Разделение рабочего дня на части

Важный материал в статье на тему: "Разделение рабочего дня на части". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Prom-Nadzor.ru

Доплата за разделение рабочего дня на части

В соответствие со ст. 105 ТК РФ разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени.

Так как условия работы в данном случае отличаются от нормальных, то трудовое законодательство обязывает работодателя установить для таких работников соответствующие доплаты (ст. 149 ТК РФ).

Случаи, в которых возможно разделение рабочего дня на части

Рабочий день может быть разделен на части:

  • при особом характере труда;
  • при производстве работ интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.

Для отдельных категорий работников данный вопрос регулируется отраслевыми нормативными актами:

  • для работников метрополитена, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров, а также при проведении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) – «Положением об особенностях рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена» утв. Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63;
  • для работников отделений связи, непосредственно занятых обслуживанием населения – «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы» утв. Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112;
  • для водителей трамваев и троллейбусов – «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» утв. Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127;
  • для водителей автобусов на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах – «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15;
  • для работников, осуществляющих управление воздушным движением судов гражданской авиации, работников плавающего состава судов внутреннего речного транспорта – «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ» утв. Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139.

Размер доплата за разделение рабочего дня на части

В настоящий момент размер доплат не регулируется законодательством. Исключение составляют следующие категории работников:

  • женщины, работающие в сельской местности (если рабочий день разделен на части) – повышенная на 30 процентов оплата труда (п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 на основании ст. 423 ТК РФ);
  • работники ряда организаций ЖКХ, сферы бытового обслуживания (если рабочий день разделен на части) – доплата не менее 30% от тарифной ставки (пп. «и» п. 2.8.2.1 «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017 — 2019 годы»);
  • руководители структурных подразделений железных дорог для руководителей структурных подразделений железных дорог – доплата до 30% от тарифной ставки или оклада (п. 4.4 «Положения об оплате труда работников филиалов ОАО «Российские железные дороги», утв. Решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004).

В остальных случаях размер доплаты устанавливается работодателем самостоятельно с учетом специфики и характера работы.

В тоже время необходимо отметить что отсутствие доплат, равно как установление режима разделенного дня для работников без должного обоснования будет служить поводом для привлечения работодателя к административной ответственности (предусматривающей получение крупных штрафов).

Оформление локальных нормативных актов

При установлении для отдельных категорий работников графика, разделенного на части рабочего дня работодатель должен разработать и утвердить соответствующий приказ (или иной локальный нормативный акт), в котором необходимо указать:

  • категории работников, в отношение которых вводится разделение рабочего дня на части;
  • количество и продолжительность частей рабочего дня;
  • количество и продолжительность перерывов;
  • размер доплат за разделение рабочего дня на части;
  • дата, с которой положения данного приказа вступаю в силу.

В тех случаях, когда разделение рабочего дня устанавливается для работников лишь на определенный срок, то в приказе необходимо указать дату начало и окончания данного периода.

Перед утверждением текст приказа должен быть согласован с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Статья 105 ТК РФ. Разделение рабочего дня на части

Новая редакция Ст. 105 ТК РФ

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к Статье 105 ТК РФ

Разделение рабочего дня на части регулируется статьей 105 Трудового кодекса РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения (например, на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли). При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 114 Трудового кодекса РФ).

Читайте так же:  Геннадий онищенко советует пенсионерам жить чуть-чуть впроголодь

Другой комментарий к Ст. 105 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает как условия применения режима работы с разделением рабочего дня на части, так и порядок введения такого режима.

2. Условиями применения режима работы с разделением рабочего дня на части являются особый характер труда либо производство работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены). Графики с разделением рабочего дня на части применяются в основном в организациях, обслуживающих население, например, для водителей городского пассажирского транспорта, для некоторых работников торговли.

3. Трудовой кодекс не определяет продолжительности ни отдельных частей рабочего дня, ни перерывов между ними. Эти вопросы должны решаться локальным нормативным актом о введении разделения рабочего дня на части, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. При этом общая продолжительность рабочего дня (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы, установленной для работников правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором.

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 105 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 105 ТК РФ

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

См. Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день, утвержденный приказом Минсвязи РФ от 8 сентября 2003 г. N 112

Статья 105 ТК РФ. Разделение рабочего дня на части

Ст 105 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к статье 105 ТК РФ:

1. Статья 105 ТК РФ устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия — общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат.

