Отстранение от должности в связи с возбуждением уголовного дела

Важный материал в статье на тему: "Отстранение от должности в связи с возбуждением уголовного дела". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Об отстранении от должности и зачислении в распоряжение командира (начальника) воинского должностного лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело

(Мананников Д. Ю.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 7)

ОБ ОТСТРАНЕНИИ ОТ ДОЛЖНОСТИ И ЗАЧИСЛЕНИИ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА) ВОИНСКОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА, В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО ВОЗБУЖДЕНО УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

Мананников Д. Ю., юрист.

В настоящее время Главная военная прокуратура отмечает ежегодный рост преступлений среди военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Особенно вызывает тревогу доля преступлений, совершаемых офицерским корпусом. К примеру, в 2008 г. осуждено более 400 офицеров, в том числе 300 — старших. Среди них 76 командиров воинских частей. К уголовной ответственности привлечено 20 генералов. Помимо этого, на скамье подсудимых оказалось свыше 70 военных комиссаров и руководителей структурных подразделений военкоматов . Не случайно, как отмечает С. Н. Фридинский, распространенными преступлениями в Вооруженных Силах являются преступления коррупционной направленности. Среди них, например, можно назвать следующие преступления, за которые были привлечены к уголовной ответственности воинские должностные лица в 2008 г.: ——————————— Ямшанов Б. Офицерский состав преступлений // Рос. газ. 2009. 11 февр.

— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) (например, генерал-майор В. Белоусов, начальник ГУ МЧС по Алтайскому краю — незаконное получение квартиры в собственность; осужден в 2008 г. к двум годам лишения свободы условно ); ——————————— Коммерсант. 2008. 16 окт.

— превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) (например, генерал-лейтенант О. Райхман, заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению, средства, предназначенные для ремонта автомобильной техники, направлял на иные цели; осужден в 2008 г. к четырем годам лишения свободы условно, в качестве дополнительного наказания назначен штраф в размере 3 млн. руб. ); ——————————— Рос. газ. 2008. 23 дек.

— получение взятки (ст. 290 УК РФ) (например, генерал-майор В. Ф. Лахтюк, начальник ГУ МЧС по Свердловской области, осужден в 2008 г. к семи с половиной годам лишения свободы с лишением воинского звания и права занимать государственные должности в течение трех лет ); ——————————— Газета. Ру. 2008. 29 апр.

— вымогательство (ст. 163 УК РФ) (например, генерал-майор Б. Хавжоков осужден в 2008 г. к четырем годам лишения свободы условно ); ——————————— Рос. газ. 2008. 19 сент.

— присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ) (например, генерал-майор Е. Феоктистов осужден в 2008 г. к шести годам лишения свободы условно ); ——————————— Красная звезда. 2009. 10 февр.

— мошенничество (ст. 159 УК РФ) (например, генерал-лейтенант Е. Корнишин, заместитель командующего железнодорожными войсками, осужден в 2009 г. к пяти годам лишения свободы ); ——————————— Взгляд: деловая газета. 2009. 28 января.

— иные преступления. В целом за 2008 г. только коррупционные преступления воинских должностных лиц нанесли ущерб Российской Федерации на сумму свыше 2 млрд. руб. . ——————————— Ямшанов Б. Указ. соч.

Растущая офицерская преступность и продолжающееся реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации, связанное в первую очередь с их сокращением, зачастую приводят к массовому прохождению военной службы воинскими должностными лицами в распоряжении командиров (начальников). Так, генерал-лейтенант О. Райхман, который был приговорен к четырем годам лишения свободы условно, от своей должности был отстранен и находился в распоряжении командующего войсками ДВО до вынесения обвинительного приговора военного суда . ——————————— Михайлов И. Заместитель командующего военным округом по вооружению расходовал федеральные средства мимо цели // Коммерсантъ. 2008. 30 июня.

Из приведенного определения следует, что отстранение военнослужащего от должности может осуществляться в целях: 1) пресечения деяния, подпадающего под признаки состава преступления (в рамках уголовно-процессуального производства — ст. 111 УПК РФ); 2) пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения (в рамках дисциплинарного производства как меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке — п. 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации , п. 5 приложения N 6 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации). ——————————— Более подробно об этом см.: Ковалев А. С. Отстранение военнослужащего от должности как мера государственного принуждения: основания, порядок, правовые последствия применения // Право в Вооруженных Силах. 2007. N 1. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.

