Содержание
- 1 В России появится кодекс для учителей
- 2 У российских учителей появился новый кодекс этики
- 3 Минпросвещения направило учителям кодекс профессиональной этики
- 4 В России появится кодекс для учителей
- 5 Нормы поведения в соцсетях. В России учителям обновили кодекс этики
- 6 В России появилась новая редакция кодекса этики для педагогов
- 7 Что не запрещено, то разрешено? Эксперт оценил новые правила этики для учителей
- 8 Школьных учителей обяжут носить форму
В России появится кодекс для учителей
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. N 09-148 «О направлении материалов»
Во исполнение пункта 4 Комплекса мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 28 сентября 2012 г. N 5324п-П12 Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направляет Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Заместитель директора департамента | Т.Э. Петрова |
Рекомендации
по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом
Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработан Кодекс профессиональной этики (далее — Кодекс).
Кодекс разработан с целью установления этических взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, поднятия престижа профессии педагога, создания в общественном сознании положительного имиджа учителя, обеспечения улучшения психологического микроклимата, оптимизации общения образовательной организации с внешней средой и в целом устойчивого ее развития в современных условиях.
Кодекс является составной частью документов, регламентирующих отношения участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, администрации, семьи).
Настоящие рекомендации адресованы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования для организации работы по внедрению настоящего Кодекса в образовательное сообщество в целом и конкретно, в каждую образовательную организацию, осуществляющую свою деятельность в системе образования.
В целях широкого распространения Кодекса рекомендуется разместить текст на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, общеобразовательных организаций, в средствах массовой информации, социальных сетях.
С учетом Устава конкретной образовательной организации, существующей корпоративной этики, в Кодекс могут быть внесены изменения и дополнения.
Для формирования положительного отношения педагогов к принятию Кодекса, может быть организовано его обсуждение на круглых столах, семинарах, конференциях, а также на курсах повышения квалификации работников образования. Результатом обсуждений должно стать понимание каждого педагога необходимости принятия Кодекса, как документа призванного компенсировать те позитивные моменты во взаимоотношениях учителя и ученика, которые были несколько утрачены в последние годы. Вернуть авторитет и уважение к профессии педагога в обществе, а самому педагогу обрести уверенность и достоинство.
Обсуждение кодекса может сопровождаться анализом конкретных фактов действий и высказываний дискриминационного характера при работе с детьми с особенностями психофизического развития, а также в условиях межкультурного взаимодействия. Предметом обсуждения может стать этический аспект роли педагога, как носителя русского (национального) языка, традиционной культуры, ответственного за передачу духовных ценностей.
При обсуждении Кодекса рекомендуется обратить внимание на социальные запросы и ожидания, которые стимулировали разработку данного документа:
— образование неотделимо от воспитания, фундаментом которого является гуманизм, нравственность, этическая культура; для всестороннего развития детей необходим благоприятный психологический климат, который формируется, в первую очередь учителем, воспитателем; профессионализм и эффективность его деятельности в значительной степени определяется его этической культурой;
— установление этических норм и правил поведения педагогических работников должно положительно повлиять на взаимоотношения всех участников образовательного процесса на основе равенства партнеров;
— важнейшим компонентом педагогической этики является выстраивание отношений педагог-ребенок (обучающийся), педагог инициирует чувства достоинства в ребенке, признает значимость его личности, занимает позицию равноправные участники общения.
Процедура принятия Кодекса как руководства к действию, в образовательных организациях может быть проведена на педагогическом совете, общем собрании коллектива, а также в форме некоторого торжественного акта.
После принятия Кодекса образовательная организация обязана создать необходимые условия для полной реализации его положений.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России |
Т.Э. Петрова |
Модельный кодекс
профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
I. Общие положения
1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — педагогические работники), независимо от занимаемой ими должности.
3. Педагогическому работнику, который состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, рекомендуется соблюдать положения Кодекса в своей деятельности.
4. Целями Кодекса являются:
установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;
содействие укреплению авторитета педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическими работниками своих трудовых обязанностей.
6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.
II. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими трудовых обязанностей
7. При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
8. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
в) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
г) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
е) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
з) проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
9. Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.
10. Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
11. При выполнении трудовых обязанностей педагогический работник не допускает:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
12. Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.
13. Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений грубости, оскорбительных выражений или реплик.
14. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
III. Ответственность за нарушение положений Кодекса
15. Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров, между участниками образовательных отношений.
16. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
Обзор документа
Приведен Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций. Он разработан Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации.
Кодекс содержит свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения педагогических работников. Они носят рекомендательный характер.