3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127, определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

[3]

Разделение рабочего дня на части

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected]. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Читайте так же:  Кадровый потенциал организации

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Работодатель планирует установить режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, для механиков по транспорту.
В каких случаях возможно установление режима рабочего времени, предусматривающего разделение рабочего дня на части?
Необходимо ли предупреждать об этом работника за два месяца?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Режим рабочего времени, предусматривающий разделение рабочего дня на части, вводится в определенных случаях: на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).
О предстоящем разделении рабочего дня на части работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения такого режима рабочего времени при его изменении в порядке, установленном ст. 74 ТК РФ.
При заключении с каждым из указанных в вопросе работников дополнительных соглашений к трудовому договору в порядке, установленном ст. 72 ТК РФ, двухмесячный срок предупреждения соблюдать не нужно.

К сведению:
В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому работникам, рабочий день которых разделен на части, устанавливают доплату компенсационного характера.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

1. Комментируемая статья закрепляет право работодателя на установление режима разделения рабочего дня на части, которое реализуется при следующих условиях:

— особый характер труда в организациях (например, осуществление педагогической работы в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников; в животноводстве — это доение, кормление животных, уход за больными животными и другие схожие работы);

— производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, в организациях транспорта).

2. Применение режима разделения рабочего дня на части возможно при соблюдении требования — общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

3. Предоставив право работодателю на установление режима разделения рабочего дня на части, все остальные вопросы регулирования такого режима законодатель отнес к сфере локального регулирования.

4. Локальный нормативный акт о разделении рабочего дня на части принимается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Полагаем, что вопросы применения режима разделения рабочего дня на части могут рассматриваться как самостоятельным локальным нормативным актом, так и правилами внутреннего трудового распорядка.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. На уровне организации определяется:

— на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы;

— должности работников с режимом разделения рабочего дня на части;

— величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними;

— срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др.

6. На практике работникам с режимом разделения рабочего дня на части устанавливаются доплаты компенсационного характера.

7. В отношении некоторых категорий работников регулирование режима разделения рабочего дня на части получает закрепление в подзаконных нормативных правовых актах министерств.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены:

Читайте так же:  Как обжаловать заочное решение суда: статья 237 ГПК РФ

— начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп;

— операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты;

— сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи;

— почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств;

— телефонисты переговорных пунктов;

— электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС;

— телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденным приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127, определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через четыре часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более шести часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 27 марта 2006 г. N 69, установлено, что в исключительных случаях в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием обучающихся, воспитанников (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных учреждениях), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня в пределах установленной нормы часов, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа либо по согласованию с ним может вводить для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах воспитанников школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых коллективным договором*(54).

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденным приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63, определено: работникам, непосредственно связанным с обслуживанием пассажиров, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. При этом устанавливается один перерыв продолжительностью более двух часов либо два перерыва продолжительностью не менее одного часа каждый. Порядок и место предоставления указанных перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, время предоставления и конкретная продолжительность указанных перерывов устанавливаются графиками сменности*(55).

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

Комментарий к статье 105

1. Статья устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт). Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия — общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы.

Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др. Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат.

3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день. В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утв. Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127, определено, что водителям с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между частями рабочего дня (смены) при разделении рабочего дня (смены) на части в дневное время должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, в ночное время — не более 6 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительной ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены). Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте, оборудованном для отдыха водителей.

Читайте так же:  Онлайн-обучение иглоукалыванию: эффективный лифтинг лица без операций

Разделение рабочего дня на части

В ст. 105 ТК РФ говорится о том, что при выполнении работ особого характера, а также работ, имеющих различную интенсивность труда в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части. Но при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать продолжительность ежедневной работы. Разделение рабочего дня на части должно производиться работодателем путем издания локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Содержание действующего законодательства позволяет выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным разделение рабочего дня на части.

Во-первых, требуется доказать издание приказа о разделении рабочего дня на части полномочным представителем работодателя с соблюдением процедуры учета мнения профсоюза, действующего в организации. Полномочным представителем работодателя при издании данного приказа выступает лицо, имеющее такие полномочия в соответствии с учредительными документами.