Кроме того, следует признать в настоящее время и недостаточную организацию взаимодействия органов военного управления с органами прокуратуры и военными судами. Неслучайно статс-секретарь — заместитель Министра обороны Российской Федерации Н. Панков в своих указаниях от 13 января 2009 г. N 173/1/11 потребовал совершенствования деятельности на данном направлении. Одновременно с этим указывалось на необходимость ускорения процесса вынесения соответствующих решений по уголовным делам в отношении военнослужащих в целях представления необходимых материалов в соответствующие кадровые органы . ——————————— Указания статс-секретаря — заместителя Министра обороны Российской Федерации Н. Панкова от 13 января 2009 г. N 173/1/11.

Вопрос: При введении новой системы оплаты труда гражданского персонала обнаружил, что мне был определен более низкий тарифный разряд, чем по ранее действовавшему Приказу Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130. К кому обращаться за взысканием разницы в заработке? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 7)

Читайте так же:  Ответственность за доведение до самоубийства

Вопрос: При введении новой системы оплаты труда гражданского персонала обнаружил, что мне был определен более низкий тарифный разряд, чем по ранее действовавшему Приказу Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 130. К кому обращаться за взысканием разницы в заработке?

В. И.Ковалев Профессор Военного университета, заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

Отстранение военнослужащего от должности как мера государственного принуждения: основания, порядок, правовые последствия применения

(Ковалев А. С.) («Право в Вооруженных Силах», 2007, N 1)

ОТСТРАНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО ОТ ДОЛЖНОСТИ КАК МЕРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: ОСНОВАНИЯ, ПОРЯДОК, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

А. С. Ковалев, адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, капитан юстиции.

Отстранение от должности — мера пресечения нарушения воинской дисциплины или преступления, применяемая в крайних, не терпящих отлагательства случаях, т. е. когда очевидно не только несоответствие лица занимаемой должности, но и то обстоятельство, что его дальнейшее пребывание в занимаемой должности несовместимо с исполнением служебных обязанностей, поскольку им причинен или высока вероятность причинения имущественного ущерба или нематериального вреда интересам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов . ——————————— Статья 50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб., 2003. С. 140.

Статья 114. Временное отстранение от должности

СТ 114 УПК РФ

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 114 Уголовно-процессуального кодекса

1. В соответствии с предписаниями комментируемой статьи временное отстранение от должности, как мера процессуального принуждения, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, который находится на свободе. По своему содержанию данная мера процессуального принуждения заключается во временном недопущении лица к выполнению своих трудовых (служебных) обязанностей в пределах срока предварительного следствия.

2. В соответствии с законом к должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях. Необходимость отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности определяется тем, что должностное лицо может:

1) воспрепятствовать порядку производства предварительного следствия (воздействовать на потерпевших или свидетелей, состоящих в его подчинении);

2) изъять и уничтожить документы, хранящие следы преступления и имеющие силу доказательств;

3) воспрепятствовать надлежащему исполнению приговора военного суда.

Временное отстранение от должности производится по постановлению судьи по месту предварительного расследования. Суд принимает такое решение по ходатайству следователя, согласованному с руководителем следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора, в течение 48 часов с момента поступления ходатайства. Суд вправе отказать в удовлетворении по основаниям, указанным в законе. Постановление судьи во всех случаях должно быть мотивированным.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы и приводится в исполнение руководителем соответствующего органа, для которого решение судьи является обязательным. В случае если необходимость в применении данной меры отпадает (например, должностное лицо уволено с государственной службы, доказало свое безупречное поведение в ходе производства по делу, прекратило трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию и т.п.), временное отстранение от должности отменяется постановлением дознавателя, следователя. Подозреваемый или обвиняемый, временно отстраненный от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации.

Отстранение от должности в связи с возбуждением уголовного дела

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected]. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Постановление Верховного Суда Республики Дагестан от 25 сентября 2013 г. по делу N 22-1538 (ключевые темы: подозреваемый — производство по уголовным делам — инвалиды I группы — временное отстранение от должности — лекарственные средства)

Постановление Верховного Суда Республики Дагестан от 25 сентября 2013 г. по делу N 22-1538

Верховный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего Курбанова М.М.

