Чебурашку официально оформили

Важный материал в статье на тему: "Чебурашку официально оформили". Если в процессе прочтения у вас возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Чебурашка: как создавался образ детского любимца?

Обаятельный Чебурашка впервые появился в детском мультфильме «Крокодил Гена». Наивный зверек с добрыми огромными глазами, большими ушами и мягкой коричневой шерстью с первого мгновения завоевал сердца детей и взрослых. Желание назвать его Чебурашкой Эдуард Успенский объясняет случайностью. Однажды в гостях у приятеля писатель наблюдал смешную картину: его маленькая дочка пыталась примерить мамину шубу и грациозно в ней пройтись. Но каждая попытка заканчивалась банальным падением. После очередной неудачи ее отец огорчился: «Ой, опять чебурахнулась!». Интересное слово запомнилось Успенскому и неуклюжему зверьку идеально подошло имя Чебурашка.

Кого напоминает образ Чебурашки

Книжный и мультяшный образ вначале внешне сильно отличались. В первой из восьми книг о Чебурашке на рисунках у него длинный хвост, лицо белки и уши медвежонка. Но художником-мультипликатором Шварцманом было принято решение хвост убрать, уши увеличить, сделать полукруглые лапки. Благодаря ушам, иногда шутят, что Чебурашка — дальний родственник Микки Мауса. Не лишена здравого смысла и версия о том, что образ срисован с ушастого розовощекого младенца, сына Романа Качанова, ныне известного кинорежиссера.

С теплотой вспоминает Эдуард Успенский работу актеров, озвучивавших персонажи мультфильма. Благодаря Василию Ливанову, образ Крокодила Гены получился таким харазматичным и немного хулиганистым, а Чебурашка добрым и трогательно наивным.

Народный любимец трижды представлял сборную России на Олимпийских играх. Правда, для зимней олимпиады позаботились о теплой белой меховой шубке для Чебурашки.

Японская детвора буквально влюблена в русского Чебурашку. После стремительного успеха и популярности мультфильмов на телевидении о «русском чуде» заговорили все японские газеты. Все желающие по интернету могут заказать футболки, кепки, аксессуары с любимым изображением Чебурашки. Но учтены ли права Эдуарда Успенского? В статьях на сайте uspens.ru можно узнать много интересного о любимом писателе.

Конечно, не будем отрицать, что приятно слышать о популярности русского Чебурашки в Японии. Но нельзя незаконно торговать нашим кумиром. Согласно закону, все права на персонаж принадлежат Эдуарду Успенскому и юристы отстаивают права автора.

В России несколько памятников смешному зверьку украшает наши города. Популярность Чебурашки уверенно преодолевает все границы. В израильском городке Холоне скоро появится парк, украшенный скульптурами сказочных героев Чебурашки, его друзей, веселых жителей Простоквашино. После официального разрешения художника Михаила Шварцмана и Эдуарда Успенского скульптор Леонид Зильбер приступил к изготовлению и утверждению эскизов.

Как защитить права авторства Эдуарда Успенского

Чтобы мошенники не пользовались возможностью легко заработать на популярности Чебурашки, Успенский вынужден в 1997 году создать фирму ООО «Чебурашка» и оформить патенты собственности на Чебурашку, Шапокляк, Дядю Федора и других своих героев. На территории России писателю удается следить за соблюдением своих авторских прав. При выпуске конфет, печенья или игрушек с использованием образа смешного Чебурашки необходимо получить разрешение писателя и заключить с ним контракт.

Не так гладко обстоят дела с соблюдением прав Успенского за границей. В 1992 году между студией «Союзмультфильм» и американской компанией Films by Jоve заключен контракт, разрешающий прокат советских мультфильмов. Почти 40% прибыли достается «Союзмультфильму». Но благодаря такому полузаконному контракту, персонажи мультфильмов стали очень популярны в Америке. Как и в Японии, здесь без учета интересов Эдуарда Успенского продаются игрушки Чебурашки и майки с его изображением. Часто эти незаконные доходы превышают кассовые сборы от проката мультфильмов.

Если вспомнить пожелание Чебурашки построить Дом дружбы, становится грустно, что об этом забывают за рубежом, постоянно нарушая права Эдуарда Успенского. Приобщение к сказочному миру заставляет верить, что эти трудности быстротечны.

Правообладатель Чебурашки?! Стр2.

В СССР образ Чебурашки был сильно раскручен, его использовали все, кто захочет.
Именем «Чебурашки» называли детские садики, секции, кружки и клубы.
Образ Чебурашки использовали производители разных детских товаров.
Ранее Чебурашка был доступен для всех, сейчас, чтобы использовать образ Чебурашки надо платить правообладателям авторских прав.