Издание локального нормативного правового акта о разделении рабочего дня на части без прохождения процедуры учета мнения профсоюза организации, а также отказ от учета изложенных в таком мнении мотивов являются основаниями для его признания недействующим в судебном порядке.

Во-вторых, требуется доказать законность и обоснованность издания локального нормативного акта о разделении рабочего дня на части. Закон связывает введение данного режима работы с особым характером работы либо с изменением интенсивности труда в течение рабочего дня (смены). В связи с чем законным может быть признан приказ, в котором указаны конкретные особенности работы, которые вызывают необходимость разделения рабочего дня на части. Особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня. Например, весьма сложно убирать служебные помещения в присутствии сотрудников. В связи с чем рабочий день по уборке помещений может быть разделен на части. Первая часть рабочего дня может протекать до начала работы в организации, а вторая — после его окончания.

Законным основанием для разделения рабочего дня на части названо изменение интенсивности труда в течение рабочего дня (смены). В связи с чем законным может быть признан приказ о разделении рабочего дня на части, в котором конкретно указаны промежутки рабочего дня (смены), требующие наиболее интенсивной работы. Характерным примером использования данного основания является работа городского пассажирского транспорта.

Для признания приказа полномочного представителя работодателя обоснованным особый характер работы, требующий разделения рабочего дня на части, либо изменение интенсивности работы в течение рабочего дня (смены) должны быть подтверждены относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами. В качестве доказательств в данном случае могут быть использованы инструкции о выполняемых работниками трудовых обязанностях, сведения о потоке пассажиров в течение рабочего дня.

В-третьих, разделением рабочего дня на части признается установление приказом работодателя перерыва или перерывов в течение рабочего дня (смены), продолжительность которых превышает два часа. Перерыв в течение рабочего дня, не превышающий двух часов, в соответствии со ст. 108 ТК РФ признается перерывом для отдыха и питания. Поэтому установление перерыва в течение рабочего дня продолжительностью более двух часов признается разделением рабочего дня на части.

При разделении рабочего дня на части также используется поденный учет рабочего времени, поскольку ст. 105 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить соблюдение установленной нормы часов работниками с данным режимом труда ежедневно. Следовательно, любое превышение данной нормы должно признаваться работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ режим труда относится к числу существенных условий трудового договора. Следовательно, разделение рабочего дня на части приказом работодателя при отсутствии условия об этом режиме работы в трудовом договоре, заключенном с работником, следует признавать изменением существенных условий трудового договора. Такие изменения могут быть произведены работодателем с согласия работника, то есть после внесения соответствующих изменений в заключенный с ним трудовой договор либо с соблюдением порядка, предусмотренного в ст. 73 ТК РФ для изменения существенных условий трудового договора.

Разделение рабочего дня на части создает неудобства для работников, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. В связи с чем в локальных актах целесообразно предусматривать доплаты работникам, выполняющим трудовую функцию с данным режимом труда.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Необходимость разделения рабочего дня на части

Интенсивность трудовой деятельности может различаться в зависимости от времени суток. Если перепады интенсивности значительны, актуальным становится внедрение разделения дня.

Что собой представляет разделение рабочего дня?

Разделение рабочего дня – это раздробление смены на ряд частей, между которыми полагаются перерывы. Продолжительность рабочего времени не должна превышать установленные нормативы. Данная форма труда регулируется статьей 105 ТК РФ. Она регламентирует:

  • Основания для введения такого графика.
  • Максимальную длительность рабочего времени.

В ТК изложены только самые общие принципы разделения. Однако в кодексе отсутствуют разъяснения касательно количества отрезков в рабочем дне, их продолжительности. Все это устанавливается на усмотрение работодателя. График должен быть вписан во внутренние нормативные акты. Как правило, смена разделяется на две части. Если перерыв между ними составляет меньше 2 часов, рабочий день будет стандартным. Время отдыха предназначается для приема пищи. Если же перерыв больше 2 часов, смену можно признать разделенной. Если требуется, количество этих отрезков может быть большим. Число перерывов зависит от особенностей конкретной работы.

ВАЖНО! Разделенный день не признается сменной работой. Данные формы труда регулируются различными нормативными актами.

Читайте так же:  Увольнение по договору гпх

ВНИМАНИЕ! Отдельные нюансы раздробленного дня устанавливаются частью 1 статьи 100 ТК РФ.