с участием прокурора Насимова Ш.М.

адвоката Ибрагимовой С.Н.

при секретаре Испагиеве А.А.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Омарова З.Л. в интересах подозреваемого ФИО1 на постановление судьи Хасавюртовского городского суда РД от 03 августа 2013 года о временном отстранении ФИО1, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 159 , ч.1 ст. 286 УК РФ, от занимаемой должности главного специалиста-эксперта правового отдела МРИ ФНС N17 г. Хасавюрта РД.

Читайте так же:  Договор купли-продажи между резидентами РФ за границей: правовые аспекты

Заслушав доклад судьи Курбанова М.М., выступление адвоката Ибрагимовой С.Н., поддержавшей апелляционную жалобу и просившей постановление судьи как незаконное отменить, мнение прокурора Насимова Ш.М., полагавшего постановление судьи оставить без изменения, суд апелляционной инстанции

В своей жалобе адвокат Омаров З.Л. просит постановление судьи как незаконное и необоснованное отменить. Свои доводы мотивирует тем, что законных на то оснований для временного отстранения от должности его подзащитного, не имеется. Выводы суда о том, что он, исполняя свои служебные обязанности, может оказать давление на свидетелей, или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, основаны на предположениях и не подтверждены материалами дела. ФИО1 в силу своих служебных полномочий не имеет какое-либо влияние и доступ к работе с предпринимателями, поскольку это не входит в круг его полномочий. На иждивении ФИО1 находятся супруга — инвалид первой группы, которая нуждается в постоянном уходе с большими материальными затратами на приобретение дорогостоящих лекарств, и сын инвалид с детства. Отстранение ФИО1 от должности негативно скажется на материальном положении семьи.

В судебном заседании адвокат Ибрагимова С.Н. выступила по доводам апелляционной жалобы, и по основаниям, изложенным в жалобе, просила отменить постановление судьи. Выводы суда о том, что он, исполняя свои служебные обязанности, может оказать давление на свидетелей, или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, основаны на предположениях и не подтверждены материалами дела. ФИО1 в силу своих служебных полномочий не имеет какое-либо влияние и доступ к работе с предпринимателями, поскольку это не входит в круг его полномочий. На иждивении ФИО1 находятся супруга — инвалид первой группы, которая нуждается в постоянном уходе с большими материальными затратами на приобретение дорогостоящих лекарств, и сын инвалид с детства. Отстранение ФИО1 от должности негативно скажется на материальном положении семьи.

Прокурор Насимов Ш.М., не согласившись с доводами апелляционной жалобы и выступлений стороны защиты, просил оставить постановление без изменения. У следствия есть основания полагать, что ФИО1, находясь на занимаемой им должности, может склонить свидетелей, в основном являющихся предпринимателями, к даче выгодных ему показаний, помешать установлению истины по делу, может продолжать заниматься преступной деятельностью. Об оказывании давления на свидетелей указывает и тот факт, что ФИО8 и ФИО9 в ходе их допроса отказались от ранее данных объяснений.

Заслушав выступление сторон, проверив материал, и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит постановление судьи законным, обоснованным и мотивированным.

В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 111 и статьей 114 УПК РФ в целях обеспечения установленного данным Кодексом порядка уголовного судопроизводства по постановлению суда к подозреваемому или обвиняемому может быть применена мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности. Она подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на занимаемой им должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Суд исследовал все необходимые для решения данного вопроса обстоятельства и не усмотрел оснований для отклонения ходатайства следователя.

При решении вопроса о временном отстранении ФИО1 от должности, судом учтены положения ст. 114 УПК РФ и в постановлении приведены конкретные фактические обстоятельства, на основании которых принято решение. Выводы суда основаны на представленных суду органами следствия материалах, которые были исследованы в ходе судебного заседания.

Как видно из представленных материалов, ФИО1 является должностным лицом — государственным инспектором отдела камеральных проверок межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N17 г. Хасавюрта РД.

Основанием временного отстранения обвиняемого от должности явилось обоснованное предположение, что при исполнении ФИО1 своих трудовых обязанностей он может воспрепятствовать порядку производства предварительного расследования — воздействовать на свидетелей и потерпевших, в основном которые являются индивидуальными предпринимателями, или иным способом воспрепятствовать производству по делу.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для того, чтобы давать иную оценку тем фактическим обстоятельствам, которыми судья руководствовался при принятии решения.