С 1990 года начались громкие споры об авторских правах на Чебурашку.
Эдуард Успенский посчитал, что авторские права на образ Чебурашки принадлежат только ему.

Успенский где-то озвучил, что Леонид Аронович Шварцман нарисовал образ Чебурашки именно таким, каким он его представлял, и каким он описал Чебурашку в своей детской сказке.
Но в детской сказке нет четкого образа Чебурашки, есть размытый образ несуразного и непонятного, загадочного и невиданного существа.
Додумывайте сами, каким он был.
Шварцман убрал хвостик у Чебурашки, наделил его большими ушами, он очистил от шерсти и отбелил личико Чебурашки и на это личико поместил человеческое лицо.
Л. Шварцман пояснял, что он не обсуждал с Успенским образ Чебурашки.
Э.Успенский не давал ему никаких советов и пожеланий в создании образа Чебурашки.

Леонид Шварцман не стал оформлять права на визуальный образ Чебурашки:
«Я всю жизнь считал, что титры, в которых я указан как художник-постановщик фильма, являются как раз тем юридическим оформлением.
Эти фильмы были сделаны 35 лет назад, когда никто никакого понятия не имел об авторском праве».

Эдуард Успенский в 1990 – е годы оформил права на торговую марку «Чебурашка».

Леонид Шварцман рассказал РИА Новостям:
«Лет пять тому назад мне позвонил секретарь Успенского и сказал, что Эдуард Николаевич хочет открыть свою фирму и предлагает сотрудничество.
Я спросил, на каких условиях. Он ответил, что я буду получать 10% от всего дохода, а остальное – Успенский. Для меня это звучало унизительно, и я отказался».

Читайте так же:  Как зарегистрировать участок, находившийся в муниципальной собственности: подробная инструкция

Одна фирма из Болгарии «ТОМИ ШОУ Козметикс» использовала на своих товарах образ Чебурашки и других героев мультфильма про Чебурашку.
Болгарскую фирму у нас представляла компания «БКР-Косметикс».
Леонид Шварцман хотел, чтобы болгарская фирма прекратила использовать образ Чебурашки и других героев, которых он создавал, но директор болгарской компании ответил, что они приобрели право на использование образа Чебурашки у самого Эдуарда Успенского.
Художник болгарской фирмы утверждал, что рисовал Чебурашку по описанию из книги Э.Успенского и что его образ Чебурашки, который совпал с образом Чебурашки Леонида Шварцмана – это просто случайное совпадение.

Эдуард Успенский один приобрел права на торговую марку «Чебурашка».

Перед Олимпиадой в Афинах Эдуард Успенский безвозмездно передал Чебурашку Олимпийскому комитету в качестве эмблемы российской команды.
Так с 2004 года Чебурашка стал талисманом Олимпийской сборной России.

И опять с Леонидом Шварцман никто не посоветовался.
Эдуард Успенский сказал:
«Тысячи художников рисуют Чебурашку, Шварцман – лишь один из них. Он имеет право на свой рисунок, не отрицаю. Олимпийский комитет приобрел игрушки «Чебурашка». А графическое изображение и объемное – разные вещи. Олимпийскому комитету тоже не за что извиняться: он купил игрушки и будет их дарить, а не продавать».

Леонид Шварцман в 2004 году настаивал:
«Я настаиваю на том, чтобы моя фамилия значилась в качестве автора Чебурашки при использовании его в качестве олимпийского талисмана. Никаких денег мне не надо».
Но, увы…

В 2001 году телекомпания «Тэрэби Токио» выкупила у студии «Союзмультфильм» права на показ 50 серий фильма о Чебурашке. Так любимый герой советских детей стал очень популярен в стране восходящего солнца.
Там стали выпускать игрушки, майки, календари с изображением Чебурашки, но имени Леонида Шварцмана, как автора иллюстрации нигде не значилось.
В 2003 году на Токийской международной ярмарке анимации японская фирма SP International приобрела у «Союзмультфильм» права на распространение в Японии мультфильмов о Чебурашке до 2023 года.

[2]

А что же произошло с авторскими правами киностудии «Союзмультфильм»?

Киностудия «Союзмультфильм» стала называться в одно время ФГУП «Фильмофонд киностудии Союзмультфильм», а затем была переименована в ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция», коротко ОГК.
ОГК – обладает исключительными правами на мультипликационные фильмы, которые были созданы на киностудии «Союзмультфильм».
ОГК имеет все права на составные части и элементы мультфильмов, на оригинальные названия, аудио и видеоряд, фрагменты и персонажи.
В ОГК входит огромное количество документальных фильмов, аудиовизуальных произведений, научно-популярных фильмов, киножурналов и кинохроник.
Они раздают лицензии на использование произведений авторов советских мультфильмов.
В.В. Путин 28 июня 2011 года назвал ОГК – конторой «Рога и копыта» и дал указание на её ликвидацию, чтобы все права на кинофильмы были переданы Госфильмофонду.

