Россия планирует увеличить производительность труда

Важный материал в статье на тему: "Россия планирует увеличить производительность труда". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Россия планирует увеличить производительность труда

В Липецкой области повышением производительности труда занялись 11 местных предприятий. Об этом сообщает ГТРК «Липецк». Мероприятия проводятся в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Планируется, что в 2019 году в программу войдут не менее 17 местных предприятий. В настоящее время отбор для участия в национальном проекте продолжается.

Производительность труда на липецких предприятиях планируется увеличить главным образом за счет ликвидации потерь и применения технологии бережливого производства, сообщил начальник управления экономики администрации Липецкой области Сергей Курбатов.

Главной задачей нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» является ускорение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики России до пяти процентов в год к 2024 году.

Они смогут воспользоваться специальными мерами государственной поддержки. Это, к примеру, займы под 1% на техперевооружение и модернизацию, налоговые льготы и гранты. Сейчас продолжается отбор предприятий для участия в национальном проекте.

В программу могут войти компании, которые работают в разных отраслях — обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство и другие. Задача — ускорить рост производительности труда до 5% в год уже к 2024 году.

[3]

Сергей Курбатов, начальник управления экономики администрации Липецкой области:

«Планируется увеличивать производительность труда на предприятиях, главным образом, за счет ликвидации потерь и применение технологии бережливого производства. Есть несколько путей, среди которых приобретение нового оборудования, вложение в технологии. Это темы отдельных проектов и отдельных направлений. Мы сосредоточены, главным образом на том, чтобы увеличить производительность именно за счет применения бережливых технологий производства и устранения очевидных потерь».

Темпы и особенности реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» обсудили участники семинара, который состоялся сегодня в администрации региона. Представители АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» рассказали руководителям 30 липецких предприятий о мерах, предусмотренных нацпроектом.

Липецкая область входит в число пилотных субъектов, где реализуется данный национальный проект. В 2019 году создан региональный центр компетенций в сфере производительности труда, эксперты которого работают вместе с коллегами из федерального центра.

Предприятиям региона открыт доступ к специальным мерам поддержки: льготным займам на техперевооружение, льготным кредитам, грантам, налоговым преференциям, программе поддержки автоматизации и использования цифровых технологий, экспортному акселератору для выхода на новые рынки сбыта. Кроме того, предприятия, участвующие в программе, могут воспользоваться адресной поддержкой по оптимизации производственных процессов и переобучению сотрудников по лучшим мировым методологиям повышения производительности, что позволит изменить культуру производства.

«Самое ценное на предприятии – люди. Адресная поддержка это уникальная возможность для компании за счёт бюджета переобучить сотрудников и таким образом усовершенствовать производство и увеличить размер оплаты труда», – подчеркнул начальник управления по макрорегиону АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» Игорь Пешев.

Ещё одна важная задача проекта – повышение производительности труда за счёт применения бережливых технологий. Причём в различных сферах: образование, медицина, сельское хозяйство, промышленность, транспорт, ЖКХ, строительство. По данным Федерального центра компетенций первая волна перехода на бережливое производство показала положительные результаты. Более 70% предприятий показали рост производительности труда в среднем на 10%. Время протекания процессов снизилось примерно на 50%. По 12 программам было переучено около двух тысяч сотрудников предприятий.

В Липецкой области в настоящее время ведётся работа с хозяйствующими субъектами по вхождению в программу. Подписаны соглашения с 11 организациями. Целевой показатель для региона на 2019 год – 17 компаний. Также в рамках проекта до конца года более 500 сотрудников региональных предприятий пройдут переобучение.

Участниками нацпроекта могут стать предприятия базовых не сырьевых отраслей с объёмом выручки от 400 млн до 30 млрд рублей в год, с долей участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном капитале юридического лица не выше 25%. Для включения в программу предприятию необходимо оставить заявку на сайте производительность.рф.

«Включение в национальный проект придаст дополнительный импульс развитию предприятий. Мы стремимся к тому, чтобы липецкие компании повышали свою производительность, улучшали условия труда для людей и увеличивали заработную плату», – отмечает врио главы региона Игорь Артамонов.

Минкомсвязи РФ планирует повысить производительность труда в сфере СМИ на 25% за шесть лет

ЧЕЛЯБИНСК, 11 сентября. /ТАСС/. Минкомсвязи РФ намерено увеличить производительность труда людей, работающих в сфере СМИ, на 25% в течение ближайших шести лет. Об этом сообщил во вторник на форуме региональных СМИ в Челябинске замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексей Волин.

«В сфере СМИ сегодня занято в общей сложности 500 тыс. человек, в среднем на одного занятого приходится выработка 1 млн рублей в год. Это на 10% меньше, чем в среднем по стране. В целом по индустрии мы хотим добиться увеличения производительности труда на 25% за шесть лет. Это задача действительно амбициозная, но тем не менее позволит нам обеспечить развитие», — сказал замминистра.

Кроме того, по словам Волина, в ближайшие шесть лет министерство ставит перед собой задачу поднять уровень цифровой грамотности в стране до 75%, который сейчас составляет примерно 59-60%.