Судебное решение о временном отстранении обвиняемого от должности основано на объективных данных, содержащихся в представленном материале, отвечает требованиям ч.4 ст. 7 УПК РФ и, вопреки доводам жалобы, принято в соответствии с положениями ст.ст. 111 , 114 УПК РФ, с соблюдением всех норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих порядок временного отстранения лица, привлеченного к уголовной ответственности, от должности.

Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих за собой отмену постановления, в том числе по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.13 , 389.20 и 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

постановление судьи Хасавюртовского городского суда РД от 03 августа 2013 года о временном отстранении ФИО1 от занимаемой должности, оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката Омарова З.Л. — без удовлетворения.

Комментарий к СТ 114 УПК РФ

Статья 114 УПК РФ. Временное отстранение от должности

Комментарий к статье 114 УПК РФ:

1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

Читайте так же:  Приказ о создании резерва по отпускам образец

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. ком. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует цель не только предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен генеральный директор ОАО, обвиняемый в преступном злоупотреблении полномочиями ;

———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 15-О-О.

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашнего ареста (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

Видео (кликните для воспроизведения).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. Смотрите ком. к ст. 108.

7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.

8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в его Определении от 16.07.2009 N 967-О-О, решения суда о применении мер принуждения превентивного характера должны исполняться немедленно после их вынесения вне зависимости от их обжалования в вышестоящем суде.

10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. ком. к п. 8 ч. 2 ст. 131.

11. Кроме комментируемой статьи процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. Смотрите ком. к ст. 158.

Отстранение от должности в связи с возбуждением уголовного дела

Подозреваемое в нарушении законодательных норм лицо, на которое заведено уголовное дело, может быть временно ограничено в осуществлении своих функциональных обязанностей. Однако, процедура отстранения от должности в связи с возбуждением уголовного дела достаточно серьезная и требующая действий строго в рамках правового поля. Речь о ней пойдет далее.

Нормативная регламентация процедуры

Основной статьей, на которую ссылаются при отстранении подчиненного в ходе предварительного расследования обстоятельств правонарушения, является ст. 114 УПК РФ.

В ее первой части акцентируется внимание на основаниях и порядке применения данной меры. В частности, указывается, что прибегать к ней можно только при соответствующем ходатайстве следователя или судебного дознавателя, которые должны заручиться согласием руководства следственных органов или прокурора.

Во второй части подчеркивается, что принятие решения судебной инстанцией по прошению следователя должно произойти в течение всего двух дней.

Если оно – положительное, постановление, как отмечается в ч.3 ст. 114 УПК РФ, высылается на адрес работы лица для вручения непосредственному руководителю. Он, в свою очередь, обязан привести документ в исполнение.

Читайте так же:  Нужно ли менять свидетельство о собственности при изменении паспортных данных? Ответы и рекомендации

Обратите внимание – поскольку отстраненное лицо временно не способно себя обеспечивать, ему положено пособие.

В ситуации, когда необходимость во временном отстранении отпадает, дознаватель или следователь вправе оформить постановление на отмену подобной меры. Об этом пишется в ч.4 названной статьи.

Пятая часть посвящена рассмотрению случаев отстранения от должности высшего должностного лица российского субъекта. Прошение об этом направляется Генпрокурором лично Президенту, у которого есть 2 дня на принятие решения о разрешении или запрете на использование подобной меры.

Условия и порядок временного отстранения от должности

Данная мера может применяться в отношении:

  • представителей власти или лиц, временно или по полномочию выполняющих организационно-представительские функции;
  • административных лиц, работающих в госорганах или некоммерческих учреждениях;
  • военных.

Прибегнуть к ней можно, если есть угроза того, что виновный:

  • совершил противоправный поступок;
  • воспрепятствует расследованию дела, оказав давление на свидетелей, находящихся в его подчинении;
  • уничтожит бумаги и другие улики, относящиеся к делу;
  • воспользуется своим положением и связями, чтобы иным образом помешать проведению расследования;
  • проигнорирует приговор военного суда.

