Специалисты зафиксировали неисполнение майских указов президента

Важный материал в статье на тему: "Специалисты зафиксировали неисполнение майских указов президента". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение актов Президента РФ могут установить ответственность

Предпринимаются меры по установлению системы мер юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение актов Президента РФ. Соответствующий законопроект, разработанный группой депутатов, вчера внесен в Госдуму.

Предлагается дополнить УК РФ новым составом преступления в рамках ответственности за халатность, а именно – халатность, связанная с неисполнением или ненадлежащим исполнением указов, распоряжений и поручений Президента РФ. За такое деяние предусмотрены санкции в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Помимо этого, планируется установить административную ответственность за неисполнение должностным лицом указов, распоряжений и поручений Президента РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. За такое деяние предлагается наказывать штрафом в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок до трех лет. При этом, обязанность по рассмотрению дел об указанном правонарушении предполагается возложить на подразделение Администрации Президента РФ, на которое возложен контроль исполнения указов, распоряжений и иных решений главы государства (в лице начальника и его заместителей, руководителей структурных подразделений данного органа и их заместителей).

Также предусмотрено расторжение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы гражданского служащего в случае однократного грубого нарушения им должностных обязанностей, выразившегося в неисполнении гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», без уважительной причины, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

Напомним, что согласно Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны (ст. 90 Конституции РФ).

«Представляется очевидным, что не юридическая ответственность, а ответственное отношение к делу, профессионализм, четко определенная компетенция государственных органов и физических лиц обеспечивают высокий уровень исполнительской дисциплины, надлежащее воплощение в действительность актов Президента РФ», – отмечают разработчики документа в пояснительной записке к нему.

Текст законопроекта № 487083-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Путин поставил удовлетворительную оценку выполнению майских указов

Президент предупредил чиновников о недопустимости обмана при выполнении майских указов.

По словам главы государства, лучше отложить сроки, чем отчитаться о выполнении невыполненных обязательств. Выступая на совместном заседании госсовета и комиссии по мониторингу развития страны, Путин подчеркнул, что «все должно быть сделано качественно, без обмана для людей».

Владимир Путин, президент РФ: «В год Октябрьской революции не помешает вспомнить известного классика, когда он говорил о том, что бывает по форме правильно, а по существу — издевательство. Вот это хуже, чем не выполнить нормы, предусмотренные соответствующими указами президента, или сместить их вправо по графику, чем отчитаться за выполнение невыполненных обязательств».

Что же касается текущего момента, то, по словам президента, работа по выполнению майских указов «заслуживает в целом удовлетворительной оценки», передает РИА Новости.

[2]

В свою очередь Дмитрий Медведев заверил, что правительство будет продолжать работу по реализации майских указов и поиск необходимых финансовых резервов.

Майские указы — широкая программа развития, изложенная Путиным в 2012 году после вступления в должность президента. Как сообщил сегодня руководитель исполкома ОНФ Алексей Анисимов, полностью исполненными можно считать 35 поручений из 179. Еще 100 поручений исполнены частично и требуют доработки, 44 — не исполнено.

Наговицын пригрозил чиновникам ответственностью за неисполнение майских указов президента

Глава Бурятии Вячеслав Наговицын предупредил региональных чиновников о наказаниях, которые грозят за игнорирование майских указов Владимира Путина

Речь об этом зашла на заседании комиссии по мониторингу исполнения указов президента России.

В первую очередь Вячеслав Наговицын обратился к главам районов, которые пока еще не понимают всей серьезности вопроса.

— Они пока еще прохладно к этому относятся. В каждом теплится надежда, что, может быть, все «рассосется». Этого не произойдет, указы надо выполнять. У каждого из нас есть обязанности и зона ответственности, — подчеркнул руководитель республики.

Из уст Вячеслава Наговицына прозвучало поручение — доработать дорожные карты по исполнению 35 индикаторов и убрать все пункты, которые до сих пор остаются в подвешенном состоянии.

— Когда мы вступали в эпоху исполнения указов, в стране царило ажиотажное движение, когда никто толком не знал, как расшифровать 35 индикаторов. Но все кинулись рисовать дорожные карты. Федеральные министерства тоже были напуганы, поэтому карты согласовали со «звездами» и додумками. Сейчас они по-прежнему еще остались неурегулированными, — отметил глава региона.

Только спустя полтора года после выхода в свет указов Владимира Путина чиновники адаптировались к новому экономическому подходу. Индикаторы расшифровали, а источники финансирования определили.