В частности, от педагогов требуется уважать честь и достоинство обучающихся, развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, проявлять корректность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам. Педагогам следует избегать конфликтных ситуаций, быть образцом профессионализма, безупречной репутации, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
Уделено внимание внешнему виду педагога. Он должен соответствовать общепринятому деловому стилю.
Даны рекомендации по внедрению Кодекса в образовательных организациях.
У российских учителей появился новый кодекс этики
В новой редакции этического кодекса для педагогов есть пункты, касающиеся дресс-кода
В новой редакции этического кодекса для педагогов есть пункты, касающиеся дресс-кода
Документ, где впервые регламентированы нормы поведения преподавателей в интернете и соцсетях, подготовлен специалистами Минпросвещения и общероссийского профсоюза работников образования, сообщают «Известия».
Новый документ под названием «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников» направлен региональным властям с письмом за подписями замминистра просвещения Ирины Потехиной и председателя общероссийского профсоюза работников образования Галины Меркуловой.
Положение рекомендовано использовать при подготовке локальных нормативных актов школ, коллективных договоров и отраслевых соглашений на региональном уровне.
В новом кодексе впервые говорится о правилах поведения педагогов в интернете: учителям стоит воздерживаться от размещения «информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей».
Все виды такой информации перечислены в ст. 5 федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Речь идет о порнографии, способах самоубийства, пропаганде употребления алкоголя и наркотиков, использовании нецензурной брани.
В новой редакции этического кодекса для педагогов есть пункты, касающиеся дресс-кода. Педагогам следует «придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы».
Указаний о том, как должен выглядеть педагог вне школы, в документе нет.
Минпросвещения направило учителям кодекс профессиональной этики
Педагогам рекомендуют не размещать в интернете информацию, вредящую детям
Москва. 28 августа. INTERFAX.RU — Министерство просвещения РФ направило в российские субъекты примерное положение о нормах профессиональной этики для педагогических работников, разработанное совместно с Общероссийским профсоюзом образования.
Как сообщили журналистам в пресс-службе министерства, документ уточняет устаревший «Модельный кодекс профессиональной этики». Регионам предлагается использовать новое положение при разработке отраслевых соглашений и локальных нормативных актов, которые касаются поведения педагогов.
Документ состоит из трех страниц, основные нормы профессиональной этики педагога тезисно изложены в восьми подпунктах. Это, в частности, уважение чести и достоинства учащихся, проявление вежливости, внимательности, доброжелательности и тактичности по отношению к детям, родителям и коллегам, терпимость к обычаям, традициям и культурным особенностям, отсутствие дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, веры, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Отдельным подпунктом педагогам рекомендуют воздерживаться от размещения в интернете и в местах, доступных для детей, «информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей». Также рекомендуется избегать ситуаций, «способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации» как самого учителя, так и образовательной организации. Кроме того, упоминается о требовании к внешнему виду, «соответствующему задачам реализуемой образовательной программы».
В Минпросвещения заявили, что новый кодекс делает упор на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций, связанных с возможным нарушением профессиональной этики. В третьей части документа отмечается, что образовательная организация стремится к защите чести, достоинства и деловой репутации педагогических работников и к тому, чтобы нарушения профессиональной этики справедливо расследовались специальной комиссией по урегулированию споров, создаваемой в рамках закона об образовании, куда должен включатся член профсоюза.
В России возникают спорные ситуации, связанные с профессиональной этикой школьных педагогов. В конце февраля этого года дискуссия возникла из-за фотографии в купальнике после заплыва учительницы из Барнаула Татьяны Кувшинниковой, занимающейся зимним плаванием. Фото педагог выложила в своих соцсетях. Снимок не понравился отдельным родителям, хотя многие другие родители, пользователи соцсетей и чиновники, напротив, поддержали женщину. Тем не менее, история закончилась увольнением педагога.
В России появится кодекс для учителей
В Чеченской Республике прозвучали имена лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019
номер 40, от 1 октября 2019
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
По наблюдениям учителей, большинство детей проводят время на переменах с телефоном в руках. Остальные тщетно пытаются заинтересовать их живой беседой, игрой в догонялки или в шашки… Можно ли победить «гаджетоманию» и как? Попытка ответить на эти вопросы – в статье Веры Фокиной.
В начале сентября Омский областной суд отказал в удовлетворении коллективного иска к Законодательному собранию и министерству образования Омской области по поводу решения отменить компенсации за семейное образование. Родители, обучающие детей в семье, проиграли. Но только ли они? В проблеме разбиралась Наталья Яковлева.