Но это были лишь слова.
ОГК ликвидирована не была, в конце 2011 года В.В. Путин передумал и дал правительству поручение вернуть «Союзмультфильм» права на советские мультики.
Министерство культуры приняло решение об объединении «ОГК» с «Госфильмофондом».

Владимир Энтин – директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности в 2006 году заявлял:
«В законе «О защите интеллектуальной собственности» не проводится различия между литературным и изобразительным персонажем.
И это может привести к тому, что в будущем времени появится огромное количество споров по вопросам интеллектуальной собственности».

Многие персонажи мультфильмов стали предметом судебных разбирательств из-за внедрения закона об авторском праве.
Пострадали герои мультфильма «Простоквашино» — Успенский судился в 2011 году с ООО «ФлэшМастер» за нарушение авторских прав и запрете распространять USB – накопители в форме игрушек с изображением персонажей «Чебурашка» и «Кот Матроскин», но проиграл второй раз.
Александр Хайт – брат одного из создателей мультсериала «Ну, погоди!» судился с производителем детского шампуня и пены для ванны, так как производитель использовал образы героев из мультфильма «Ну, погоди!».
В 2003 год судился «Союзмультфильм» с производителем глазированных сырков «Винни-Пух».

До 2010 года считалось, что Успенский имеет права автора литературного произведения, которые по закону распространяются только на использование текста описания персонажей.
Но Успенский считает, что «Союзмультфильм» нарушает авторские права и незаконно используют его интеллектуальную собственность.

Эдуард Успенский заявил:
«В «Союзмультфильм» утверждают, что они готовы выплачивать 7% от каждой сделки. Но это тоже самое, что вселиться в квартиру и платить за неё 7% от всей суммы.
Ни я, ни Остер не пойдем на это. В фильмофонд пришли дельцы, которые с чего-то решили, что они правообладатели. Но это не так: Чебурашка – мой.
Как только какая-нибудь фирма присвоит себе бренд «Чебурашка», я буду судиться».

Успенский:
«Проблема в том, что судебные органы не могут определиться, кто какими правами обладает.
По законодательству часть прав принадлежит авторам: визуальный образ – художникам, музыка – композиторам и так далее. Но не одному «Союзмультфильм».
Мы обязательно подадим апелляцию, а если Верховный суд нам откажет, то обратимся в Страсбург».

Крокодил Гена, Чебурашка, Леопольд, Волк и Заяц из мультфильма «Ну, погоди!» и другие, давно уже не просто любимые герои, они стали брендами.
А где бренды, там деньги. Где деньги, там правила. Закон разделяет ситуации, когда за любовь надо платить, а когда любить можно бесплатно.
Если вы наживаете хотя бы копейку за счет популярных объектов, то платите правообладателям, а если используете образы героев бескорыстно – то Вам скидка, не платите.
Дома человек может наряжаться хоть в кого, но нельзя зарабатывать на этом без разрешения авторов. Так гласит закон об авторском праве.

Читайте так же:  Обучение по гражданской обороне

Именно поэтому мы сейчас видим безликие игрушки без смысла и без приятных ассоциаций.
Нам редко на глаза попадают товары с образами приятных для души героев детских мультфильмов и фильмов Советского Союза.
Мы видим разные Куклы Муклы, похожие на ужасы пластической хирургии.

Альба, Каэтана Фитц-Джеймс Стюарт (28.03.1926 – 20.11.2014) – крупный землевладелец, 18-ая герцогиня Альба.
Её крестной была — королева Виктория Евгения. Она родила 6 детей. Она обладала самым большим числом титулов в мире – 7 титулов герцогини, 23 маркизы, 19 графини.
Умерла в 88 лет.
Её внешность сильно пострадала от многочисленных косметических операций. Каэтана стала жертвой пластической хирургии, её богатство и деньги не помогли ей выглядеть красиво в возрасте.

Куклы Монстры Хай

Это странные игрушки – микробы и непонятные существа.


А это наши советские мультяшки — герои, по которым делали игрушки.