— Я прошу привести к единому для страны требованию все региональные показатели. Все «зведочки – хотелки» нужно убрать, а карты перерисовать в соответствие с программами федеральных министерств, — отметил Вячеслав Наговицына.

«Звездочками» руководитель региона назвал пункты, исполнение которых было возможно только при федеральном финансировании.

— Уберите их. Сейчас уже понятно, что никто ничего выделять не будет. Иначе ответственность за их выполнение ляжет на вас, — заявил глава республики.

Он попросил министерства урегулировать все вопросы по индикаторам с профильными ведомствами на федеральном уровне.

Специалисты зафиксировали неисполнение майских указов Президента

Номинальные зарплаты работников бюджетной сферы, подпадающих под действие майских указов 2012 года (врачи, преподаватели вузов, учителя, ученые и т.д.), в марте перешли к снижению, зафиксировал департамент исследований и прогнозирования (ДИП) Банка России в июньском бюллетене «О чем говорят тренды» (.pdf) (в докладе указывается, что выводы и рекомендации из него могут не совпадать с официальной позицией Банка России).

Читайте так же:  Вынужденный простой по независящим причинам

«В марте номинальная заработная плата «указников» перешла к снижению (минус 0,6% к предыдущему месяцу), что, вероятно, указывает на то, что значительный рост заработной платы в январе-феврале отчасти был следствием единоразовых выплат», — говорится в обзоре.

Ускорение роста зарплат в январе-феврале было связано с повышением зарплат бюджетников согласно майским указам президента. Номинальные зарплаты россиян в январе выросли на 13,4% (реальные — на 11%), в феврале — на 12,9% (10,5%).

В начале марта сотрудники нескольких больниц, вузов и научного института рассказали РБК о значительном увеличении зарплат с декабря 2017 года, некоторые из них получили еще и дополнительные выплаты. Данные Росстата, который с начала 2018 года ведет ежемесячный мониторинг зарплат «указных» категорий, это подтверждали.

Для кого майский указ не выполняется

Социальный майский указ 2012 года охватывает 12 категорий бюджетников — от воспитателей детсадов до работников культуры. Самыми высокооплачиваемыми из них являются врачи, преподаватели вузов и научные сотрудники. В первом квартале 2018 года средняя зарплата врачей в стране составила 73,3 тыс. руб., вузовских преподавателей — 78,9 тыс. руб., а научных сотрудников — 95,6 тыс. руб.

Целью указа было довести их зарплаты до 200% от среднерегиональных: по врачам эта цель перевыполнена на 4%, по преподавателям вузов — на 20%, а по научным работникам — на 66% (данные Росстата на конец марта).

В то же время майский указ в настоящее время не выполняется для преподавателей техникумов и профессиональных училищ (96,3% от средних зарплат по стране при нормативе 100%), медсестер (93,8%) и социальных работников (лишь 89,9%).

На фоне снижения уровня безработицы зарплаты россиян продолжают расти. По оценке Росстата, номинальные зарплаты в апреле выросли на 10,4% относительно того же периода годом ранее (в реальном выражении — на 7,8%), замедлившись по сравнению с мартом. Оценки роста зарплат за март были пересмотрены с 9 до 11,3% год к году (номинальная) и с 6,5 до 8,7% (реальная).

Уровень безработицы в апреле обновил минимальные значения и опустился до 4,75% (с учетом сезонной корректировки), отмечают аналитики ЦБ. По оценкам ДИПа, в ближайшие пять лет численность экономически активного населения в среднем будет сокращаться на 0,5 процентного пункта ежегодно, что обеспечит сохранение безработицы на низком уровне.

Несмотря на текущее замедление, рост зарплат в госсекторе по-прежнему остается на высоком уровне, подчеркнули аналитики ЦБ. «Всплеск роста в начале года частично был вызван различными единоразовыми перечислениями, но выполнение майских указов 2012 года и индексация заработной платы остальным бюджетникам будут, по нашим оценкам, поддерживать рост заработной платы в госсекторе выше среднего по стране», — говорится в бюллетене.

Рост зарплат россиян, связанный с повышением зарплат бюджетников, уже с лета исчерпает себя, предупреждал в начале апреля Альфа-банк. «Мы считаем, что велика вероятность того, что с лета рост зарплат может существенно замедлиться, так как власти будут ограничивать рост расходов», — отмечали экономисты. По прогнозу Альфа-банка, на фоне индексации зарплат госсектора рост номинальных зарплат в экономике должен ускориться до 10% в 2018 году (с прошлогодних 7,3%).