Определенными нюансами сопровождается отстранение от должности работника правоохранительных органов. Чтобы прибегнуть к нему, сотрудник должен:

  • быть замечен на рабочем месте в неподобающем виде (в состоянии опьянения или под действием наркотиков);
  • провалить профподготовку;
  • перестать иметь допуск к гостайне.

Как указывалось ранее, постановление о временном отстранении утверждается судом и передается руководству виновного. Оно обязует нерадивого подчиненного незамедлительно покинуть рабочее место и направиться домой.

[2]

Чтобы ситуация развивалась таким образом, следователь или дознаватель ходатайствуют в суде об использовании подобной меры. Исходя из перечисленных в их прошении оснований, судья принимает решение, убедившись, что существуют причины считать лицо преступником.

Вместе с ходатайством подаются:

  • бумаги, подтверждающие статус подозреваемого;
  • процессуальные бумаги, подтверждающие необходимость отстранения;
  • документ, инициирующий уголовное дело.

Особенности судебного процесса

Прошение может рассматриваться как единолично судьей, так и на судебном заседании, в котором разрешено участвовать и провинившемуся лицу при наличии соответствующего желания.

Во втором случае судья заслушивает точки зрения всех участников процесса, после чего удаляется для принятия решения. Если оно положительное, оформляется постановление. Этот документ фиксирует причины необходимости использования данной меры, и составляется в 5 экземплярах. Первый следует подшить к делу, второй передается в судебно-контрольное производство, третий – прокурору, расследующему дело, четвертый отсылается руководителю провинившегося лица, а последний отдается ему на руки.

Права временно отстраненного гражданина

За исключением того, что лицо отстраненно от выполнения своих функций, оно больше не ограничено ни в каких своих правах. Следовательно, он вправе свободно перемещаться, контактировать с другими лицами, а также ежемесячно получать пособие (равное МРОТ), поскольку не может себя обеспечить.

[1]

Обратите внимание – исключение составляет ситуация, когда наряду с отстранением используются иные меры пресечения либо лицо относится к особой категории. Так, у работника правоохранительных органов изымается табельное оружие и удостоверение.

Его окончательный размер определяется судьей. Получать средства работник может либо в кассе, либо на банковскую карту в течение месяца с даты вынесения судебного постановления.

Кроме того, гражданин по-прежнему числится в штате, может взять подработку или даже открыть свой бизнес.

Случаи отмены отстранения

Работник восстанавливается в должности и возвращается к выполнению своих задач только после снятия всех подозрений.

Также необходимость данной меры пропадает после вынесения обвинительного приговора. Тогда лицу избирается наказание, соразмерное виду и тяжести правонарушения, оно увольняется без возможности дальнейшего восстановления.

Временное отстранение перестает быть актуальным и при освобождении лица от госслужбы или его увольнении по причине выхода на пенсию. По распоряжению следователя оно аннулируется. Впрочем, в отношении лица может быть избрана иная мера.

В завершении, отстранение отменяется, когда дело закрывается.

Подытоживая вышенаписанное, можно сказать, что все основные сведения касательно освобождения лица от его должностных обязанностей в связи с подозрениями в правонарушении содержит ст. 114 УПК РФ. Согласно ей, к данной мере прибегают для предотвращения влияния гражданина на ход расследования посредством его связей и положения.

Иванова И.И. занимала должность завкафедры бухучета и аудита в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

По представлению следователя, вынесенного по расследуемому уголовному делу, административным распоряжением она была отстранена от работы.

С таким положением вещей Иванова И.И. не согласна, поскольку постановление может вынести и направить руководству исключительно судья (ст. 114 УПК РФ). кроме того, ей предъявлено обвинение в совершении преступления, исключающее, в силу абзаца 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ, отстранение от работы.

В связи с этим она просит суд признать приказ об отстранении незаконным и безосновательным, восстановить ее в должности, а также взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула.

Позиция ответчика следующая. Администрация бюджетного образовательного учреждения считает приказ законным, поскольку ею исполнялось представление следователя, и ссылается на ст. 331.1 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан отстранить от педагогической работы подчиненного при получении соответствующих сведений от правоохранительных органов на весь период времени до устранения предпосылок к отстранению (ст. 76 ТК РФ). Заработная плата за период отстранения не выплачивается.