Успенский перепродал Чебурашку. Крокодил Гена и Чебурашка влипли в очередную скандальную историю

Болгарская компания «БРК-Косметикс» с разрешения Эдуарда Успенского использовала образ известного мультгероя для размещения на упаковках зубной пасты. Художник Леонид Шварцман подал на компанию в суд. Не менее 5 млн. рублей компенсации и требование прекратить несанкционированное использование образа Чебурашки потребовал от болгарской компании «БРК-Косметикс» Центр правовой защиты интеллектуальной собственности, представляющий интересы художника Леонида Шварцмана. Суд состоится 13 декабря в Головинском районном суде Москвы.

Право на использование персонажа на упаковке зубной пасты «БРК-Косметикс» приобрела у ООО «Чебурашка», учрежденное Эдуардом Успенским в 1994 году. Однако спекулировать мультгероем писатель не имеет права, сообщил на прошедшей сегодня пресс-конференции «Проблемы авторского права на персонажи Чебурашка и крокодил Гена» директор центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин.

Персонажи, созданные для мультфильма, оказались настолько удачными, что соавтор сценария Эдуард Успенский попытался присвоить себе не только успех фильма, но и авторские права на изображения и куклы, созданные по эскизам и чертежам художника Леонида Шварцмана, сообщил Энтин. «В течение многих лет Успенский заявлял, что авторские права на Чебурашку принадлежат только ему одному. Он заключил множество контрактов на использование персонажей из мультфильма, не принимая в расчет интересы художника», — рассказал он.

Образ Шапокляк Шварцман срисовал со своей тещи, создав его за несколько дней. С Чебурашкой пришлось «провозиться» несколько месяцев. «Успенский в своем произведении не давал описания персонажа. Единственное, на чем делался акцент – глаза, как у филина. Я сделал множество эскизов, пока мы с соавтором сценария Романом Качановым не пришли к соглашению. Успенский же за все это время ни разу не поинтересовался, как идет работа», — рассказал Леонид Шварцман.

Права на литературный персонаж, которые действительно принадлежат Успенскому, и права на изображение персонажей мультфильма, которые присвоил себе писатель, следует разграничивать, считает Владимир Энтин. «В течение многих лет Успенский, вводя в заблуждение коммерческие структуры, желающие использовать образ Чебурашки для создания своей продукции, зарабатывал немалые деньги», — рассказал он.

Терпение художника лопнуло, когда Успенский продал китайцам права на изготовление партии меховых игрушек-Чебурашек. «На этикетках был размещен копирайт Успенского. Это было высшая степень наглости. Шварцман подал на писателя в суд, и мы его выиграли», — рассказал Владимир Энтин.

Откуда родом Чебурашка? Откуда он приехал? Где его Родина?

Поскольку Чебурашка прибыл к нам в ящике с апельсинами из тропической страны — скорей всего он родом из Центральной Америки — именно там и растут апельсины.

Возможно, он поближе родом — из Средиземноморья. Где тоже растут апельсины.

Если вопрос заключается в содержании мультфильма, то Чебурашка обнаружился в контейнере с апельсинами. А апельсины произрастают в южных странах. Значит и прибыл этот чудный зверек из Индии, Юго-восточной Азии или же Китая.

А вот, если речь идет о самом герое, как выдумке его автора Романа Кочанова, то здесь все сложнее. Автор сказал, что родина Чебурашки находится в Нижегородской области. Ему там поставлен памятник.

Кем предложили работать Чебурашке в магазине?

Прежде чем ответить на этот вопрос я снова перечитала ( сделала это с большим удовольствием ) эту замечательную сказочную повесть Эдуарда Успенского под названием » Крокодил Гена и его друзья » ( 1966 ).

Именно в ней и говорится о том, что после обнаружения Чебурашки в ящике из под апельсинов, директор магазина » Фрукты и овощи » отнёс его к своему родственнику ( раз в зоопарк Чебурашку не взяли, а что с ним делать он не знал ), тоже директору магазина, но уже » Уценённые товары » и:

— Жить. Да хотя бы вот здесь! — Директор показал Чебурашке старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин. — Это и будет твой дом!

Так что ответом на данный вопрос следует считать вариант Манекеном.

Образы Чебурашки и крокодила Гены как неотъемлемый элемент декаданса в оформлении русского двора

Видео (кликните для воспроизведения).

Оптимистичная фотоподборка народного творчества.

25 сентября 2017

Если тебе повезло жить в одном доме с народными умельцами, у которых куча свободного времени и энергии, то ты наверняка знаком с явлением так называемого «ЖЭК-арта». Пальмы из пластиковых бутылок и прочие поделки из экскрементов и палок, отдаленно напоминающие героев фольклора, — все это есть во дворах каждого города постсоветского пространства.

Изучив творчество уличных скульпторов, мы выделили в их искусстве особое направление. Оно касается изображения всеми любимых героев: крокодила Гены и некоего неопознанного мутанта по имени Чебурашка. Именно эти персонажи особенно хорошо удаются дворовым творцам.