Снижение зарплат «указных» категорий бюджетников в марте на 0,6%​ в сравнении с февралем 2018 года «по существу ни о чем не говорит» и находится в рамках статистической погрешности, полагает заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников. «Это означает, что в номинальном выражении зарплаты остались практически на том же уровне, что и в феврале», — сказал РБК Капелюшников. Но экономист не исключил, что зарплаты бюджетников могут перейти к снижению в условиях недостатка бюджетных средств. Правительство обещало не просто довести зарплаты «указников» до целевых соотношений со средними зарплатами, но и затем не давать им опускаться ниже достигнутых уровней. Поскольку номинальные зарплаты в целом по стране растут двузначными темпами, то и зарплаты бюджетников придется повышать.

За неисполнение «майских указов» Путина чиновники ответят рублем

Чиновников будут штрафовать за неисполнение «майских указов» президента России Владимира Путина, об этом сообщает газета «Известия».

Так, за срыв сроков их исполнения, а также за некачественную работу министров, губернаторов, глав федеральных агентств и служб будут наказывать штрафами, взысканиями и выговорами. В настоящее время линейка штрафов находится в разработке — кто, на сколько и за какие нарушения сроков исполнения поручений будет наказан, еще обсуждается.

Отмечается, что кабинет министров уже готовит ряд изменений в действующие законы. В частности, положения указов главы государства войдут в госпрограммы, формирующие бюджет страны, и их неисполнение будет приравниваться к неисполнению государственной программы.

Кто ответит за саботирование государственных решений?

Гаганов Александр Андреевич — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

Введут ли уголовную ответственность за неисполнение указов Президента? Нужна ли отдельная статья в УК РФ? Кого наказали на неисполнение майских указов?

17 июня 2015 года , , , внесли в Государственную Думу законопроект № 817275–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации).

Сейчас стало известно, что Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал отклонить данный законопроект. Основная причина отклонения — в России уже существует правовая база, позволяющая привлечь чиновников к ответственности за неисполнение указов Президента. Так ли это? Если так, много ли чиновников было привлечено к ответственности за неисполнение указов или законов?

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ УКАЗОВ

Депутаты предлагали дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 286.2. «Неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации». Статья 286.2 могла бы расположиться между статьями 286.1 «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа» и 287 «Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ» в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

В состав преступления включены следующие деяния: неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, распоряжений и поручений Президента РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данный состав пересекается с составами преступлений, предусмотренных статьями 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», 286 «Превышение должностных полномочий», 293 «Халатность» Уголовного кодекса РФ. На это указали в своем отзыве на законопроект Верховный Суд РФ и Правительство РФ.

Читайте так же:  Расчет трудового стажа по трудовой книжке

В предлагаемом депутатами составе речь идет о так называемом материальном составе, в котором обязательно должны быть неблагоприятные последствия деяния. Неисполнение указов Президента РФ должно повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Это стандартные последствия для целого ряда уголовных составов. Их содержание многообразно. Однако суду потребуется доказать то, что нарушение прав было существенным, и причинную связь между неисполнением указов и последовавшим нарушением прав.

НЕИСПОЛНЕНИЕ УКАЗОВ И ДРУГИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Если перечисленные последствия не наступили, то есть чиновник просто не исполнил свои обязанности или исполнил их ненадлежащим образом, то это относится к дисциплинарным проступкам. Статья 57 Закона о госслужбе гласит, что дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей. За это на служащего могут быть наложены взыскания в виде замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, увольнения со службы. На это указало и Правительство РФ в своем отзыве на законопроект.

Как отмечает Верховный Суд РФ, лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении указов Президента РФ, повлекшим соответствующие последствия, несут ответственность по статьям 285 и 286 Уголовного кодекса РФ за злоупотребление должностными полномочиями или их превышение. На этом основании Верховный Суд РФ предлагает авторам законопроекта обосновать, почему, по их мнению, данные нормы не предоставляют достаточную правовую защиту охраняемым интересам государства и общества. Кроме того, Суд обратил внимание на то, что предлагаемая депутатами санкция мягче, чем санкции по статьям 285 и 286: она не предусматривает лишения свободы.

Среди других недостатков законопроекта справедливороссов в отзывах отмечается необоснованное ограничение предмета преступления актами Президента РФ и исключение из него актов Правительства. Также юристы отметили, что в законопроекте субъектами преступления являются только лица, замещающие государственные должности, а не все государственные служащие и должностные лица.