Информация, поступившая от следственного органа, свидетельствует о том, что Иванова подвергается уголовному преследованию по признакам преступления, относящегося к умышленным тяжким преступлениям.

Обвинение в совершении преступлений небольшой тяжести было предъявлено Ч. после издания приказов об отстранении от работы. В связи с этим ответчик полагает, что иск не подлежит удовлетворению.

Судом установлено наличие трудовых отношений между сторонами. В качестве причины для отстранения указано представление Следственного управления, листок нетрудоспособности.

С приказами об отстранении Иванова была ознакомлена и согласна, о чем свидетельствует ее подпись в них.

Как следует из представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, следователем предложено рассмотреть вопрос об отстранении (увольнении) работника. Данная процедура определяется нормами уголовно-процессуального законодательства.

Читайте так же:  Как растаможить автомобиль законным способом

Согласно п. 10 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, принять решения о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. Правомочен только суд. В отношении истицы данная процедура не применялась. Ссылка ответчика на ст. 331 ТК РФ судьей считается необоснованной, ведь администрация может отстранить работника только в случае, если он совершил преступление, указанное в абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 331 ТК РФ. Преступление, в совершении которого подозревалась истица, относится к гл. 30 УК РФ и не входит в перечень, предусмотренный данными абзацами.

Как следует из справки к обвинительному заключению, в отношении Ч. избрана мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке, а также предъявлено обвинение в преступлении.

Таким образом, исковые требования истицы удовлетворяются: приказ работодателя об отстранении от работы признается незаконным, Иванова восстанавливается в должности и получает средний заработок за время вынужденного прогула.

[3]

Может ли работодатель издать приказ об увольнении со дня фактического отстранения

от занимаемой должности в связи с возбуждением уголовного дела в отношении работника?

Отстранение и возбуждение уголовного дела не являются основаниями для расторжения трудового договора

С уважением к Вам, Филатов Евгений Павлович.

Возбуждение уголовного не является основания для расторжения трудового договора, до вступления в законную силу приговора уволить не можете.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)

«»ТК РФ, Статья 83. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

«»Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

«»4) осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 07.03.2017, с изм. от 16.03.2017) (с изм. и доп., вступ. В силу с 30.03.2017)

«»УПК РФ, Статья 114. Временное отстранение от должности

«»1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

Временное отстранение от должности: вопросы исполнения в уголовном процессе (Баландюк О.В.)

Дата размещения статьи: 16.02.2017

Временное отстранение от должности является одной из мер уголовно-процессуального принуждения. Закрепление ее в отдельной главе Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также распространение судебного контроля не разрешило всех проблем, возникающих в ходе реализации. Большее внимание в юридической литературе уделено другим вопросам: основаниям применения , процессуальному порядку рассмотрения ходатайства о ее применении , законности и обоснованности вынесенных судебных решений . В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть механизм исполнения временного отстранения от должности.
———————————
Колоколов Н.А. Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ) // Российский следователь. 2010. N 17. С. 6 — 8.
Желтобрюхов С.П. Временное отстранение подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности // Российская юстиция. 2012. N 9. С. 35 — 38.
Колоколов Н.А. Временное отстранение от должности: критерии законности и обоснованности судебного решения // Уголовное судопроизводство. 2014. N 3. С. 3 — 6.

Определенные сложности в правоприменительной деятельности вызывают ситуации, когда лицом, временно отстраненным от должности, является сам руководитель организации (учреждения или предприятия) . В этом случае представляется целесообразным направлять копию решения, предусмотренного ст. 114 УПК РФ, исполняющему обязанности руководителя, временно отстраненного от должности, либо руководителю вышестоящей организации, а при его отсутствии возложить контроль за надлежащим его исполнением на стадии предварительного расследования — на орган, в производстве которого находится уголовное дело, на стадии судебного производства — на судебных приставов — исполнителей.
———————————
Данная проблема в юридической литературе обозначена Б.Б. Булатовым (Булатов Б.Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве: Монография. Омск, 2003. С. 175, 313), Р.Г. Бикмиевым (Бикмиев Р.Г. Временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого в уголовном судопроизводстве: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2015. С. 307).

Видео (кликните для воспроизведения).

Литература

Источники


  1. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.

  2. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
  4. Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 1999. — 272 c.
  5. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
Отстранение от должности в связи с возбуждением уголовного дела
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here