Каждый Гена и Чебурашка по-своему уникален, и тем не менее у них есть нечто общее. Флер безысходности, граничащий с образами умирающей молодости, напрасной юности и потерянной невинности.

Читайте так же:  Может ли самозанятый работать удаленно? Узнайте, какими услугами можно заниматься дистанционно

Чебурашка как бренд и символ России

10 лет назад в 2005 году Эдуард Успенский объявил 20 августа Днем рождения Чебурашки. «Хронотон» никак не мог пройти мимо праздничной даты и решил отдать дань народному любимцу.

Год рождения — 1966

В 1966 году в свет вышла повесть Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», а в 1969 году по повести был снят мультфильм, и у детей появился новый друг на долгие времена – Чебурашка.

Нужно отдать должное таланту художника Леонида Шварцмана, перед которым стояла очень сложная задача по созданию образа неизвестного науке зверя. Нарисованный в книжке 1966 года зверек никогда не стал бы всенародным любимцем.

Неизвестно, какими путями Шварцман шел, решая эту задачу, но нарисованный им Чебурашка стал культовой фигурой на десятилетия.

Несмотря на преклонный возраст, Чебурашка сегодня все так же любим и детьми, и взрослыми. Хотя о Чебурашке написаны 8 повестей и пьес, сняты 4 мультфильма, наиболее популярными остаются самая первая повесть и снятые в 1969 «Крокодил Гена», в 1971«Чебурашка», и 1974 году «Шапокляк», песни из которых до сих пор на слуху.

Как истинно всенародный любимец, Чебурашка не стал замыкаться в рамках официальной культуры, а очень скоро вышел в люди, и сегодня он герой многочисленных анекдотов, частушек и карикатур, а песни из мультфильмов имеют огромное количество аранжировок и переложений.

Кроме того, сегодня он – мощнейший торговый бренд. Кондитерские изделия под его именем, майки с его изображением, игрушки, сувениры, кафе «Чебурашка» — мохнатый зверек стал одним из столпов ориентированного на детей сегмента ширпотреба и сферы обслуживания, наряду с пресловутым Буратино.

А в 2004 году Чебурашка еще стал символом Российской Олимпийской сборной и с тех пор колесит вместе с ней с одной олимпиады на другую.

Шведские приключения крокодила Гены и Чебурашки

В середине 70-х годов один из сотрудников шведского телевидения SVT — Стен Карлсберг привез из своей командировки в Москву две куклы и рассказал коллегам о популярных в СССР крокодиле Гене и его мохнатом друге. Вскоре на SVT появилась передача «Друттен и крокодил на книжной полке».

Поскольку чистокровный швед слово «Чебурашка» может выговорить только с третьей попытки, ушастый зверек превратился в Друттена (производное от шведского drutta – спотыкаться, падать), а Гена стал Йеной.

Друттен и Йена с 1975 по 1988 год радовали шведских детишек рассказами о своих приключениях, они были героями комиксов, выпускались пластинки с записями передач. Как и в СССР, Друттен и Йена рекламировали мороженое, пастилки, майки и прочие товары ширпотреба.

Больше 10 лет продержалась передача, что очень большой срок! Друттен и Йена стали весьма заметным явлением в культурной жизни Швеции 70-х – 80-х годов, и многие шведы даже и не подозревали, что так полюбившиеся им герои были иммигрантами из СССР.

Чебурашка по-японски

В 2001 году Чебурашку открыли для себя японцы. Билеты в кинотеатры, где демонстрировались мультфильмы про Гену и его друзей продавались за месяц вперед.

После Токио и Нагоя, где прошли первые демонстрации мультфильмов, Чеби (так ласково японцы называют нашего героя) в считанные недели завоевал всю страну Восходящего Солнца.

Чебурашка стал просто немыслимо популярным в Японии, и с годами эта популярность нисколько не уменьшается.

Выпускается огромное количество товаров с изображением Чеби, у него есть официальный сайт, японцы сняли анимационный сериал о нем и два абсолютно новых кукольных мультфильма, в которых сохранили дух и атмосферу советских фильмов 70-х годов о Гене и Чебурашке. В 2011 году компания «Yokohama Rubber Company» сделала его своим лицом.

Нам очень приятно, что наш Чебурашка вполне прижился на японских островах, но больно осознавать, что в далекой Японии к любимому нами герою порой относятся гораздо лучше, чем на родине. В 2013 году оригинальные куклы крокодила Гены, Чебурашки, Шапокляк и крысы Лариски должны были уйти с молотка на торгах, устроенных аукционным домом «Совком».