Критики законопроекта отмечают, что контроль исполнения указов Президента РФ возложен на Администрацию Президента и регулируется Указом Президента РФ от № 352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации». Именно начальник контрольного управления Администрации вносит представления о привлечении к ответственности лиц, не исполняющих акты главы государства. На этом основании уголовная ответственность за неисполнение указов Президента называется чрезмерной. Однако на практике эти нормы не действуют: по крайней мере, в СМИ практически нет информации о том, что тот или иной чиновник был наказан или уволен за неисполнение своих обязанностей, в том числе поручений Президента РФ.

САБОТАЖ?

Почему именно сейчас назрела необходимость в таком законе? Авторы законопроекта обосновывают актуальность законопроекта режимом санкций против России и неисполнением «майских указов» Президента РФ. Однако по данным Правительства РФ майские указы исполнены более чем на 60%, а то, что должно было быть исполнено на сегодняшний день, исполнено более чем на 80%. Может быть, чиновники ограничились только формальным исполнением? Может быть, дело в том, что цели на бумаге при их реализации в жизни оказались не такими привлекательными?

Итого: формально поручение Президента РФ исполнено, а жить лучше не стало. Это означает, что проблема не только и не столько в неисполнении указов Президента РФ, но и в содержании самих указов и в том, как Правительство РФ собирается достигать «плановых показателей».

ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ ВЛАСТЬ?

Согласно Конституции РФ власть не отвечает, например, за ту же социальную политику, а «ведает» ею. В ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ). В ведении субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение (статья 72). Конструкция «предметов ведения» повлекла за собой не только множество проблем при разграничении полномочий между органами власти различных уровней, но и отразила принцип безответственности власти за «предметы ведения».

Законопроект справедливороссов ценен именно своей постановкой вопроса об ответственности чиновников за исполнение того, что предписано законом (в широком смысле слова). Но вопрос надо ставить более глобально.

Видео (кликните для воспроизведения).

Фактически чиновники не несут ответственности за ненадлежащее исполнение нормативных правовых актов: ответственность за результаты их деятельности не установлена. Должна быть обеспечена устойчивая правовая связь между заявленными государственными целями и тем, как они были достигнуты или не достигнуты. Тогда повысятся шансы на то, что законы и другие акты будут реализовываться.

В проекте Конституции России, разработанном Центром Сулакшина, идея ответственности власти пронизывает весь текст документа. Основной статьей, закрепляющей принцип ответственности за результаты государственного управления, можно считать статью 144 проекта Конституции. Ответственность за результаты должна быть реализована во всех видах ответственности: — за причиненный чиновниками вред; административной; уголовной; дисциплинарной. В Центре научной политической мысли и идеологии разрабатывается также проект федерального закона о политической ответственности, который призван установить ответственность публичных должностных лиц за выполнение своих предвыборных обещаний, наказов избирателей и политических программ, за соответствие своей деятельности на государственном посту интересам государства и общества.

Законопроект справедливороссов, предлагающий дополнить Уголовный кодекс РФ статьей об ответственности за неисполнение указов Президента РФ, неспособен ни повысить исполнительскую дисциплину, ни обогатить практику ответственности чиновников за свою деятельность. Эти проблемы надо решать комплексно. В существующем виде законопроект выглядит как популистский ход, направленный на привлечение внимания к авторам проекта в начавшейся гонке перед выборами 2016 года, а не как реальное предложение по совершенствованию механизма ответственности чиновников.

[1]

ВЫВОДЫ:

1. Законопроект № 817275–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в существующей редакции не будет принят Государственной Думой.

2. Проблему ответственности чиновников за неисполнение государственных решений следует решать комплексно, не только в рамках уголовного права.

3. Существующее регулирование содержит достаточное количество норм, позволяющих бороться с неисполнением и ненадлежащим исполнением государственных решений.

4. Проблема неисполнения государственных решений тесно связана с проблемой ответственности власти, в том числе за содержание решений и за результаты их реализации. Эта проблема должна решаться комплексно, начиная с Конституции РФ.

Читайте так же:  Ничто не останется в тайне скрытые доходы граждан будут обнаружены

Почему большинство «майских указов» Путина изначально были неисполнимыми?

Автор Игорь Алексеевич Николаев — доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики, директор Института стратегического анализа.

«Майские указы» президента Российской Федерации, появившиеся в 2012 году сразу после его инаугурации, знаменовали новый этап в развитии стратегического целеполагания в стране. Да, раньше у нас неоднократно принимались программы средне- и долгосрочного социально-экономического развития, в которых фиксировалось достаточно большое число показателей. Но это были скорее прогнозные ориентиры. Теперь же были установлены именно целевые показатели социально-экономического развития России, а правительству было поручено принять соответствующие меры для их достижения.

В многочисленных «майских указах» были зафиксированы многие десятки целевых показателей социально-экономического развития страны. И уже тогда, в мае 2012 года, появились большие сомнения в том, что всё это будет выполнено.

