Кроме того, необоснованно отстраненный директор может потребовать компенсации морального вреда и индексации недополученного за это время заработка.
Из-за того, что директор является высшим должностным лицом компании, решение о его отстранении от работы принимают собственники бизнеса, либо руководители госоргана, в ведении которого находится организация. Также необходимо распорядится о том, кто будет выполнять обязанности отстраненного директора, а также о сроках и процедуре передачи полномочий.
Видео (кликните для воспроизведения).
Решение об отстранении может быть обжаловано в суде или трудовой инспекции.
Источники
Шнитенков, А. В. Глава 23 УК РФ. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Постатейный комментарий. Судебная практика: моногр. / А.В. Шнитенков. — М.: Юстицинформ, 2018. — 917 c.
Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!