«СМИ в цифровой грамотности заинтересованы, потому что одним из главных показателей медиаграмотности является умение обращать внимание на то, что является источником информации, умение отличать верифицированные источники от неверифицированных. СМИ — верифицированный источник. Развитие цифровой грамотности создает для нас конкурентное преимущество перед теми, кто СМИ не является», — пояснил он.

V Всероссийский форум региональных СМИ «Траектория смысла: региональные СМИ на пути к эффективности и конкурентоспособности» проходит в Челябинске 11-14 сентября.

МЭР хочет повысить производительность труда в России

Москва, 30 августа — «Вести.Экономика». Министерство экономического развития России разработало меры по повышению производительности труда, пишут «Ведомости».

Как отмечает издание, этот план может стать частью предвыборной программы президента РФ Владимира Путина, документ планируется обсудить на президиуме президентского совета по приоритетным проектам.

Тема повышения производительности труда уже была в майских указах президента 2012 г., однако достичь необходимых результатов не удалось, поскольку темпы роста производительности снижались.

[1]

Сейчас же в МЭР считают, что повышение производительности труда добавит к росту ВВП от 0,15 процентного пункта в 2018 г. до 1 процентного пункта в 2021 г. Необходимые законы должны быть приняты к 15 марта 2018 г.

Пакет мер состоит из нескольких частей: первая предполагает улучшение условий для всего бизнеса, вторая — для пилотных проектов, где будут участвовать специально выбранные компании.

Первого планируется добиться за счет создания федерального центра компетенций, снижения административных барьеров и стимулирования производительности. Второго — за счет финансовой помощи со стороны государства.

Читайте так же:  Как оспорить кадастровую стоимость

Ко всему прочему в МЭР подготовили пакет налоговых мер, включая расширение оснований для получения налогового кредита и снижение его ставки.

В Минэкономразвития считает, что в этом году есть 6 потенциальных участников программы в регионах, в следующем их будет 10. Специалисты ведомства отбирали возможных участников «исходя из потенциала повышения производительности в обрабатывающей промышленности, доли занятых в ней», заключило издание.

Россия планирует увеличить производительность труда

Одним из национальных проектов России на 2019 год является увеличение показателей производительности труда.

По планам экспертов эта цифра должна ежегодно расти примерно на 5%. Добиться поставленных результатов предполагается путём особых производственных технологий, электронных процессов и переподготовки кадров. Речь идёт о несырьевых отраслях экономики.

Более крупные предприятия на всей территории России для большей эффективности деятельности модернизируют производство и организуют переподготовку работников. В этих же целях много внимания уделяется поддержке занятости и повышению эффективности рынка труда. Целевые показатели модернизации в регионах разнятся по цифрам и зависят от индивидуальных особенностей и базовых показателей экономики в целом.

Бери больше, кидай дальше

В Минэкономразвития поняли, как повысить производительность труда

Максим Орешкин. Фото РИА Новости

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам министр экономического развития Максим Орешкин представил новую программу «Повышение производительности труда и поддержка занятости».

Не прошло и пяти лет

Вообще-то задачу повысить производительность труда в полтора раза поставил Президент России Владимир Путин ещё в 2012 году в одном из своих майских указов. Срок — к 2018 году. За шесть месяцев до контрольной даты министр Орешкин представил — нет, не программу, а всего лишь её проект, подчеркнув, что паспорт документа будет готов в августе, а собственно программа запущена осенью.

Экономика растёт, доходы людей падают

Но как же планирует Минэкономразвития повышать производительность труда? Из объяснений министра Орешкина следует, что программа призвана «внедрять принципы бережливого производства», «повышать квалификацию персонала и эффективность систем и процессов», «оптимизировать логистику» и так далее. Отдельное направление — снижение безработицы и переквалификация невостребованных кадров.

Все слова и формулировки, бесспорно, правильные. И абсолютно не дают понять, как конкретно государство будет стимулировать частные (да и государственные) компании наращивать производительность в условиях рынка. Он же в соответствии с официально принятой монетаристской идеологией сам по себе является непревзойдённым стимулом для того, чтобы совершенствовать квалификацию рабочей силы и находить максимально эффективные решения для увеличения выпуска конкурентоспособной продукции.

Впрочем, Орешкин перечислил некоторые мероприятия: готовить программы повышения производительности труда на отдельных предприятиях, предусматривая соответствующее переобучение сотрудников; изменить налоговое законодательство, чтобы стимулировать приём высвобождаемых работников; упрощать лицензирование образовательных центров на предприятиях и так далее.

Цена информации

Лишними эти меры, конечно, не будут. Однако смогут ли они достичь главной цели — вывести уровень производительности труда на мировой уровень или останутся средством, чтобы в случае необходимости МЭР отчитался — поручение президента выполнили, деньги освоили?

Ведь производительность труда связана не только и не столько с образованием или степенью занятости кадров, а прежде всего с новейшими оборудованием, технологиями, материалами, фундаментальными научными разработками, которые позволяют многократно увеличить отдачу от конкретного работника. Феодальный крестьянин был ограничен в производительности собственными физическими возможностями, рабочий при раннем капитализме — производительностью паровой машины.