«На сегодняшний момент, несмотря на санкции, политические споры, к нашей стране относятся очень хорошо, и к искусству, и к спорту, и к музыке. Слава о нас как о Великой державе никуда не делась. И спортсменов наших знают, и музыкантов, и художников. Наша культура – выступления оркестров и академических балетов, театральные постановки и многое-многое другое по-прежнему очень востребованы в современном мире», – уверен Игорь Бутман. Читайте интервью саксофониста, руководителя Московского джазового оркестра в рубрике «Гость «УГ».
Наши приложения
«Мой профсоюз», №5 от 2 февраля 2010 года |
Профессиональный кодекс учителя
Выступая на закрытии ассамблеи, президент Российской академии образования Николай Никандров отметил, что идея кодекса хороша, но требует доработки: «Например, вместо фразы «учитель соблюдает правила русского языка. » (пункт 2.1) я предлагаю записать «учитель соблюдает языковые нормы», поскольку в нашей многонациональной стране в употреблении может быть не только русский язык. Пункт 3.18: «Инициатива приветствуется». Написано коротко и ясно. Но инициатива бывает разной! Правильнее было бы сказать: «профессиональная инициатива и творчество приветствуются». Это лишь некоторые замечания. Считаю, есть смысл обсудить кодекс на уровне общественности, благо современные технологии позволяют это сделать».
Сейчас проект кодекса, представленный на ассамблее, широко обсуждается на образовательных порталах в Интернете. Предлагаем и нашим читателям принять участие в дискуссии, высказать свое мнение о необходимости такого документа и его содержании. Ждем ваших писем с предложениями и замечаниями по адресу: Москва, Ананьевский переулок, д. 4/2, стр. 1, редакция газеты «Мой профсоюз», либо по электронной почте [email protected].
Нормами Профессионального кодекса учителя руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками. Цель кодекса — определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: гуманность; законность; демократичность; справедливость; профессионализм; взаимное уважение.
Видео (кликните для воспроизведения). |
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд.
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям и иным особенностям.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учитель должен стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению в них веры в собственные силы и способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации образовательного учреждения.
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации образовательного учреждения. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения. Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и дружелюбно общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижение целей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным, образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
4.1. При приеме на работу в образовательное учреждение руководителю следует оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости — более высокой профессиональной организацией.
28 агуста — Толк 42.РФ. Появилась новая редакция этического кодекса для педагогов. Новый формат не запрещает учителям публиковать фотографии в купальниках.
По сообщению портала газеты «Известия», Минпросвещение совместно с общероссийским профсоюзом работников образования разработали новый типовой кодекс этики педагогов — «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников». Новый кодекс (предыдущий был разработан в 2014 году) отправлен в регионы страны.
В современной редакции появился пункт о правилах поведения учителей в интернете. Согласно документу, учителям запрещено делиться информацией, которая причиняет вред детскому здоровью или развитию. При этом в кодексе конкретно указано, что имеется в виду под вредной информацией: описание способов самоубийства, порнографические материалы, мат, пропаганда употребления алкогольной продукции и наркотических веществ.
Новый формат документа разрешает учителям публиковать фотографии в купальниках, теперь это никак не противоречит этическим нормам. Кроме того, обновленный вариант кодекса включает новую допустимую форму дресс-кода для сотрудников. Если раньше педагоги должны были придерживаться строгого делового стиля, то теперь они могут «придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы».
Напомним, в России произошло несколько скандальных ситуаций, которые были связаны с неправильным, по мнению родительского сообщества и руководства школы учительским поведением в соцсетях. Так, педагогов средних школ в Барнауле и Новосибирске хотели уволить из-за фотографий в купальниках, выложенных на их личных страницах в интернете. Тогда женщин поддержали пользователи соцсетей, но они всё же уволились из учреждений.
Нормы поведения в соцсетях. В России учителям обновили кодекс этики
Министерство просвещения России и специалисты общероссийского Профсоюза работников народного образования обновили кодекс этики педагогов. Рассмотрим подробнее, что же изменилось.
Так, специалисты разработали нормы поведения учителей в Сети и социальных сетях. Как передает газета «Известия», ссылаясь на новую редакцию типового кодекса этики педагогических работников, которая была направлена региональным властям, учителям рекомендуют воздерживаться от публикаций в Сети, которые могут причинить вред здоровью и (или) развитию детей.
Именно этим новая редакция отличается от кодекса 2014 года, сейчас впервые регламентированы правила поведения педагогов в Интернете. Под информацией, которая может навредить детям, понимаются материалы о пропаганде употребления запрещенных веществ и алкоголя, порнографии, способах самоубийства, использовании нецензурной брани и так далее.