ПАЛЬЦЕМ В НЕБО

Прежде всего, встал вопрос об обоснованности показателей. Так, в указе «О долгосрочной государственной экономической политике» было установлено, что производительность труда в стране должна вырасти к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.

Производительность труда рассчитывается как произведенный ВВП на одного занятого в экономике. Если учесть (а учитывать надо было обязательно!), что число занятых в экономике (71–72 млн человек) у нас в ближайшие годы расти не будет, то показатель производительности труда, очевидно, будет предопределяться тем, что будет происходить с ростом ВВП. Так вот, заявленный рост производительности труда требовал ежегодного, вплоть до 2018 года, роста ВВП на 7% с лишним. Но в том же 2012 году все официальные прогнозы основывались на том, что ВВП будет ежегодно прирастать примерно на 4%. Как одно соотносится с другим? Увы, экономическая жизнь после 2012 года оказалась много хуже ожиданий: ни 4%-го, ни тем более 7%-го роста ВВП и близко не было. В 2015–2016 годах ВВП и вовсе снижался. Однако вопрос даже не в отсутствии соответствия прогнозов и реальности, а в том, что целевой показатель из указа противоречил другим официальным установкам.

РАСТИ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО

Или вот еще интересный пример: к 2020 году в России должно быть создано и модернизировано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. «Интересность» данного примера хотя бы в том, что в мае 2012 года, когда был подписан соответствующий указ, у нас вообще не велось статистики по высокопроизводительным рабочим местам. Вопрос: как можно было ставить задачу сколько-то там создать или модернизировать, если непонятно, а сколько этого (в данном случае — высокопроизводительных рабочих мест) уже есть? Оказалось, что можно.

Росстат быстренько определился, что это такое — «высокопроизводительное рабочее место». Через пару лет оказалось, что к этому времени уже было создано около двух десятков миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Это то, что называется подгонкой под необходимый результат.

Однако далеко не по всем целевым показателям возможна подобная подгонка. Поэтому нужно ожидать и просто невыполнения целевых установок. К примеру, была поставлена задача увеличить к 2018 году размер реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза (следуя из контекста, по сравнению с 2011 годом). Однако в 2016 году реальные (то есть с учётом инфляции) заработные платы выросли на почти незаметные 5%. Судя по наблюдаемой динамике роста и в этом году (по итогам января-августа 2017 года реальные зарплаты увеличились всего на 2,5% в годовом выражении), выполнить соответствующий целевой показатель из «майского» указа, ну никак не получится.

Точно так же замечу, что к 2018 году не будет увеличен и объем инвестиции в основной капитал до 27% от ВВП. По итогам 2017 года он едва превысил 20%-й уровень. Не будет у нас в 2018 году и 20-й позиции в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Doing Business (в 2017 году — 35-е место). Справедливости ради, Россия всё же продемонстрировала неплохой прогресс, так как еще в 2011 году мы занимали в рейтинге далекую 120-ю позицию.

КАК КРЕАТИВНО ПОДНЯТЬ ЗАРПЛАТЫ ВРАЧАМ

Чуть ли не наибольший резонанс в информации о том, как выполняются целевые показатели президентских указов, вызывали целевые ориентиры по росту заработных плат бюджетников. Так, к примеру, к 2018 году средние зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны достичь 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. В итоге, можно не сомневаться, в каких-то регионах это будет достигнуто, в каких-то — нет.

Но встает вопрос: какой ценой?

Очевидно, что пресловутая и, я бы даже сказал, печально знаменитая оптимизация сети бюджетных учреждений проводилась и для того, чтобы выполнить все эти целевые показатели по соотношениям зарплат бюджетников со средней зарплатой по региону. Меньше сотрудников — больше средние зарплаты (особенно когда руководство учреждений заподозрить в личной скромности было никак нельзя). Вот и имели место соответствующие непродуманные объединения организаций, увольнения сотрудников со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Лучшая демонстрация последствий такой оптимизации бюджетных учреждений — печально знаменитый звонок девушки Дарьи из заполярного города Апатиты президенту страны на прямую линию в июне 2017 года. Напомню: врачи не смогли вовремя поставить Даше правильный диагноз, в результате — последняя стадия онкологии. Почему не смогли? В значительной степени потому, что оптимизировали местную сеть здравоохранения, теряя специалистов нужной квалификации.