В Советском Союзе, кстати, вкладывали громадные средства в автоматизацию и информатизацию производства, что позволило в послевоенный период сократить отставание от производительности труда в США с 70 до 30 процентов по пяти основным секторам экономики. Переход к либеральной модели в отечественном варианте привёл к тому, что к 2016 году средний российский работник вырабатывал на 74 процента меньше, чем его американский коллега, в частности, в сельском хозяйстве соотношение составляет 17 тысяч против 109 тысяч долларов в год. И не по причине недостаточной квалификации или природной лени: инвестиции в основное производство, в том числе и в новейшее оборудование, из года в год падают, загрузка мощностей в базовых отраслях промышленности составляет 40-60 процентов: реальному сектору экономики невыгодно вкладывать деньги в обновление мощностей, да их и нет вследствие жёсткой антиинфляционной политики Центробанка. Монетизация экономики составляет всего 40 процентов против, к примеру, 180 процентов в Китае.

На итоговый показатель производительности крайне негативно влияют и неэффективные траты госбюджета — 2,5 триллиона рублей, и то, что министерства и ведомства, запрашивая громадные суммы на развитие, по данным Счётной палаты, в первом квартале 2017 года использовали их в лучшем случае на треть. А ведь перечисленные негативные факты в компетенции как раз Минэкономразвития и могут служить критериями, насколько профессионально и обоснованно специалисты министерства готовят перспективные планы-прогнозы развития, контролируя возможности и запросы отраслевых ведомств. Те же 2,5 триллиона рублей неэффективных трат, будь они реализованы в конкретных промышленных мощностях, могли бы повысить выработку среднестатистического работника примерно на 50 000 рублей в год, одновременно позволив обновить основные фонды (средний износ которых 60-70 процентов при сроке службы тридцать и более лет).

Вот темы и направления, соответствующие стратегическому статусу Минэкономразвития как главного организатора и координатора теории и практики экономического развития страны. Пока же, похоже, производительность труда будут повышать по принципу «бери больше, кидай дальше», вовлекая в этот захватывающий процесс под привлекательными лозунгами и формулировками «временно незанятых граждан» и осваивая 29 миллиардов бюджетных рублей.

Производительность труда в стране хотят поднять при помощи бюрократии

Чтобы догнать развитые страны, РФ должна ускоряться не на 5, а на 20% в год

Средне-Волжский механический завод одним из первых включился в работу по повышению производительности труда. Фото со страницы Министерства промышленности и торговли Самарской области в Twitter

Национальный проект по повышению производительности труда и поддержке занятости – один из самых дешевых для бюджета. За шесть лет на него планируется потратить около 52 млрд руб. Львиная доля этих средств пойдет на адресную поддержку повышения производительности на отдельных предприятиях – участниках программы. По плану властей, этих средств должно хватить, чтобы уже с 2024 года производительность труда в России росла на 5% в год. Однако расчеты оператора нацпроекта Федерального центра компетенций (ФЦК) говорят о том, что как и сама производительность труда, так и ее вклад в рост экономики может не оправдать ожиданий.

Если смотреть на структуру источников финансирования нацпроекта, то львиная доля (45,7 млрд руб.) будет выделена из федерального бюджета, 0,8 млрд должны будут вложить регионы РФ, и еще 5,6 млрд пойдут из внебюджетных источников.

Нацпроект содержит три федеральных проекта, из которых на первый – «Системные меры по повышению производительности труда» – планируется направить 5,5 млрд руб. Он, в частности, должен включать снижение административных барьеров, повышение доступа предприятий к финансированию, утверждение специальных мер по поддержке экспорта.

На второй проект – «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» – планируется выделить уже 12,7 млрд руб. Повышать эффективность российского рынка труда власти надеются за счет «планирования спроса на трудовые ресурсы, обеспечения переобучения высвободившихся кадров и поддержки граждан в трудоустройстве».

Читайте так же:  Отпуск без сохранения заработной платы

Третий проект требует самого солидного финансирования. На адресную поддержку повышения производительности труда на предприятиях истратят почти 34 млрд руб. за весь срок действия программы. Оказываться эта поддержка будет непосредственно на предприятии, где «создаются индивидуальные решения по росту производительности труда за счет устранения различных видов потерь», объясняет оператор федеральной программы «Федеральный центр компетенций».

Для того чтобы участвовать в проекте, предприятиям необходимо соответствовать ряду критериев. В частности, объем годовой выручки должен составлять от 400 млн до 30 млрд руб.; потенциал роста производительности труда на предприятии должен быть не ниже 10%; они должны принадлежать к четырем базовым несырьевым отраслям (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт и строительство); доля иностранного капитала не должна превышать 25%.

Основная же задача нацпроекта – ускорение темпов роста производительности на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей с 1,4% в 2018 году до не менее 5% в год к 2024-му. В целом за шесть лет в программе адресной поддержки должны принять участие не менее 10 тыс. средних и крупных предприятий.

Однако если в целом по РФ, согласно планам властей, производительность труда должна расти на 5% в год, то для 10 тыс. участников адресной поддержки критерии более жесткие. За первый год вхождения в программу они должны увеличить этот показатель на 10%, за второй – на 15%, за третий – на 30% (накопленным итогом). Причем поставленных целей должны достичь 95% участников, надеются в ФЦК. Ориентир оператора – в среднем производительность труда компаний-участников должна увеличиться на 22,4% к 2024 году.