Как уточняет издание, снимки в купальнике для учителей не запрещены. Также в обновленной версии кодекса появились послабления на счет дресс-кода педагогов. Так, ранее учитель должен был соответствовать «общепринятому деловому стилю», а теперь нужно лишь «придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы».
Смоленскстат опубликовал доходы педагогов по районам региона. Средняя заработная плата учителей, работающих в образовательных организациях государственной и муниципальной форм собственности Смоленской области, за второй квартал составила 33 612 рублей.
В России появилась новая редакция кодекса этики для педагогов
Министерство просвещения и профсоюз работников образования выпустили новую редакцию кодекса этики для педагогов. Как теперь им можно вести себя в интернете и вообще — допустим ли такой контроль частной жизни – разбиралась Юлия Серебренникова.
Весной эти фото всколыхнули весь рунет. Вроде бы – спортсменка и красавица, оказалось – «пятно на репутации школы». Аналогичная история — прошлым летом в Омске. «Урон имиджу образовательной организации» якобы нанес этот снимок в стиле пин-ап. Учителей вынудили уволиться – тогда коллеги со всей страны встали стеной. Преподаватели географии, математики, английского и химии доказывали: они – тоже люди.
Теперь фото, которые еще недавно директора могли расценить как «позор школы», вполне законны. Запрета на их публикацию нет в новой редакции кодекса этики для учителей. Минпросвещения подробно расписал правила поведения педагогов в интернете: нельзя выкладывать лишь снимки, которые «могут нанести вред здоровью и развитию детей». Под формулировку попадает пропаганда алкоголя, наркотиков и другое.
КСЕНИЯ ЩЕГЛОВА, ЮРИСТ:
В случае установления каких-либо споров индивидуальных относительно работы педагога, собирается комиссия по рассмотрению индивидуального трудового спора это невозможно назвать вторжением в частную жизнь преподавателя мера должна быть: и в фотографиях, и в снимках, безусловно, это не должно содержать информацию, которая может быть вредна.
АЛЕКСЕЙ ВИДЕНИН, УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ:
Мы должны детям подавать пример, мы уже, приходя в профессию, должны служить неким ориентиром для детей в плане своего поведения в обществе веду социальные сети, но, конечно, стараюсь это делать в рамках.
Что не запрещено, то разрешено? Эксперт оценил новые правила этики для учителей
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Советник ректора МГУ, член центрального совета Общероссийского Профсоюза работников народного образования и науки РФ Владимир Марченко прокомментировал Москве 24 нововведения в кодексе для учителей о поведении в интернете. По его мнению, это правильные дополнения, которые помогут урегулировать неприятные ситуации, связанные с публикациями педагогов в соцсетях.
«Я это поддерживаю, потому что документ фактически описывает то, что запрещено и автоматически не может быть претензий по всем остальным случаям», – отмечает эксперт.
При этом Марченко добавил, что полностью исключить проблемы, связанные с реакцией общественности на публикации учителей в соцсетях, вряд ли получится. По его словам, разные люди имеют разные «нравственные позиции» и могут толковать ту или иную ситуацию по-своему.
«Конечно, если такие случаи будут, то, ссылаясь в том числе на новый документ, который появился, будет проще защитить учителя через общественные организации. Поэтому мне кажется, что это правильный документ», – резюмировал специалист.
Ранее Минпросвещения и Общероссийский профсоюз работников образования разработали нормы поведения преподавателей в интернете и социальных сетях.
Это следует из новой редакции кодекса этики педагогических работников. Он носит название «Примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников» и уже направлен региональным властям.
Также в новой редакции документа появились послабления относительно дресс-кода. Если раньше учитель должен был «соответствовать общепринятому деловому стилю», то теперь необходимо лишь «придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы».
Таким образом, публикация фото в купальнике для педагогов не запрещена. Ранее в российских школах произошла череда скандалов, связанных с такими инцидентами.
В марте педагог из Барнаула уволилась после того, как она выложила в Сеть снимок в закрытом спортивном купальнике, что не понравилось руководству учебного заведения. Год назад схожая ситуация произошла с учительницей из Омска за фото в купальнике в стиле пин-ап.
Школьных учителей обяжут носить форму
Вслед за формой для школьников у их преподавателей также могут появиться стандарты одежды. Сразу два комитета Госдумы — по вопросам семьи, женщин и детей, а также по вопросам образования — приступили к созданию федерального Кодекса школьной чести, в котором пропишут правила поведения и нормы внешнего вида не только для детей, но и для педагогов. Как пояснили «Известиям» депутаты, детям не удастся привить нормы «скромности и сдержанности», если не ввести форму и для их преподавателей.