Культовых персонажей намеревались продать за 1,5 – 2,0 миллиона рублей. Под давлением общественности за час до торгов лот был снят с продажи. Чебурашка и его друзья остались на родине. Мы ведь тоже любим Чебурашку, правда, немножко по-своему.

Спор о Чебурашке. Авторские права — не игрушка

29 января 2007 года в Москве планируется очередное слушание дела о неправомерном использовании изображения Чебурашки и других персонажей мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена». Иск предъявлен компании «БКР-косметикс», представляющей в России болгарскую компанию «ТОМИ ШОУ Косметикс».

Центр правовой защиты интеллектуальной собственности, представляющий интересы художника Леонида Шварцмана, требует материальной компенсации и прекращения несанкционированного использования образа мультипликационного героя.

Исполнительный директор Центра Рита Лихота напомнила, что компания «ТОМИ ШОУ Козметикс» использовала на своей продукции — зубной пасте — изображение двух главных героев мультфильма.

Болгарская фирма приобрела право на использование образа Чебурашки у Эдуарда Успенского. Болгарский художник утверждает, что нарисовал Чебурашку, руководствуясь лишь литературным образом из книги, а совпадение с изображением, представленным в мультфильме, — простая случайность.

В 1965 году, когда появилась первая книга о Крокодиле Гене и его друзьях, Чебурашка полностью соответствовал книжному описанию — «глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост короткий и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат». Таким его нарисовал Валерий Сергеевич Алфеевский.

Как рассказал на пресс-конференции Эдуард Успенский, образ Чебурашки родился благодаря однажды увиденной им картине: «Я был в гостях у моего друга и увидел маленькую девочку, одетую в толстую шубу с большим воротником. Шуба была девочке велика, и она постоянно падала — шагнет шаг и упадет. Мой друг сказал: «Ой, чебурахнулась!» Так я первый раз услышал это слово».

Читайте так же:  Увольнение в связи с выходом на пенсию – запись в трудовой, компенсации и статья тк рф

Согласно Толковому словарю Владимира Даля, слово «чебурашка» обозначало «куколку, ваньку-встаньку, который сам вставал на ноги, как его не бросай». Глаголы «чебурахать» и «чебурахнуть» употреблялись в значении «бросить, кинуть, опрокинуть с громом, грохнуть, шлепнуть».

Благодаря стараниям художника Леонида Ароновича Шварцмана Чебурашка стал одним из самых любимых мультипликационных героев СССР. «В процессе создания фильма хвостик отпал. У мультипликационного Чебурашки глазки как у человеческого ребенка. У него появились большие уши, обрамление вокруг личика. И, конечно же, пришло обаяние, которого в рисунках других художников нет», — отмечает Шварцман.

В конце 90-х разгорелись споры вокруг авторских прав на образ Чебурашки. Эдуард Успенский утверждал, что права полностью принадлежат ему, он «придумал имя» и представлял себе героя «именно таким, как его создал Шварцман». По словам Шварцмана, Успенский ни разу не обсуждал с ним образ «странной игрушки безымянной», не давал никаких советов.

«Лет пять тому назад мне позвонил секретарь Успенского и сказал, что Эдуард Николаевич хочет открыть свою фирму и предлагает сотрудничество. Я спросил, на каких условиях. Он ответил, что я буду получать 10% от всего дохода, а остальное — Успенский. Для меня это звучало унизительно, и я отказался», — рассказал РИА Новости Шварцман.

Тогда Эдуард Успенский один приобрел права на торговую марку «Чебурашка».
В 2001 году телекомпания «Тэрэби Токио» выкупила у студии «Союзмультфильм» права на показ 50 серий фильма о Чебурашке. «Любимый герой советских детей» стал чрезвычайно популярен в стране восходящего солнца, там стали выпускать игрушки, майки, календари с его изображением. Имени Леонида Шварцмана, как автора иллюстрации, нигде не значилось.

Перед Олимпиадой в Афинах Успенский безвозмездно передал Чебурашку Олимпийскому комитету в качестве эмблемы российской команды. С Леонидом Шварцманом никто не посоветовался. Тогда в Олимпийский комитет поступило письмо от ведущих российских мультипликаторов, которые сочли подобные действия оскорбительными.

Успенский отреагировал на подобное заявление так же, как и раньше: «Тысячи художников рисуют Чебурашку, Шварцман — лишь один из них. Он имеет право на свой рисунок, не отрицаю. Олимпийский комитет приобрел игрушки «Чебурашка». А графическое изображение и объемное — разные вещи. Олимпийскому комитету тоже не за что извиняться: он купил игрушки и будет их дарить, а не продавать».