В ФЦК признают, что в итоге показатели могут оказаться заметно ниже. Разброс оценок роста к 2024 году составляет от 7 до 34%. И в случае низкого роста производительности (30% участников) общий вклад в рост производительности в РФ окажется уже около 0,2%.

Сам ФЦК действует с конца 2017 года, и в первый год к проекту присоединилось семь регионов, в 2018-м – еще девять. В текущем году к проекту должны присоединиться еще 19 субъектов РФ. Однако как изменилась производительность труда на предприятиях-участниках, в ФЦК пока не знают. «По прогнозам самих компаний, 70% из них в среднем покажут рост производительности на 10%», – уверен гендиректор ФЦК Николай Соломон.

При этом эксперты неоднократно подчеркивали сложность достижения поставленных целей. «Производительность труда в России остается на уровне, который в развитых странах был достигнут в 1980-х годах, то есть 30–40 лет назад», – признавал глава Счетной палаты Алексей Кудрин. «Выработка на одного работающего у нас примерно 23 долл. на час. Даже в Турции уже в 1,5 раза больше, у американцев примерно в три раза больше», – сетовал он.

Иностранные специалисты ранее фиксировали отставание РФ по росту производительности от основных стран. Так, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) среднегодовой темп прироста производительности труда составлял в течение последних шести лет более 2%, а в РФ – менее 0,5%. И, чтобы догнать страны ОЭСР, Россия должна увеличивать показатель в среднем на 20% ежегодно (см. «НГ» от 05.02.19).

Фактически это же признают и в самой компании – операторе нацпроекта. «Роста производительности труда в среднем на 5% в год недостаточно, чтобы войти в пятерку (стран по объему экономики по паритету покупательной способности. – «НГ»)», – говорит Николай Соломон. При этом он подчеркивает, что при текущих показателях и 5-процентный рост производительности труда выглядит амбициозной задумкой.

Сдержанно оценивают задумки властей по ускорению производительности и эксперты «НГ». «Добиться производительности труда и ее повышения – это сложная, многофакторная задача. Не надо рассчитывать, что это можно сделать буквально сегодня-завтра или в течение нескольких лет», – говорит профессор РАНХиГС Александр Щербаков.

Аналитик компании «Финам» Алексей Коренев обращает внимание на то, что пока какой-либо корреляции между данными Росстата и количеством участников в федеральном проекте не наблюдается. «В 2018 году рост производительности труда составил 1,5% после роста на 2% в 2017 году. Ускорение начнется только с 2020 года, когда производительность вырастет на 1,8%. Вопрос: 16 регионов в программу добавилось – производительность улучшилась? Нет, она упала. И в текущем году, как уверяет Росстат, упадет, хотя количество регионов, участвующих в программе, еще увеличится», – указывает он. По его мнению, производительность труда вообще не может расти за счет программ, предусматривающих освоение бюджетных средств и последующие отчеты о том, куда потрачены деньги и сколько регионов в этом приняли участие.

«Производительность труда зависит от эффективности производств. А она, в свою очередь, включает в себя огромное количество параметров – начиная от изношенности и качества оборудования, использования современных высокотехнологичных процессов, профессиональных компетенций персонала и управленцев на всех уровнях и заканчивая элементарной конкуренцией. А какая может быть конкуренция, если львиная доля отечественного товара и услуг производится на госпредприятиях, которым не надо бороться за выживание?» – задается вопросом эксперт.

Прежде всего России не хватает законодательной стабильности и хороших законов, которые бы учитывали интересы бизнеса, а не только государства, продолжает управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова. «Какой-то эффект от работы ФЦК будет. Но работа ФЦК тоже обходится в круглую сумму, и конечный эффект не может быть больше, чем если бы гражданам дали свободно зарабатывать в стабильной среде», – рассуждает она.

«Три основных фактора роста производительности труда – материально-технические, организационно-экономические и социально-психологические. Самым важным является первая группа факторов. Основной вопрос на повестке дня – технологическая революция. Обновление основных фондов! Переучиваться надо под современную технику! Закупать нужно только оборудование и технологии последнего поколения! Иначе деньги опять уйдут в песок», – считает доцент Российского экономического университета им Плеханова Фарида Мирзабалаева.

Пока что речь скорее идет о сокращении пауз и ускорении процесса труда, что конечно важно, но это не повышение интенсивности труда, сомневается гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Повышением производительности труда должны быть озабочены сами предприятия, особенно в частном секторе. Здесь простой расчет – рост производительности ведет к снижению удельных затрат и делает компанию более конкурентоспособной», — отмечает управляющий директор агентства B&C Марк Шерман. ФЦК является структурой, которая должна выявить конкретные точки для изменения ситуации и дать направление развития правительству в ближайшие годы, считает эксперт компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский. «Его работа должна иметь конкретный вид не только по фокусу направления изменений, но и отмечать ответственность конкретных принимающих решения лиц. Только выявление проблемы, ресурсов для ее решения, самого решения и определения итогов позволит произвести затраты на этот проект с максимальной эффективностью», — полагает он.