— Педагоги позволяют себе одеваться с неприкрытой сексуальностью и в свободное от уроков время подрабатывать в стрип-клубах и рекламировать услуги сексуального характера в интернете, — рассказывает одна из авторов кодекса член комитета Госдумы по вопросам семьи Елена Сенаторова («Единая Россия»). — Это недопустимо при том, что детям мы вводим школьную форму.
Однако если форма для школьников будет схожей как минимум на уровне регионов, то для учителей полную униформу вводить не будут. Как пояснила Сенаторова, в кодексе просто пропишут критерии допустимого стиля одежды и аксессуаров для преподавателей. Так, скорее всего, им запретят носить слишком короткие юбки, глубокое декольте и яркий макияж.
При этом в создаваемой депутатами доктрине будут содержаться не только рекомендации к внешнему виду преподавателей, но и правила общения между участниками образовательного процесса. В документе пропишут, что демонстрация неуважения, грубости, невоспитанности и несдержанности недопустима не только со стороны ученика, но и со стороны учителя.
— При нынешнем нравственном уровне в школах такой документ необходим. Там будет много положений, касающихся этической стороны обучения. Также будут освещены и некоторые правовые аспекты, — подчеркнула замглавы комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко («Единая Россия»).
Однако коллеги единороссов по профильным комитетам, главным образом коммунисты, выступают против введения формы для учителей и называют весь кодекс в целом «лишенным содержательной части».
— Если с введением формы для учеников я согласен, то для учителей этого делать не надо. Это люди с высшим образованием, у них достаточно культуры, чтобы одеться подобающим образом без всяких регламентов, — считает член комитета по образованию Николай Разворотнев. — Лучше бы парламентарии занялись содержательной частью образовательного процесса.
Его коллега Олег Смолин уверяет, что внутренние отношения в учебных заведениях и моральные принципы для участников образовательного процесса не могут быть прописаны в законодательном акте.
— Вряд ли можно привить учителю внутреннюю и внешнюю культуру, как у героя фильма Ростоцкого «Доживем до понедельника». Это вопрос морального, а не законодательного регулирования, — подчеркнул он.
В Общественном совете при Министерстве образования и науки и вовсе опасаются, что на практике кодекс работать не будет. Среди действенных мер по повышению уровня культуры в школах эксперты называют увеличение зарплат учителей, расширение соцпакета и повышение качества образования в педагогических вузах.
— Бесполезно прописывать, кому какую юбку носить, а кому — какие колготки, когда сама профессия не обладает достаточным престижем, чтобы в нее шли лучшие кадры, — уверена член Общественного совета при Минобразования, народный учитель РФ Майя Пильдес. — Государству нужно сделать профессию престижной, тогда и педагоги будут держаться за свои рабочие места, соблюдать все этические нормы и придерживаться стандартов в одежде без посторонней указки.
Ее поддержала директор московской школы № 315, в которой уделяют особое внимание нравственному воспитанию учащихся, Любовь Понтак. Она уверена, что депутатам не обязательно вмешиваться в отношения между участниками образовательного процесса.
— Руководство школы может и само выстроить достаточно здоровую и нравственную обстановку в учебном заведении, даже не используя никакой свод правил или кодекс. У нас есть определенные негласные правила поведения, но они не регламентируют внешний вид педагога. То, что у учителя должен быть деловой стиль одежды, понимают все, — заверила «Известия» педагог.
Ожидается, что нормы кодекса будут носить рекомендательный характер, однако там будут прописаны и санкции как для учителей, так и для школьников, нарушивших положения документа. Среди них могут быть выговоры учителям, вызов в школу родителей учеников, демонстрация фотографий провинившихся на досках позора и другие варианты воздействия не только на детей, но и на их школьных наставников.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Напомним, что поводом для введения школьной формы для учеников стал скандал в Ставрополье, который разразился осенью прошлого года. Несколько школьниц пришли на уроки в хиджабах, после чего им запретили посещать школу в несветской одежде. Владимир Путин тогда поддержал решение руководства школы. Позже, в конце марта этого года на конференции «Общероссийского народного фронта», президент прямо заявил о необходимости введения единой формы для всех школьников. С 1 сентября учащиеся уже пойдут в школу в новой одежде. Однако ее вид предстоит определить региональным властям, «федералы» же установили общие рамки: строгие юбки, сарафаны, брюки и пиджаки.
Источники
Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 603 c.
Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
Имею высшее образование по специальности: юрист по финансово-правовому профилю. Мой стаж работы в юридической компании составляет 12 лет. Очень рад Вас видеть на своем сайте!