ВАЛИ ВСЁ НА САНКЦИИ

«Майские указы» президента, конечно, в большой степени выполнены не будут. Что уже очень плохо. Они не будут выполнены по ряду причин: низкая обоснованность целевых показателей, не самая удовлетворительная работа по их достижению, скатывание в период кризисного и стагнирующего развития, структурные бюджетные диспропорции и т.д.

Однако справедливости ради надо признать, что где-то они и подтолкнули к решению важных задач. Да, издержки были значительные, но всё-таки уровень зарплат бюджетников действительно повысился.

Что же касается невыполнения «майских указов», то здесь власти, похоже, не будут сильно беспокоиться. Сегодня все это невыполнение можно списать на санкции и низкие цены на нефть. И, думаю, большинство людей вполне удовлетворятся такими объяснениями. Но мы-то знаем, что многие показатели даже без всяких санкций и при высоких ценах на нефть остались бы невыполненными.

Вот такой противоречивый опыт исполнения «майских указов». Конечно, в 2012 году властями все задумывалось по-другому: они были уверены, что спустя шесть лет должны были звучать победные рапорты о новых свершениях. Свершений не получилось, поэтому результаты будут подводиться вынужденно скромно.

Читайте так же:  Страховые взносы в пфр для ип за себя

Как наказывали и грозили наказать за неисполнение майских указов

18 сентября 2012 года президент Владимир Путин раскритиковал проект бюджета на 2013–2015 годы , поскольку тот не позволял реализовать в полной мере майские указы. 19 сентября объявлен выговор трем министрам : главам Минрегиона Олегу Говоруну, Минобрнауки Дмитрию Ливанову и Минтруда Максиму Топилину. 17 октября Олег Говорун был отправлен в отставку . С двух других взыскание позже сняли.

[3]

В декабре 2012 года полпред президента Игорь Холманских раскритиковал челябинского губернатора Михаила Юревича за неисполнение указов президента, в том числе за низкие зарплаты в сфере образования. 15 января 2014 года Михаил Юревич покинул пост досрочно . Проблемы с исполнением майских указов назывались СМИ и экспертами в качестве одной из причин потери власти и другими губернаторами . В частности, главами Брянской области Николаем Дениным и Забайкальского края Равилем Гениатулиным.

7 мая 2013 года на совещании в Кремле Владимир Путин посетовал, что указы исполняются «на бумаге, а жизнь граждан не меняется». «Нужна публичная, политическая, персональная ответственность каждого из нас, в том числе каждого члена правительства»,— потребовал он. После совещания курировавший работу по контролю за исполнением указов вице-премьер Владислав Сурков покинул пост с формулировкой «по собственному желанию».

2 апреля 2014 года депутаты от «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект, предлагающий дополнить статью 293 УК («Халатность») ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение президентских указов , поручений и распоряжений. В качестве наказания предлагался штраф до 200 тыс. руб. или лишение свободы до трех лет. В июне законопроект был отозван.

Невыполнение майских указов

Уважаемый Владимир Владимирович! Здравствуйте! У нас в Сыктывкаре после повышения заработной платы, произошло снижение реальных доходов. Окладная часть зарплаты повысилась, а реального повышения не произошло.

Мы, коллектив скорой помощи, г Сыктывкара неоднократно обращались к Главе РК Гапликову, в МинЗдрав, в прокуратуру РК, но получаем только отписки. Просим Вас помощи в разборе данной ситуации. Сотрудники скорой помощи находятся в отчаянии, в коллективе скорой помощи сложилась социально напряженная обстановка! С 1-го августа главный врач решил нарушить федеральный закон и сделал психиатрическую бригаду не круглосуточную, а с 8 до 12 ночи, ссылаясь на то, что ему нечем платить нам зарплату.

Генеральная прокуратура России уличила правительство Александра Евстифеева в неисполнении «майских указов» Президента

А Евстифееву Указ не указ?

В Аппарате Президента России заподозрили возможное игнорирование Указов Президента РФ по обеспечению среднего уровня заработной платы учителей в Марий Эл. Правительству республики вместе с главой Марий Эл Александром Евстифеевым придется объяснить сотрудникам прокуратуры, почему в республике не выполняются поручения Владимира Путина.

Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации отреагировал на официальное обращение руководителя Межрегиональной приемной Председателя ЦК КПРФ Сергея Мамаева. Помощник Зюганова просил разобраться в ситуации с учителем детской школы искусств «Гармония» Екатериной Соколовой, объявившей голодовку в связи со снижением заработной платы. А заодно и пояснить, что происходит с зарплатами учителей в Марий Эл. Ведь, ранее педагоги жаловались, что в системе образования республики практикуются поборы, а показатели по зарплатам, которые были установлены Указом Президента России от 7 мая 2012 года, не достигнуты в республике.