«Чтобы добиться серьезного роста производительности труда, конечно очень важно принятие национального проекта. Это даст возможность простимулировать интерес к повышению производительности труда, как со стороны компаний, так и со стороны федеральных и региональных властей», — полагает доцент Российского экономического университета им Плеханова Людмила Иванова-Швец. Но принятия и выделения даже таких финансовых средств недостаточно. «Важно заинтересовать в желании повышать производительность труда все организации во всех сферах деятельности», — подчеркивает она.

Читайте так же:  Правила привлечения к уголовной ответственности

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Минэкономразвития попросит 29 млрд руб. на повышение производительности труда в РФ

Ведомство предлагает за 9 млрд руб. нанять для региональных компаний консультантов по качеству труда, а потом за 20 млрд руб. пристроить уволенных от оптимизации

Видео (кликните для воспроизведения).

Москва. 29 июня. INTERFAX.RU — Минэкономразвития представило проект программы повышения производительности труда в России. Об этом в четверг пишет газета «Ведомости».

Как отмечается, оптимизация труда — один из немногих источников ускорения экономического роста в текущих демографических условиях. У программы будет две задачи: повысить производительность труда и помочь тем, кого в процессе этого повышения уволят.

Минэкономразвития создает этот проект, поскольку президент РФ Владимир Путин в 2012 году поручил увеличить производительность труда в 1,5 раза. Тогда были оговорены сроки — сделать это необходимо до 2018 года. Минэкономразвития на программу просит 29 млрд руб. из бюджета до 2020 г. Большая часть денег пойдет на решение проблемы безработицы.

Как будут повышать

Повышать производительность труда хотят по всей стране, но в несколько этапов, и начнут с избранных регионов. Сначала выберут пять, а в 2018 и 2019 гг. – по 10, далее их число будет увеличиваться.

В каждом отберут компании, которым бюджет наймет консультантов по повышению производительности труда. Их список надо будет одобрить, но в основном это компании из большой четверки аудиторов — PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. Они проанализируют эффективность компании и предложат кратко-, средне- и долгосрочные меры.

«Почему за аудиторов и экспертов для частных компаний заплатит бюджет? Потому что в эксперимент войдут средние компании, а у них денег на это нет», – объясняет упоминаемый газетой федеральный чиновник. Критерии выбора – выручка до 30 млрд руб. и большой потенциал к повышению эффективности. Предполагается, что компании будут софинансировать программу.

Первый этап

Краткосрочные меры – это те, что позволят быстро увеличить производительность труда. Долгосрочные меры требуют серьезных капиталовложений. Денег из бюджета не будет, но компании, участвующие в программе, будут иметь приоритет в очереди за деньгами институтов развития: и Фонда развития промышленности, и ВЭБа, и Российского экспортного центра, сказал источник издания. Деньги на инвестиции могут появиться и от инвестиционного налогового кредита. Инструмент уже есть, но не работает – Минэкономразвития предлагает упростить выдачу кредита.

Для того, чтобы эффект от эксперимента ощутили не только избранные компании, но и остальные, будет создан центр компетенций на базе ВЭБа – платформа, на которой будут собирать лучшие практики повышения производительности труда.

Второй этап — трудоустроить уволенных

Второй этап – помочь компаниям пристроить уволенных. На это потребуется около 20 млрд руб. за три года и еще около 10 млрд в 2020 г. Предполагается, что к этому времени проект примет уже масштабный характер.

Работодатели, которые нанимают сотрудников, уволенных из отобранных предприятий, получат налоговые преференции – так они смогут компенсировать часть заработной платы нанятых и расходы на их переезд. Чтобы у уволенных не было стресса, для них придумают новую форму увольнения – просто через перевод на новые предприятия.

Оценкой квалификации, профориентацией уволенных займутся сотрудники служб занятости – их квалификацию Минэкономразвития также хочет повысить.

Трудовое законодательство должно стать гибким, говорится в презентации Минэкономразвития, но как именно – не сказано.

Планируется ввести электронный договор, электронную трудовую книжку. Законодатель планирует создать условия для частичной и удаленной занятости. Обещают отменить избыточные требования по числу и квалификации сотрудников – например, сейчас на металлургических предприятиях в шахтах лифта должен быть лифтер, при этом система уже давно автоматизирована, поясняет чиновник. А чтобы повысить мобильность уволенных, будет строиться арендное жилье по всей стране, в том числе через инфраструктурную ипотеку.

Власти РФ планируют повысить эффективность труда на 30% к 2025 году

Правительство планирует увеличить производительность труда на 30% к 2025 году, данная мера затронет порядка 20 тыс. российских предприятий. Добиться этого можно будет благодаря дополнительному образованию сотрудников и росту инвестиций в экономику страны, сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в прошлом году россияне производили $23,9 валового внутреннего продукта в час. Средний показатель по ОЭСР — $52 в час. При этом время, проводимое россиянами на работе, одно из максимальных — 1974 часа.

Внимание правительства на низкую эффективность труда в России неоднократно обращал президент Владимир Путин. Он предложил кабмину провести ревизию нормативно-правовой базы, убрать лишние барьеры, мешающие формированию современного рынка труда, а также создать дополнительные стимулы для компаний. Тем самым Россия существенно сократит разрыв в производительности труда со странами-конкурентами.