В каких случаях имеет смысл разделять рабочий день?

Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много. Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать. То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации. Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:

[2]

  • Особая специфика деятельности.
  • Работа с разной интенсивностью, которая изменяется в течение смены.
  • На предприятии присутствует соответствующий внутренний акт, согласованный с профсоюзом.
  • Невозможность работать на протяжении всего рабочего дня. К примеру, офисное помещение невозможно прибирать в присутствии сотрудников. В этом случае уборщица переходит в середине смены. На это время работникам полагается перерыв.

ВАЖНО! Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

[1]

Особенности перерывов

Перерывы между отрезками трудового дня оплачиваться не будут. Количество их зависит от усмотрения работодателя. Существуют профессии, перерывы для которых регламентируются отраслевыми актами:

  • Участники судов гражданской авиации.
  • Водители трамваев и троллейбусов, автобусов.
  • Сотрудники железнодорожного транспорта, которые обслуживают служебные вагоны.
  • Сотрудники метрополитена, которые занимаются обслуживанием пассажиров.
  • Люди, работающие в образовательных учреждениях в случае, если ученики пребывают там круглосуточно.
  • Сотрудники связи.
  • Люди, которые занимаются уходом за животными.
  • Служащие субъектов Спецстроя.
  • Сотрудники наземного электрического ТС.

Специфика раздробления рабочего дня не должна нарушать права трудящихся. Это правило оговорено в части 2 статьи 329 ТК РФ. Если разделение регулируется нормативными актами отрасли, работодатель должен учесть это при установлении графика.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы ввести раздробление дня, работодатель должен получить согласие профсоюза, а затем составить внутренний акт. Если профсоюз отсутствует, при разработке графика нужно ориентироваться на мнение трудящихся. Если сотрудники против раздробления, однако работодатель настаивает на своем, следует обратиться в трудовую инспекцию.

Что будет с обеденным временем?

Лица с разделенным рабочим днем не лишаются права на обеденный перерыв. Данное право регламентируется частью 1 статьи 108 ТК РФ. Длительность обеда составляет от 30 минут до 2 часов. Время перерыва на обед может присоединяться к времени перерыва между частями смены. Данное правило установлено частью 1 статьи 108 ТК РФ.

Доплата за раздробление дня

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  • Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  • Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  • Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.

Ответственность работодателя за уплату компенсации в меньшем размере

Если работодатель устанавливает меньший размер компенсации, работнику нужно пойти с жалобой в Государственную инспекцию труда (ГИТ). На основании жалобы ГИТ предъявляет работодателю предписание об исправлении нарушений, что оговорено статьей 357 ТК РФ. Проводится проверка. Если в процессе ее обнаружены правонарушения, то на работодателя накладывается штраф:

  • Для должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей.
  • Для ЮЛ – от 30 до 50 тысяч рублей.

Данные штрафы установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Как осуществляется налогообложение?

Рассмотрим компенсации с точки зрения налогообложения:

  • Средства учитываются для налогообложения, что оговорено в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
  • Входят в состав трат на оплату деятельности работников в целях исчисления налогов. Это актуально при УСН.
  • Компенсации облагаются налогом на доходы ФЛ.
  • Из них вычитаются страховые взносы.

Следовательно, начисляемые компенсации не снижают налоговую нагрузку.

Порядок разделения рабочего дня

Что делать работодателю, если он желает раздробить рабочий день? Актуален следующий порядок действий:

  1. Разработка внутреннего нормативного акта, который будет регламентировать порядок разделения.
  2. Направление локального акта в профсоюз. Получение от него разрешения на раздробление.
  3. Утверждение внутреннего акта.
  4. Ознакомление сотрудников с новым распорядком дня. Подробное разъяснение им всех нюансов нововведения.
  5. Заключение с трудящимися дополнительного соглашения, в котором оговорено раздробление.
Видео (кликните для воспроизведения).

На основании этого порядка можно сделать вывод о том, что работодатель не может установить раздробленный день единолично. Потребуется получить все разрешения. Профсоюз должен убедиться в том, что нововведения никак не нарушают права сотрудников.

Источники


  1. Смоленский, М. Б. Теория государства и права для студентов вузов / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2014. — 256 c.

  2. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.

  3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
  4. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
Разделение рабочего дня на части
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here