В ответе, который пришел от главного федерального инспектора по Республике Марий Эл, сказано, что конфликт в школе искусств урегулирован, зарплату Екатерине Соколовой вернули на прежний уровень, а дисциплинарные взыскания сняты. Кроме того, обращение Мамаева было также переправлено в прокуратуру, чтобы исключить давление на Соколову со стороны сотрудников администрации Йошкар-Олы.

Также в аппарате полпредства ПФО подчеркивают, что урезая зарплату педагогам, в Марий Эл игнорируют Указы Президента Российской Федерации по обеспечению уровня заработной платы учителей до среднего по Республике Марий Эл. И факт возможного регулярного неисполнения поручений главы государства правительством Марий Эл тоже предстоит проверить прокуратуре. При этом глава Марий Эл не сможет свалить вину на предыдущее правительство, поскольку Указ не исполнялся и уже во время его правления. И именно Евстифеев проигнорировал обращение голодающей учительницы, перепоручив уладить конфликт чиновникам из администрации Йошкар-Олы, тем самым только ухудшив положение дел и даже подхлестнув конфликт.

Согласно документам, которые были предоставлены главному федеральному инспектору, видимо, министерством образования Марий Эл, средняя заработная плата учителей в республике должна быть 22 387 рублей. Также в 2018 году в региональном бюджете заложены средства на повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. Но это на бумаге и в красивых отчетах. А что же происходит на самом деле?

Судя по всему, чиновники администрации Йошкар-Олы сокращение зарплат не считают чем-то серьезным. Например, вице-мэр Йошкар-Олы Людмила Новоселова заявила, что каждый второй педагог в городе получает зарплату в 18 тысяч рублей. Кажется, что даже с гордостью заявила. Но ведь, согласно Указу Путина, их зарплата должна составлять минимум 22 387 тысяч рублей! Но что сказано — то сказано, и чиновница только подтвердила факт, что учителям на самом деле не доплачивают, и «майские указы» Путина действительно в Марий Эл цинично игнорируются. Только, похоже, что теперь правительству Марий Эл придется переписывать свои отчеты, а некоторым приготовиться к вопросам прокурора.

Невыполнение майских указов не вызвало резкой критики

Президент РФ Владимир Путин провел совещание по исполнению «майских указов»

В четверг президент Владимир Путин вместе с членами правительства, губернаторами и депутатами подвел итоги трехлетнего исполнения указов, направленных на улучшение жизни россиян и подписанных в день его инаугурации 7 мая 2012 года. По оценке президента, многое сделано для реализации задуманного. «Но по ряду направлений ощутимых результатов пока недостаточно», — заявил Путин.

План по валу указов

Путин недоволен жизнью

Накануне заседания в Кремле правительство отчиталось о состоянии исполнения поручений президента. Всего в указах, которые касаются социальной и экономической политики, содержится 218 поручений. «Из них к настоящему времени правительство должно было выполнить 168 поручений. Выполнено и снято с контроля 137 поручений — 81,5% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени», — говорится на официальном сайте кабмина.

На исполнении находится 81 поручение, в том числе невыполненные в установленные сроки, которые пришлось перенести. Из них в этом году должны быть исполнены 19 поручений, сейчас на рассмотрении президента находятся 11. Еще по 19 поручениям конечный срок исполнения не определен, по ним установлена ежеквартальная, полугодовая или годовая периодичность представления докладов. По оставшимся 43 сроки отчетов назначены на 2016–2020 годы.

Читайте так же:  Товары надлежащего качества не подлежащие возврату

«Объединенный народный фронт» и «Опора России» считают по-другому: они пришли к выводу, что 80% от всех поручений правительству, связанных с указами, не выполнены. А часть выполненных исполнены формально, с низким качеством.

Путин эту тему подхватил и развил, тем более что лидером ОНФ сам же он и является. Оправдываться кризисной ситуацией в экономике и санкциями Запада не получится, предупредил он членов правительства.

«У отдельных руководителей и на местах, и на федеральном уровне есть большой соблазн минимизировать задачи или вообще объяснить свою собственную неэффективность тем, что ситуация изменилась, и, таким образом, с себя ответственность снять», — попенял Путин.

Зарплаты принесут в жертву

Зарплаты поднять успели

Путин доволен выполнением поручения о росте зарплат бюджетников. Зарплаты учителей и работников культуры предполагалось довести до средней по региону, а врачей и ученых — превысить средний показатель вдвое.

Раскритиковал Путин реализацию трех указов — по линии Минтруда и Минздрава: «очень сложно и очень медленно» идет работа по созданию рабочих мест для инвалидов.