Согласно программе, которую разработало Минэкономразвития, около 20 тыс. российских предприятий должны будут выполнять мероприятия по повышению производительности труда в течение восьми лет. Предполагается, что регионы проведут аудит системы занятости, по результатам которого будут разработаны меры, направленные на решение проблем, в частности, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы.

  • Печаль 0
  • Радость 0
  • Гнев 0
  • Удивление 1
  • Восторг 1

Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

Минэкономразвития назвало регионы-лидеры нацпроекта по производительности труда

ЯРОСЛАВЛЬ, 3 октября. /ТАСС/. Белгородская, Нижегородская, Самарская области, Пермский край и Республика Татарстан на данный момент являются лидерами по реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», сообщил в четверг журналистам заместитель министра экономического развития РФ Петр Засельский на форуме «День промышленности Ярославской области».

«Если называть явных лидеров — Белгородская область, Самарская область, Пермский край, Татарстан, Нижегородская область. Все сильно зависит от того, когда регион вступил в программу, есть регионы, которые вступили в программу раньше», — сказал Засельский.

Как рассказал журналистам глава Федерального центра компетенций (ФЦК, один из исполнителей нацпроекта) Николай Соломон, в нацпроекте сейчас участвуют более 600 предприятий из 36 регионов России. По его словам, сотрудники ФЦК передают компаниям опыт применения инструментов бережливого производства, что положительно сказывается на объеме производимой продукции.

«Мы сейчас вместе с министерством экономического развития разрабатываем ту самую формулу, которая максимально четко отражала бы влияние этого проекта на экономику России в целом. Напомню, при инвестициях около 60 млрд рублей на все время реализации, предположительно, если 70% компаний-участников проекта, а это около 7 тыс. предприятий, достигают роста производительности труда на 30% за три года, то это примерно дополнительно 3 трлн рублей ВВП», — сказал Соломон.

Нацпроект «Повышение производительности труда и поддержка занятости» является дальнейшим развитием одноименного приоритетного проекта, который реализовывался с 2017 года. Ключевой целью нацпроекта является ускорение роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики (обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт, торговля и строительство) до 5% в год к 2024 году против 1,4% в 2018 году. Куратором нацпроекта выступает министр финансов Антон Силуанов, руководителем проекта — министр экономического развития Максим Орешкин.

Читайте так же:  Усыновление ребенка одиноким мужчиной: правовые аспекты и возможности в России

Путин поставил задачу увеличить производительность труда в России

Москва, 1 марта. Президент России в ходе обращения к Федеральному собранию в Манеже заявил, что необходимо увеличить производительность труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе.

«Необходимо добиться, чтобы производительность труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей, а это промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, росла темпами, не ниже 5% в год», — отметил российский лидер.

По его словам, это позволит к концу следующего десятилетия выйти на уровень ведущих экономик мира. Как подчеркнул Путин, повышение производительности труда — это рост заработных плат, а значит и потребительского спроса, что, в свою очередь, является дополнительным драйвером для развития экономики.

Как ускорить экономику за счет повышения производительности труда

Проблема производительности труда в России

Сегодня Россия в два раза отстает по производительности труда от стран с развитой экономикой. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2016 г. в России произведенный ВВП за час отработанного времени составил $23,7, при том что в среднем один работник отработал 1974 часа. Для сравнения: средний уровень произведенного ВВП за час отработанного времени в странах – членах ОЭСР составил $47,1, при этом в среднем один работник отработал за год всего 1765 часов.

В 2017 г. количество отработанных одним работником часов в России выросло до 1980. А вот существенного роста в денежном выражении, судя по индексу производительности труда Росстата, достичь не удалось: он составил лишь 1,5% к 2016 г. в целом по стране.

Еще в 2009 г. эксперты McKinsey Global Institute в исследовании «Эффективная Россия. Производительность как фундамент роста» выявили три основные группы проблем, определяющих отставание России от развитых стран по производительности:

1. Неэффективная организация труда.

2. Устаревшее оборудование и неэффективные технологии

3. Структурные особенности российской экономики.

[2]

Структурные особенности экономики. Роль базовых несырьевых отраслей

Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» предполагает обеспечить к 2024 г. рост производительности на средних и крупных предприятиях несырьевых отраслей на уровне не менее 5% в год. Это пять отраслей: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, транспорт, торговля и строительство.

Традиционно в России наиболее успешно развиваются ориентированные на экспорт предприятия сырьевого сектора. У них есть возможность привлекать инвестиции в развитие технологий производства, новое оборудование, внедрение инноваций.

Однако сырье и сырьевые товары – лишь одно из начальных звеньев цепочки производства конечных продуктов. На каждом этапе цепочки формируется добавленная стоимость, и чем больше конечных продуктов производится на территории страны, тем больше ВВП. На долю пяти базовых несырьевых отраслей приходится 41% ВВП России, по данным за 2017 г., в них трудятся 40,5 млн человек (56% от общего числа занятых). Между тем на долю добывающего сектора приходится лишь 9% ВВП, там трудятся 1,1 млн человек (2% занятых).