«Я настаиваю на том, чтобы моя фамилия значилась в качестве автора Чебурашки при использовании его в качестве олимпийского талисмана. Никаких денег мне не надо» — заявил в 2004 году Шварцман. Однако при этом признал, что не оформлял права на визуальный образ Чебурашки: «Я всю жизнь считал, что титры, в которых я указан как художник-постановщик фильма, являются как раз тем юридическим оформлением. Эти фильмы были сделаны 35 лет тому назад, когда никто никакого понятия не имел об авторском праве».

[1]

В связи с предстоящим судебным разбирательством директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности Владимир Энтин рассказал РИА Новости: «В законе «О защите интеллектуальной собственности» не проводится различия между литературным и изобразительным персонажем. И это может привести к тому, что в будущем времени появится огромное количество споров по вопросам интеллектуальной собственности».

Персонажи мультфильмов не впервые становятся предметом судебных разбирательств. Эдуард Успенский много раз возбуждал дела о неправомерном использовании образов Чебурашки, крокодила Гены, жителей Простоквашино.

Мировым соглашением завершился спор Александра Хайта, брата одного из создателей мультсериала «Ну, погоди!» Аркадия Хайта, с производителем одноименного детского шампуня и пены для ванны.

В 2003 году «Союзмультфильм» проиграл суд изготовителям глазированных сырков «Винни-Пух», заключившим договор напрямую с художниками Эдуардом Назаровым и Владимиром Зуйковым.

В сентябре 2006 года художник Наталья Орлова, нарисовавшая персонажей мультфильма «Тайна третьей планеты», подала в суд на петербургскую кондитерскую фабрику «Ландрин». Право на использование героев предоставила студия «Союзмультфильм», «Ландрин» с обвинениями не согласна.

Чебурашка назвал свою цену

Советская мульт-классика по-прежнему не стареет, потому что сделана с душой. Поэтому старые мультфильмы до сих пор приносят не только огромную радость, но и большие деньги. Настолько большие, что делить их — отдельное удовольствие.

Материальные стороны творчества подробно объяснил Верховный суд России в обзоре судебной практики по делам, связанным со спорами о защите интеллектуальных прав. Сегодня это горячая тема. Причем касается она не только художников и продюсеров, но и всех людей. Одни творят и зарабатывают. Другие наслаждаются и платят. Но правила использования персонажей и фамилии, кому надо платить за них, должны знать все. Например, вправе ли любящий папа нарядиться крокодилом Геной на семейном празднике или на школьной вечеринке своего ребенка? А портрет Чебурашки на капоте «Ягуара» — это привет из детства или нарушение авторских прав? Ведь крокодил Гена, Чебурашка, Леопольд, Волк и Заяц из «Ну, погоди!» и многие другие уже давно не просто любимые герои, а бренды. Там где бренды, там деньги. Где деньги, там правила. Например, до сих пор идут судебные процессы по поводу «Маши и Медведя». Авторы и правообладатели популярного мультфильма пытаются защитить своих героев от копирования. Точнее, хотят помешать посторонним зарабатывать на полюбившихся народу персонажах.

Кстати, судьба советских и современных мультгероев отличается лишь тем, как распределяются права на них. То есть, кому достаются доходы от брендов. Правила же использования персонажей поклонниками одни и те же. Закон разделяет ситуации, когда за любовь надо платить, а когда любить можно бесплатно. Но обычному человеку не так просто в них разобраться.

— В Гражданском кодексе приводится перечень обстоятельств, при которых использовать произведение можно свободно, в том числе без вознаграждения обладателю исключительного права, — пояснил «РГ» адвокат Андрей Миконин. — Статьи достаточно обширны, местами действительно написаны для юристов, а не рядовых граждан. Поэтому можно руководствоваться критерием цели: если она коммерческая, то ответ очевиден, надо платить. А если оправдана образованием либо семейными причинами — можно воспользоваться исключением из правила платного использования чужого интеллектуального труда.

Читайте так же:  Правила привлечения к уголовной ответственности

Иными словами, надо трезво оценивать свои поступки — наживаете вы хотя бы копейку за счет популярных персонажей или дарите радость себе и другим абсолютно бескорыстно. Бескорыстным положена скидка.

— Например, если приклеить наклейку к машине, то смотря в каких целях, — говорит Андрей Миконин. — По общему правилу будет действовать презумпция использования в личных целях. Но если на заднее стекло автомобиля поставить дисплей с трансляцией отрывков произведения, то уже будет действовать исключение из этого правила, даже если цели такой трансляции сугубо личные и некоммерческие.