И если люди с ограниченными возможностями не могут найти применение своим силам, то здоровые трудятся кое-как: производительность труда по итогам прошлого года выросла всего на полпроцента, а в первом квартале этого года показатель «вообще ушел в минус». Между тем, согласно указу, к 2018 году производительность труда должна увеличиться в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 года. Это значит, что ежегодно россияне должны показывать чудеса трудового героизма — рост должен составлять 6% ежегодно.

Вторая проблема — почему-то жизненно важные лекарства не доходят до аптек и льготники не могут их получить неделями. Министр здравоохранения Вероника Скворцова при этом отчиталась, что Россия является лидером среди других стран по доступности аптек для населения. Получается, что аптек много, а лекарств нужных нет, сделал вывод Путин.

Он также обратил внимание на то, что Минздрав сократил на селе сеть фельдшерско-акушерских пунктов и, видимо, за счет этого сокращения у Минздрава получилось отчитаться о росте зарплат. «Это вообще недопустимо. Коллеги просто идут по пути наименьшего сопротивления: показать, что оптимизировали сеть, взяли то, что полегче, почикали там, и все», — сказал Путин.

Плоды примирения

В следующем году президент ждет от правительства выполнения указа о стопроцентном обеспечении местами в детсадах. Чтобы закрыть очереди, нужно еще 350 тыс. мест, деньги на это запланированы — 110 млрд руб., но власти не справляются с освоением средств, а бизнес в эту сферу идет неохотно, отмечали ранее участники Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ.

Обама рано радуется

Из открытой части заседания складывалось впечатление, что Путин готов доказать городу, миру и президенту США Бараку Обаме, окрестившему Россию «региональной державой», что отступать от майских указов не намерен. Несмотря на то, что принимались указы на пике экономического роста после кризиса 2008–2009 годов. Экономика тогда росла и чиновники говорили о процветании нации, которое вот-вот наступит. Темп роста ВВП, необходимый для этого, должен был составлять не менее 5% в год. При этом за первый квартал 2015 года ВВП России снизился на 2,2%, а по итогам года, прогнозирует МЭР, упадет примерно на 3%.

Признаки стагнации экономика России показала в 2013 году, затем нефть в очередной раз упала в цене. Санкции за Крым и ответное продуктовое эмбарго поставили реализацию майских указов и вовсе под вопрос. Первым забил тревогу Минфин. Еще в начале прошлого года министерство подсчитало, что исполнение указов обойдется более чем в 2 трлн руб. (531 млрд руб. в 2014 году, 726 млрд — в 2015-м и 849 млрд — в 2016-м). В этом году Минфин предложил оптимизировать расходы, связанные с некоторыми указами — на строительство дорог, на развитие Сибири и Дальнего Востока, и притормозить темпы индексации зарплат в бюджетной сфере.

Выполнить указы к 2018 году, как первоначально задумывалось, теперь уже вряд ли получится. Когда были деньги, реализацию указов тормозило правительство и регионы.

А теперь, когда правительство осознало, что указы действительно должны стать, по выражению Путина, смыслом и целью его деятельности, оскудел бюджет.

Экономика пагубного реализма

А для граждан у президента заготовлен другой «целевой ориентир». Уже не впервые Путин педалирует тему низкой производительности труда и опережающего роста зарплат россиян.

В декабре 2013 года проблема производительности труда обсуждалась на заседании Госсовета. Губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, докладывая о стимулировании производительности труда, сообщил, что Россия отстает от США по этому показателю: российский уровень — это 39% американского. У США есть специальная программа по поддержке реального сектора, машиностроения, напомнил Артамонов и предложил Путину позаимствовать из нее полезные идеи. «Не поможет, — отрезал Путин. — У нас экономика другая, валюта другая». Но тезис об уровне производительности труда сомнению не подверг. Не было сомнений у президента и в расчетах главы ФНПР (Федерация независимых профсоюзов России) Михаила Шмакова: если пересчитать производительность труда на ту зарплату, которую получают россияне, то она будет выше, чем в США, в 3–3,5 раза.

Видео (кликните для воспроизведения).

Получается, если майские указы в итоге не получится реализовать в полной мере, значит, россияне сами виноваты — плохо трудились: «Мы с вами понимаем, что это вообще ключевая вещь, от этого зависит все: и развитие экономики, обеспечение необходимых темпов ее роста, и, в конечном итоге, решение социальных задач», — предупредил Путин.

Источники


  1. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.

  2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  3. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
Специалисты зафиксировали неисполнение майских указов президента
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here