Производительность труда – как температура у больного: это индикатор общего состояния здоровья и эффективности предприятия, отрасли, страны. Для сравнения: по уровню производительности труда Россия в сельском хозяйстве более чем в два раза отстает от развитых стран, в обрабатывающих производствах – более чем в три раза. А в сфере добычи полезных ископаемых она находится в целом на уровне развитых стран.

Сокращение разрыва с развитыми странами в несырьевых отраслях, с учетом их вклада в ВВП, позволит существенно ускорить темпы роста экономики. Тем более что несырьевые отрасли обладают гораздо бóльшим потенциалом повышения производительности труда, чем сырьевые. Помимо наращивания объемов производства при сохранении уровня затрат рост производительности труда является залогом увеличения доходов населения.

Эффект без больших инвестиций

При этом производительность можно увеличить за счет способов, не требующих существенных инвестиций со стороны предприятий и государства. Один из них – внедрение на предприятиях культуры бережливого производства и системы непрерывного совершенствования процессов.

Широко распространено мнение, что эти инструменты лишь немного помогут в решении проблемы неэффективной организации труда, однако международный и отечественный опыт промышленных лидеров говорит об обратном: начать решать проблему низкой производительности надо именно с организации производственных систем и внедрения производственной культуры среди сотрудников предприятия. А уже затем рассматривать целесообразность инвестиций в обновление основных фондов и модернизацию оборудования.

Участники национального проекта, которым руководит министр экономического развития Максим Орешкин, уже доказали, что инструменты бережливого производства позволяют повысить производительность на 10-30% в первый год их внедрения. В рамках проекта на предприятиях-участниках каждый день работают эксперты федерального или одного из региональных центров компетенций, которые показывают, как повысить эффективность за счет внедрения инструментов бережливого производства, и вместе с сотрудниками реализуют эти меры на практике.

В качестве примера можно привести «Полипласт Новомосковск», который за первый год участия проекте по итогам 2018 г. планирует увеличить производительность труда на 20% за счет сокращения на 40% времени, затраченного на доработку продукции. На Средне-Волжском механическом заводе производительность труда должна вырасти на 15%: такого результата предприятие достигнет за счет выстраивания потока единичных изделий и организации многостаночного обслуживания. На Суксунском оптико-механическом заводе производительность труда вырастет, как ожидается, на 12%. Помимо успешного пилотного проекта на предприятии тиражируется полученный опыт (разработанные стандарты производственных ячеек, выравнивание загрузки операторов по номенклатуре и объему, поставки комплектующих по тянуще-восполняющей системе) на другие производственные потоки, что должно обеспечить рост производительности и в будущем.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Занимательная арифметика, или Что не так с программой повышения производительности

Как стимулировать рост производительности не на словах, а на деле

Производительность труда в нашей стране самая низкая в Европе. В 2008 году Правительство всерьез озаботилось ее повышением. Послание Владимира Путина Федеральному собранию, концепция долгосрочного развития страны и, наконец, приоритетная программа «Повышение производительности труда и поддержка занятости», все они ставят одну задачу – повысить этот показатель в разы и войти топ-5 экономик мира. Однако рост не оправдывает ожидания, и производительность труда в России остается недопустимо низкой. Разберемся, в чем же дело.

Отправная точка

Производительность труда измеряется количеством продукции, которую работник выпускает за какое-либо время при определенном уровне затрат.

В 2008 году Правительство РФ, выполняя поручение президента, создало концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. Планировалось, что на первом этапе ее реализации (к 2012 году) будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы:

  • увеличение продолжительности жизни – на 2,5 года;
  • рост ВВП – 137-138%;
  • рост производительности труда –140-141%.

К 2020 году целевые показатели должны достигнуть следующих значений:

  • увеличение продолжительности жизни – на 2 года;
  • рост ВВП – 164–166%;
  • рост производительности труда – 171–178%.

Другими словами, с 2008 по 2020 год производительность труда в России должна вырасти на 311–319%, или увеличиться в три с лишним раза, что не соответствует требованию Президента (достичь четырехкратного роста за 12 лет), но хотя бы демонстрирует реальный рост.

Читайте так же:  Виды инструктажей по охране труда

Однако к 2012 году поставленные цели выполнены не были. А в 2017 году появляется паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» (далее – Программа). Ее цель – существенное повышение производительности труда и вывод российской экономики на мировой уровень к 2025 году. Обращаясь с Посланием к Федеральному Собранию, Владимир Путин отметил, что производительность труда на предприятиях базовых отраслей промышленности должна расти минимум на 5% в год, чтобы к концу следующего десятилетия выйти на уровень ведущих экономик мира.

Основная цель Программы – повысить производительность труда на предприятиях-участниках не менее чем на 30%. До конца 2018 года планировалось задействовать 150 предприятий из 15 субъектов Российской Федерации и подключить к Программе в 2025 году 850 предприятий из 85 субъектов.

Если предприятие вступило в программу в 2018 году, то за восемь лет, к 2025 году производительность труда на нем должна вырасти на 30%, что составляет менее 4% в год.