Так что просто наклейка идет даром, а за дисплей, возможно, заставят доплатить. Также, по словам юриста, в обычном кругу семьи можно надеть костюм крокодила Гены. Это бесплатно. Веселый папа никому ничего не должен. Но когда отец захочет сыграть крокодила перед чужими людьми, здесь надо внимательно смотреть на обстоятельства. Скажем, если мероприятие образовательное и для учебного процесса крайне необходимо, нарядиться крокодилом можно. Или если ученики решили поставить школьный спектакль на тему приключений того же Чебурашки, платить владельцам героя не надо.

Однако аниматоры-профессионалы не могут просто так надевать костюмы известных персонажей. Тот, кто работает на детских утренниках, школьных вечеринках или жарких курортах за плату, обязан платить за свой героизм. В том смысле, что нельзя просто так изображать из себя любимого народом героя. Соответственно, если веселому папе, отличившемуся на школьной вечеринке, родительский комитет заплатит гонорар, то придется заплатить и авторские отчисления. Так что если за выступление светит прибавка в семейный бюджет, то папе надо или быть самим собой, или утрясать авторские вопросы.

Отдельный вопрос: какие персонажи платные, какие нет. Здесь важна оригинальность героя. Поэтому авторам современных персонажей приходится доказывать в судах, что их персонажи — особенные. Например, по «Маше и медведю» решено, что это аудиовизуальное произведение, мультфильм, объясняет юрист. Но не решено, насколько оригинальны персонажи и соответствуют ли они перечисленным в законе признакам. Суды на этот счет продолжаются.

То есть, может быть просто Маша, которой вправе пользоваться любой, и «та самая Маша», одна на весь мир, созданная конкретным автором. Брать без разрешения «ту самую Машу» и продавать в виде фотографий, игрушек и прочее нельзя.

В Москве схвачен славянский вор в законе по кличке Чебурашка

При проверке документов Сабреков предъявил милиционерам паспорт, имеющий признаки подделки. Он был оформлен на чужое имя, но фотография была вклеена именно Вадима Сабрекова. В отношении «авторитета» следственный отдел ОВД «Левобережный» возбудил уголовное дело по ч.3 ст.327 УК РФ (подделка документов).

[3]

Неоднократно судимый Вадим Сабреков был «коронован» в 1995 году при содействии грузинского вора в законе Лаши Шушанашвили по кличке Лаша Руставский и Германа Козловского. С обоими «криминальными генералами» Чебурашка отбывал наказание в одной из колоний Кировской области, сообщает «Росбалт». «Коронация» Сабрекова состоялась вопреки противодействию кировских «воров в законе» Садакова и Лихарева, которые позднее были убиты.

В настоящее время Вадим Сабреков является одним из самых активных и влиятельных воров в законе славянского происхождения, входящих в тбилисский клан Деда Хасана (Аслана Усояна), Шакро и Лаши Руставского. В Кировской области под началом Сабрекова находится одноименное преступное сообщество, которое промышляет незаконными финансовыми операциями, игорным бизнесом, незаконным оборотом наркотиков, алкогольным бизнесом, мошенничеством, а также легализацией незаконно полученных денежных средств.

Роль Чебурашки, который в Кирове бывает наездами и большую часть времени проводит в Москве или за границей, сводится к определению криминальной политики на территории области. Он также следит за поддержанием «воровских» традиций, выступает арбитром в спорах, возникающих между криминальными группировками и контролирует распределение «общака».

В течение последних лет правоохранительные органы Кировской области дважды пытались привлечь Сабрекова к уголовной ответственности, но оба раза милиционеры терпели фиаско. В сентябре 2004 года за поджог машины, водитель которой привез бандитам некрасивых проституток, были арестованы два авторитета из банды «сабрековские». Доказать руководящую роль самого Чебурашки, также присутствовавшего при совершении преступления, не представилось возможным.

В апреле 2006 года Сабреков, его доверенное лицо Эдуард Салимов и еще трое мужчин, не имеющих отношения к криминальному миру, были задержаны сотрудниками УБОП на берегу Вятки. В отношении них было возбуждено уголовное дело по факту браконьерства, совершенного группой лиц по предварительному сговору.

Видео (кликните для воспроизведения).

Расследование и судебный процесс по делу о «браконьерстве века» затянулось на полтора года, из которых 8 месяцев Чебурашка провел в СИЗО. В результате «рядовые» члены его банды получили по одному году лишения свободы с отсрочкой приговора на шесть месяцев, а «авторитетные» люди, включая самого Сабрекова, — по году с отсрочкой на восемь месяцев.

Источники


  1. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.

  2. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.

  3. Кофанов, Л.Л. Древнее право. Ivs antiovvm; М.: Спарк, 2012. — 313 c.
Чебурашку официально оформили
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here