Главная проблема сегодняшней российской экономики – это ее крайняя неэффективность. Производительность труда в России остается недопустимо низкой. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет

Владимир Путин

Однако это идет в разрез с посланием Президента, в котором речь шла о 5% в год. В таком случае за те же восемь лет производительность должна вырасти не на 30, а на 40%.

Далее показатели, содержащиеся в Программе, становятся еще более странными. Цель по приросту производительности труда к 2025 году сокращена до 24,7%. Но и это еще не все. Для реализации программы создано АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК), чья непосредственная задача – обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% к 2024 году. Это значит, что чиновники снизили цель с пятипроцентного прироста ежегодно, до 5% роста производительности к 2024 году.

На сайте ФЦК прописаны цели и задачи Программы, однако повышение производительности труда в них не входит. Максимум – указывается необходимость распространения знаний и стимулирования интереса к повышению производительности труда со стороны предприятий, региональных и федеральных органов власти.

Более того, вот как принято рассчитывать эффективность Программы:

  • по количеству субъектов, выполняющих основные цели программы;
  • по количеству предприятий-участников региональных программ;
  • по числу руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований, служб занятости и предприятий, прошедших обучение по повышению управленческих квалификаций;
  • по количеству предприятий, реализующих программы повышения производительности труда в рамках региональных программ (но не финансируемых из бюджета приоритетной программы).

Обратите внимание, что нет ни слова о повышении производительности труда как таковой. Обучать собираются руководителей и специалистов органов исполнительной власти, хотя Президент РФ говорил о базовых, несырьевых отраслях экономики.

Расходы федерального бюджета на реализацию составят свыше 90 млрд рублей. На что же будут потрачены эти средства? Читаем:

  • Повышение производительности труда на предприятиях-участниках региональных программ – 11 200,0 млн рублей.
  • Совершенствование институтов содействия занятости, содействия трудоустройству сотрудников, участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости – 66 511 млн рублей.
  • Обучение управленческих команд субъектов и менеджмента пилотных предприятий – 1 474,0 млн рублей.
  • Создание ФЦК – 11 161,0 млн рублей.

Это означает, что на саму реализацию мероприятий по повышению производительности труда планируется израсходовать только 12% бюджета (11 200,0 млн рублей), а основная сумма пойдет на содействие трудоустройству сотрудников предприятий, участвующих в программе.

Как заставить программу работать?

Эдвард Деминг призывал решать все экономические проблемы на основе системного подхода к качеству: «Ни у одной страны мира нет необходимости быть бедной». Сокращение рабочих мест – это увеличение количества бедных, которых и так в России немало.

Кажется невероятным, но, по всей видимости, создатели Программы именно так и представляют себе повышение производительности труда. Возможно, они не знают или не хотят знать о так называемой цепной реакции Деминга, демонстрирующей взаимосвязь между качеством труда, эффективностью производства и стабильностью положения работников предприятия. Повышение качества в конечном счете приводит к сохранению рабочих мест, что улучшает мотивацию работников и, в свою очередь, приводит к дальнейшему повышению качества.

Снижение количества брака, безусловно, приводит к повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, что позволяет предприятию увеличивать свою долю на рынке за счет предложения качественной продукции по конкурентным ценам. А это неизбежно приводит к увеличению количества заказов, что влечет расширение производства и сохранение рабочих мест.

Используя цепную реакцию, бюджетные средства можно направить непосредственно на реализацию мероприятий по повышению производительности труда, а не на трудоустройство высвобождаемых сотрудников.

Известно, что повышение производительности труда возможно за счет как организационных мер, так и изменения технологии производства, механизации и автоматизации процессов.

Факторы повышения производительности труда классифицируются по трем направлениям:

  • создающие условия для роста производительности труда: уровень развития науки, повышение квалификации работников, укрепление трудовой дисциплины, сокращение текучки);
  • способствующие росту производительности труда: материальное и моральное стимулирование, совершенствование оплаты труда, внедрение научно и технически обоснованных норм труда, внедрение прогрессивной технологии;
  • непосредственно определяющие уровень производительности труда на предприятии: механизация и автоматизация, улучшение качества труда, ликвидация простоев, устранение брака, совершенствование управления и организации труда.

Стоить отметить, что базой повышения производительности труда всегда является научно-технический прогресс.

Для того чтобы добиться реального повышения производительности труда и удвоения ВВП, нужно заниматься всеми факторами одновременно, а значит, объединить в одно в Программе все существующие подпрограммы и проекты, связанные с новыми технологиями, модернизацией и автоматизацией предприятий. Кроме того, включение в Программу даже 10 тысяч предприятий вместо 850 не поможет достичь поставленных Президентом целей, потому что 10 тысяч предприятий – это только 20% от общества количества предприятий страны. К тому же в Программу не вошли малые и средние предприятия, которых в России более 200 тысяч.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если бы я хотел только раскритиковать правительство, то мог бы найти еще много доказательств неэффективности Программы. Но придерживаюсь принципа «критикуя – предлагай». Мои предложения по созданию необходимых условий для ввода России в топ-5 экономик мира состоят из 14 пунктов.

Источники


  1. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.

  2. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  3. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  4. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 895 c.
Россия планирует увеличить производительность труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here